|
||
|
Священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря. В ответ на предвзятые мнения Геннадий Андреевич Крамор, г.Ишим. Загадка ишимского помянника Иерей Сергий Кистин. Святитель Иоанн Тобольский и Свенский монастырь с 1681 по 1695 год Михаил Михайлович Рябий, Югорский госуниверситет, Ханты-Мансийск. «Ты Бога слово право славил…» Диакон Максим Семенов. Памяти Архиепископа Омского и Тюменского Мефодия Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви за Уралом в дореволюционный период Церковно-славянский язык - язык богослужения Русской Православной Церкви А.Л. Беглов. Взаимоотношения Русской Православной Церкви и власти: история и современность Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин посетил Тобольск Cостоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви Митрополит Сибирский и Тобольский Игнатий (Римский-Корсаков) и Симеон Верхотурский В Москве прошли десятые юбилейные международные рождественские чтения Отношения между Константинополем и Римом накануне великого раскола. |
Хроника - ноябрь 25 ФЕВРАЛЯ ПРАВОСЛАВНАЯ РОССИЯ ОТМЕТИЛА ДЕНЬ ТЕЗОИМЕНИТСТВА СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ 25 февраля, в праздник Иверской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Московского, отмечался День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Накануне Патриарх совершил всенощное бдение в Богоявленском кафедральном соборе, где покоятся мощи его небесного покровителя святителя Алексия, а в понедельник утром в том же Елоховском соборе - Божественную литургию и праздничный молебен. Его Святейшеству сослужил сонм архиереев, прибывших поздравить с днем тезоименитства своего Предстоятеля. Со словом приветствия по окончании литургии и молебна к Святейшему Патриарху обратился митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет. В этот же день, следуя традиции, Его Святейшество возвел в сан митрополита архиепископа Рижского и всея Латвии Александра и архиепископа Ташкентского и Среднеазиатского Владимира, в сан архиепископа - епископа Корсунского Иннокентия и епископа Астраханского и Енотаевского Иону. 10 июня 2000 года Русская Церковь торжественно отмечала десятую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Алексия. Обращаясь к Патриарху с приветственным словом, Президент России Владимир Путин подчеркнул: "Несмотря на то, что Вам довелось вести церковный корабль в нелегкое и противоречивое время, прошедшее десятилетие стало уникальной эпохой реального возрождения нравственных основ жизни общества. В этот ответственный момент отечественной истории миллионы наших сограждан с глубоким уважением прислушиваются к Вашему твердому, сердцем выстраданному слову пастыря. Россияне благодарны Вам за Ваши молитвы, Ваше попечительство об укреплении гражданского мира в стране, о гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений". Как сообщается в "Православной энциклопедии", "Патриарх Алексий взошел на Первосвятительский престол, когда кризис советского государства вступил в завершающую фазу. Для Русской Православной Церкви важно было в быстро изменяющихся условиях вернуть себе необходимый правовой статус, что в значительной мере зависело от инициативы Патриарха, от его умения так построить отношения с государственной властью и политиками, чтобы утвердить достоинство Церкви как высшей святыни и духовной путеводительницы народа. С первых шагов патриаршего служения Патриарх Алексий в контактах с властями умел оградить и подчеркнуть достоинство Церкви, которую он возглавлял". Имя Патриарха Алексия II занимает прочное место и в церковной науке, говорится в "Православной энциклопедии". До вступления на Первосвятительский престол им было опубликовано 150 работ на богословские и церковно-исторические темы. Всего в церковной и светской печати в России и за рубежом опубликовано около 500 трудов Первосвятителя. В 1984 году митрополит Алексий (Ридигер) представил в Ученый совет ЛДА трехтомный труд "Очерки по истории Православия в Эстонии" на соискание степени магистра богословия. Ученый совет решил присвоить диссертанту степень доктора церковной истории, поскольку "диссертация по глубине исследования и по объему материала значительно превосходит традиционные критерии магистерской работы" и "в преддверии 1000-летия Крещения Руси этот труд может составить особую главу в исследовании об истории Русской Православной Церкви". Этот труд информативно насыщен и исключительно актуален в конце XX века, когда Православие в Эстонии оказалось в трудном положении. В монографии содержатся веские исторические доказательства того, что у Православия в Эстонии - древние корни и взращивались они Русской Церковью, причем без особого покровительства со стороны российского правительства, а часто и при прямом противодействии движению народа к Православной Церкви со стороны местных чиновников и их влиятельных покровителей в Петербурге. Патриарх Алексий является также доктором богословия (honoris causa) Богословской академии в Дебрецене (Венгрия), Богословского факультета им. Яна Коменского в Праге, Тбилисской духовной академии, Богословского факультета Сербской Православной Церкви и ряда других богословских учебных заведений, почетным профессором многих университетов, в т. ч. Московского и С.-Петербургского, почетным членом СПбДА и МДА, Минской ДА, Критской православной академии, с 1992 г.- действительным членом Академии образования РФ, а с 1999 г. - почетным профессором РАН. Святейший Патриарх Алексий происходит из древнего дворянского рода. Согласно сведениям из родословия Ридигеров, в царствование императрицы Екатерины II курляндский дворянин Фридрих Вильгельм Ридигер (Friedrich Vilgelm von Rudiger) перешел в Православие и с именем Федор Иванович стал основателем одной из линий этого известного в России дворянского рода, одним из представителей которого был граф Федор Васильевич Ридигер - генерал от кавалерии и генерал-адъютант, выдающийся полководец и государственный деятель, герой Отечественной войны 1812 года. До рождения Алексея Ридигера, сообщается в "Православной энциклопедии", произошел случай, который семейное предание сохранило как проявление Промысла Божия о будущем Первосвятителе Русской Церкви. Незадолго до рождения сына Елена Иосифовна должна была совершить далекую автобусную поездку, но в последний момент, несмотря на ее просьбы и даже требования, ее не посадили на уходящий автобус. Когда же она пришла на следующий рейс, то узнала, что предыдущий автобус попал в аварию и все пассажиры погибли. В крещении мальчику было дано имя в честь преподобного Алексия, человека Божия. Монашеский постриг Алексий принял уже в зрелом возрасте, будучи священником. 