Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Сибирский листок

  • Артур Васильевич Чернышов. Оглянись в раздумье

  • Архивная комиссия при тобольском братстве св. Димитрия Солунского как историко-научный центр Сибирского Православия (1902-1918 гг.)

  • Священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря. В ответ на предвзятые мнения

  • C “батей” по минному полю

  • А.Фаберов. Спасение “богини красоты”

  • Диакон Андрей Кураев. Война: чудо и сказки

  • Геннадий Андреевич Крамор, г.Ишим. Загадка ишимского помянника

  • Артур Васильевич Чернышов. Строка из книги скорби...

  • О.И.Ососова, член Тюменского историко-родословного общества. К 100-летию со дня смерти протоиерея Николая Скосырева, ключаря Тобольского Софийского кафедрального собора

  • Татьяна Нифоновна Тепышева. Из России в Сибирь

  • Иерей Сергий Кистин. Святитель Иоанн Тобольский и Свенский монастырь с 1681 по 1695 год

  • Михаил Михайлович Рябий, Югорский госуниверситет, Ханты-Мансийск. «Ты Бога слово право славил…»

  • Диакон Максим Семенов. Памяти Архиепископа Омского и Тюменского Мефодия

  • Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви за Уралом в дореволюционный период

  • Церковно-славянский язык - язык богослужения Русской Православной Церкви

  • Заветные мысли царицы Александры Федоровны

  • А.Л. Беглов. Взаимоотношения Русской Православной Церкви и власти: история и современность

  • Наши харбинские пастыри

  • Salus extra ecclesiam non est

  • Юность моя - Харбин

  • Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин посетил Тобольск

  • Белое дело

  • История женского образования

  • Оттепель (1943 - 1960). Часть 2

  • Оттепель (1943 - 1960). Часть 1

  • История - учительница жизни

  • Хроника - декабрь

  • Хроника - Рождество

  • Как постились наши предки

  • Хроника-ноябрь

  • Хроника-октябрь

  • Наш православный предок

  • Cостоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви

  • Хроника - сентябрь

  • История Тобольской семинарии

  • Хроника - август 2002 г.

  • Хроника - июнь

  • Актовый день в тобольской семинарии

  • Хроника - Июль

  • Село Каменка Тюменского района

  • История Вознесенско-Георгиевской церкви

  • Прошлое не умирает...

  • Хроника - Апрель(2)

  • За псевдонимом не скроешь своей некомпетентности

  • Акция протеста против действий Ватикана в России

  • Хроника - апрель

  • О психологии и ее истоках

  • Митрополит Сибирский и Тобольский Игнатий (Римский-Корсаков) и Симеон Верхотурский

  • Хроника - февраль

  • В Москве прошли десятые юбилейные международные рождественские чтения

  • Человек года

  • Хроника - ноябрь

  • Русский экстрим

  • Всемирный русский народный собор

  • Спустя 68 лет

  • Не только памятью мы живы

  • Юбилей

  • Храму с. Шорохово - 120 лет.

  • Число православных в мире

  • Церковь и война

  • Хроника-Тюмень

  • Хроника Августа

  • Первая служба в храме п. Харп.

  • Успенско-Никольский храм г.Ялуторовска

  • Состояние Свято-Троицкого Монастыря

  • Священномученик Иларион

  • С Абалацкой крестный ход

  • Первая литургия в древнем храме

  • Первая ипархия в Сибири

  • Отношения между Константинополем и Римом накануне великого раскола.

