Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Сибирский листок

  • Артур Васильевич Чернышов. Оглянись в раздумье

  • Архивная комиссия при тобольском братстве св. Димитрия Солунского как историко-научный центр Сибирского Православия (1902-1918 гг.)

  • Священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря. В ответ на предвзятые мнения

  • C “батей” по минному полю

  • А.Фаберов. Спасение “богини красоты”

  • Диакон Андрей Кураев. Война: чудо и сказки

  • Геннадий Андреевич Крамор, г.Ишим. Загадка ишимского помянника

  • Артур Васильевич Чернышов. Строка из книги скорби...

  • О.И.Ососова, член Тюменского историко-родословного общества. К 100-летию со дня смерти протоиерея Николая Скосырева, ключаря Тобольского Софийского кафедрального собора

  • Татьяна Нифоновна Тепышева. Из России в Сибирь

  • Иерей Сергий Кистин. Святитель Иоанн Тобольский и Свенский монастырь с 1681 по 1695 год

  • Михаил Михайлович Рябий, Югорский госуниверситет, Ханты-Мансийск. «Ты Бога слово право славил…»

  • Диакон Максим Семенов. Памяти Архиепископа Омского и Тюменского Мефодия

  • Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви за Уралом в дореволюционный период

  • Церковно-славянский язык - язык богослужения Русской Православной Церкви

  • Заветные мысли царицы Александры Федоровны

  • А.Л. Беглов. Взаимоотношения Русской Православной Церкви и власти: история и современность

  • Наши харбинские пастыри

  • Salus extra ecclesiam non est

  • Юность моя - Харбин

  • Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин посетил Тобольск

  • Белое дело

  • История женского образования

  • Оттепель (1943 - 1960). Часть 2

  • Оттепель (1943 - 1960). Часть 1

  • История - учительница жизни

  • Хроника - декабрь

  • Хроника - Рождество

  • Как постились наши предки

  • Хроника-ноябрь

  • Хроника-октябрь

  • Наш православный предок

  • Cостоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви

  • Хроника - сентябрь

  • История Тобольской семинарии

  • Хроника - август 2002 г.

  • Хроника - июнь

  • Актовый день в тобольской семинарии

  • Хроника - Июль

  • Село Каменка Тюменского района

  • История Вознесенско-Георгиевской церкви

  • Прошлое не умирает...

  • Хроника - Апрель(2)

  • За псевдонимом не скроешь своей некомпетентности

  • Акция протеста против действий Ватикана в России

  • Хроника - апрель

  • О психологии и ее истоках

  • Митрополит Сибирский и Тобольский Игнатий (Римский-Корсаков) и Симеон Верхотурский

  • Хроника - февраль

  • В Москве прошли десятые юбилейные международные рождественские чтения

  • Человек года

  • Хроника - ноябрь

  • Русский экстрим

  • Всемирный русский народный собор

  • Спустя 68 лет

  • Не только памятью мы живы

  • Юбилей

  • Храму с. Шорохово - 120 лет.

  • Число православных в мире

  • Церковь и война

  • Хроника-Тюмень

  • Хроника Августа

  • Первая служба в храме п. Харп.

  • Успенско-Никольский храм г.Ялуторовска

  • Состояние Свято-Троицкого Монастыря

  • Священномученик Иларион

  • С Абалацкой крестный ход

  • Первая литургия в древнем храме

  • Первая епархия в Сибири

  • Отношения между Константинополем и Римом накануне великого раскола.

