Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Сибирский листок

  • Артур Васильевич Чернышов. Оглянись в раздумье

  • Архивная комиссия при тобольском братстве св. Димитрия Солунского как историко-научный центр Сибирского Православия (1902-1918 гг.)

  • Священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря. В ответ на предвзятые мнения

  • C “батей” по минному полю

  • А.Фаберов. Спасение “богини красоты”

  • Диакон Андрей Кураев. Война: чудо и сказки

  • Геннадий Андреевич Крамор, г.Ишим. Загадка ишимского помянника

  • Артур Васильевич Чернышов. Строка из книги скорби...

  • О.И.Ососова, член Тюменского историко-родословного общества. К 100-летию со дня смерти протоиерея Николая Скосырева, ключаря Тобольского Софийского кафедрального собора

  • Татьяна Нифоновна Тепышева. Из России в Сибирь

  • Иерей Сергий Кистин. Святитель Иоанн Тобольский и Свенский монастырь с 1681 по 1695 год

  • Михаил Михайлович Рябий, Югорский госуниверситет, Ханты-Мансийск. «Ты Бога слово право славил…»

  • Диакон Максим Семенов. Памяти Архиепископа Омского и Тюменского Мефодия

  • Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви за Уралом в дореволюционный период

  • Церковно-славянский язык - язык богослужения Русской Православной Церкви

  • Заветные мысли царицы Александры Федоровны

  • А.Л. Беглов. Взаимоотношения Русской Православной Церкви и власти: история и современность

  • Наши харбинские пастыри

  • Salus extra ecclesiam non est

  • Юность моя - Харбин

  • Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин посетил Тобольск

  • Белое дело

  • История женского образования

  • Оттепель (1943 - 1960). Часть 2

  • Оттепель (1943 - 1960). Часть 1

  • История - учительница жизни

  • Хроника - декабрь

  • Хроника - Рождество

  • Как постились наши предки

  • Хроника-ноябрь

  • Хроника-октябрь

  • Наш православный предок

  • Cостоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви

  • Хроника - сентябрь

  • История Тобольской семинарии

  • Хроника - август 2002 г.

  • Хроника - июнь

  • Актовый день в тобольской семинарии

  • Хроника - Июль

  • Село Каменка Тюменского района

  • История Вознесенско-Георгиевской церкви

  • Прошлое не умирает...

  • Хроника - Апрель(2)

  • За псевдонимом не скроешь своей некомпетентности

  • Акция протеста против действий Ватикана в России

  • Хроника - апрель

  • О психологии и ее истоках

  • Митрополит Сибирский и Тобольский Игнатий (Римский-Корсаков) и Симеон Верхотурский

  • Хроника - февраль

  • В Москве прошли десятые юбилейные международные рождественские чтения

  • Человек года

  • Хроника - ноябрь

  • Русский экстрим

  • Всемирный русский народный собор

  • Спустя 68 лет

  • Не только памятью мы живы

  • Юбилей

  • Храму с. Шорохово - 120 лет.

  • Число православных в мире

  • Церковь и война

  • Хроника-Тюмень

  • Хроника Августа

  • Первая служба в храме п. Харп.

  • Успенско-Никольский храм г.Ялуторовска

  • Состояние Свято-Троицкого Монастыря

  • Священномученик Иларион

  • С Абалацкой крестный ход

  • Первая литургия в древнем храме

  • Первая епархия в Сибири

  • Отношения между Константинополем и Римом накануне великого раскола.

  • Отец Фотий

  • Освящение Свято-Владимирского храма в с.Петелино

  • Новая часовня в Тюмени

  • Крещение в Тюмени 2000

  • День святой Троицы в Тюмени

  • День победы

  • Православные гимназии Ханты-Мансийского благочиния

  • Восстановить часовню

  • Владыка Мефодий

  • Верните нам нашу историю

  • Верните улицам имена, а не псевдонимы

  • Варнавна

  • В москве прошли десятые юбилейные международные рождественские чтения

         Пять тысяч православных и светских педагогов из различных регионов России и стран СНГ, в том числе с Украины, из Белоруссии, Латвии и Эстонии, приняли участие в работе традиционного образовательно-катехизического форума, открывшегося в Москве 27 января 2002 года.