3 марта 1961 года в Троице-Сергиевой Лавре был совершен постриг протоиерея Алексия с именем в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Монашеское имя было вынуто по жребию из раки преподобного Сергия Радонежского. ОБЩЕЙ МОЛИТВЫ В АССИЗИ НЕ БЫЛО Разъяснение по поводу межрелигиозной встречи в Италии В связи с поступающими вопросами по поводу якобы имевшей место "совместной молитвы" делегации Русской Православной Церкви с представителями различных религий на межрелигиозной встрече в итальянском городе Ассизи 24 января 2002 года, Служба коммуникации ОВЦС делает следующее разъяснение. Подобные недоумения основываются на появившейся в некоторых средствах массовой информации искаженной интерпретации мероприятия в Ассизи. Никакой "совместной молитвы", а тем более богослужения, в которых принимала бы участие делегация Русской Православной Церкви, на вышеупомянутой встрече не было. Мероприятие "День молитвы за мир во всем мире" предполагало не общую, а частную молитву по строго конфессиональному признаку в отдельных, изолированных друг от друга помещениях. Еще накануне встречи в Ассизи представители Римско-Католической Церкви, организовавшей ее, неоднократно заявляли о своем стремлении избежать какого-либо религиозного синкретизма. Суть мероприятия состояла во встрече представителей различных мировых религий и провозглашении ими обязательства защищать мир во всем мире, а также препятствовать использованию религиозных мотивов для оправдания насилия и терроризма. Следует также отметить, что участие официальных представителей Русской Православной Церкви на иерархическом уровне в различных межхристианских и межрелигиозных форумах отнюдь не является "сенсационным нововведением", поскольку имеет место довольно регулярно. То же самое можно сказать о мероприятиях, организуемых Римско-Католической Церковью. Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий освятил новое здание мытной службы В неделю мытаря и фарисея архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий перед началом расширенной коллегии МНС по Тюменской области освятил новое здание, в которое переехала налоговая (мытная) служба. "Чтобы налоги хорошо собирались," - сказал по этому поводу губернатор Тюменской области Сергей Собянин. Начальник Управления МНС Анатолий Оксюк отметил, что за истекший год "...мобилизовано 22 миллиарда рублей в бюджеты всех уровней. 80% из собранных денег приходятся на три вида налогов - на прибыль, НДС и с дохода физических лиц". Очень большой рост поступлений наметился в этом году и от акцизных складов, введенных по настоянию губернатора. "Можно отметить, что сегодня в Тюменской области наметилась тенденция к росту собираемости налогов, - подчеркнул Сергей Собянин. - Доходы выросли на 30 процентов! Правда, из общей суммы область получила 15% увеличения, а Федерация - 70%, но это связано с общей тенденцией централизации доходов. И как раз акцизные склады должны стать одной из основных статей доходов". Губернатор так же отмечал, что нужно принимать более жесткие меры к хроническим неплательщикам: "Никто не будет освобожден от необходимости в полной мере рассчитываться с государством". Реструктуризация задолженности была особой темой - за нынешний год через эту процедуру прошло более 200 сельскохозяйственных предприятий, традиционно более подверженных риску банкротства. Область значительно помогла, выделив кредиты в несколько десятков миллионов рублей на погашение налоговой задолженности крестьян. Это позволило сохранить производства, укрепить их материальную базу. Присутствовавший на коллегии заместитель министра по налогам и сборам отметил хорошее качество работы тюменских налоговиков. Архиепископ Тобольско-Тюменской епархии Димитрий на территории Наркологического реабилитационного центра освятил место, где будет построена часовня В Наркологическом реабилитационном центре, расположенном на 23-м километре Салаирского тракта, побывал архиепископ Тобольско-Тюменской епархии Димитрий. Вместе с заместителем губернатора Тюменской области Андреем Артюховым, председателем комитета по профилактике и борьбе с наркоманией областной администрации Сергеем Билкеем, главным врачом центра Алексеем Саленко архиепископ обсудил участие Православной Церкви в помощи наркозависимым. Медицина, общество, власть, правоохранительные органы достаточно в полной мере проводят совместные мероприятия по истреблению "белой смерти", поддержке молодых людей, ставших жертвами наркотического зелья. Но должна присутствовать в душе человека и вера. "Мы не обольщаемся, что сразу все получится", - сказал архиепископ Тобольско-Тюменской епархии Димитрий. Тем не менее, в церковь за помощью и поддержкой приходят как сами наркозависимые, так и их близкие. Архиепископ предложил представителям областной власти использовать Церковь и ее возможности как можно более полно. Например, закрепить определенный храм, по словам архиепископа, "место, где можно будет сделать убежище", подключить для работы на телефоне доверия священнослужителя. О том, что вера человеку нужна, говорили и сами постояльцы центра. Сегодня реабилитацию после лечения здесь проходят около полусотни молодых людей, самому юному - 16 лет. Архиепископ долго беседовал со всеми ребятами, говорил и с некоторыми отдельно. "Борьба добра и зла происходит в сердце каждого из нас, - сказал Архиепископ, - но выбор сделать не трудно, сложно жить во имя добра, а значит, и во имя себя, как частицы Бога". Хор семинаристов Тобольско-Тюменской епархии исполнил рождественские песнопения. Апофеозом встречи стало освящение места на территории Наркологического реабилитационного центра, где весной начнется строительство часовни. "Мы сами разрушаем мир вокруг нас, - говорил архиепископ. -Теперь есть возможность создать его, приняв участие в строительстве часовни". "Самое главное - не когда она будет построена, а строительство часовни руками самих ребят", - сказал заместитель губернатора Тюменской области Андрей Артюхов. Он надеется на поддержку спонсоров - коммерческих структур. ЧАСОВНЯ - маленькое здание для молений, богослужений с иконами и, в отличие от церкви, без алтаря (Словарь Ожегова). В ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ ОТКРЫЛАСЬ ЗАГОРОДНАЯ БАЗА РЕАБИЛИТАЦИИ НАРКОМАНОВ В деревне Ольховка в 50 километрах от Екатеринбурга открылась вторая загородная база Епархиального реабилитационного центра для наркозависимых. Об этом корреспонденту ИТАР-ТАСС сообщили в пресс-службе епархии. Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий совершил чин освящения базы, расположенной в здании бывшего детсада. Сельчане, которые присутствовали при обряде, не возражают против расположения приюта для наркоманов непосредственно в деревне. За три года работы центра через него прошло более 200 подверженных греховной страсти молодых людей. В семи консультационных кабинетах при храмах психологи, священнослужители и бывшие наркоманы ведут с приходящими в церковь наркозависимыми и членами их семей душеспасительные беседы. На первой, уже действующей базе вблизи Екатеринбурга уклад жизни подобен монастырскому. Труд и молитва способны творить чудеса, считают православные специалисты. По строгому уставу три десятка молодых людей выполняют различные послушания, освящая утренние, дневные и вечерние часы молитвой. По словам руководителя центра Ирины Корольковой, 60% прошедших через центр наркоманов приобрели верный духовный настрой и вернулись к общественно-полезной жизни. ИКОНА ВОИНА-НОВОМУЧЕНИКА ЕВГЕНИЯ, СОЛДАТА ЕВГЕНИЯ РОДИОНОВА, ПОГИБШЕГО В ЧЕЧНЕ, УСТАНОВЛЕНА В ХРАМЕ В ПЕТЕРБУРГЕ Икона воина-новомученика Евгения (Родионова), погибшего от рук чеченских бандитов, установлена в