ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№10 2004 г.         

Перейти в раздел [ История ]

Диакон Максим Семенов. Памяти Архиепископа Омского и Тюменского Мефодия


30 лет назад, в ночь с 22 на 23 октября в Омске был зверски убит управляющий Омско-Тюменской епархией архиепископ Мефодий. Его смерть потрясла верующих всей епархии. Народ Божий с глубокой скорбью оплакивал своего любимого архипастыря. Никто точно не знал, что произошло и кем был убит владыка. Цензура советского государства не допустила распространения сведений об убийстве архиепископа Мефодия. Впоследствии, через 6 лет, когда состоялся суд над убийцей, власти вновь попытались опорочить в памяти верующих доброе имя дорогого им архипастыря. Сегодня многие верующие нашей епархии не знают о той трагедии, потрясшей Омско-Тюменскую епархию 30 лет назад. Помнить, чтить и поминать в молитвах своих архипастырей – святой долг каждого христианина, ибо Священное Писание учит нас «поминать наставников наших». Следуя этому наставлению, представляем Вашему вниманию, уважаемые читатели, сведения о жизни и архипастырской деятельности архиепископа Омского и Тюменского Мефодия, светлый облик которого навсегда останется в нашей памяти и в молитвах.

Преосвященный владыка Мефодий (в миру - Михаил Николаевич Мензак) родился 28 октября 1914 года в семье крестьянина в селе Русский Банилов Вашковского района Черновицкой области. В шестнадцать лет, после окончания школы, Михаил поступил послушником в монастырь (скит Кошна, Южная Буковина). В 1932 году Михаил был переведен в Крещатикский Иоанно-Богословский монастырь Черновицкой области.

В 1942 году Михаил Мензак был пострижен в монашество с именем Мефодия. Названный этим именем в честь равноапостольного просветителя славянских народов, молодой монах с этого момента перестал принадлежать себе и пошёл трудным путем послушания Церкви Божией.

24 декабря того же года о. Мефодий был рукоположен в иеродиакона, а 22 апреля 1945 года в иеромонаха и назначен настоятелем Михаило-Архангельского храма в селе Подлесное Черновицкой епархии.

В 1952 году о. Мефодий поступил в 3-й класс Московской Духовной семинарии. В 1954 году, закончив обучение в семинарии, иеромонах Мефодий поступил в Московскую Духовную академию, которую окончил в 1958 году. За кандидатское сочинение “Любовь ко Христу как основа нравственности” будущий архипастырь получил учёную степень кандидата богословия. После окончания академии о. Мефодий был оставлен профессорским стипендиатом и назначен помощником инспектора и преподавателем Церковного Устава и литургики при Московских духовных школах. В августе 1959 года иеромонах Мефодий был переведен инспектором в Саратовскую Духовную семинарию.

9 декабря 1959 года о. Мефодий назначается ректором Волынской Духовной семинарии, а 19 декабря возводится в сан архимандрита.

29 августа 1962 года архимандрит Мефодий был возведен на кафедру епископа Волынского и Ровенского. Чин хиротонии совершили: митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен, архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим, архиепископ Алеутский и Североамериканский Иоанн и другие иерархи.


Владыка Мефлдий с церковным хором
в день Ангела
22 декабря 1964 года епископ Мефодий становится епископом Черновицким и Буковинским, а с 7 декабря 1967 года епископом Вологодским и Великоустюжским.

2 февраля 1972 года, по решению Священного Синода, преосвященный владыка Мефодий был возведен в сан архиепископа и назначен управляющим Омско-Тюменской епархией.

13 февраля 1972 года новоназначенный архипастырь прибыл в Омск. Несмотря на поздний час, в кафедральный собор пришло множество верующих, чтобы встретить своего владыку. Все стояли с зажженными свечами. Торжественными песнопениями владыку встретил архиерейский хор. От лица омского духовенства священник Борис Качалов, исполняющий обязанности настоятеля собора, произнес приветственную речь. Архиепископ Мефодий поблагодарил за приветствие и, пожелав собравшимся мира и любви друг к другу, на всех призвал Божие благословение.

Для ознакомления с епархией владыка Мефодий посетил ряд храмов: Никольский храм города Омска, Знаменский собор и Всехсвятскую церковь города Тюмени, Никольский и Покровский храмы города Ишима.

Как вспоминают современники архиепископа Мефодия из духовенства, служить с ним всегда было легко, потому что не чувствовалось никакого гнета с его стороны. Он поистине не был грозным владыкой, но любвеобильным отцом. Никогда священнослужители не выслушивали каких-либо замечаний во время богослужений. Все замечания он делал по окончании службы в деликатной, мягкой форме, стараясь вразумить неисправного. Помимо своей паствы, владыка оказывал много любви и внимания духовенству, всячески защищал его от несправедливых и лживых обвинений анонимных клеветников.