         Торжественному открытию чтений предшествовало Патриаршее богослужение в Храме Христа Спасителя, за которым Предстоятель Русской Православной Церкви возвел игумена Иоанна (Экономцева), председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации, в сан архимандрита.

         Затем в Государственном Кремлевском дворце состоялось открытие Х Международных Рождественских образовательных чтений. С приветственным словом (приводится ниже полностью) к участникам форума обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

         Было оглашено приветствие руководителя администрации Президента РФ А.С.Волошина. В послании, в частности, отмечается, что Рождественские чтения стали заметным явлением в общественной и научной жизни страны. "Высокий авторитет вашего форума, богатое содержание проходящих дискуссий обеспечиваются участием в них видных представителей Русской Православной Церкви, светских научных кругов, государственных учреждений и общественных организаций. Образовательная и миссионерская деятельность Церкви, ее социальное служение заслуживают всяческой поддержки и глубокого осмысления", - говорится в послании.

         На торжественном открытии чтений выступили Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет, министр образования Российской Федерации В.М.Филиппов, председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций В.И.Зоркальцев, президент Академии образования Российской Федерации Н.Д.Никандров, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата архимандрит Иоанн (Экономцев), председатель Союза писателей России В.Н.Ганичев, представители органов государственной власти и общественных организаций.

         Работа православного форума продолжилась пленарными заседаниями в здании мэрии Москвы. В рамках Рождественских чтений прошло также около шестидесяти конференций и "круглых столов" по проблемам церковной и общественной жизни, вопросам религиозного образования.

    "Не препятствуйте детям приходить ко Мне" (Мф. 19. 14)

         Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на открытии Рождественских образовательных чтений

         Уважаемые члены президиума, преосвященные архипастыри, досточтимые пастыри, дорогие братья и сестры!

         С духовной радостью приветствую всех вас - людей, посвятивших себя великому и святому делу образования. Вот уже в десятый раз открываются сегодня Рождественские чтения. Среди нас не только священники и педагоги, но и государственные деятели, врачи, ученые, труженики культуры, предприниматели. С каждым годом все больше людей желает принять участие в чтениях. Все шире становится круг обсуждаемых вопросов, все яснее мы осознаём, что именно нужно для подлинного возрождения народа.

         Проблемы, обсуждаемые на нашем форуме, актуальны, как никогда прежде. За прошедшее десятилетие они стали общезначимыми. Недаром мы видим здесь руководителей федеральных органов исполнительной власти, депутатов разных уровней, представителей региональных и местных администраций. Надеюсь, что каждый из нас понимает: Россия не возродится, если духовно-нравственные ценности не будут поставлены во главу угла. Без обращения к традиционным основам жизни, благодаря которым мы некогда стали великой державой, невозможно дальнейшее развитие страны и ее выход из затяжного кризиса. На протяжении последних лет мы воочию убедились, как может быть беспомощно и ничтожно государство само по себе, если оно лишено опоры на тысячелетнюю народную мудрость, на высший духовно-нравственный идеал.

         Наш народ по-прежнему страдает от моральной и мировоззренческой опустошенности. Разве случайно, что почти два миллиона детей оказались выброшенными на улицу, не ходят в школу! А сколько юных душ приобщилось к алкоголю, наркотикам, разврату, с ранних лет познало душевную горечь! Разве уже не ясно, что на путях сугубо человеческих выхода нет и не будет, что ничего доброго не получится без обращения к Богу, Первоисточнику всякого блага, Зиждителю всякой жизни.

         Равнодушие к духовно-нравственному состоянию общества сегодня поистине преступно. И каждому придется сделать выбор. Чему служить - добру или злу? Богу или маммоне? Своему Отечеству и народу или же сиюминутной выгоде, тщеславию и эгоизму?

         Церковь возвещает и власть имущим, и простым людям, и всему роду человеческому: без внимания к духовным основам жизни, без Бога, без исполнения Его заповедей, без нравственных приоритетов никакое внешнее благополучие, никакие знания и технологии, никакие вещи и деньги, никакая власть и сила не способны дать человеку подлинного счастья, полноты и гармонии бытия. Святой апостол Павел пишет: "О горнем помышляйте, а не о земном... Облекитесь, как избранные Божии, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно... Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства, и да владычествует в сердцах ваших мир Божий" (Кол. 3. 2, 12-15). Мир в душе человеческой, мир в семьях и в коллективах соработников, мир в стране и мире немыслим без возрождения духовной жизни.