храме Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге. Образ православного защитника Отечества был установлен в храме с почестями, которые оказывают ликам святых. Солдат Родионов принял смерть 23 мая 1996 года в селении Бамут. После долгих, нечеловеческих пыток боевики отрубили ему голову за отказ снять нательный крестик. В тот день, совпавший с праздником Вознесения Господня, ему исполнилось 19 лет. Солдат мог жить, приняв мусульманство, как предлагали ему изуверы-боевики. Но он предпочел смерть христианского мученика. Его нательный крестик нашла мать, Любовь Васильевна Родионова, которой убийцы - за деньги - показали могилу сына. Сейчас этот крестик-святыня хранится в московском храме святителя Николая в Пыжах. Икона преподобного Серафима Саровского вернулась к прихожанам Ялуторовск, Тюменская область. Настоятель Успенско-Никольской церкви Ялуторовска отец Георгий передал жителям села Криволукского старинную икону преподобного Серафима Саровского. В начале прошлого века она украшала главную достопримечательность старинного сибирского села -Введенскую церковь. В советское время церковь постигла та же участь, что и многие православные храмы. И только в 2001 году началось строительство новой церкви. На вернувшейся к прихожанам иконе хорошо сохранилась надпись, которая свидетельствует о том, что эта икона была написана доморощенными мастерами Анной Мальцевой и Павлом Мясниковым и в 1909 году подарена криволукским крестьянам. Возвращение иконы местные жители назвали чудом и знамением того, что в 2002 году храм в селе будет построен. ВАТИКАН "БРОСИЛ ВЫЗОВ ПРАВОСЛАВИЮ", ГОВОРИТСЯ В ЗАЯВЛЕНИИ СИНОДА РУССКОЙ ЦЕРКВИ. В связи с решением Ватикана о создании в России так называемой "церковной провинции" Римско-католической церкви Святейший Патриарх Алексий и члены Священного Синода Русской Православной Церкви приняли специальное заявление, текст которого приводится ниже полностью. "11 февраля этого года в Ватикане было объявлено о решении Папы Римского Иоанна Павла II повысить статус административных структур Римско-католической церкви на территории России до уровня епархий. Отныне в документах Ватикана территория нашей страны будет именоваться "церковной провинцией", возглавляемой митрополитом. Русскую Православную Церковь поставили перед фактом уже принятого решения, в то время как подобные вопросы, на наш взгляд, нуждаются в предварительном обсуждении. Мы рассматриваем упомянутый шаг как недружественный и подрывающий перспективы улучшения отношений между двумя Церквами. Исторически Католическая Церковь осуществляла на территории нашей страны духовное окормление традиционно принадлежащей ей паствы: поляков, литовцев, немцев и так далее. Именно поэтому не существовало деления территории России на католические епархии, и национальные католические приходы входили в состав Могилевской и Тираспольской епархий. Учреждение "церковной провинции" - "митрополии" по сути означает создание поместной Католической Церкви России со своим центром в Москве, претендующей иметь своей паствой российский народ, который культурно, духовно и исторически является паствой Русской Православной Церкви. Образование в России такой церкви фактически означает вызов, брошенный Православию, укорененному на территории страны в течение многих столетий. Подобное никогда не имело места в истории нашей страны. Более того, такая форма организации католической церковной жизни не типична даже для католических стран, где обычно не существует церковных провинций, епархии которых реально управлялись бы митрополитом. Следует указать на тот факт, что, осуществляя окормление своих верующих в католических странах, Русская Православная Церковь никогда не пыталась создавать церковные учреждения, параллельные католическим. Наши епархии создаются для окормления русскоязычной православной диаспоры, то есть чад Русской Церкви, находящихся вдали от Родины, а не для ведения миссионерской деятельности среди местного населения. Если бы Католическая Церковь действовала в России с таким же тактом и с такой же благожелательностью, как мы действуем в католических странах, то в наших отношениях не возникло бы трудностей. Абсолютно неправомерными видятся нам ссылки представителей Римско-католической церкви на то, что они, якобы, восстанавливают католические структуры, существовавшие в России до революции 1917 года. Почти все из существовавших в Российской империи к началу XX века римско-католических епархий находились на территории нынешних Польши, Литвы, Украины и Белоруссии и не имели единого центра ни в столице России, ни в каком другом городе. С тех пор границы нашей страны, а также этнический и конфессиональный состав ее населения существенно изменились. Количество верующих католиков в современной России несравнимо меньше, чем в Российской империи начала ХХ века. Мы убеждены, что для окормления католиков, не столь многочисленных в нашей стране, не было необходимости повышать статус уже существующих католических церковных структур, а тем более образовывать особый церковный округ. Подобные действия Римско-католической церкви, не обусловленные реальными пастырскими нуждами, раскрывают миссионерские цели производящихся изменений. Это подтверждается многочисленными фактами миссионерской деятельности католического духовенства среди российского населения. Именно эту деятельность мы называем прозелитической и постоянно указываем на нее как на одно из основных препятствий улучшения отношений между нашими Церквами. Особое сожаление вызывает то, что подобное решение Ватикана было принято накануне очередного раунда официальных переговоров между нашими Церквами, намеченного на конец февраля. В результате возникла серьезная угроза хрупкому переговорному процессу, что в свою очередь делает крайне трудным разрешение существующих между нами проблем и недоумений. На руководство Римско-католической церкви легла ответственность перед Богом и историей за резкое ухудшение наших отношений, за срыв только что наметившейся надежды на их нормализацию. Совершенное Ватиканом поставило под удар способность католического Запада и православного Востока взаимодействовать как две великие цивилизации на благо Европы и мира. Ради сиюминутных выгод вновь принесена в жертву возможность общего христианского свидетельства разделенному человечеству. Возникает вопрос: продолжает ли Ватикан, как это им постоянно заявляется, считать отношения с Православной Церковью отношениями диалога и сотрудничества, или он воспринимает Православие как нежелательного соперника? Если имеет место последнее, то ни о каком согласии между нами не может идти речи. Впрочем, мы продолжаем напоминать Ватикану: сегодня, когда мятущийся мир ожидает совместного общественного действия православных и католиков, мы должны не враждовать, а трудиться вместе. У нас сохраняются добрые отношения с епархиями, приходами и монастырями католической церкви, а также сотрудничество с гуманитарными католическими организациями и учебными заведениями. Именно подобные примеры позволяют надеяться, что, несмотря ни на какие трудности, связанные с ошибочным курсом Ватикана по отношению к Русской Православной Церкви, связи между православными и католиками будут развиваться и станут важным фактором сохранения христианских ценностей в жизни Европы и мира. Обращаясь к нашей пастве, мы призываем ее хранить верность Святому Православию. Будем спокойно, мирно, но твердо отвечать на любые попытки духовно разделить наш народ. "Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир" (Еф. 6. 