|
||
|
Священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря. В ответ на предвзятые мнения Геннадий Андреевич Крамор, г.Ишим. Загадка ишимского помянника Иерей Сергий Кистин. Святитель Иоанн Тобольский и Свенский монастырь с 1681 по 1695 год Михаил Михайлович Рябий, Югорский госуниверситет, Ханты-Мансийск. «Ты Бога слово право славил…» Диакон Максим Семенов. Памяти Архиепископа Омского и Тюменского Мефодия Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви за Уралом в дореволюционный период Церковно-славянский язык - язык богослужения Русской Православной Церкви А.Л. Беглов. Взаимоотношения Русской Православной Церкви и власти: история и современность Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин посетил Тобольск Cостоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви Митрополит Сибирский и Тобольский Игнатий (Римский-Корсаков) и Симеон Верхотурский В Москве прошли десятые юбилейные международные рождественские чтения Отношения между Константинополем и Римом накануне великого раскола. |
Как постились наши предки
После принятия в 988г. христианства на Руси распространились святоотеческие писания, патерики и сказания о деяниях святых подвижников Восточной Церкви. Первые ревнители иноческого жития заимствовали правила и уставы восточного иночества, в том числе и те, которые касались постов. Уже в "Повести временных лет", составленной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале 12 века, сообщается, что в этой обители первым ее игуменом Феодосием вводились воздержание и строгие посты по примеру Антония Великого, Евфимия, Саввы Освященного и других подвижников Православного Востока. В Прощеное воскресенье Феодосий, прощаясь с братией, наставлял ее, как проводить Великий пост: "Бог дал нам эти 40 дней для очищения души; это ведь десятина, даваемая нами ежегодно Богу; дней в году 365, а от этих дней отдавать Богу десятый день как десятину это и есть пост сорокадневный, и, в эти дни очистившись, душа празднует светло день Воскресения Христова, радуясь Богу. Ибо постное время очищает ум человека". Сам Феодосий во время Великого поста находился в пещере и общался с братией только в субботу или воскресенье через маленькое окошко, а в остальные дни пребывал в посте и молитве, соблюдая строгое воздержание. Так было и в других монастырях. История дает также пример христианского воздержания от кровопролития во время поста. Князь Владимир Мономах много воевал. В 1116г. он с сыновьями пошел походом к Минску на Глеба Всеславича. Глеб, сознавая, что силы неравны, выслал послов. В летописи говорится: "Владимир же пожалел проливать кровь в дни Великого поста и примирился с ним". В истории России зафиксировано много случаев общественных, или "нарочитых", постов, к которым Русская Православная Церковь призывала мирян в годы лихолетья, когда страну поражали стихийные бедствия, повальные болезни, неурожаи, смуты и войны. В 1395г., когда для защиты от Тамерлана в Москву был принесен чудотворный образ Владимирской Божией Матери, во всех храмах совершались молебны и соблюдался пост. Традиция соблюдать пост во время бедствий продолжалась до 20 века: православные постились в разгар первой мировой войны в августе 1915г. и в 1918г. во время новой "смуты" по благословению Патриарха Московского и всея Руси Тихона. Подвиг поста несли многие русские государи. Царь Феодор Иоаннович (1584-1598) "тело свое всегда изнурял церковными службами, повседневными молитвами и поклонами, всенощными бдениями, воздержанием и постом, душу же свою царскую врачевал чтением и слушанием божественных словес, прилежно пестуя и украшая благие нравы". Особенным благочестием отличался царь Алексей Михайлович (1645-1676). Его современник Г.К.Котошихин сообщал: "...а в постные дни, в понедельник и в среду и в пяток и в посты готовят про царский обиход ествы рыбные и пирожные с маслом с деревянным и с ореховым, и со льняным, и с конопляным, а в Великий и в Успеньев посты готовятца ествы капуста сырая и гретая, грузди, рыжики соляные, сырые и гретые, и ягодные ествы без масла, кроме Благовещениева дня, и ест царь в те посты в неделю по вторникам, в четверг, в субботу по одиножды на день, а пьет квас, а в понедельник и в среду и в пятницу во все посты не ест и не пьет ничего, разве для своих и царицыных и царевичевых и царевниных именин, и как власти и бояре у царя бывают на праздники за столом и им в те постные дни ествы ставят на стол таковы же, что и царю..." Иностранцев, посещавших Московию, удивляло столь строгое соблюдение постов всеми слоями населения, ведь после Реформации в Европе постов не соблюдали. Английский мореплаватель Ричард Ченслор, будучи в Москве в 1553-1554гг., писал: "Во время постов русские не едят ни масла, ни яиц, ни молока, ни сыра... питаются рыбой, капустой и кореньями. Кроме постов, они круглый год свято соблюдают среды и пятницы, а по субботам едят мясо". Посланник английской королевы Елизаветы Д.