Уполномоченный по делам религий Д. Иванов в отчете в Совет по делам религий отмечал о владыке Мефодии следующее:


Отпевание владыки Мефодия в 1974 году
“За время пребывания в епархии, как ее руководитель, он показал себя опытным, умелым и ревностным служителем церкви. Вся его духовная и практическая деятельность направлены на то, чтобы всячески сохранить и укрепить церковь, улучшать и усиливать ее религиозное влияние, обеспечить ему, как владыке, угодные в приходах порядки и удовлетворение ими потребности верующих. Нельзя, в связи с этим, не отметить того, что в этом отношении он своего добился. Никаких жалоб, неудовлетворённости его поведением со стороны верующих и служителей культа, что было массовым до него, не поступает, напротив, о нем все отзываются положительно, как о большом и достойном в его положении служителе. Следует заметить и о том, что в своем поведении по отношению к Законодательству о культах “Мефодий” занимает лояльную позицию”.

Между тем, как все в епархии было благополучно, внезапно произошла трагедия. В ночь с 22 на 23 октября 1974 года в доме епархиального управления, на улице Успенского, 26, где проживали омские архиереи, был зверски убит архиепископ Мефодий. К полудню вся епархия знала о случившемся. Секретарь епархии протоиерей Никита Елизарьев оповестил телеграммой Святейшего Патриарха Пимена об убийстве архипастыря. Вероятно, в эфире она была перехвачена зарубежными радиостанциями, и уже в тот же день “Голос Америки” оповестил мир, что в СССР, в Омске, убит православный епископ.

Как рассказывала в суде сторож епархии М.У. Литвинова, которая 22 октября 1974 года заступила на суточное дежурство в доме епархиального управления, вечером она, как положено, прикрыла ставни в архиерейском доме, которые выходили на улицу (владыка Мефодий ставни изнутри дома никогда не закрывал - прим. автора). “Примерно в 2З часа владыка Мефодий вышел погулять во двор (он всегда почти гулял перед сном), погулял минут 40 и зашел в дом, закрыв за собою дверь. Она, Литвинова, ночью ходила несколько раз в кочегарку, проверяла котел – все было тихо, ничего подозрительного она не видела. В сторожке, где она дежурила, во второй комнате спали келейник Климов и отец Алексий, его фамилия Колмогоров (в то время он был семинаристом - прим. автора). Утром, как обычно, она часов в 7 утра пошла открывать ставни в доме епархии, и, открыв ставню у углового окна, выходящего на ул. Степную, она обнаружила, что стекло в окне выставлено, а внутреннее стекло разбито на уровне шпингалета и внутренняя рама открыта. Она побежала в сторожку, подняла Колмогорова и келейника Климова и сказала, что, наверное, с владыкой что-то случилось, так как стекло в окне разбито и окно открыто. Все побежали туда, стали кричать владыку, но никто не отзывался, они поняли, что с владыкой что-то случилось. Она, Литвинова, открыв дверь в трапезную, позвонила по телефону в милицию и сообщила о случившемся, милиция долго не приезжала. В 9-м часу приехал шофер епархии Павел, с ним собрались ехать в милицию, но в это время милиция приехала сама. Сотрудник проник внутрь дома и, тут же вернувшись, сказал, что владыка мертв ...”

Из материалов следственного дела видно, что смерть владыки Мефодия была мученической. Убийца (или убийцы - прим. автора) сначала сломал владыке шею, затем нанёс по всему телу множество ударов бронзовой статуэткой, а после ножницами. Видя, что дело не доведено до конца, он связал владыке руки и хладнокровно задушил его шнуром от электролампы.

Началось следствие. Было задействовано большое количество штата омской милиции и КГБ, приехали помощники из Москвы. Но расследование так и не сдвинулось с мёртвой точки. Среди верующих ходили разные слухи об убийстве. Особенно была распространена версия о том, что убийство святителя - дело рук бывших бандеровцев, которые приговорили владыку Мефодия к смертной казни за помощь партизанам еще в годы Отечественной войны, когда будущий архипастырь проходил свое служение в оккупированных епархиях Украины. Говорили, что, несмотря на продолжительный срок, прошедший с тех лет, они все равно исполнили задуманное. Но все эти предположения так и остались на уровне слухов, народной молвы.

Тело почившего архипастыря было по-монашески приготовлено к погребению, облачено в архиерейские одежды и, по совершении заупокойной литии, поставлено в Крестовоздвиженском кафедральном соборе города Омска. У гроба убиенного святителя непрестанно читалось Святое Евангелие и служились панихиды. Верующие Омска и приезжие из других населенных пунктов епархии нескончаемым потоком шли проститься со своим любимым отцом и молитвенником.

Отпевание почившего архипастыря по благословению Святейшего Патриарха Пимена было совершено 26 октября, в день празднования Иверской иконы Божией Матери. В этот скорбный для омской паствы день в кафедральном соборе в сослужении большого собора священников и дьяконов епископ Новосибирский и Барнаульский Гедеон совершил заупокойную Божественную литургию. За литургией молились, а затем участвовали в отпевании архиепископ Харьковский и Богодуховский Никодим (ныне здравствующий митрополит Харьковский и Богодуховский), архиепископ Черниговский и Нежинский Антоний (ныне здравствующий митрополит Черниговский и Нежинский) - земляки владыки Мефодия и проживающий на покое в городе Омске епископ Венедикт (Пляскин). В отпевании также участвовало много духовенства из Омской и других епархий. Храм и вся церковная ограда были заполнены верующими. В прочувствованных надгробных словах архиепископы Никодим и Антоний и епископ Гедеон выразили глубокую скорбь о безвременно ушедшем собрате. Владыка Гедеон сообщил собравшимся в соборе, что Святейший Патриарх Пимен прислал телеграмму с выражением соболезнования клиру и пастве Омско-Тюменской епархии, а также и родственникам почившего.