         Уважаемое собрание! Сегодня мы проходим трудный путь очищения от скверны, от всего, что затемняет подлинный лик Русской земли. В возвращении человеку Божественного дара свободы я вижу главное завоевание минувшего десятилетия. Но свобода, обретенная людьми, не должна смениться рабством греху и пороку. "К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти", - мудро остерегает апостол (Гал. 5. 13).

         Борьба добра и зла ныне достигла чрезвычайной остроты. Если раньше зло предпочитало действовать исподтишка, под покровом ночной тьмы, то теперь оно вышло из подполья и уже почти не прикрывается маской блага и пользы. Зло заявляет о себе все громче и откровеннее, претендуя на то, чтобы стать непререкаемой нормой общественной и личной жизни. Мы пережили период длительного насильственного отторжения от Бога. И на собственном опыте знаем, как внутренне обеднена жизнь, лишенная соприкосновения с Творцом. Все больше понимает это и западный мир, немалая часть которого в свое время добровольно отреклась от Бога, провозгласив себя постхристианским обществом.

         Впрочем, теракты в Соединенных Штатах изменили отношение американцев к нравственному содержанию культуры. Были положены на полку десятки уже отснятых фильмов со сценами жестокости и насилия. На американском телевидении сейчас стараются показывать больше программ, вызывающих добрые чувства, пробуждающих патриотизм и сочувствие к страждущим. Приходит понимание того, что увиденное на экране может воплотиться в реальности и обернуться тысячами погибших.

         А у нас по-прежнему любое выступление против пропаганды насилия, разврата, цинизма пытаются объявить посягательством на свободу самовыражения. Но недаром многие люди, православные и неправославные, верующие и неверующие, возмущаются такими передачами, как шоу "За стеклом". Подобные программы душевредны не только для обитателей стеклянных клеток, но, может быть, еще в большей мере для подглядывающих за чужой интимной жизнью.

         Неблагополучная ситуация в обществе не могла не отразиться и на школе, на ее материальном благосостоянии, на учебном процессе, а прежде всего - на духовно-нравственных основах ее бытия. Неразбериха в программах привела к тому, что нередко под предлогом новаций в школу внедряются сомнительные учения, такие, как вальдорфская педагогика, рерихианство, валеология. К сожалению, немногие из педагогов отдают себе отчет в той опасности, которую оккультизм и моральный нигилизм несут незрелым душам.

         Конечно, всем нам хочется видеть детей здоровыми и счастливыми. Однако физическое здоровье не может достигаться любой ценой, в особенности ценой здоровья духовного. Забота о здоровье не оправдывает насаждения культа силы и гордыни, унижения убогих и немощных, попыток сказать детям и подросткам, что все, чего они ни пожелают, хорошо и правильно, а вековые нравственные нормы, легшие в основу общественного порядка, якобы являются лишь "пережитками прошлого" и порождают "комплексы".

         Истинное образование есть становление не только плоти, не только ума, но и сердца. Вот почему школа, давая знания и помогая юному человеку вырасти сильным и здоровым, одновременно должна научить его отличать добро от зла, правду от лжи, подлинную свободу от порабощения инстинктам и страстям.

         Все шире распространяется наркомания - новая страшная беда молодежи и всего нашего общества. Этот пагубный недуг растет как снежный ком, поглощая новые и новые жертвы. Одними административными мерами справиться с ним невозможно. Только укрепляя внутреннюю целостность человека, его духовный стержень, можно одолеть эту беду.

         Уже не раз с этой трибуны приходилось говорить о развращающих детей программах полового воспитания, которые ничего, кроме вреда, принести не могут. Сумеют ли дети, растленные с малолетства, создать впоследствии полноценную семью и воспитать собственных чад?

         Надо с самых ранних лет учить детей бороться с грехом, проповедовать им идеалы целомудрия, чистоты и верности в отношениях между мужчиной и женщиной. Ведь из своего духовного опыта Церковь знает: человек, не умеющий победить блудной страсти, не сможет обуздать в себе и других пороков. Тот, кто заражает детей бациллами разврата в привлекательной упаковке удовольствия, растит будущих преступников. Недаром сурово предупреждает Господь: "Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской" (Мф. 18. 6).

