|
||
|
Священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря. В ответ на предвзятые мнения Геннадий Андреевич Крамор, г.Ишим. Загадка ишимского помянника Иерей Сергий Кистин. Святитель Иоанн Тобольский и Свенский монастырь с 1681 по 1695 год Михаил Михайлович Рябий, Югорский госуниверситет, Ханты-Мансийск. «Ты Бога слово право славил…» Диакон Максим Семенов. Памяти Архиепископа Омского и Тюменского Мефодия Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви за Уралом в дореволюционный период Церковно-славянский язык - язык богослужения Русской Православной Церкви А.Л. Беглов. Взаимоотношения Русской Православной Церкви и власти: история и современность Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин посетил Тобольск Cостоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви Митрополит Сибирский и Тобольский Игнатий (Римский-Корсаков) и Симеон Верхотурский В Москве прошли десятые юбилейные международные рождественские чтения Отношения между Константинополем и Римом накануне великого раскола. |
Прошлое не умирает... Попытки стирания исторической памяти, искоренения тысячелетних традиций народа, уничтожения хранительницы этих традиций – Русской Православной Церкви велись на протяжении нескольких десятилетий после Октябрьской революции и прошли разные этапы. Наиболее масштабными из них были: лишение Церкви юридических прав и запрещение её просветительской деятельности (1918 год), национализация церковного имущества и вскрытие святых мощей угодников Божиих (1918-1920-е годы), изъятие церковных ценностей (1922 год), закрытие и разрушение монастырей и храмов (1920-1930-е годы) и, наконец, физическое устранение иерархов и священно-церковнослужителей (1927-1930-е годы). Среди этого множества испытаний и лишений, выпавших на долю Русской Православной Церкви, одними из самых кощунственных были не совместимые ни с какими нравственными нормами уничтожение монастырей и храмов и устранение иерархов и священнослужителей. Достаточно вспомнить, что в 1924 году по сравнению с 1913-м число молитвенных зданий только в Тобольском округе уменьшилось на 28,7 процентов, а священнослужителей на 41 процент. К тому же тенденция закрытия и уничтожения монастырей, храмов продолжалась вплоть до конца 30-х годов. Также для примера заметим, что только в Тюмени из 15 церквей и 6 часовен к началу 1930 года действовала одна Всехсвятская кладбищенская церковь.
Прошло семьдесят лет с тех пор, как в июне 1932 года, по решению президиума Тюменского горсовета, одна за другой были взорваны две церкви города Тюмени – Благовещенский собор и Успенский приходской храм. Не стоит гадать, что явилось причиной уничтожения православных святынь г. Тюмени: или это заключение профессора О. Клера, указывающее на угрожающий оползень берега Туры (кстати, он же говорил о необходимости сноса Тюменского Троицкого монастыря), или это личная неприязнь новой власти к религии и священнослужителям. Однако нам необходимо помнить, что наше будущее невозможно без прошлого, и мы невольно обращаем свой взгляд на нашу историю, хотя бы для того, чтобы впредь не повторялось случившееся.
