Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Сибирский листок

  • Артур Васильевич Чернышов. Оглянись в раздумье

  • Архивная комиссия при тобольском братстве св. Димитрия Солунского как историко-научный центр Сибирского Православия (1902-1918 гг.)

  • Священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря. В ответ на предвзятые мнения

  • C “батей” по минному полю

  • А.Фаберов. Спасение “богини красоты”

  • Диакон Андрей Кураев. Война: чудо и сказки

  • Геннадий Андреевич Крамор, г.Ишим. Загадка ишимского помянника

  • Артур Васильевич Чернышов. Строка из книги скорби...

  • О.И.Ососова, член Тюменского историко-родословного общества. К 100-летию со дня смерти протоиерея Николая Скосырева, ключаря Тобольского Софийского кафедрального собора

  • Татьяна Нифоновна Тепышева. Из России в Сибирь

  • Иерей Сергий Кистин. Святитель Иоанн Тобольский и Свенский монастырь с 1681 по 1695 год

  • Михаил Михайлович Рябий, Югорский госуниверситет, Ханты-Мансийск. «Ты Бога слово право славил…»

  • Диакон Максим Семенов. Памяти Архиепископа Омского и Тюменского Мефодия

  • Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви за Уралом в дореволюционный период

  • Церковно-славянский язык - язык богослужения Русской Православной Церкви

  • Заветные мысли царицы Александры Федоровны

  • А.Л. Беглов. Взаимоотношения Русской Православной Церкви и власти: история и современность

  • Наши харбинские пастыри

  • Salus extra ecclesiam non est

  • Юность моя - Харбин

  • Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин посетил Тобольск

  • Белое дело

  • История женского образования

  • Оттепель (1943 - 1960). Часть 2

  • Оттепель (1943 - 1960). Часть 1

  • История - учительница жизни

  • Хроника - декабрь

  • Хроника - Рождество

  • Как постились наши предки

  • Хроника-ноябрь

  • Хроника-октябрь

  • Наш православный предок

  • Cостоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви

  • Хроника - сентябрь

  • История Тобольской семинарии

  • Хроника - август 2002 г.

  • Хроника - июнь

  • Актовый день в тобольской семинарии

  • Хроника - Июль

  • Село Каменка Тюменского района

  • История Вознесенско-Георгиевской церкви

  • Прошлое не умирает...

  • Хроника - Апрель(2)

  • За псевдонимом не скроешь своей некомпетентности

  • Акция протеста против действий Ватикана в России

  • Хроника - апрель

  • О психологии и ее истоках

  • Митрополит Сибирский и Тобольский Игнатий (Римский-Корсаков) и Симеон Верхотурский

  • Хроника - февраль

  • В Москве прошли десятые юбилейные международные рождественские чтения

  • Человек года

  • Хроника - ноябрь

  • Русский экстрим

  • Всемирный русский народный собор

  • Спустя 68 лет

  • Не только памятью мы живы

  • Юбилей

  • Храму с. Шорохово - 120 лет.

  • Число православных в мире

  • Церковь и война

  • Хроника-Тюмень

  • Хроника Августа

  • Первая служба в храме п. Харп.

  • Успенско-Никольский храм г.Ялуторовска

  • Состояние Свято-Троицкого Монастыря

  • Священномученик Иларион

  • С Абалацкой крестный ход

  • Первая литургия в древнем храме

  • Первая епархия в Сибири

  • Отношения между Константинополем и Римом накануне великого раскола.

  • Отец Фотий

  • Освящение Свято-Владимирского храма в с.Петелино

  • Новая часовня в Тюмени

  • Крещение в Тюмени 2000

  • День святой Троицы в Тюмени

  • День победы

  • Православные гимназии Ханты-Мансийского благочиния

  • Восстановить часовню

  • Владыка Мефодий

  • Верните нам нашу историю

  • Верните улицам имена, а не псевдонимы

  • Варнавна

  • Прошлое не умирает...

         Попытки стирания исторической памяти, искоренения тысячелетних традиций народа, уничтожения хранительницы этих традиций – Русской Православной Церкви велись на протяжении нескольких десятилетий после Октябрьской революции и прошли разные этапы. Наиболее масштабными из них были: лишение Церкви юридических прав и запрещение её просветительской деятельности (1918 год), национализация церковного имущества и вскрытие святых мощей угодников Божиих (1918-1920-е годы), изъятие церковных ценностей (1922 год), закрытие и разрушение монастырей и храмов (1920-1930-е годы) и, наконец, физическое устранение иерархов и священно-церковнослужителей (1927-1930-е годы).

         Среди этого множества испытаний и лишений, выпавших на долю Русской Православной Церкви, одними из самых кощунственных были не совместимые ни с какими нравственными нормами уничтожение монастырей и храмов и устранение иерархов и священнослужителей. Достаточно вспомнить, что в 1924 году по сравнению с 1913-м число молитвенных зданий только в Тобольском округе уменьшилось на 28,7 процентов, а священнослужителей на 41 процент. К тому же тенденция закрытия и уничтожения монастырей, храмов продолжалась вплоть до конца 30-х годов. Также для примера заметим, что только в Тюмени из 15 церквей и 6 часовен к началу 1930 года действовала одна Всехсвятская кладбищенская церковь.

         Прошло семьдесят лет с тех пор, как в июне 1932 года, по решению президиума Тюменского горсовета, одна за другой были взорваны две церкви города Тюмени – Благовещенский собор и Успенский приходской храм. Не стоит гадать, что явилось причиной уничтожения православных святынь г. Тюмени: или это заключение профессора О. Клера, указывающее на угрожающий оползень берега Туры (кстати, он же говорил о необходимости сноса Тюменского Троицкого монастыря), или это личная неприязнь новой власти к религии и священнослужителям. Однако нам необходимо помнить, что наше будущее невозможно без прошлого, и мы невольно обращаем свой взгляд на нашу историю, хотя бы для того, чтобы впредь не повторялось случившееся.