14-15)". МИД ВЫРАЗИЛ СОЖАЛЕНИЕ, ЧТО ВАТИКАН ДЕЙСТВУЕТ В РОССИИ БЕЗ УЧЕТА МНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ СТОРОНЫ МИД России выразил сожаление, что решение об учреждении в РФ католических епархий Ватикан принял без учета мнения российской стороны. На Смоленской площади отметили, что по дипломатическим каналам Россия была заранее проинформирована о решении Иоанна Павла II учредить в России епархии в Москве, Новосибирске, Саратове и Иркутске. Ватикан принял также решение создать для российских епархий единую "церковную провинцию", которую возглавит в качестве митрополита архиепископ Тадеуш Кондрусевич. МИД России не ставит под сомнение право католической церкви организовываться в соответствии с каноническими нормами, говорится в сообщении российского внешнеполитического ведомства. Однако, указывается в нем, "учитывая, что этот вопрос в первую очередь касается межцерковных отношений и может явиться причиной их серьезного осложнения", МИД "рекомендовал Святому Престолу воздержаться в настоящий момент от преобразования апостольских администратур в епархии и урегулировать его с Русской Православной Церковью". Вместе с тем, МИД России подтвердил "заинтересованность в налаживании таких отношений между Русской Православной и Римско-католической Церквами, которые бы строились на равноправной основе и не наносили ущерба интересам РПЦ". Любопытно, что в Риме резкий протест вызвало желание построить один православный храм на территории российского посольства. ГОСДУМА ЗАПРАШИВАЕТ У МИДА ИНФОРМАЦИЮ О КАТОЛИЧЕСКОМ ПРОЗЕЛИТИЗМЕ Государственная Дума сегодня одобрила поручение своему комитету по делам общественных объединений и религиозных организаций "рассмотреть ситуацию, сложившуюся в связи с активным прозелитизмом католической церкви на территориях, где традиционно исповедуется Православие". Кроме того, парламентарии намерены запросить в министерстве иностранных дел РФ информацию о нарушениях права на свободу совести и вероисповедание со стороны Ватикана, допускаемых в государствах - бывших республиках СССР, а также в перспективе внести на рассмотрение нижней палаты соответствующий проект постановления Госдумы по данным вопросам. Такую реакцию нижней палаты российского парламента вызвало решение Ватикана учредить в России католические епархии в Москве, Новосибирске, Саратове и Иркутске. Патриарх Московский и всея Руси Алексий и члены Священного Синода Русской Православной Церкви расценили это решение как "недружественный шаг, подрывающий перспективы улучшения отношений" между Московским Патриархатом и Ватиканом. ЗАЯВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ НАУКИ, КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА Мы, деятели российской науки, культуры и искусства, представители гражданской общественности, удивлены и опечалены тем, что Ватикан, без консультации с Российским государством и Русской Православной Церковью, создал на территории нашей страны четыре католические епархии, объединенные в "церковную провинцию". Мы, разумеется, признаем право российских католиков на свою религиозную жизнь, однако она нормальным образом развивалась и до учреждения в России католических епархий. Действия Ватикана свидетельствуют о том, что он все еще вынашивает планы духовной экспансии в нашем Отечестве. Судя по всему, в Ватикане по-прежнему считают Россию "духовной пустыней". Мы не согласны с тем, что в стране с 1000-летней христианской традицией католические миссионеры выступают в роли конкистадоров. Оказавшись на "новом духовном пространстве", они действуют по принципу: кто быстрее захватил участок, тот и прав. Однако пользоваться тем, что в течение долгих десятилетий наш народ насильственно был отторгнут от Православия, и пытаться обратить его в свою веру -это совсем не по-христиански. Предпринятый Ватиканом шаг означает прямой вызов стране, вся жизнь которой основывается на неразрывной связи с православной традицией. Да, живя в многонациональной и поликонфессиональной стране, мы с уважением относимся к другим верам, культурам и традициям. Но, так же как и католические страны, которые не считают зазорным называть себя таковыми, мы не стесняемся называть Россию православной страной, дорожим этим и хотим говорить об этом открыто. Наша история, культура и национальный характер буквально пронизаны духом Православия. Почитаемая во всем мире наша национальная духовность - это, прежде всего, православная духовность. И сейчас нам больно и обидно слышать, что Россию пытаются сделать некой "духовной провинцией" Римско-католической церкви. Мы заявляем, что российский народ - не дикое племя, и само присутствие на Святой Руси католических миссионеров является оскорбительным для нашей древней христианской культуры. Убеждены, что инославная миссия искажает духовный облик нашего народа, вновь разделяет Восток и Запад, толкает христиан не к сотрудничеству, а к конкуренции, которая превращает межцерковные отношения в "религиозный рынок". Чему, как не этому, будет способствовать нынешняя реорганизация католических структур в России? История свидетельствует: все попытки Римско-католической церкви развернуть "просветительскую" деятельность в России обречены на неудачу. Какими бы благовидными целями не пытался оправдать свои действия Ватикан и какие бы политические и финансовые ресурсы не привлекал он для достижения своих далеко идущих планов, мы сегодня, как и во все времена католической экспансии, направленной на Русь, готовы ответить ему словами святого благоверного князя Александра Невского "Не в силе Бог, а в правде". А посему Православная Россия с гражданским достоинством относится к этому недружественному шагу, надеясь, что ошибочность принятого Ватиканом решения станет очевидной для руководства Римско-католической церкви уже в ближайшее время. Ясно видя и сознавая все происходящее, мы поддерживаем позицию, занятую Московским Патриархатом в вопросе об учреждении католических епархий в России, и присоединяемся к исполненным горькой правды словам Заявления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви.
