В Евангелии от Иоанна читаем: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Духовный подвиг Кирилла и Мефодия в том, что нашему народу было даровано Слово Божие, воплотившееся в славянский Глагол, церковно-славянский язык - язык Русской Православной Церкви, язык нашего общения с Богом, язык церковного богослужения и богопознания.
До этого времени богослужение позволялось вести на греческом, латинском и еврейском языках. И если другие языки (латынь, греческий) были лишь приспособлены для богослужения, то наш церковно-славянский язык был специально создан для этой высокой цели: каждое слово его устремлено в Горний мир.
Как тут не вспомнить диспут Константина Философа (так называли Кирилла до пострига). Когда он прибыл в Венецию, собрались против него латинские епископы и черноризцы, как вороны на сокола, и воздвигали триязычную ересь - свидетельствует житие Константина Философа. «Не идёт ли дождь от Бога равно на всех, не сияет ли на всех солнце, не равно ли все мы вдыхаем воздух, - говорил Константин, - как же вы не стыдитесь лишь три языка признавать, а прочим всем народам и племенам быть слепыми и глухими».
В 863-66 годах переведены Кириллом с греческого языка на славянский основные службы церковные, Евангелие, Апостол, Псалтирь, Часослов. И с этого времени славяне причислялись к великим народам, что славят Бога на своём языке.
До 1917 года выпускник гимназии хорошо знал несколько языков, был начитан в текстах на различных языках в подлиннике, но родной язык, классическая литература, церковно-славянские тексты были главнейшими. Объём языкового образования охватывал до 55% учебного времени 12-летнего среднего образования. Такое внимание языковому образованию на сегодняшний день уделяют современные школы Италии, Франции, Германии.
В 20-е годы постановлением о «единой трудовой школе» с жёсткими задачами подготовки «рабочего к станку», бездумных винтиков, способных выполнять лишь волю «вождей», была разрушена система среднего и высшего образования России. Резко сократился объём и снизилось качество языкового образования в школе. От всего курса родного языка остались лишь правила орфографии и пунктуации.
Тогда же под флагом атеизма были отрезаны корни русских культурно-исторических традиций: «отлучили» от Церкви русский народ, запретили преподавание церковно-славянского языка в школе, разрушили памятники духовной и материальной культуры. Обливались грязью величайшие достижения русской культуры («Пушкина, Достоевского, Есенина - за борт современности») во имя торжества «пролетарской культуры», с целью ускоренного строительства бесклассового, безнационального общества с единым языком, которым «не станет ни русский, ни немецкий, ни армянский».
Планомерно уничтожалось русское православное духовенство как носитель церковно-славянского языка. Разрушалась система экологического равновесия языковой и духовной культуры, выпестованных Православием. То, что не удалось сделать ни папским легатам, ни крестоносцам, ни униатам, ни лютеранским проповедникам, упорно осуществляла «своя родная партия воинствующих безбожников».
Революционные матросы ходили из типографии в типографию и прикладами разбивали шрифт церковной печати, заодно и букву "ять" , уж очень она напоминала крест над куполом православного храма, а буквы «гражданки» напоминали церковно-славянский. И была поставлена задача перевести графическую систему русского языка на алфавит «международного пролетариата» - латиницу. А между тем отказ от церковнославянского языка, от надёжной поддержки литературного русского языка, неиссякаемого источника богатства и могущества, правдивости и величия, Н. С. Трубецкой, известный богослов, квалифицировал как «бездумное самооскопление».
И пошёл процесс, предсказанный Ломоносовым: «дикие и странные слова, нелепости и неприличности» с тех пор вкрадываются к нам и «искажают собственную красоту нашего языка и к упадку преклоняют».
