Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Письмо осужденных ИР 99/11 г. Сургута – прихожан прихода во имя иконы Божией Матери «Споручница грешных».

  • Игумен Петр (Мещеринов). О лубочном христианстве

  • Возвращаясь к напечатанному

  • Открытое письмо

  • Циничное оскорбление патриотических и религиозных чувств

  • Александр Леонидович Ерохин, преподаватель Воскресной школы для взрослых,г.Ноябрьск. Дух коммерциализации или дух молитвенный?

  • О создании туристического центра в Тобольске

  • О проблеме Курильских островов

  • Сколько стоит праздник?

  • Молчаливая революция

  • Тюмень - не Содом и Гамоара!

  • В.В. Абраменкова. Культурная интервенция в России и детство

  • Новые "проповедники истины"

  • Йоги и гадалки не выдерживают проверки

  • О громкой и непристойной музыке в общественном транспорте

  • Писательский агитпроп

  • Валентинов день - развращение молодежи

  • Разговор про самоубийц

  • Татуировки

  • Если бы не отец Григорий, половины этих детей не было бы сейчас в живых

  • Причины падения уровня образования в России

  • Я хоронил их всех...

  • Зачем нам уроки нравственной жизни

  • Трагедия в Красном Яру

  • Встретили Нагиева

  • "Методика высасывания из пальца...", или Как мне предлагали стать доносчицей

  • «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»

  • Еще раз о Божьих одуванчиках

  • Божьи одуванчики, Божьи ли?

  • Время покаяния. Открытое письмо в редакцию газеты "Тюменские известия"

  • Иеромонах Анатолий (Берестов).Духовные основы наркомании

  • Слепые вожди слепых

  • Взрыва страны не получилось. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл

  • Трудности введения предмета "Основы православной культуры" в государственных и муниципальных образовательных учреждениях

  • От чистого сердца и помыслов добрых

  • Борьба (наркомания и нравственный выбор)

  • О гадании в святки

  • Сергианство, зарубежники, воссоединение...

  • Сладкие обещания

  • О демографической проблеме

  • Сказка не для всех

  • Российское образование и идолы атеизма

  • Эти прелестные игральные карты

  • Церковную школу строить придется всем миром

  • Проблема календарей

  • Правило возжигания свечей в храме

  • О церковной свече

  • О старом и новом стиле



  • Сергианство, зарубежники, воссоединение...

         27 мая 2002 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата под председательством митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, председателя Синодальной Богословской комиссии, состоялся семинар "Отношения Русской Православной Церкви и властей в 20-30-е годы". Семинар был проведен совместно Синодальной Богословской комиссией и Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата и явился одним из этапов подготовки богословской конференции Русской Православной Церкви "Православное учение о Церкви", запланированной на осень 2003 года. Руководство Отдела внешних церковных связей, в отсутствие митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, представлял заместитель председателя ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин.

         Участники семинара заслушали следующие доклады:

    • "Февральская пресс-конференция митрополита Сергия иностранным корреспондентам: историческое осмысление и историческое наследие" (О.Ю.Васильева, заведующая Центром истории религии и Церкви Института Российской истории РАН);
    • "Каноническая оценка церковных разделений 20-30-х годов" (протоиерей Владислав Цыпин);
    • "Церковно-политический аспект разделений и перспективы их преодоления" (А.В.Журавский, сотрудник Церковно-научного центра "Православная энциклопедия").

         В силу невозможности лично присутствовать на семинаре митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий, председатель Историко-правовой комиссии, направил приветствие участникам и текст своего выступления.

         На семинаре имела место оживленная и заинтересованная дискуссия. Деятельность митрополита Сергия (Страгородского), направленная на легализацию Патриаршей Церкви, восстановление церковного управления и устроение церковной жизни, была рассмотрена в различных аспектах - историческом, каноническом, церковно-политическом, духовно-нравственном. Обсуждение велось в перспективе развития диалога Русской Православной Церкви с представителями Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) с целью преодоления существующего ныне разрыва церковного общения.

         В ходе семинара, среди прочих, были высказаны следующие соображения:

         Термин "сергианство" используется в ходе полемики представителей Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом и выражает негативное отношение к деятельности митрополита Сергия (впоследствии Патриарха Московского и всея Руси), в частности, к изданию "Послания заместителя Патриаршего Местоблюстителя и временного Патриаршего Синода" 1927 года. Можно предположить, что слово "сергианство" является производным от термина "сергиане", который обозначал сторонников митрополита Сергия, подобно тому, как термины "григориане", "иосифляне" и т. п. - являлись обозначением сторонников других иерархов в период церковных расколов 1920-30-х годов. Использование термина "сергианство" в дискуссии нежелательно, так как он не является нейтральным, сам по себе выражает определенную позицию.