В.А.Андреев, художественный руководитель театра им. М.Н.Ермоловой, нар.арт.СССР, лауреат Государственной премии России, РАЙКОВ ПРОТИВ ПАПЫ РИМСКОГО Решение Римско-католической церкви о преобразовании в России католических администраций в епархии вызвало протест со стороны православной общественности. Негативную оценку решению Ватикана создать на территории России митрополии и четыре католических епархии дали МИД России, Народная партия Российской Федерации во главе с ее председателем, депутатом Госдумы Геннадием Райковым, а также Верховный Муфтий России Талгат Таджуддин. На все эти протесты Римско-католическая церковь отвечает ссылками на нормы либерального международного и российского права. Однако, по мнению Геннадия Райкова, решение воспользоваться таким правом должно опираться на ряд особых факторов и обстоятельств. В России их, по мнению Райкова, нет. За последние 5 лет количество католиков в России резко не возросло и их массовой миграции в будущем также не предвидится. По мнению членов Народной партии РФ, решение Ватикана объясняется намерением вести в России активную миссионерскую деятельность. Народная партия заявляет о своей солидарности с протестами Русской Православной Церкви. Геннадий Райков заявил, что НП будет препятствовать реализации планов Римско-католической церкви всеми доступными правовыми методами. БЛАЖЕННЕЙШИЙ ПАТРИАРХ АНТИОХИЙСКИЙ ИГНАТИЙ IV ВЫРАЗИЛ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЙСТВИЯМ ВАТИКАНА В РОССИИ 18 февраля 2002 года Блаженнейший Патриарх Игнатий IV принял Представителя Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока архимандрита Елисея. В ходе состоявшейся беседы Его Блаженство сообщил, что с глубокой озабоченностью воспринял недавнее решение Ватикана об учреждении католических епархий и создании единой "церковной провинции" на канонической территории Русской Православной Церкви. Блаженнейший Патриарх заявил, что осуждает эти действия, считая их серьезным препятствием к конструктивному диалогу между Католической и Православной Церквами, и намерен заявить об этом Папе Иоанну Павлу II. Предстоятель Антиохийской Православной Церкви высказал точку зрения, что все Поместные Церкви должны согласованно и совместно реагировать на эту акцию руководства Католической церкви. ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II ПОБЛАГОДАРИЛ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ ЗА ПОДДЕРЖКУ Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поблагодарил в четверг представителей российской интеллигенции, выразивших протест против планов Ватикана сделать Россию своей "духовной провинцией", за поддержку. Об этом Предстоятель сказал по окончании концерта ХIV Международного фестиваля православной музыки в Доме радиовещания и звукозаписи. Концерт был посвящен дню тезоименитства Патриарха. Патриарх с сожалением отметил, что в период, когда "открылись новые возможности для миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, некоторые силы, как внешние, так и внутренние, пытаются помешать возвращению нашего народа к отеческой вере". Предстоятель пожелал соотечественникам "бережно относиться к национальной культуре и богатому духовному наследию России, за которым, - подчеркнул он, - ее будущее". От деятелей культуры Предстоятеля поздравил художественный руководитель Московского государственного академического камерного хора Владимир Минин. Он заверил, что деятели российской культуры выступают за возрождение в России Православия. Свои выступления предстоятелю адресовали также и другие участники концерта - народный артист России Николай Бурляев, праздничный хор Данилова монастыря, ансамбль "Древнерусский распев", лауреаты международных конкурсов скрипач Александр Мельников и пианист Михаил Петухов, детский коллектив из города Волжский. Об этом передает ИТАР-ТАСС. АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА НЕ ИМЕЕТ НИЧЕГО ПРОТИВ КАТОЛИЧЕСКИХ ЕПАРХИЙ В РОССИИ "Со стороны администрации Президента РФ не было заявлено протестов в связи с возведением Апостольских администратур России в статус епархий", - сообщил митрополит Тадеуш Кондрусевич после своей встречи с первым заместителем начальника Главного управления внутренней политики Президента РФ Сергеем Абрамовым, передает "Благовест-инфо". По свидетельству католического иерарха, встреча прошла "в духе взаимопонимания". В ходе беседы речь шла о роли католической церкви и других исповеданий в жизни российского общества. Сергей Абрамов признал право католиков иметь в России структуры, предусмотренные каноническим правом. "Я очень доволен этой встречей", - подчеркнул митрополит Тадеуш Кондрусевич. Он выразил надежду, что откровенный разговор в администрации Президента послужит умиротворению общества по отношению к католикам. ИОАНН ПАВЕЛ II ПРИЗВАЛ К ПРОДОЛЖЕНИЮ ДИАЛОГА МЕЖДУ ВАТИКАНОМ И РУССКОЙ ЦЕРКОВЬЮ Папа Римский Иоанн Павел II заявил, что Ватикан и Русская Православная Церковь должны продолжать диалог, несмотря на существующие трудности. "Наша цель - более тесное сотрудничество в свете единства", - отмечается в послании Папы Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, распространенному в четверг "Радио Ватикана", сообщает ИТАР-ТАСС. Поводом для заявления Папы стало отмечавшееся 25 февраля тезоименитство (день ангела) Алексия II. "В нынешнем году тезоименитство совпало с моментом большой напряженности в отношениях между двумя Церквами после решения Ватикана учредить на территории России католические епархии", - указало "Радио Ватикана"."От всего сердца направляю Вам, Ваше Святейшество, мои братские поздравления, - отмечается в папском обращении. - Прошу Всевышнего направлять нас, невзирая на переживаемые трудности, на диалог и по пути сотрудничества с целью достижения единства, которого мы все желаем". БОДРСТВОВАНИЕ В ЛУГЕ По примеру Санкт-Петербургского православного клуба “Бодрствование” во имя святого мученика Вонифатия начались занятия аналогичной Школы трезвости и здоровья в Луге. Они проводятся в возрожденном первом филиале знаменитого Александро-Невского общества трезвости, созданного здесь в 1899 году священником Александром Васильевичем Рождественским. Сейчас занятия спецкурса для страждущих от алкоголизма и табакокурения людей и членов их семей проходят в Екатерининском соборе, где с 2001 года действует возрожденное общество трезвости. Занятия посещают 25 человек. Спецкурс ведет председатель Лужского филиала Александро-Невского общества трезвости В.А. Цыганков. СУДЕБНЫЕ СЛУШАНИЯ ПО ИСКУ ЭСТОНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА К МВД ЭСТОНИИ ПЕРЕНЕСЕНЫ НА 30 АПРЕЛЯ Заседание Таллинского административного суда по иску Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата (ЭПЦ МП) к МВД Эстонии перенесено на 30 апреля. Слушания перенесены по просьбе ЭПЦ МП, которая в настоящее время пытается договориться с министерством во внесудебном порядке. Напомним, что иск ЭПЦ МП к эстонскому МВД связан с отказом министерства зарегистрировать Церковь, которая до сих пор не имеет в Эстонии официального статуса. Заведующий отделом по вопросам религии МВД Эстонии Ильмо Ау, юристы, представляющие интересы МВД, и представители ЭПЦ МП на прошлой неделе встретились в Таллине. По словам И.