|
||
|
Священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря. В ответ на предвзятые мнения Геннадий Андреевич Крамор, г.Ишим. Загадка ишимского помянника Иерей Сергий Кистин. Святитель Иоанн Тобольский и Свенский монастырь с 1681 по 1695 год Михаил Михайлович Рябий, Югорский госуниверситет, Ханты-Мансийск. «Ты Бога слово право славил…» Диакон Максим Семенов. Памяти Архиепископа Омского и Тюменского Мефодия Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви за Уралом в дореволюционный период Церковно-славянский язык - язык богослужения Русской Православной Церкви А.Л. Беглов. Взаимоотношения Русской Православной Церкви и власти: история и современность Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин посетил Тобольск Cостоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви Митрополит Сибирский и Тобольский Игнатий (Римский-Корсаков) и Симеон Верхотурский В Москве прошли десятые юбилейные международные рождественские чтения Отношения между Константинополем и Римом накануне великого раскола. |
Митрополит Сибирский и Тобольский Игнатий (Римский–Корсаков) и Симеон Верхотурский Митрополит Сибирский и Тобольский Игнатий (Римский–Корсаков) Петровскую эпоху называют временем реформ и преобразований, благодаря чему Россия встала в один ряд с другими европейскими государствами. Но за дальностью времен и нашего слабого интереса к прошлому мы плохо знаем людей, которые предшествовали тому непростому времени и во многом способствовали его наступлению. Вряд ли они ожидали, что против прав и интересов Русской Православной Церкви выступит сам император Петр I, отношение которого к духовенству было весьма противоречивым. Кто-то из отцов церкви, занимавших высшие духовные посты, поддержал преобразования императора, но многие не приняли реформ, вступили если не в открытый конфликт с властью, то в каком-то виде выразили свое несогласие с нововведениями. Одной из таких трагических фигур является, несомненно, митрополит Сибирский и Тобольский Игнатий, один из образованнейших людей своего времени, чья биография и деяния пока не вполне изучены. Предоставляем читателям возможность самим ознакомиться с этой загадочной фигурой XVII века. Он был восьмым сибирским архиереем и третьим митрополитом, чья кафедра находилась в Тобольске. Происходил из древнего дворянского рода, выехавшего из Литвы около 1390 г. Родился между 1630 и 1635 гг. Одно время состоял на службе у царя Алексея Михайловича, но ушел со службы и подстригся в монахи в Соловецком монастыре (между 1665–69 гг.). В 1671 г. посвящен в иеромонахи. Образование получил предположительно в Андреевском монастыре, где обучение вел известный ученый того времени Епифаний (Славицкий). Уже после бунта соловецких монахов был в 1676–80 гг. уставщиком монастыря. В 1680 г. командирован в Москву для управления Соловецким подворьем. Одновременно в звании строителя управлял подмосковной Морчуговской пустынею. В 1683 г. произведен в архимандриты и управляет Спасо–Ярославским монастырем. С 1685 г. – настоятель московского Новоспасского монастыря. Во время борьбы с расколом он направляется Патриархом Иоакимом в Костромской и Кинешемский уезды для увещевания раскольников. 15 декабря 1691 г. Сибирский митрополит Павел, будучи больным, выехал из Тобольска в Москву, но 4 января 1692 г. умер в Суздале. В том же году 2 апреля в присутствии царей Иоанна и Петра архимандрит Игнатий хиротонисан в митрополита Сибирского и Тобольского по прямому ходатайству Патриарха Адриана. Но на свою кафедру преосвященный Игнатий прибыл лишь 12 февраля 1693 г. и управлял ею в течение семи лет. Одним из первых вопросов, с которым ему пришлось столкнуться – борьба с расколом, который разросся после пребывания в Сибири протопопа Аввакума, попа Лазаря, Иосифа Истомина и других. В челобитной царям Иоанну и Петру митрополит Игнатий сообщает: «в прошлом 203 (1695) году я шествовал епархии своей в городах и уездах для проповеди св. Евангелия и истребления армянского учения» (он считал, что раскол пошел от армян). Все действия властей, направленные против раскольников, приводили лишь к крайним мерам – самосжиганию отдельных семей, а то и целых общин уклонившихся от официального православного учения. Так, в 1679 г. в Тобольском уезде на р. Березовке сгорело более 1700 человек; в 1682 г. в Утяцкой слободе сгорело 400 чел. и в Верхотурском уезде около 100 чел.; в 1687 г. в разных деревнях Тюменского уезда сгорело около 450 чел. и около Томска некто Шапошников сжег большое количество людей, заперев их в трех сараях. (П. А. Словцов. Историческое обозрение Сибири. кн. 1, с. 262). После поездок по епархии митрополит Игнатий написал три «Послания», в которых довольно подробно описывает историю раскола. Митрополиту Игнатию принадлежит весьма важный шаг в установлении добрососедских отношений между Россией и Китаем. В 1685 г. китайцы разрушили на Амуре пограничный город Албазин и увели в плен около 100 казаков и вместе с ними священника Дмитрия Нестерова, поселив их близ Пекина. Посланник Петра I в Китай – Елизарий Избрант, находясь в Пекине в 1693 г., попросил императора о постройке для пленных православного храма, но дальше этого дело не продвинулось. Когда об этом узнал митрополит Игнатий, то направил в Китай