         Тщательный анализ публичных выступлений митрополита Сергия, а также доступных ныне материалов, отражающих его переговоры с представителями власти, показывает, что заместитель Патриаршего Местоблюстителя в своих усилиях по нормализации церковной жизни был озабочен благом Церкви и делал все возможное в конкретных исторических обстоятельствах, чтобы прийти к соглашению о легализации Высшего Церковного управления, не изменяя вероучительным и каноническим принципам. Он был предельно осторожен в выборе выражений и в период заключения вел себя как исповедник, защищая церковные интересы.

         Установка на нормализацию отношений с властями не может быть истолкована как предательство церковных интересов. Она была принята еще святым Патриархом Тихоном, а также нашла свое выражение в так называемом "Послании соловецких епископов", написанном в 1926 году, то есть за год до опубликования "Послания заместителя Патриаршего Местоблюстителя и временного Патриаршего Синода". Суть изменений в позиции Священноначалия заключалась в том, что, не признав поначалу законности новой власти, установившейся после переворота октября 1917 года, впоследствии, с упрочением этой власти, Церковь была вынуждена признать ее в качестве государственной и установить с ней двусторонние отношения. Эта позиция не является предосудительной; исторически Церковь неоднократно оказывалась в ситуации, когда она вынуждена была взаимодействовать с неправославными правителями (например, в Золотоордынский период или в мусульманской Османской империи).

         Одними из главных объектов критики действий митрополита Сергия как заместителя Патриаршего Местоблюстителя являются перемещения архиереев и наложения прещений на клириков. Перемещение правящего епископа может считаться вынужденной мерой, совершенной по икономии и во благо Церкви в том случае, если имело место запрещение властей на его пребывание в кафедральном городе. Такая практика являлась обычной в дореволюционный Синодальный период. Прещения, наложенные митрополитом Сергием, не носили характера церковно-судебных приговоров, а являлись предсудебными решениями, действующими в соответствии с канонами до производства суда, что и было подтверждено последующей канонизацией некоторых из подвергнутых прещениям (в том числе некоторых из так называемых "непоминающих").

         Осуществляя управление Церковью, митрополит Сергий и временный Патриарший Синод при нем предполагали возможность созыва Собора на легальных основаниях. То, что власти приняли в 1929 году дискриминационное для Церкви законодательство о культах и продолжали политику уничтожения Церкви и репрессий в отношении священнослужителей и мирян, которая делала практически невозможным созыв Собора, не может быть вменено в вину митрополиту Сергию и его сотрудникам.

         Рассматривая сложную как внутреннюю, так и внешнюю церковную ситуацию 1920-30-х годов (репрессии и закрытие храмов, разделения и расколы, поиск путей организации церковной жизни в новых исторических условиях и т.д.), следует помнить, что, согласно православному пониманию, Церковь - это не только иерархия и административная структура, но и весь народ Божий. Даже по официальной переписи 1937 года более половины населения заявило о себе как о верующих. Преемственность Церкви в советскую эпоху по отношению к Церкви дореволюционной не может быть сведена к вопросам сугубо канонического порядка. Частичное восстановление церковной жизни в военный и послевоенный периоды (открытие приходов, монастырей, духовных школ и т.д.) было бы невозможно без сохранения веры в православном народе и обращения к вере новых поколений, в чем следует усматривать прежде всего действие Промысла Божия о Церкви в России.

         Разрыв общения между Московским Патриархатом и частью Русской Церкви, находившейся за границей, произошел в период политического противостояния большевистского режима в России и иных государств, на территории которых нашли убежище миллионы русских православных людей. Политически окрашенными были и решения зарубежных церковных соборов 1920-х годов. Во всех испытаниях, которые выпали на долю Русской Церкви в минувшем столетии, присутствует политический фактор, который следует учитывать при церковно-историческом анализе.

         Отделение части Русской Церкви Заграницей и ее самоорганизация связаны с кардинальным различием условий жизни Церкви в Советской России и в эмиграции. В экстраординарной ситуации гонений на Церковь в России канонические проблемы не могли быть разрешены вполне удовлетворительным образом. Помимо рассмотрения церковных разделений как в России, так и за рубежом, предполагающего их оценку с точки зрения соответствия или несоответствия деяний иерархов и соборов букве канонов (акривия), следует рассмотреть ту же ситуацию с точки зрения возможного их осмысления в духе икономии.

         В целом канонический аспект церковных разделений в недавнем прошлом и настоящем и проблемы, которые он выявляет, указывают на настоятельную потребность кодификации норм церковного права. В противном случае сохраняется возможность канонического обоснования прямо противоположных действий. Различные пласты канонического предания - древний, византийский, эпохи Российской империи, послереволюционного периода - должны быть осмыслены с богословской, экклезиологической точки зрения, чтобы исключить возможность двусмысленных решений.

