В III веке по Рождестве Христовом св. Киприан, епископ Карфагенский, во время расколов, которые стали умножаться в Церкви, категорически и твердо заявил, что вне Церкви нет спасения (salus extra ecclesiam non est). Если в ту пору эти слова звучали довольно убедительно и многие вернулись из раскола в Церковь, то в нашем секулярном мире, при умножении расколов, ересей и сект, эти слова светские люди могут воспринимать как проявление фанатизма.
Да, если Церковь рассматривать как одну из многих общественных организаций, тогда действительно, слова, что только в Церкви спасение, звучат довольно экстремистски. Но Церковь, помимо своих видимых структур, которые в зависимости от достоинства людей могут быть не совсем идеально организованы, имеет еще свою невидимую идеальную структуру. Церковь по своей природе свята. Здесь никого нельзя подкупить, обмануть, ибо основным принципом Церкви, как идеального общества людей, является свобода и любовь. Соответственно, вор, обманщик, прелюбодей, гордец, преступник, который не имеет любви, который не свободен, ибо связан страстями и пороками, не может войти в эти невидимые структуры. Да, иногда злой, бессовестный человек может незаметно проникнуть в иерархические структуры земной видимой Церкви, но он никак без покаяния в своих беззакониях и без любви не может войти в структуры невидимой Церкви.
Видимая организация Церкви с ее иерархическими структурами, таинствами и обрядами нужна как раз для того, чтобы человек очистился от грехов и удостоился стать членом Церкви невидимой. По мысли блаж. Августина, человек призван из града земного (civitas terena) стремиться перейти в град Божий (civitas Dei). Если в условиях обычной семейной, общественной жизни человек живет сам по себе, в свое удовольствие, то когда он входит в Церковь, он начинает реально ощущать боль за окружающих его людей, он как бы ходит перед очами Божьими. Недостатки других людей он воспринимает как свои недостатки. Отсюда стимул для молитвы за себя и за других. Это выражается даже в его внешнем виде, в том, как он одевается. Так, воцерковленная девушка не надевает короткую юбку или брюки, не красит волосы и губы не потому, что это неприлично, или потому что закон Церкви запрещает, а, в первую очередь, потому, что она не хочет своим видом соблазнить, нанести рану другим людям. Также юноша не предается распространенным порокам не потому, что пить, курить, блудить запрещено законом Божьим, но потому, что он любит окружающих его людей и своим соблазнительным поведением может оскорбить их.
Чем больше таких людей в государстве, тем сильнее и благополучнее оно становится. Чем меньше таких людей, тем слабее государство и, в конце концов, оно разваливается. В какой-то мере такой развал мы переживаем сегодня, после периода безбожия, когда все силы государства были направлены на борьбу с Церковью.
Ныне все более очевидно, насколько прав св. Киприан Карфагенский, в III веке категорично заявив, что вне Церкви нет спасения. Только по мере воцерковления людей мы можем преодолеть духовный, экономический, социальный кризисы.
|
|