  • Отец Фотий

  • Освящение Свято-Владимирского храма в с.Петелино

  • Новая часовня в Тюмени

  • Крещение в Тюмени 2000

  • День святой Троицы в Тюмени

  • День победы

  • Православные гимназии Ханты-Мансийского благочиния

  • Восстановить часовню

  • Владыка Мефодий

  • Верните нам нашу историю

  • Верните улицам имена, а не псевдонимы

  • Варнавна

  • Успенско-Никольский храм г.Ялуторовска

         Ялуторовск - город исторический, в нем сохранилось немало интересных зданий, памятников истории и архитектуры. В XIX веке в нашем городе преобладали в основном деревянные строения. До наших дней сохранилось лишь несколько памятников каменной архитектуры, и - ни одной городской усадьбы XIX - начала ХХ веков. Но внимание всегда привлекает ялуторовская церковь. Она невелика по размерам и не находится в каком-то особенном месте города, но, тем не менее, отличается необыкновенной красотой. Может быть, это впечатление создают купола, устремленные ввысь, а также праздничная белизна стен. Войдя в церковную ограду, смогла внимательно осмотреть храм. Заметила мраморную доску, каких в нашем городе немало, и узнала о том, что это "Памятник архитектуры XIX века. Охраняется государством". Захотелось узнать, когда была построена эта церковь и чья в этом заслуга. Думалось мне: "Вот кто-то же оставил добрый след на земле". На станции юных туристов, где я уже занимаюсь не первый год, ознакомилась с материалами фондов музейно-выставочного центра. Здесь я нашла ответы на поставленные вопросы. Оказывается, в начале ХХ столетия в городе Ялуторовске было несколько церквей: Сретенский собор, кладбищенская церковь (сейчас это Успенско-Никольский храм), Вознесенская церковь, Богородская (тюремная) церковь. Сохранившаяся церковь - кладбищенская, приписная к собору, построена в 1872 году с одним престолом во имя Святителя Николая Чудотворца. Из страховой оценки за 17 июня 1910 года узнается следующее.
         "1. Никольская кладбищенская церковь каменная, снаружи и внутри оштукатурена и выбелена. Крыша покрыта железом, окрашена зеленой масляной краской. Длина церкви - 17 аршин 10 вершков, наибольшая ширина - 9 1/4 аршина, высота до верха карниза - 7 аршин 9 вершков, на церкви имеется одна большая главка и одна маленькая (над алтарем). Окон - 6, дверей - наружных створчатых, обитых железом - 3. Иконостас длиной 7 аршин и высотой 4 1/2 аршина (оценен в 250 рублей). Церковь отапливается одной круглой в железе печью. Построена церковь в 1872 году. Оценка вместе с иконостасом в 5000 рублей. Ближайшая к церкви чужая постройка в полуверстовом расстоянии.
    2.Звонница деревянная, крытая тесом; устроена отдельно от церкви, имеет в длину и ширину по 4 аршина. Сохранилась хорошо. Оценка в 1000 рублей.
    3. Сторожка деревянная, крытая тесом, длиной 12 1/4 аршин, шириной - 8 аршин и высотой 4 аршина, окон 5 штук, дверей - 3, построена в 1885 году. Сохранилась хорошо. Оценка в 400 рублей".
    (Аршин - 0.71 метра, вершок - 4.4 см, сажень - 2.13 метра, верста - 1.06 километра).
         Используя полученные данные, определила, что длина церкви равна 12.51 метра, наибольшая ширина - 6.57 метра, высота до верха карниза - 8.53 метра, иконостас длиною 4.97 метра и высотою 3.2 метра. Эти данные позволили мне сделать вывод, что Успенско-Никольский храм гораздо больше по своим размерам бывшей кладбищенской церкви, к тому же он - совершенно иной конструкции. Что случилось? Может быть, здание было разрушено и на его месте построено новое или здесь произошло что-то другое? Нынешний настоятель иерей Георгий Санников разрешил заведующей музейно-выставочного центра Усовой Вере Николаевне, моему руководителю, снять план церкви. Ознакомившись с ним, поняла, что большая часть храма была пристроена к ранее существующей. Встал другой вопрос: когда и кем была пристроена большая часть существующего храма?
         Не зря говорят: "кто ищет, тот всегда найдет". Интересующие данные как будто ждали своего часа. Вера Николаевна познакомилась с жительницей нашего города Габышевой Марией Сергеевной, внучкой протоиерея отца Владимира (Розонова), попросила написать ее воспоминания о своем деде. Мария Сергеевна не только живо откликнулась на эту просьбу, но и передала фотографию о. Владимира. Поскольку дальнейшая судьба храма связана непосредственно с именем этого человека, хочется рассказать о нем боле подробно, опираясь на воспоминания не только Габышевой М.С., но и описания прихожан нашей церкви Ольги и Клавдии, которые не указывают своих фамилий, а пишут так: "Мы, недостойные Ольга и Клавдия, очень просим не забывать в молитвах отца Владимира". Важные сведения получены мною из "Справочной книги Тобольской епархии к 1 сентября 1913 года", изданной в г.Тобольске, а также из документов Государственного архива Тюменской области, фонд 776: "Розонов Владимир Васильевич, священник села Шороховского, Ялуторовского уезда, из Духовной Семинарии, псаломщик с 1893 года, диакон - с 1900 года, священник - с 1901 года, настоятель местной церкви - с 1904 года". В селе Шорохово в 1879 году была построена прихожанами деревянная церковь. Она имела один престол во имя св. апостола Иоанна Богослова. Вероятно, церковь эта сгорела, потому что отец Владимир, закончив Духовную Семинарию, сначала был прислан в Туринск, а затем в д.