         Обвинения в коллаборационизме с антирелигиозной властью, выдвигаемые в адрес митрополита Сергия представителями Зарубежной Церкви, могут быть некоторым образом "уравновешены", если вспомнить факты сотрудничества находившихся в эмиграции иерархов с нацистским режимом, со спецслужбами различных государств и т.п. Однако в целях развития плодотворного диалога Русской Православной Церкви с теми представителями Зарубежной Церкви, которые ищут пути к воссоединению с Московским Патриархатом, не стоит акцентировать внимание на подобных фактах, дабы избежать тупиковой ситуации взаимных обвинений. Вместе с тем, нельзя и забывать об этих фактах, поскольку иначе вступает в действие двойной стандарт.

         Обсуждая возможности и формы воссоединения двух частей Русской Церкви, следует учитывать, что современная ситуация в корне отличается от ситуации 1920-1930-х годов. В настоящее время, в отличие от 1920-1930-х годов, Русская Православная Церковь живет в условиях свободы. Московский Патриархат является крупнейшей Поместной Православной Церковью, жизнь которой строится на основании канонического Предания и соборно принятых установлений, признанных всей Полнотой церковной. Предстоятель Русской Церкви свободно избран Поместным Собором и пребывает в общении со всеми Предстоятелями Поместных Православных Церквей. В своей внутренней жизни и церковно-общественной деятельности Русская Православная Церковь не испытывает внешних стеснений со стороны государства, от которого она юридически отделена, согласно Конституции Российской Федерации. В свою очередь, Русская Зарубежная Церковь является православной юрисдикцией, живущей обособленно от Вселенского Православия.

         Необходимо также учитывать, что в самой Зарубежной Церкви не все клирики и миряне стремятся к диалогу с Церковью в России. Об этом с очевидностью свидетельствует недавний уход в раскол бывшего Первоиерарха митрополита Виталия с группой клириков и мирян.

         Одним из серьезных препятствий для диалога с Зарубежной Церковью является сохранение ею юрисдикции над рядом церковных общин на канонической территории Русской Православной Церкви, которые в свое время отделились от Русской Православной Церкви. Сам факт наличия епископов и епархий Зарубежной Церкви в самой России противоречит традиционному убеждению ее представителей в том, что она является частью единой Русской Церкви, в силу исторических причин оказавшейся за пределами Родины. Данная озабоченность усугубляется тем, что большая часть общин, принятых в юрисдикцию Зарубежной Церкви, впоследствии отделилась и от нее, причем этот процесс в настоящее время усугубляется.

         Пребывая в надежде возможного в будущем воссоединения Зарубежной Церкви с Церковью в России, необходимо изучение вопроса о его организационных формах.

         Вопрос о церковной политике митрополита Сергия, помимо прочих, имеет также и духовно-нравственное измерение. Для достижения взаимопонимания с теми представителями Зарубежной Церкви, которые стремятся к восстановлению общения с Русской Православной Церковью, необходимо с особым вниманием отнестись к их озабоченности сохранением верности церковному Преданию и, в частности, тем традиционным началам, на которых строится здание Православной Церкви. Их опасения, связанные с тем, что митрополит Сергий и его преемники на Московской Первосвятительской кафедре в чем-то погрешили против правды Христовой, не могут быть развеяны посредством чисто исторических или канонических аргументов. Речь идет о суде христианской совести, но этот суд призваны осуществлять все христиане - как "зарубежные", так и "отечественные". И здесь уместно вспомнить выражение: "Суд без милости - не оказавшему милости" (Иак. 2. 13). В конечном счете, суд христианской совести - это прежде всего суд над самим собой, следствием которого является снисхождение к вольным и невольным прегрешениям братьев по вере.

         Требуется провести тщательный анализ того комплекса представлений, который получил в устах полемистов наименование "сергианства", осмыслить причины его возникновения, в том числе психологические и политические. В то же время необходимо со всей определенностью отвергнуть такой подход, когда в ходе диалога одна из сторон воспринимается как заведомо непогрешимая. Диалог может состояться и принести добрый плод только в том случае, если он будет вестись в духе взаимного доверия, снисхождения к другому, готовности как выявлять и признавать собственные ошибки, так и прощать ошибки других, покрывая несовершенства человеческих поступков любовью Христовой.

         Участники семинара пришли к выводу, что в сфере отношений с РПЦЗ конструктивной альтернативы диалогу с Зарубежной Церковью нет. Споры об исторических событиях не могут быть причиной и основанием для разделений. Восстановление церковного общения потомков русских эмигрантов и тех православных людей, для которых русская церковная традиция стала своей, с Православной Церковью в России послужит укреплению Православия.

         Для успешного ведения такого диалога считать целесообразным Синодальной Богословской комиссии в сотрудничестве с Отделом внешних церковных связей во взаимодействии с иными научными учреждениями Русской Православной Церкви, с привлечением иерархов, церковных дипломатов, богословов, историков, канонистов, продолжить углубленное изучение всего круга поднятых на семинаре вопросов - как в отношении опыта бытия Церкви в советской России, так и в отношении возможных путей и форм воссоединения зарубежных церковных общин с Церковью-Матерью.

         Этот итоговый документ утвержден решением Священного Синода РПЦ 18 июля 2002 года.



    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.