* * *
Благовещенскому собору с приделом Рождества Пресвятой Богородицы, находившемуся напротив нынешнего областного краеведческого музея, под асфальтом которого до сих пор находятся остатки его фундамента, 31 мая 2000-го года исполнилось бы 300 лет. Пятиглавая соборная церковь с амбарами и колокольней являлась первым каменным строением города и третьим храмом со времени возникновения Тюмени: первым был храм во имя Всемилостивого Спаса, построенный в 1586 году, вторым – храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы 1601 года (на месте которого и был воздвигнут собор), уничтоженные во время пожаров. Строительство храмового комплекса в виде корабля (объемом 24,8x10,7, высотой 32,4 м), началось, по сути, в 1700 году с амбаров, расположенных под зданием, предназначавшихся под государственную казну, и завершилось ориентировочно в 1707 году постройкой колокольни, хотя освящение собора состоялось еще 31 октября 1704 года. Строительство велось под наблюдением митрополита Тобольского и Сибирского Филофея Лещинского. За свое 232-летнее существование собор дважды чуть не был разобран. В 1775 году, по решению архиепископа Тобольского и Сибирского Варлаама I (Петров) и губернатора Тюмени Д.И. Чичерина было обозначено на городской карте место для закладки нового собора с тем же названием, а в 1846 году – архиепископом Георгием (Ящуржинский) отмечалось, «что из-за ветхого состояния Благовещенского собора и расположения его на краю обрыва могут быть серьезные последствия». Поэтому владыка повелел богослужение в нем прекратить, а имущество перенести в ближайшую Крестовоздвиженскую церковь, соединив два прихода, причем второй и должен стать соборным. Однако собор продолжал действовать (вероятно, у тех, кто должен был исполнить это решение, не поднималась рука – В.К.), и только в период воинствующего атеизма в ночь с 13 на 14 июня 1932 года он был уничтожен как виднеющийся из окон горсовета свидетель былой славы Русского Православия. В уничтожении патриарха белокаменного зодчества участвовали бойцы 55-го дивизиона ОГПУ. Однако разрушить с первого раза его не удалось, некоторые стены почти целиком сохранились, он оказался намного прочнее, т.к. строился на века. Только спустя два года, ориентировочно в июне месяце, собор был окончательно обращен в груду камней, частично кирпич продан Райстрахкассе для постройки дома отдыха, а остатки сброшены с обрыва в реку Тура. Успенский храм, находившийся на пересечении улиц Кирова и Хохрякова (в настоящее время на этом месте расположены два двухэтажных деревянных дома), недалеко от Знаменского собора, взорванный за несколько дней до Благовещенского собора. Церковь Успения Пресвятой Богородицы стала преемницей и наследницей женского монастыря. Монастырь был организован в I-й половине XYII века и находился юго-восточнее посада. Первое упоминание о нем относится к 1620 году, когда при Ильинской приходской церкви священником Никоном была основана женская обитель, имевшая название - Ильинская. В 1766 году, в июне, после сильнейшего пожара, истребившего почти весь город, кроме Затюменья и Заречья, Ильинскую приходскую церковь в монастыре восстанавливать не стали, а в полуверсте вниз по течению реки Туры (на современной ул. 25 лет Октября), возвели новый деревянный храм во имя пророка Илии. Благословение на строительство было получено от архиепископа Тобольского и Сибирского Варлаама I 21 июня 1769 года, освящение же состоялось 21 июня 1773 года. Так, в конце XYIII века появился в черте города находящийся там по сегодняшний день новый приходской Ильинский храм. Женский монастырь, в котором был построен каменный одноэтажный трехпредельный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, евангелиста Иоанна Богослова и Алексия, митрополита Московского, в 1769 году был восстановлен за счет средств игуменьи Иулитты, бывшей настоятельницы монастыря, и других благотворителей города и именовался как Успенско – Алексеевский. Через год монастырь был упразднен, а церковь стала именоваться приходской. К началу XIX века храм из-за обветшалости был закрыт, его предполагалось даже передать для богослужений единоверцам (старообрядцам), т.к. их молитвенное здание – Троицкая церковь - появилось лишь к середине XIX века. Однако на средства купца второй гильдии С.М. Трусова храм к 1862 году был отреставрирован и передан Успенскому приходу. В июне 1932 года судьба приходского Успенского храма трагически оборвалась. В статье В. Чупина «Две церкви Тюмени»1 приводятся воспоминания тюменского литературоведа Л.Г. Беспаловой, которая приводит слова старожилов, рассказывавших, что «когда церковь взрывали, она сначала высоко поднялась над землей, а потом рухнула и рассыпалась».
* * *
Представляя на суд читателя статью «ПРОШЛОЕ НЕ УМИРАЕТ…» как исповедь о попранной свободе совести, о мнимом коммунистическом братстве, где все равны и счастливы, без веры идеалам христианской морали и её оплота – русской Церкви, хотелось бы сказать, что теперь, с высоты замученных лет, бесконечных бед и тревог сегодняшнего дня, мы, как первохристиане, вводимые в заблуждение языческими жрецами, начинаем осознавать, что носители новых «светлых идеалов» оказались лжепророками, пытающимися направить нас по пути, ведущему к Голгофе. 1 Чупин В. Две церкви Тюмени.// Лукич [Тюмень], 1998.- Ч. 2. (Авг.)- С. 151. Владислав Александрович Курмачев | |||||||||||||