    * * *

         Благовещенскому собору с приделом Рождества Пресвятой Богородицы, находившемуся напротив нынешнего областного краеведческого музея, под асфальтом которого до сих пор находятся остатки его фундамента, 31 мая 2000-го года исполнилось бы 300 лет. Пятиглавая соборная церковь с амбарами и колокольней являлась первым каменным строением города и третьим храмом со времени возникновения Тюмени: первым был храм во имя Всемилостивого Спаса, построенный в 1586 году, вторым – храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы 1601 года (на месте которого и был воздвигнут собор), уничтоженные во время пожаров. Строительство храмового комплекса в виде корабля (объемом 24,8x10,7, высотой 32,4 м), началось, по сути, в 1700 году с амбаров, расположенных под зданием, предназначавшихся под государственную казну, и завершилось ориентировочно в 1707 году постройкой колокольни, хотя освящение собора состоялось еще 31 октября 1704 года. Строительство велось под наблюдением митрополита Тобольского и Сибирского Филофея Лещинского.

         За свое 232-летнее существование собор дважды чуть не был разобран. В 1775 году, по решению архиепископа Тобольского и Сибирского Варлаама I (Петров) и губернатора Тюмени Д.И. Чичерина было обозначено на городской карте место для закладки нового собора с тем же названием, а в 1846 году – архиепископом Георгием (Ящуржинский) отмечалось, «что из-за ветхого состояния Благовещенского собора и расположения его на краю обрыва могут быть серьезные последствия». Поэтому владыка повелел богослужение в нем прекратить, а имущество перенести в ближайшую Крестовоздвиженскую церковь, соединив два прихода, причем второй и должен стать соборным. Однако собор продолжал действовать (вероятно, у тех, кто должен был исполнить это решение, не поднималась рука – В.К.), и только в период воинствующего атеизма в ночь с 13 на 14 июня 1932 года он был уничтожен как виднеющийся из окон горсовета свидетель былой славы Русского Православия. В уничтожении патриарха белокаменного зодчества участвовали бойцы 55-го дивизиона ОГПУ. Однако разрушить с первого раза его не удалось, некоторые стены почти целиком сохранились, он оказался намного прочнее, т.к. строился на века. Только спустя два года, ориентировочно в июне месяце, собор был окончательно обращен в груду камней, частично кирпич продан Райстрахкассе для постройки дома отдыха, а остатки сброшены с обрыва в реку Тура.

         Успенский храм, находившийся на пересечении улиц Кирова и Хохрякова (в настоящее время на этом месте расположены два двухэтажных деревянных дома), недалеко от Знаменского собора, взорванный за несколько дней до Благовещенского собора. Церковь Успения Пресвятой Богородицы стала преемницей и наследницей женского монастыря. Монастырь был организован в I-й половине XYII века и находился юго-восточнее посада. Первое упоминание о нем относится к 1620 году, когда при Ильинской приходской церкви священником Никоном была основана женская обитель, имевшая название - Ильинская. В 1766 году, в июне, после сильнейшего пожара, истребившего почти весь город, кроме Затюменья и Заречья, Ильинскую приходскую церковь в монастыре восстанавливать не стали, а в полуверсте вниз по течению реки Туры (на современной ул. 25 лет Октября), возвели новый деревянный храм во имя пророка Илии. Благословение на строительство было получено от архиепископа Тобольского и Сибирского Варлаама I 21 июня 1769 года, освящение же состоялось 21 июня 1773 года. Так, в конце XYIII века появился в черте города находящийся там по сегодняшний день новый приходской Ильинский храм.

         Женский монастырь, в котором был построен каменный одноэтажный трехпредельный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, евангелиста Иоанна Богослова и Алексия, митрополита Московского, в 1769 году был восстановлен за счет средств игуменьи Иулитты, бывшей настоятельницы монастыря, и других благотворителей города и именовался как Успенско – Алексеевский. Через год монастырь был упразднен, а церковь стала именоваться приходской. К началу XIX века храм из-за обветшалости был закрыт, его предполагалось даже передать для богослужений единоверцам (старообрядцам), т.к. их молитвенное здание – Троицкая церковь - появилось лишь к середине XIX века. Однако на средства купца второй гильдии С.М. Трусова храм к 1862 году был отреставрирован и передан Успенскому приходу.

         В июне 1932 года судьба приходского Успенского храма трагически оборвалась. В статье В. Чупина «Две церкви Тюмени»1 приводятся воспоминания тюменского литературоведа Л.Г. Беспаловой, которая приводит слова старожилов, рассказывавших, что «когда церковь взрывали, она сначала высоко поднялась над землей, а потом рухнула и рассыпалась».

    * * *

         Представляя на суд читателя статью «ПРОШЛОЕ НЕ УМИРАЕТ…» как исповедь о попранной свободе совести, о мнимом коммунистическом братстве, где все равны и счастливы, без веры идеалам христианской морали и её оплота – русской Церкви, хотелось бы сказать, что теперь, с высоты замученных лет, бесконечных бед и тревог сегодняшнего дня, мы, как первохристиане, вводимые в заблуждение языческими жрецами, начинаем осознавать, что носители новых «светлых идеалов» оказались лжепророками, пытающимися направить нас по пути, ведущему к Голгофе.


    1 Чупин В. Две церкви Тюмени.// Лукич [Тюмень], 1998.- Ч. 2. (Авг.)- С. 151.

    Владислав Александрович Курмачев


    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.