Флетчер, посетивший Москву в 1586-1589гг., сообщал, что русские даже во время болезни не едят скоромного. Большая часть русских соблюдала посты по мере своих сил и достатка. Кроме ржаного хлеба, русские люди употребляли довольно много овсяного толокна. Его, кстати, отпускали в сухом виде служилым людям наряду с ржаной мукой в качестве продовольственного пайка. Много ели рыбы, с ней готовили разнообразные блюда. Когда рыбу есть было нельзя, довольствовались растительной пищей: кислой капустой, свеклой с постным маслом и уксусом, гречневой, пшенной и овсяной кашами с постным маслом, оладьями с медом, вареными и жареными грибами, блюдами из гороха (горох битый, горох тертый, горох цеженый, сыр гороховый - так называли толченый горох с постным маслом, лапша из гороховой муки, пироги с горохом); творогом из макового молока, хреном, редькой и другими овощами; ели "коливо" - кутью, приготовленную из риса, пшеницы или полбы (особый вид пшеницы) с изюмом. В качестве приправы употребляли лук, чеснок и шафран. Пили взвар из овощей, морс и квас. Вся система народного питания в России вплоть до революции зиждилась на чередовании поста и мясоеда. Конечно, имелись большие различия в том, что ели жители деревни, больших и малых городов в разной местности, богатые и бедные. В середине 19 века в городах с началом поста запрещались всякие зрелища: театральные представления, балы, маскарады. Закрывались бани, лавки, торговавшие мясом и другими скоромными продуктами. В Петербурге Великим постом не только в русских, но и немецких ресторанах подавали постные блюда. В "Строгановском" трактире на Невском проспекте еда на первой и Страстной неделях ничем не отличалась от монастырской: готовили только блюда из грибов, гороха и кисели. Чай пили с изюмом и медом, варили сбитень. Характер питания крестьян во время постов зависел от уровня развития их хозяйства, который, в свою очередь, определяли природные, климатические и социальные условия. На севере в отсутствие выбора готовили блюда из круп, преимущественно из овса, на юге постный рацион разнообразили овощи и фрукты. Если населенные пункты располагались вдоль рек, озер, их обитатели много употребляли рыбы. Отсутствие в той или иной местности каких-то продуктов восполняли ярмарки. В Тверской губернии, например, обычно в пост ели хлеб, каши, горох, редьку. В Нижегородской готовили щи из "черной" (не белой) капусты без всякой приправы. Гречневую кашу ели не все и не всегда: большая часть поселян ела ее только по воскресеньям и праздникам. В рационе жителей Архангельской губернии главное место занимали репа и редька. Почти повсеместно употреблялась в квашеном виде капуста. Русские, переселяясь на обширные сибирские земли, приспосабливались к новым условиям жизни, но сохраняли традиции родных мест. Крестьяне Восточной Сибири летом, когда пища была более скудной, по лесистым склонам собирали черемшу, которую толкли и ели с квасом, немного посолив. Стол дополнялся запасами картофеля и редьки. В праздничные дни поста пекли пироги с рыбой, варили "щербу" (местное название ухи), жарили на масле "тельное" (рыбу без костей, рубленную и перемешанную с мукой), делали пельмени с рыбой. Варили также пшеничный, гороховый и ягодный (в основном из облепихи) кисели, пекли блины, оладьи, "пряженики" - пирожки с фаршем, жаренные на конопляном или кедровом масле. Ели разнообразные овощные блюда: "картофельницу" (картофельную похлебку), вареный горох, "репницу" с маком, "морковницу" (похлебку из моркови), капусту, квашеную свеклу. Жители Алтайского края в посты ели дикий или огородный зеленый лук, посолив и смешав с квасом, затирки, каши, отварной картофель, крупяные щи, болтушки, тюрю из хлебного крошева с квасом и водой. Засаливали впрок грибы, огурцы и капусту. Местной особенностью была отварная лапша из ржаного теста. | |||||||||||||