При пении ирмосов Великого канона “Помощник и Покровитель” гроб с телом покойного архиепископа Мефодия был обнесён духовенством вокруг собора, после чего был доставлен в аэропорт и, по желанию родственников убиенного владыки, отправлен спецрейсом в Черновцы.


Могила владыки Мефодия
Омская паства болезненно восприняла весть о кончине своего святителя. Многие не хотели верить, что его не стало, а тем более не мог понять никто, за что он был убит. На протяжении шести лет органы предварительного расследования искали убийцу, и в конце 1980 года он был найден. Но совершал ли на самом деле Борис Киреев, осужденный на 10 лет заключения в колонии строгого режима, это преступление? Материалы уголовного дела весьма противоречивы.

Обвиняемый не признал себя виновным и обратился ко всем находящимся в зале суда с искренними словами, в которых сказал, что не убивал владыку. Он заявил, что явку с повинной вынужден был дать под давлением следственных органов.

Многие ему тогда поверили. Но запущенный судебно-следственный механизм уже предрешил судьбу человека. Не помогли и последующие обращения о пересмотре уголовного дела в областной суд. Приговор остался в силе. Следствие оставило также без внимания показания свидетелей, которые указывали на других неизвестных лиц, совершивших это злодеяние. Без внимания остались и такие существенные улики как неустановленные следы в архиерейском доме и разбитое окно, от которого поисковая собака брала след (официальная версия следствия говорила, что убийца проник в дом через парадную дверь) и др. Все эти противоречия, при ознакомлении с материалами суда, бросаются в глаза с первого взгляда. Складывается впечатление, что следствие было состряпано на скорую руку.

Чтобы не пересматривать дело, владыку на следствии выставили пьяницей, сквернословом и вообще безнравственным человеком. Это было на руку властям и атеистической пропаганде.

В памяти же своей паствы владыка Мефодий остался человеком добрым, спокойным и заботливым. Во всей епархии он никого не обидел, никто ничего плохого о нем не слышал. Он был любим как духовенством, так и прихожанами. С первых дней служения в епархии он проявил себя как ревностный служитель Бога Истинного. Написанная им в академии работа “Любовь ко Христу как основа нравственности” стала центральной темой всей последующей его жизни. Эту истину он пронес через всю свою жизнь, начиная от начала пастырства до мученической кончины.

“Если любовь ко Христу, - писал владыка, - настолько сильна, что превозмогает всё - и молодость, и красоту, и богатство, и житейскую роскошь, превышает родительскую любовь, и если ни смерть, ни жизнь и никакие силы не могут отлучить последователя Христа от любви к Нему, - то, тем более, никакая похоть, никакой грех не в состоянии этого сделать. Спасительная сила любви ко Христу, являющаяся основой всей нравственной христианской жизни, - неопределима, бесконечна... Смерть - это есть самое страшное и неотвратимое последствие греха (ср. 1 Кор. 15, 56). Любовь же Христова, в которой заключена беспредельная полнота истины, добра, красоты, блаженства и всех совершенств, уничтожает грех и его последствия, наполняет все существо человека радостным настроением, открывает ему путь к истинной жизни и блаженству”.(14)

Как рассказывала крёстная дочь владыки Мефодия (ныне здравствующая, проживает в городе Омске), незадолго до убийства архипастырь получил телеграмму с предложением от Синода перевестись в другую епархию, более лучшую, ближе к Москве. Владыка, прочитав её, немного подумал, как всегда улыбнулся и сказал, что раз Господь определил его на Омскую кафедру, то здесь он и останется продолжать свое святительское служение. Не мог тогда владыка предполагать, что скоро, за неделю до его 60-летия, оборвется его жизнь.

ПРИМЕЧАНИЕ:

В подготовке публикации использована биография, составленная по труду архиепископа Иоанна (Снычева).Русские православные иерархи периода с 1966 по 1975 гг. (вкл.). Машинопись. Куйбышев. 1976. Ч.II. С. 24-26; Архиепископ Омский и Тюменский Мефодий // ЖМП. 1974. №12. , а также уголовное дело № 1 - 628, 1980 год. Приговор Куйбышевского народного суда.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную

ИСКОМОЕ.ru
православная
поисковая
система
Русская неделя - интернет-журнал о современной православной культуре
Sudba.net - Портал православных знакомств Сербская Православная Церковь в Голландии Рейтинг ресурсов "УралWeb"
Современные сказки Религия и СМИ

Официальный сайт Тобольской митрополии

Сайт Ишимской и Аромашевской епархии

Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"

Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2017 г.