Не так давно многие наши сограждане стали очевидцами странной кампании, развернувшейся в СМИ по недопущению предмета "Основы православной культуры" в российские школы. Все мы увидели и прямое давление на министерство образования для достижения этой неблаговидной цели. Оставим эту кампанию на совести её организаторов. Всем нам предстоит явиться на суд Божий и ответить за все дела, слова и даже помышления - хотим мы того или не хотим. Однако, представим себе такую идеальную ситуацию, когда все препятствия устранены, и во многих школах России вдруг захотели бы, чтобы дети стали знакомиться с истинными православными истоками нашей культуры. Все ли тогда будет благополучно? Возрождать новое дело - всегда сложно. Но всё ли мы, трудящиеся на ниве светского и духовного просвещения, сделали для того, чтобы введение "Основ православной культуры" привело к хорошим, душеполезным результатам? Сразу возникают справедливые вопросы: кто будет преподавать этот предмет? Какие учебники использовать при этом? Как умело сочетать светский и конфессиональный подход при ведении принципиально новой дисциплины, т. е. возрождать хорошо забытую дореволюционную практику ознакомления учащихся с православной духовной грамотностью? Недоумений много, но мы не должны опускать руки: свято место пусто не бывает - не мы сегодня возьмемся за духовное просвещение детей - завтра и уже сегодня найдется (и находится уже) вместо нас сектантская замена.
И все-таки, какие же трудности ждут нас, кроме вышеуказанных, в ближайшее время?
Прежде всего - это неурегулированность юридически - правовой базы введения предмета "Основы православной культуры" в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Но это лишь внешняя и не главная причина отсутствия этого очень востребованного факультативного предмета в российских школах. Со временем этот вопрос будет, без сомнения, решен.
Можно указать более весомые внутренние причины. На наш взгляд, это:
1. Психологическая неподготовленность самих родителей, воспитанных в советской школе в духе непримиримого отношения ко всему религиозному, хотя видно и сильное желание родителей воспитать детей в традиционной для России шкале ценностей.
2. Отсутствие подготовленных педагогических кадров. Вышеуказанная причина распространяется и на учителей. Теология и религиоведение только совсем недавно появились в государственных стандартах высшего образования. Не хватает специалистов, и в названных научных дисциплинах сильна полемика о светском и конфессиональном подходе изучения. Однако, положа руку на сердце, можно ли душеполезно говорить о Боге, Православной Церкви безбожнику, или безразличному экуменисту, или просто человеку неправославному? Думается, что православные родители охотнее бы вверили духовное воспитание своих детей православному священнослужителю без светского образования, чем дипломированному атеисту - религиоведу или теологу (и такое случается). При острой нехватке священнослужителей и их всегдашней загруженности дефицит педагогических кадров можно восполнить светски образованными выпускниками соответствующих курсов из взрослых Воскресных школ и Богословских курсов при наличии у них государственного лицензирования.
3. Главное же, что отличает светские и православные духовные дисциплины - это жизнь в Церкви или вне ее, это жизнь по практическим Заповедям Христа или холодное теоретическое знание, никак не влияющее на нравственное поведение ученика. Печальное подтверждение тому - дореволюционная ситуация в России, когда Закон Божий был общеобязательным предметом, в аттестатах зрелости и дипломах университетов этот предмет занимал такое же почетное первое место как история КПСС и научный атеизм в недавнем прошлом. Преподавали Закон Божий в каждом учебном году священники после Духовных семинарий и академий...Однако, не прошло и нескольких месяцев после Октябрьской революции, как некоторые некогда усердные ученики с пятерками по данной дисциплине участвовали в физическом уничтожении Церкви и церковнослужителей, разрушении храмов и монастырей. Хрестоматийные ныне примеры - семинарист И.В. Сталин и крещеный и венчанный в Церкви В.И. Ленин с пятерками по Закону Божию в Симбирской гимназии и Казанском университете.
Выходов из сложившейся непростой ситуации видится несколько.
Во-первых, совместная работа с родителями и детьми в рамках классных часов и внеурочных мероприятий, в том числе совместное изучение богатейшей истории нашего Отечества, наполненного примерами самоотверженного служения России государственных деятелей, царей и князей, военачальников и простых воинов, представителей духовного сословия и мирян, возросших в лоне Русской Православной Церкви для воспитания подрастающего поколения в духе уважения и любви к нашей Родине и созидательного строительства общества.
Во-вторых, преподавание литературы, русского языка, истории Отечества, географии, природоведения, краеведения и даже естественно - научных дисциплин может вестись таким образом, чтобы полно и непредвзято освещать духовную основу Русского государства - Православия и сформировавшихся в его недрах национальных народных культур, прежде всего, русского народа. Это очень непростая, но вполне осуществимая задача создания нового поколения школьных, вузовских учебников и научных трудов по данной проблематике. Началом к этой работе должны стать краткие курсы для школьных и вузовских преподавателей по основам православной культуры, организуемых, как правило, при наших Духовных семинариях. Хорошим примером могут послужить известные летние курсы при Свято - Тихоновском Богословском институте под Москвой с выдачей свидетельства государственного образца.
В-третьих, это взаимодействие с Русской Православной Церковью в воспитании подрастающего поколения, с согласия родителей и детей. Эта деятельность очень индивидуальна для каждого отдельного ребенка. При этом недопустимым является нарушение конституционных прав свободы вероисповедания для каждого гражданина, любые формы недопустимого давления и принуждения в вопросах религиозных.
Сказанного достаточно, чтобы понять, что необходима большая совместная работа не только энтузиастов образования, но и централизованная государственная и церковная политика в области духовного просвещения. Другие же традиционные религии не могут быть ущемлены в своих правах по очень простой причине: введение "Основ православной культуры" - факультативный предмет, который вводится в классах на добровольных началах с согласия администрации школы, родителей и учеников. Кто мешает другим традиционным для России конфессиям проводить такую же работу на подобных законных основаниях?
Думаю, что нам, православным преподавателям, необходимо делиться накопленным опытом, общаться на семинарах и конференциях, проходить курсы, на которых изучается православная культура и создавать свои авторские учебники, методические пособия, не противоречащие нашей христианской совести в освещении богатейшего исторического и культурного наследия нашей Православной Святой Руси.
Д.Н.Майоров, преподаватель ТДУ
|