Ау, стороны обсудили вариант формулировки церковного устава, который бы удовлетворил обе стороны. НАМЕТИЛАСЬ ТЕНДЕНЦИЯ К ВОЗОБНОВЛЕНИЮ ПАЛОМНИЧЕСТВА ИЗ РОССИИ В СВЯТУЮ ЗЕМЛЮ С начала года наметилась тенденция к возобновлению паломничества из России в Святую Землю, прерванного в сентябре минувшего года в связи с обострением ситуации на Ближнем Востоке. По сведениям из Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, если "в декабре здесь не было ни одного паломника из России, то на Рождество в Святой Земле побывали 20 россиян, а на Пасху ожидается более 100 человек". Хотя, отметили в Миссии, в 2000 году на пасхальные праздники приезжали 300 российских паломников, а за весь год - более тысячи. Почти ко всем святыням сейчас есть доступ, недавно вновь появилась возможность бывать в Иерихоне и Вифлееме. Недоступным для посещения остается лишь Хеврон. ПОДЖОГ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СЕЛЕ БЛИЗ МИНСКА БЕЛОРУССКИЕ СЛЕДОВАТЕЛИ СЧИТАЮТ ДЕЛОМ РУК САТАНИСТОВ Православную церковь в селе Королев Стан, в нескольких километрах северо-восточнее Минска, подожгли, вероятнее всего, сатанисты. Такую версию в качестве основной начали разрабатывать белорусские стражи правопорядка, расследующие дело о поджоге храма, произошедшем месяц назад. Как сообщил представитель следствия Александр Дубровский, удалось установить, что сатанисты "оставили свою метку" в расположенном по соседству с церковью доме. Они перевернули иконы, собрали и свалили в угол всю мебель. Кроме того, незадолго до пожара жители села видели неизвестных возле храма. Церковь в Королеве Стане, сооруженная в честь Воздвижения Креста Господня, была особо почитаема верующими. Этот небольшой деревянный храм был построен несколько лет назад на народные пожертвования. Его гармоничный вид радовал глаз всех въезжающих в Минск со стороны Москвы и Национального аэропорта. В сентябре 1998 года эту церковь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. За сооружение храма и возрождение приходской жизни он вручил высокие церковные награды председателю приходского совета и священнику церкви. Сейчас жители Королева Стана намерены соорудить в селе новый храм. Они уже убрали обугленные стены сгоревшей церкви и расчистили фундамент. За последние несколько лет сатанисты совершили в Белоруссии целую серию преступлений - во многих населенных пунктах республики осквернили кладбища, храмы, в том числе православный кафедральный собор в Минске. В ТОМСКЕ ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ЧАСОВНЯ ИВЕРСКОЙ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ Церемония закладки новой часовни Иверской Божьей Матери взамен разрушенной состоялась сегодня в Томске, на площади Ленина, которая прежде называлась Богоявленской. Как сообщили в пресс-службе администрации области, возвести строение планируется к июлю 2002 года к приезду Патриарха всея Руси Алексия, который освятит часовню. Ее возвели на бывшей Богоявленской площади Томска в середине XIX века в память героев Крымской войны. Часовня была увенчана бронзовой скульптурой ангела-хранителя России и являлась копией Иверской часовни в Москве. Позднее строение было разрушено. Губернатор области принял решение, поддержанное общественностью города, восстановить архитектурный памятник. Иконописцы Иверского монастыря на Афоне пишут для возрождаемой часовни копию иконы чудотворного образа Иверской Божьей Матери. Часовня будет возведена на частные пожертвования. НА АЛТАЕ СТРОЯТ ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ ДЛЯ АНТАРКТИДЫ Сборка храма для Антарктиды началась на Алтае. Об этом корреспонденту ИТАР-ТАСС сообщил сегодня вернувшийся с шестого континента руководитель группы алтайских архитекторов Петр Анисифоров. В его творческой мастерской в Барнауле был разработан проект храма, который одобрил и благословил его строительство Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Храм будет собран из кедра и лиственницы, срубленных в Горном Алтае. Эти породы деревьев, на которых стоит Венеция, с годами становятся в воде прочнее металла. Гнить они не будут и в Антарктике, поскольку там нет грибков и бактерий. После того, как храм соберут, а это планируется сделать к нынешнему лету, его вновь раскатают на бревна, затем доставят в Антарктиду, где уже соберут окончательно. При разработке проекта, по словам Петра Анисифорова, использовались лучшие традиции русского деревянного зодчества. Сам храм в виде оборонной крепости поднимется на острове Кинг Джордж, где расположена российская арктическая станция "Беллинсгаузен". Освященное под строительство место выбрано таким образом, что первый в Антарктиде храм Русской Православной Церкви будет виден издалека. Сам храм станет данью памяти погибших в Антарктиде 60-ти советских, а затем российских полярников. Кроме увековечения памяти соотечественников, есть и еще один важный аспект. Все первопроходцы, создавая новое поселение на ледовом континенте, начинали со строительства храма своей конфессии. Но ни одной православной церкви, несмотря на то, что Антарктида была открыта русскими мореплавателями Беллинсгаузеном и Лазаревым, на этом континенте пока нет. Реализация проекта "Храм в Антарктиде" стала возможной благодаря созданному благотворительному фонду. Основали его в прошлом знаменитый полярник Валерий Лукин и руководитель авиакомпании, работающей с Арктикой и Антарктикой, Петр Задиров. Настоятелем будущего храма назначен отец Георгий, в прошлом моряк-полярник, в настоящее время игумен Ивановского монастыря. ГОЛОВИНСКИЙ СУД ВОЗОБНОВЛЯЕТ СЛУШАНИЕ ДЕЛА О ЗАПРЕТЕ СЕКТЫ "СВИДЕТЕЛЕЙ ИЕГОВЫ" Головинский межмуниципальный суд Москвы возобновил 12 февраля слушание дела о запрете религиозной организации "Свидетели Иеговы". Гражданское дело было возбуждено в 1998 году прокурором Северного административного округа столицы. В обвинении содержатся факты нарушения законодательства РФ, что, согласно статье 14 Закона о свободе совести, служит основанием для запрета организации. Четверо из пяти членов экспертной группы, созданной специально по решению суда, поддержали обвинение. Специалисты в области психологии, религии и лингвистики исследовали религиозную литературу "Свидетелей Иеговы". Согласно их выводам, основополагающие документы организации содержат суждения, разжигающие религиозную рознь, факты использования технологий психологического воздействия на читателя, призывают к разрушению семьи, отказу от переливания крови. Год назад суд вынес решение об отклонении иска из-за недостаточности обоснований. Это решение было обжаловано, и дело передано на повторное рассмотрение с новым составом судей. Движение "Свидетели Иеговы" основано в конце ХIХ века американским бизнесменом Чарльзом Расселом. В России его последователи появились в 1887 году. Сейчас, по данным самой организации, в стране действуют более 360 общин. Управленческий центр "Свидетелей Иеговы" зарегистрирован в Минюсте РФ. В ряде стран иеговисты запрещены или ограничены в правах. ЭКСПЕРТЫ ПРЕДУПРЕЖДАЮТ ОБ УГРОЗЕ ВЫРОЖДЕНИЯ НАЦИИ В России "назрела критическая ситуация с состоянием человеческого ресурса", отмечается в материалах, представленных Госсовету рабочей группой по проблемам развития физкультуры и спорта и формированию здорового образа жизни в стране. В материалах отмечается, что более половины населения, особенно в городах, проживает в крайне неблагоприятной экологической обстановке. Значительная часть россиян находилась в годы реформ в состоянии психо-эмоционального и социального стресса, что привело к росту депрессий, неврозов, случаев суицида, алкоголизма и табакокурения, а также преступности, отмечают эксперты группы. В материалах подчеркивается, что количество больных наркоманией и токсикоманией за последние 10 лет возросло в 8 раз и сейчас превышает 425 тыс. человек. Отмечается также процесс "омоложения" наркомании в стране. Общая