И, действительно, сколько нецензурных слов слышит наше ухо с экрана телевидения. И от кого? От тех, кто призван нести языковую культуру. Обидно слышать, как кандидат филологических наук с гордостью говорит о выпущенном им словаре русского мата, тут же добавляя, что ни одно дело русский человек не делал без ругани. Это значит заведомо взять и оболгать русского человека, который ничего не делал без молитвы. «Без Бога ни до порога». Русский человек знал, что «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» и «из гнилого сердца - гнилые слова», эти евангельские истины воспитывали в человеке благоговейное отношение к слову. Русский человек помнил, ещё изучая азбуку, «Рцы Слово Твердо», именно поэтому слово сказанное соответствовало делу, удивлялись заморские торговцы, как русский человек мог держать слово, не отступая от него. Сегодня смело можно сказать, что человек забыл всё, потеряв духовную культуру, и поэтому думает одно, говорит другое, а делает третье.
Процесс разрушения языка продолжается: то там, то тут слышим разговоры, что язык Церкви непонятен, о чём поют, что читают, нужно богослужения перевести на русский, более понятный язык. Это нужно расценивать как очередное покушение и изгнание, но теперь уже и из Церкви, боговдохновенного церковнославянского языка.
А что может быть непонятным человеку, хотя бы единожды зашедшему в храм? «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу» - звучит возглас священника, и церковный хор отвечает: «Благослови, душе моя, Господа и не забывай всех воздаяний его». И человек начинает вспоминать, что всё, что он имеет: здоровье, работу, семью - за всё нужно научиться благодарить. На Божественной литургии прихожанин слышит Бога-Слова, внимая Заповедям Блаженства. «Блажении чистии сердцем, яко тии Бога узрят». «Блажении кротции, блажении милостивии, блажении миротворцы, блажении алчущии и жаждущие правды - яко тии помиловании будут, яко тии Сынове Божии нарекутся, яко тех есть Царство Небесное» (Мф, 5:2:12). И созидается храм Божий внутри нас: сердечная чистота, кротость, милосердие, мирное устремление сердца, братолюбие, жажда правды, готовность следовать путём Христовых Заповедей. Весь храм благоговейно замирает, устремляясь к Горнему миру, когда поётся Херувимская песнь: «Иже Херувимы тайно образующе, всякое ныне житейское отложим попечение». И человек, пребывающий в суете повседневной жизни, признает - да, житейское отложить надо и вспомнить о душе, так как смысл жизни православного христианина - спасение души.
Со знанием церковнославянского языка шло в наши души Слово Божие, формировалось народное самосознание. Смирение и терпение - характерные черты народа нашего. А сейчас теряет русский национальный характер лучшие свои качества. Пустота заполняется отбросами американской, наиболее «престижной антикультуры с пропагандой убийств, разврата, благодати баксов». И торжествует житие богомерзкое. А нравственным критериям праведности нас учит чтение церковных книг. «Ищите же прежде Царствия Божия и Правды Его» (Мф,6:33). «Какая польза человеку, если весь мир приобрящет, душу же свою отщетит» (Мф, 16:26). Заучивал ученик русской школы десять Заповедей и девять Блаженств Евангельских, в душе противопоставляя семи смертным грехам семь честных добродетелей: гордости - смирение, сребролюбию - нестяжание, блуду - целомудрие, гневу - кротость, чревоугодию - воздержание. И боясь впасть в эти грехи, смиренно, с покаянием повторял слова: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих, очисти беззаконие мое». Каялся человек, сознавая свою немощь, если кого-то обидел словом, делом, помышлением, зная, что «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит».
«Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое». Слово «достояние» изобрели Кирилл и Мефодий, в греческом языке оно означает «наследие, наследство», прежде всего духовное, дабы наследники жили достойно, сохраняя и приумножая Божие и человеческое достоинство своё.
«Вспомните, люди русские, - говорил праведный Иоанн Кронштадтский, - что такое Русь! Она есть Подножие Престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский. Вспомните, какую ответственность несёте вы перед Господом за сохранение России и что может стать во всём мире в случае её падения».
Л.И.Федорова,
завуч Воскресной школы прихода храма свт. Алексия Московского,
г. Нягань.
|