|
||
|
Священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря. В ответ на предвзятые мнения Геннадий Андреевич Крамор, г.Ишим. Загадка ишимского помянника Иерей Сергий Кистин. Святитель Иоанн Тобольский и Свенский монастырь с 1681 по 1695 год Михаил Михайлович Рябий, Югорский госуниверситет, Ханты-Мансийск. «Ты Бога слово право славил…» Диакон Максим Семенов. Памяти Архиепископа Омского и Тюменского Мефодия Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви за Уралом в дореволюционный период Церковно-славянский язык - язык богослужения Русской Православной Церкви А.Л. Беглов. Взаимоотношения Русской Православной Церкви и власти: история и современность Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин посетил Тобольск Cостоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви Митрополит Сибирский и Тобольский Игнатий (Римский-Корсаков) и Симеон Верхотурский В Москве прошли десятые юбилейные международные рождественские чтения Отношения между Константинополем и Римом накануне великого раскола. |
История - учительница жизни В начале октября рабочий ТНХК (Тобольского Нефтехимического комбината) В.Д.Браздецкий принес в Тобольскую Духовную семинарию ценный исторический документ - "Журнал Тобольской Духовной Консистории" за 1905 год. Почти два года документ лежал в одном из цехов и довольно сильно пропитался машинными маслами и сигаретным дымом. Еще до этого много документов лежало на крыше ремонтного завода, но потом они все куда-то исчезли. В сохранившемся журнале с большой дотошностью и тщательностью занесены все дела, которые каждый день поступали на рассмотрение Духовной консистории из приходов Тобольской епархии. Читатель, перелистывая страницы журнала, переносится в необычный для себя мир, со своим особым восприятием жизни. Приятно удивляет добропорядочность и высокая культура людей той поры, продуманность решений всех дел. Но невольно у читателя возникает вопрос: если в то время все так было хорошо, то почему же всего через какой-то десяток лет люди начали разрушать святыни, которые они на протяжении веков с таким трудом созидали? Что стало детонатором революционного взрыва и массового отступления людей от Церкви? Наибольшее зло для человека, как верующего, так и неверующего, когда он перестает стремиться к совершенствованию себя и окружающего мира, когда он начинает довольствоваться своим малым внешним благополучием, когда живет своим малым замкнутым мирком, под лозунгом: "Я вас не трогаю, и вы меня не трогайте!". В таком случае человек не замечает того, что творится кругом. Он, ссылаясь на свою занятость, важность неотложных дел, подобно упоминаемым в Евангелии священнику и левиту (Мк.10;30-36), проходит мимо побитого разбойниками человека, не замечает нуждающихся в его помощи людей. Он лишь формально воспринимает молитвенное прошение Церкви о мире всего мира. Но, самое интересное, что при таком своем настроении, он может довольно правильно рассуждать о политике и глобальных проблемах мирового устройства. Всегда удобнее, сидя в домашнем мягком кресле, рассуждать о гуманизме и милосердии, нежели на самом деле проявлять гуманизм и милосердие в отношении к близким. При внимательном изучении "Журнала Тобольской Духовной Консистории" все-таки складывается впечатление, что перед революцией в Церкви была непростая ситуация. Да, среди пастырей Церкви и среди простого народа было много настоящих подвижников, тружеников, которые позже пополнили ряды новомучеников и исповедников Российских, но в основном народ пребывал в некоторой духовной спячке, которой ловко воспользовались враги России и Православия. Это заметно в журнале, например, по тому, как особо тщательно велся финансовый учет всех средств, выделяемых Консисторией на ремонт или строительство храмов, на зарплату священнослужителям. С одной стороны, это оправданно, нельзя отвергать необходимость строгого порядка и отчетности. Но, с другой стороны, как говорит Апостол, праведнику закон не нужен, ибо он все делает по любви, по совести, по благодати. Законом, по слову Апостола, познается грех, то есть строгий закон нужен там, где есть недоверие друг к другу, где иссякает любовь. Система и порядок не должны довлеть над человеком, умалять его свободу и человеческое достоинство. Они должны только содействовать раскрытию и развитию богоподобных качеств человека. Специальная запись всех исповедников и причастников, которая велась на приходах уполномоченными Консисторией людьми, - еще одно доказательство оскудения доверия и любви друг к другу. Епископ хотя и утверждал своей подписью все консисторские дела, но чувствуется его отстраненность от дел, не чувствуется его тесной связи со своей паствой. Все это привело к отторжению от Церкви в первую очередь интеллигенции, а после 1917 года - к открытой вражде между разными слоями общества и к массовому государственному террору. И в наше время на несправедливость и косность системности особо остро реагируют дети и молодежь, которые в силу особенностей своей природы, хотят быстро расти и развиваться. Ныне почти все осознают, что советская школьная система, при всех своих достоинствах, старалась воспитывать именно "людей системы", которыми бы можно легко управлять и манипулировать. Всякое новаторство, за редкими исключениями, пресекалось на корню. Большинство школьных предметов преподавалось в духе господствующей идеологии материализма, односторонне. Не случайно, в условиях современной так называемой "свободы и демократии", дети и молодежь стали во многих случаях неуправляемыми. Они стараются вырваться из тяжелых уз. Даже городские многотысячные "тусовки" молодежи возле Софийского собора в ночь на Пасху и на Рождество похожи на молчаливое ожидание нищих на паперти храма. Они ждут, что на них в какой-то момент обратят внимание, проникнутся их проблемами, помогут найти смысл жизни. Они ждут, что в школе и вузах им будут давать не одностороннее материалистическое образование, а целостное (целомудренное), которое одновременно развивает интеллект, обуздывает чувства и укрепляет волю. Сегодняшняя светская школа когда-то вышла из монастырских и церковно-приходских школ и оскудела на любовь и милосердие. Настало время все вернуть на круги свои. Светскому образованию не надо таить обид и брезговать многовековым опытом Церкви по воспитанию не просто внешне добропорядочных людей, но людей святых, которые милосердны, гуманны не на словах, а на деле. "Historia est magistra vitae" (История - учительница жизни) - любили повторять древние римляне. Так и мы должны усвоить себе уроки истории и стараться не повторять тех ошибок, которые допускали наши деды и прадеды. | |||||||||||||