         Школа, выпавшая из традиции, школа, в которой не соблюдают преемственности поколений и не передают нравственных начал, - способствует только дальнейшему разрушению общества, а не созиданию его. Взрывчатое вещество растления, будучи заложено в школу, может оказаться для народа более гибельным, чем любые теракты.

         Подобная ситуация и в школе, и во всем нашем обществе сложилась не сама по себе. К ней привели семьдесят лет воинствующего безбожия и пренебрежение традиционными ценностями, усилившееся в последние годы. Если мы хотим, чтобы у нас было достойное будущее, необходимо вернуться к тому, чем жил наш народ тысячу лет, усвоить душой высокие и светлые идеалы добра, красоты, любви к людям и к Отечеству, нестяжания, самоотречения, подвижничества.

         Думается, что пора распространить опыт преподавания "Основ православной культуры" на все государственные школы России. Законодательство нашей страны позволяет вводить данный предмет в рамках национально-регионального компонента основной образовательной программы или в рамках ее школьного компонента. Конечно, для расширения преподавания этого предмета нужны десятки тысяч преподавателей. Они уже готовятся - и в духовных школах, и в Свято-Тихоновском православном богословском институте, и в Российском православном университете, а с недавнего времени также в рамках высшего теологического образования в светских вузах. Очевидно, следует начать готовить соответствующие кадры в пединститутах, университетах, институтах повышения квалификации. Необходимо, чтобы преподавание "Основ православной культуры" было поставлено на достаточно высокий уровень, дабы духовное наследие народа не оставило безразличным детские сердца.

         И не нужно бояться того, что среди учеников могут оказаться дети мусульман, иудеев, буддистов. Ведь достижения русской православной культуры суть неотъемлемая часть мировой духовной сокровищницы, а тем более нашего образа мысли и жизни, веками объединяющего народ.

         Во многих школах уже осуществляется добровольное православное образование и воспитание. Такая практика нуждается в расширении. Причем она никоим образом не ущемляет прав национальных и религиозных меньшинств - мы будем только рады, если они смогут реализовать возможность религиозного обучения в рамках государственной системы образования, и такая возможность должна быть перед ними открыта.

         Огромную роль играют православные гимназии, лицеи и иные подобные школы, которых становится все больше. Убежден, что они достойны самой широкой государственной поддержки, равно как и воскресные школы, успешно действующие при сотнях приходов и монастырей.

         Дорогие участники и гости чтений! Православие - вовсе не идеология, не набор абстрактных убеждений. Это жизнь, наполненная любовью ко Господу и к людям, добрым отношением ко всему творению Божию. Утверждение веры и православного образа жизни должно быть осознано не только как дело духовенства, все еще очень малочисленного, но как забота десятков миллионов мирян, всех здоровых сил общества, с которыми наша Церковь готова теснейшим образом сотрудничать в любом добром деле.

         От нас самих зависит, с какими дарами приступим мы к Вифлеемским яслям Христа Родившегося. Совершили ли мы дела добра и милосердия, были ли наши души отверсты покаянию и прощению, содействовали ли мы благодатному единению людей, противились ли пагубным раздорам? Господь побуждает нас непрестанно стремиться к духовному совершенству, утверждать словом и делом высокие идеалы жизни во Христе.

         Рождество Господа нашего и Спасителя - это воистину праздник чистых душ. Недаром он так близок, дорог и понятен детям. Этот праздник пробуждает во всяком сердце, даже ожесточенном грехом, удивительное чувство нежности и благоговения к Всемогущему Богу, благоволившему явиться в сей мир беспомощным и беззащитным Младенцем.

         Еще совсем недавно подавляющее большинство детей и взрослых было не по своей воле лишено великой духовной радости о Воплотившемся Спасителе. И как отрадно видеть, что сегодня души множества людей, еще пребывающих во мраке неведения Истины, вновь тянутся к теплу и свету Вифлеемского очага. Будем всегда помнить слова Христовы: "Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне; ибо таковых есть Царство Небесное (Мф. 19. 14).



    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.