динамика смертности населения России характеризуется "сверхсмертностью людей трудоспособного возраста", отмечает группа, подчеркивая, что 80% из этого числа составляют мужчины. Приводятся данные Госкомстата РФ, из которых явствует, что к 2016 году численность населения страны в пожилом возрасте превысит численность детей и подростков на 12,8 млн. человек, что значительно ускорит процесс старения нации, депопуляции населения. В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ ПОЧТИЛИ 165-ЛЕТИЕ СО ДНЯ СМЕРТИ ПУШКИНА В Санкт-Петербурге прошли мероприятия, посвященные 165-летию со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина. Центральным событием этого дня стала панихида, которая по традиции прошла в церкви Спаса Нерукотворного образа на Конюшенной площади, где отпевали поэта. Как известно, перед смертью Пушкин исповедался, причастился Святых Христовых Таин и простил всех своих врагов и недоброжелателей. Священник, который совершал таинство исповеди, признавался: "Вы можете мне не поверить, но я скажу, что я самому себе желаю такого конца, какой он имел". В этот же день состоялось торжественное собрание во дворе дома на Мойке, 12, где великий поэт прожил последние годы жизни, откуда отправился на дуэль и где скончался. Здесь по традиции собрались петербуржцы-почитатели таланта великого поэта, ученые-пушкиноведы, артисты, музыканты, писатели. Директор Института русской литературы РАН (Пушкинского дома) Николай Скатов, выступая перед собравшимися, назвал эту дату "одной из самых скорбных в русской истории". Вместе с тем он заявил, что "смерть Пушкина так же значима, как и его поэзия и жизнь". ИТОГОМ АНТИСЕКТАНТСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В ЗАПОРОЖЬЕ СТАЛО СОЗДАНИЕ ВСЕУКРАИНСКОГО ЦЕНТРА РЕЛИГИОЗНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 12-13 февраля в Запорожье состоялась Международная конференция "Православие и угроза тоталитарных сект в Украине". Конференцию, проходившую по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира и Священного Синода Украинской Православной Церкви, организовала Запорожская и Мелитопольская епархия, украинское объединение "Путь православных" и запорожский Центр помощи жертвам деструктивных сект "Диалог". В работе конференции участвовало более 200 человек, среди которых архиепископ Запорожский и Мелитопольский Василий, архиепископ Львовский и Галицкий Августин, представители 22 епархий Украины, двух епархий Белоруссии, эксперты из Москвы, ведущие психологи, психиатры, медики, сектологи. Участники выразили крайнюю обеспокоенность бесконтрольной деятельностью тоталитарных сект, которая имеет характер неприкрытой экспансии, наносящей непоправимый вред здоровью людей, попирающей фундаментальные права человека, создающей угрозу семье, обществу и государству. Выступавшие выразили уверенность, что государство должно быть заинтересовано в сохранении и процветании традиционных, культурообразующих религий и в оказании им помощи и поддержки. В итоговой декларации, принятой на заключительном заседании конференции, подчеркивалось, что "деструктивные культы активно пытаются проникнуть и внедриться в органы образования, здравоохранения, государственного управления, производства и коммерции". При этом они "часто меняют названия и мимикрируют, прибегают к конфессиональной анонимности и псевдонимности, часто действуют под прикрытием ими же созданных подставных организаций, не афиширующих, а то и скрывающих свою связь с сектой". Участники конференции выступили с инициативой "о внесении в законодательство Украины изменений и дополнений, либо о принятии законодательных актов прямого действия с целью поставить под жесткий контроль, ограничить деятельность тоталитарных сект (деструктивных культов) и групп, для чего можно использовать законодательный опыт таких европейских стран как Франция, Бельгия, Германия, Австрия и Греция". С целью защиты свободы совести, объективного освещения деятельности тоталитарных сект и помощи пострадавшим от их деятельности был учрежден Всеукраинский центр религиозной безопасности и помощи жертвам деструктивных сект "Диалог". Его президентом избран директор запорожского центра "Диалог" Павел Бройде. КРИШНАИТЫ ОТВЕТЯТ В СУДЕ ЗА ИЗДЕВАТЕЛЬСТВА НАД ЛЮДЬМИ Став объектом судебного иска на $ 400 млн., общины Международного общества сознания Кришны оказались на грани банкротства, сообщает "Благовест-инфо" со ссылкой на "Ассошиэйтед пресс". Представитель Международного общества сознания Кришны (МОСК) Ануттама Дас заявил, что его религиозная организация не теряет надежды достичь мирового соглашения по искам, поданным к кришнаитам в Техасе. Причиной судебного разбирательства стали сексуальные домогательства и эмоциональное унижение, имевшие место в кришнаитских интернатах в 70-80-е годы ушедшего столетия. "Мы считаем, что ни в чем не повинные члены общин не должны нести ответственность за предосудительные поступки отдельных лиц, совершенные 20 или даже 30 лет назад", - заявил Ануттама Дас. В настоящее время МОСК стремится прийти к мировому соглашению по иску, поданному 94 пострадавшими, путем создания специального фонда для компенсации морального ущерба жертвам насилия. По словам юриста из Техаса Уиндл Терли, злоупотребления начались в 1972 г. в кришнаитском интернате в Далласе, а затем имели место еще в шести школах МОСК в США и в двух - в Индии. В результате громких скандалов все школы кришнаитов, действовавшие к концу 70-х годов в Северной Америке, были закрыты. ПЕНТАГОН ВНЕДРЯЕТ ПРОГРАММУ ДЕЗИНФОРМАЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ СМИ Пентагон в настоящее время работает над разработкой программы по дезинформации зарубежных СМИ по целому ряду социально-политических вопросов. Тем самым США собираются "серьезно влиять на общественное мнение в других странах, определяя его колебания", пишет влиятельная американская газета New York Times. Согласно данным издания, недавно созданный "Штаб стратегического влияния" будет по своим каналам обеспечивать враждебные государства информацией, в том числе фальсифицированной. Однако это не исключает того, что и союзники на Ближнем Востоке, в Азии и даже в Западной Европе будут получать аналогичную информацию, поясняет Times. Штаб, созданный вскоре после событий 11 сентября, "стал своеобразным ответом американской администрации на потерю общественной поддержки, в первую очередь в исламских странах, в связи с объявлением начала войны с террором", пишет газета. ПАТРИАРХ ВАРФОЛОМЕЙ I ПОСЕТИЛ США И ВСТРЕТИлСЯ С ДЖОРДЖЕМ БУШЕМ Президент США Джордж Буш встретится в Белом доме с Патриархом Константинопольским Варфоломеем I. Об этом сообщила пресс-служба Белого дома. Патриарх Варфоломей известен как “яркий последователь экуменического взаимопонимания между верующими христианами, мусульманами и иудеями”, подчеркивается в сообщении Белого дома. О содержании переговоров ничего не сообщается. В США насчитывается более 2 млн. православных. Ранее Патриарх Варфоломей I приезжал в Вашингтон и встречался с Биллом Клинтоном в 1997 году, когда отмечалась 75-я годовщина создания греческого православного архиепископства в США. Со времен Византийской империи