  • Отец Фотий

  • Освящение Свято-Владимирского храма в с.Петелино

  • Новая часовня в Тюмени

  • Крещение в Тюмени 2000

  • День святой Троицы в Тюмени

  • День победы

  • Православные гимназии Ханты-Мансийского благочиния

  • Восстановить часовню

  • Владыка Мефодий

  • Верните нам нашу историю

  • Верните улицам имена, а не псевдонимы

  • Варнавна

  • Как постились наши предки

    После принятия в 988г. христианства на Руси распространились святоотеческие писания, патерики и сказания о деяниях святых подвижников Восточной Церкви. Первые ревнители иноческого жития заимствовали правила и уставы восточного иночества, в том числе и те, которые касались постов. Уже в "Повести временных лет", составленной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале 12 века, сообщается, что в этой обители первым ее игуменом Феодосием вводились воздержание и строгие посты по примеру Антония Великого, Евфимия, Саввы Освященного и других подвижников Православного Востока. В Прощеное воскресенье Феодосий, прощаясь с братией, наставлял ее, как проводить Великий пост: "Бог дал нам эти 40 дней для очищения души; это ведь десятина, даваемая нами ежегодно Богу; дней в году 365, а от этих дней отдавать Богу десятый день как десятину это и есть пост сорокадневный, и, в эти дни очистившись, душа празднует светло день Воскресения Христова, радуясь Богу. Ибо постное время очищает ум человека". Сам Феодосий во время Великого поста находился в пещере и общался с братией только в субботу или воскресенье через маленькое окошко, а в остальные дни пребывал в посте и молитве, соблюдая строгое воздержание. Так было и в других монастырях.

    История дает также пример христианского воздержания от кровопролития во время поста. Князь Владимир Мономах много воевал. В 1116г. он с сыновьями пошел походом к Минску на Глеба Всеславича. Глеб, сознавая, что силы неравны, выслал послов. В летописи говорится: "Владимир же пожалел проливать кровь в дни Великого поста и примирился с ним".

    В истории России зафиксировано много случаев общественных, или "нарочитых", постов, к которым Русская Православная Церковь призывала мирян в годы лихолетья, когда страну поражали стихийные бедствия, повальные болезни, неурожаи, смуты и войны. В 1395г., когда для защиты от Тамерлана в Москву был принесен чудотворный образ Владимирской Божией Матери, во всех храмах совершались молебны и соблюдался пост. Традиция соблюдать пост во время бедствий продолжалась до 20 века: православные постились в разгар первой мировой войны в августе 1915г. и в 1918г. во время новой "смуты" по благословению Патриарха Московского и всея Руси Тихона.

    Подвиг поста несли многие русские государи. Царь Феодор Иоаннович (1584-1598) "тело свое всегда изнурял церковными службами, повседневными молитвами и поклонами, всенощными бдениями, воздержанием и постом, душу же свою царскую врачевал чтением и слушанием божественных словес, прилежно пестуя и украшая благие нравы".

    Особенным благочестием отличался царь Алексей Михайлович (1645-1676). Его современник Г.К.Котошихин сообщал: "...а в постные дни, в понедельник и в среду и в пяток и в посты готовят про царский обиход ествы рыбные и пирожные с маслом с деревянным и с ореховым, и со льняным, и с конопляным, а в Великий и в Успеньев посты готовятца ествы капуста сырая и гретая, грузди, рыжики соляные, сырые и гретые, и ягодные ествы без масла, кроме Благовещениева дня, и ест царь в те посты в неделю по вторникам, в четверг, в субботу по одиножды на день, а пьет квас, а в понедельник и в среду и в пятницу во все посты не ест и не пьет ничего, разве для своих и царицыных и царевичевых и царевниных именин, и как власти и бояре у царя бывают на праздники за столом и им в те постные дни ествы ставят на стол таковы же, что и царю..."

    Иностранцев, посещавших Московию, удивляло столь строгое соблюдение постов всеми слоями населения, ведь после Реформации в Европе постов не соблюдали. Английский мореплаватель Ричард Ченслор, будучи в Москве в 1553-1554гг., писал: "Во время постов русские не едят ни масла, ни яиц, ни молока, ни сыра... питаются рыбой, капустой и кореньями. Кроме постов, они круглый год свято соблюдают среды и пятницы, а по субботам едят мясо". Посланник английской королевы Елизаветы Д.Флетчер, посетивший Москву в 1586-1589гг., сообщал, что русские даже во время болезни не едят скоромного.