Шорохово, где прочно обосновался, но на месте церкви уже были лишь развалины. Отец Владимир построил в этой деревне церковь из неплавленного леса. Вел крестьянскую жизнь: первым завел пчел, продавал мед, и на эти деньги построил дом. Была у него своя пахота, 2 лошади, несколько коров. Отец Владимир развел богатый сад: даже груши выращивал. Были в его саду яблони, малина, смородина. Вставал очень рано. До паутов старались косить. Детям дал образование. В годы гражданской войны спас около 30 человек от расстрела: вместе с сыном открыл ночью амбар, где были заперты "красные". И все же после окончательного установления советской власти семья священника была сослана в Семипалатинск. Работал там в колхозе, снова занялся пчеловодством. Говорят, что, благодаря этому, колхоз вышел в передовые. В годы Великой Отечественной войны помогал фронту: отдавал деньги, теплые, связанные матушкой вещи, мед - госпиталям и пр. Габышева М.С. вспоминает: "По окончании срока ссылки он прибыл в город Ялуторовск в 1945 году, в мае или июне месяце. После войны во многих городах было разрешено открыть церкви. Разрешение получили и ялуторовские верующие, открыли церковь или в конце сентября или раньше, но в 1945 году служба в церкви проходила. Церковь была очень небольшая, все молящиеся не входили, и сразу возникла необходимость расширять храм. Разрешение на это о.Владимир получил и от областной власти, и ялуторовской, и благословение от архиепископа и благочинного. Епархия была в городе Омске. Церковь расширили. Конечно, очень много было приложено труда... Хотя церковь расширили, места в ней все равно не хватало. Тогда снова возник вопрос о расширении церкви, что было и сделано. Теперь церковь такая, как была при о.Владимире. С тех пор больше никто строительством и ремонтом церкви не занимался. Разве что только делали косметический ремонт... Мой дедушка, о. Владимир, умер 10 марта 1965 года". Действительно, кладбищенская церковь была закрыта по решению Омского облисполкома за № 2053 от 29 декабря 1938 года.
         Еще в годы Великой Отечественной войны, когда Церковь оказала огромную помощь в разгроме фашисткой Германии, руководством страны было принято ряд важных постановлений, касающихся не только открытия храмов, но и передачи Церкви предметов религиозного культа (Постановление СНК СССР от 28 ноября 1943 года за №1325 "О порядке открытия церквей"; Постановление СНК СССР от 1 декабря 1944 года за №1643-186 с; во исполнение последнего Постановления было принято решение исполкома областного Совета от 31 декабря 1944 года за №19-с). Решением № 520 исполкома Тюменского областного Совета депутатов- от 15 мая 1945 года разрешено передать здание бывшей кладбищенской церкви в пользование верующих. По плану храма ясно видно, каким был первый пристрой по своим размерам (Никольский придел) и большой придел Божией Матери. По воспоминаниям прихожанки Клавдии, живопись на потолке, в куполе и в алтаре выполнена художниками из Челябинска (1960). В 1958 году деревянный пол был заменен на бетонный в приделе Божией Матери и на клиросе. При о. Илии был заменен пол и в Никольском приделе. В этом же приделе сделали новый иконостас, делал его о. Анатолий (Денисов), но он у нас не служил, Ялуторовск - его родина. В 1961 году о. Владимир построил новую сторожку и пожарный водоем. Отопление было печное. Дрова для храма заготовляли своими силами. Пилили вручную. К четырем печам с вечера приносили дрова, а утром вставали в 5 часов и топили печи, чтобы до службы в храме стало тепло. Воду носили с колонки, а для мытья полов пользовались водой из бочек. Греть воду было негде, мыли холодной, иногда и со льдом. О. Илия позаботился о том, чтобы провести водопровод на территорию храма; построил небольшой домик, где сейчас находится библиотека и занимается Воскресная школа. Много работ сделал он и по благоустройству территории храма. Прихожане Успенско-Никольского храма вспоминают в своих молитвах о. Владимира и о. Илию. Выражение особой любви прихожан - цветы зимой и летом на их могилах. За лето 1999 года Успенско-Никольский храм как будто принарядился: засияли кресты и купола, покрашенные золотистой краскою, на фоне свежевыбеленных стен небесно заголубили окна, похорошел двор. Как-то уютнее, наряднее стало и в самом храме: покрасили окна, двери и стены, отремонтировали входные двери, устроили раздевалку для прихожан, благоукрасили. Такое чувство, что к великому празднику - 2000-летию Рождества Христова - готовится и храм Божий, и боголюбивые прихожане. На судьбе одного храма-памятника истории можно убедиться в том, что уходящий век стал одним из самых драматических в истории России. История помогла понять как много значит в ней человек. Поэтому хочется предложить управлению культуры г. Ялуторовска Успенско-Никольский храм считать памятником архитектуры г. Ялуторовска первой половины XX столетия. Возможно, необходимо сделать дополнительную запись, что в основе постройки храма использован памятник архитектуры XIX века.

    Таловикова Ольга, учащаяся 9 класса ср.школы №3 г. Ялуторовск


    ИСКОМОЕ.ru
    православная
    поисковая
    система
    Русская неделя - интернет-журнал о современной православной культуре
    Sudba.net - Портал православных знакомств Сербская Православная Церковь в Голландии Рейтинг ресурсов "УралWeb"
    Современные сказки Религия и СМИ

    Официальный сайт Тобольской митрополии

    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии

    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"

    Православный Сибирячок

    Сибирская Православная газета 2017 г.