Константинопольский Патриархат именуется в православном мире "первым среди равных", а его глава - "хранителем апостольских правил". Эта исторически сложившаяся традиция дошла до наших дней, о чем свидетельствует и еще один его титул - Вселенский Патриарх. В юрисдикцию Константинопольского Патриарха наряду с представителями греческой православной диаспоры входят православные верующие Турции. МИССИОНЕРЫ СО ВСЕГО МИРА ЗАПОЛОНИЛИ КИРГИЗСТАН Миссионеры со всего мира заполонили Киргизстан. Здесь зарегистрировано без малого тысяча миссионеров, больше половины которых называют себя христианскими. Эти данные привели на международной конференции "Свобода вероисповедания и выражения убеждений". Она прошла в южно-киргизском городе Джалал-Абаде. Ее участники отметили, что в республику наметился сильный приток проповедников из Южной Кореи, Германии, США. Они-то и смущают души мусульман. И это несмотря на то, что почти 80% населения исповедуют ислам. За 10 лет количество мечетей увеличилось в 35 раз. По некоторым данным их без малого 2,5 тысячи. Многие построены на средства спонсоров из арабских стран, где официальная религия - ваххабизм. Выступивший на форуме российский священник Дионисий даже удивился, что полпроцента коренного населения республики перешло в протестантскую веру. По его мнению, этот явный перекос сложился потому, что нет никаких ограничений для деятельности миссионеров. Но что делать в такой ситуации - пока никто не знает, сообщает ИА "Казахстан Пресс". КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ДАЕТ ОЧЕРЕДНЫЕ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ИНТЕРНЕТА Руководство Католической церкви опубликовало два новых документа, касающихся взаимоотношений религии и интернета. Основной смысл этих документов, названных "Этика в интернете" и "Церковь в интернете", сводится к предостережению верующих от потребительского отношения к вере. При этом Ватикан считает, что интернет не должен превратиться в "религиозный супермаркет", где за деньги каждый пользователь сможет создать собственный "религиозный набор", отвечающий его персональным воззрениям. Этика купли-продажи, которая стала основной в современном интернете, не должна распространяться на вопросы веры. В последнее время Католическая церковь стала уделять повышенное внимание интернету как средству пропаганды своих идей. О всемирной сети уже не раз высказывался и Папа Римский Иоанн Павел II. По его мнению, интернет является незаменимым средством для распространения христианства и общечеловеческих ценностей. В ВЕЛИКОБРИТАНИИ ЛЕГАЛИЗОВАНО КЛОНИРОВАНИЕ На этой неделе комитет Палаты лордов британского парламента принял решение о разрешении клонирования человеческих эмбрионов для научных целей и с рядом серьезных ограничений. При этом председатель комитета епископ Оксфорда Ричард Харрис заявил, что стволовые клетки, взятые у эмбрионов в течение двух недель после оплодотворения могут сыграть ключевую роль при разработке средств для лечения ряда серьезнейших заболеваний, например болезней Альцгеймера и Паркинсона. При этом важнейшим условием для получения лицензии на клонирование эмбрионов является передача всех образцов клеток в банк стволовых клеток, который будет организован в самое ближайшее время. Перед выдачей разрешения на клонирование регулирующие органы должны будут удостовериться, что банк еще не содержит аналогичных клеток. Нужно отметить, что решение о легализации клонирования эмбрионов человека было принято в Великобритании еще в прошлом году, однако оно было оспорено в судебном порядке и отменено. Однако правительство подало апелляцию, которая была удовлетворена, а затем последовало и решение Палаты лордов. Тем не менее, противники клонирования продолжают протестовать и требуют использовать при клонировании взрослые человеческие клетки или клетки животных. Применение в научном или медицинском клонировании стволовых клеток, которые являются исходным материалом для образования всех остальных "специализированных" клеток, как они считают, является первым шагом к клонированию человека в репродуктивных целях. В ФИНЛЯНДИИ УЗАКОНЕНЫ ОДНОПОЛЫЕ БРАКИ С сегодняшнего дня в Финляндии вступает в силу закон, допускающий заключение однополых браков. Тем не менее, таким супружеским союзам не будет позволено усыновлять детей и брать единую фамилию, сообщает РБК. Одобренное финским парламентом в сентябре 2001 года законодательство разрешает гражданам страны, достигшим 18-летнего возраста, официально вступать в однополые супружеские союзы. При этом подобные пары получают те же права, что и обычные семьи, в сфере наследования собственности партнера и в случаях развода. Финская ассоциация геев и лесбиянок приветствовала принятие закона, однако подчеркнула, что он все же носит ограниченный характер и не дает равных прав. "Это поворотный закон, и он имеет огромное символическое значение, но представляет собой компромиссный вариант, не дающий однополым семьям равных прав с обычными", - указал генеральный секретарь ассоциации Райнер Хилтунен. По его словам, десятки геев уже подали заявления о регистрации их отношений и несколько сотен заключат браки до конца года. Финская евангелическая лютеранская церковь, к которой принадлежат 85% 5,2-миллионного населения страны, возражала против принятия подобного закона. Закон, принятый в Финляндии, соответствует аналогичному законодательству, утвержденному ранее в других скандинавских государствах - Швеции, Норвегии, Дании и Исландии. Религия в России ПРОФЕССОР ВЕДУЩЕГО ИСЛАМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МИРА СТАЛ ХРИСТИАНИНОМ Как сообщает американский журнал Charisma, бывший профессор истории ислама в каирском университете Аль-Ахзар - ведущем исламском университете мира - оставил ислам и стал христианином. "Марк Габриель к 12 годам наизусть знал Коран и был вторым лучшим из 6000 студентов. Его изучение истории привело к тому, что он обнаружил темные стороны истории ислама, он не мог понять, почему исламские народы так враждебно настроены друг ко другу, он боролся со многими противоречиями в Коране и разницей между учением Корана и практикой. "Мне никогда не позволяли что-либо спрашивать - никому не позволяется", - вспоминает он. Его вопросы привели к его отставке и последующему тюремному заключению. Некоторое время спустя Габриель был освобожден из тюрьмы и работал со своим отцом. Он часто заходил в местную аптеку, чтобы купить таблетки от хронических головных болей. Аптекарь, христианка, обеспокоенная тем, что он станет зависимым от них, спросила, от чего он страдает. "Я сказал ей, что ищу истинного Бога. Она улыбнулась, говоря, что вероятно, я не найду Его в таблетках. Она дала мне Библию, и взяла с меня обещание не употреблять больше таблеток, пока я не прочитаю эту книгу". Габриель был захвачен посланием Библии и решил стать христианином. Его отец попытался застрелить его, когда эти новости дошли до него, но при содействии матери и сестры Габриелю удалось покинуть страну. Сегодня он - религиозный беженец в США и, несмотря на опасность для жизни, написал книгу, опровергающую то, что ислам является мирной религией - "Ислам и терроризм", сообщает Friday Fax. | |||||||||||||