    Большая часть русских соблюдала посты по мере своих сил и достатка. Кроме ржаного хлеба, русские люди употребляли довольно много овсяного толокна. Его, кстати, отпускали в сухом виде служилым людям наряду с ржаной мукой в качестве продовольственного пайка. Много ели рыбы, с ней готовили разнообразные блюда. Когда рыбу есть было нельзя, довольствовались растительной пищей: кислой капустой, свеклой с постным маслом и уксусом, гречневой, пшенной и овсяной кашами с постным маслом, оладьями с медом, вареными и жареными грибами, блюдами из гороха (горох битый, горох тертый, горох цеженый, сыр гороховый - так называли толченый горох с постным маслом, лапша из гороховой муки, пироги с горохом); творогом из макового молока, хреном, редькой и другими овощами; ели "коливо" - кутью, приготовленную из риса, пшеницы или полбы (особый вид пшеницы) с изюмом. В качестве приправы употребляли лук, чеснок и шафран. Пили взвар из овощей, морс и квас.

    Вся система народного питания в России вплоть до революции зиждилась на чередовании поста и мясоеда. Конечно, имелись большие различия в том, что ели жители деревни, больших и малых городов в разной местности, богатые и бедные. В середине 19 века в городах с началом поста запрещались всякие зрелища: театральные представления, балы, маскарады. Закрывались бани, лавки, торговавшие мясом и другими скоромными продуктами. В Петербурге Великим постом не только в русских, но и немецких ресторанах подавали постные блюда. В "Строгановском" трактире на Невском проспекте еда на первой и Страстной неделях ничем не отличалась от монастырской: готовили только блюда из грибов, гороха и кисели. Чай пили с изюмом и медом, варили сбитень.

    Характер питания крестьян во время постов зависел от уровня развития их хозяйства, который, в свою очередь, определяли природные, климатические и социальные условия. На севере в отсутствие выбора готовили блюда из круп, преимущественно из овса, на юге постный рацион разнообразили овощи и фрукты. Если населенные пункты располагались вдоль рек, озер, их обитатели много употребляли рыбы. Отсутствие в той или иной местности каких-то продуктов восполняли ярмарки.

    В Тверской губернии, например, обычно в пост ели хлеб, каши, горох, редьку. В Нижегородской готовили щи из "черной" (не белой) капусты без всякой приправы. Гречневую кашу ели не все и не всегда: большая часть поселян ела ее только по воскресеньям и праздникам. В рационе жителей Архангельской губернии главное место занимали репа и редька. Почти повсеместно употреблялась в квашеном виде капуста.

    Русские, переселяясь на обширные сибирские земли, приспосабливались к новым условиям жизни, но сохраняли традиции родных мест. Крестьяне Восточной Сибири летом, когда пища была более скудной, по лесистым склонам собирали черемшу, которую толкли и ели с квасом, немного посолив. Стол дополнялся запасами картофеля и редьки. В праздничные дни поста пекли пироги с рыбой, варили "щербу" (местное название ухи), жарили на масле "тельное" (рыбу без костей, рубленную и перемешанную с мукой), делали пельмени с рыбой. Варили также пшеничный, гороховый и ягодный (в основном из облепихи) кисели, пекли блины, оладьи, "пряженики" - пирожки с фаршем, жаренные на конопляном или кедровом масле. Ели разнообразные овощные блюда: "картофельницу" (картофельную похлебку), вареный горох, "репницу" с маком, "морковницу" (похлебку из моркови), капусту, квашеную свеклу.

    Жители Алтайского края в посты ели дикий или огородный зеленый лук, посолив и смешав с квасом, затирки, каши, отварной картофель, крупяные щи, болтушки, тюрю из хлебного крошева с квасом и водой. Засаливали впрок грибы, огурцы и капусту. Местной особенностью была отварная лапша из ржаного теста.



    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.