верхотурского священника Григория и соборного диакона Лаврентия с церковной утварью и всем необходимым для освящения храма. Церковь была освящена по имени Тобольского кафедрального собора – во имя Софии Премудрости Божией. Митрополит Игнатий состоял в переписке с видными церковными деятелями того времени. С архиепископом Афанасием Холмогорским он был знаком еще со времени службы в Москве. К тому же преосвященный Афанасий родился и вырос в Сибири, состоял одно время ризничим при митрополите Корнилии, а затем в звании строителя управлял Успенским Далматовским монастырем. Именно на время митрополита Игнатия пришлось лишение духовенства и монастырей целого ряда привилегий: отказано в руге (царском жаловании), запрещено беспошлинно ввозить для собственных нужд соль с Ямышевского озера, что привело если не к обнищанью епархии, то сильному снижению ее материального уровня. Меж тем из Сибири в Москву на митрополита направляются жалобы, в которых царя и Патриарха просят прекратить бесчинства десятильников, которые управляли епархиальными округами и по сути дела являлись наместниками преосвященного. Еще в 1675 г. на Стоглавом соборе было принято решение о назначении десятильников только «из лиц духовных», но сибирские архипастыри из-за нехватки духовенства вынуждены были назначать на эти важные должности преимущественно детей боярских. В результате этих жалоб Петр I в 1697 г. делает строгое замечание митрополиту Игнатию. Тобольский воевода Андрей Федорович Нарышкин (двоюродный дядя Петра) зарекомендовал себя среди современников как «великий развратник, грабитель и варвар». Преосвященный обращался неоднократно к нему с увещеваниями как устно, так и в письменном виде и, не видя раскаяния воеводы, отлучил его со всем семейством от Церкви. В конце 1699 г. владыка был вызван в Москву для очередного служения при Патриархе и поселился на Вологодском подворье, которое находилось вместе с Тобольским. В начале марта 1700 г. он неожиданно заболел, что выразилось в расстройстве его рассудка, потере сна и отказе от приема пищи. 16 марта в келье Патриарха Адриана он оскорбил его «неистовыми словесы в лице и злословил без всякие правды». Затем он вышел в крестовую палату, где собрались архиереи для возведения в архиерейский сан Стефана Яворского и их также «бесчесными словесами поругал, а также и домовых моих людей священного чина и служителей поносил», – жалуется царю Патриарх. Митрополита поместили в Чудов монастырь, а оттуда в Симонов монастырь, находящийся вдали от столицы, где он и остался до дня своей смерти 13 мая 1701 г. Вопрос о так называемой «болезни» и «неистовстве» преосвященного, на наш взгляд, спорен. Если учесть, что митрополит Игнатий был свидетелем и активным участником произошедшего на его глазах раскола в недрах Православной Церкви, а затем наступила петровская эпоха с последующей реорганизацией патриаршества и созданием Синода как государственно-бюрократической структуры, то многое становится понятным. Если с предыдущим Патриархом Иоакимом он совместно отстаивал интересы Православной Церкви и всячески противился началу засилья иностранцев в России, то с Патриархом Адрианом они резко расходились во взглядах как на внутреннюю, так и на внешнюю политику России, что и вылилось в так называемом «бесчестном поругании» главы Русской Церкви. Их разногласия относятся еще к 1690 г., когда Адриан занял патриарший престол благодаря покровительству матери царя Петра – Натальи Кирилловны. Через два года он направляет преосвященного Игнатия на сибирскую кафедру. Можно лишь предположить, какие давние разногласия между отцами церкви привели к «бесчестному поруганию». Надо полагать, что не последнюю роль в судьбе сибирского архипастыря сыграл тобольский воевода Нарышкин: родство на Руси всегда ценилось дороже денег и положений. Сам Патриарх Адриан умер 15 октября 1700 г., ненадолго пережив митрополита Игнатия. В биографии митрополита Игнатия есть весьма знаменательные страницы – это обретение им святых мощей праведного Симеона, который затем был наречен Верхотурским. И пусть преосвященный не сразу признал святость его, но вскоре искренне раскаялся. С тех пор его имя в российскую историю вошло вместе с именем праведного Симеона. Предлагаем читателю краткое повествование об обретении святых мощей одного из первых сибирских святых. Святой праведный Симеон Верхотурский У святых угодников Божиих принято наблюдать как бы две жизни: до смерти и после нее. О Симеоне Верхотурском более известно по его посмертным деяниям, чем он славен и поныне – многочисленные исцеления страждущих и помощь нетвердым духом во время их молитв. Праведный Симеон жил на северо-западной границе Тобольской губернии в первой половине XVII века. В одной из сибирских летописей утверждается, что родители его были дворяне и бежали во времена Смутного времени из Центральной России в Сибирь и поселились в селе Меркушине, отстоящем от г. Верхотурья на 50 верст вниз по р. Туре. Во всяком случае односельчане, современники праведника, оставили о его жизни немногочисленные рассказы, которые и послужили в дальнейшем для составления его жизнеописания. Праведный Симеон запомнился местным жителям тем, что по заповеди апостольской приобрел себе для жизни ремесло, чем и добывал пропитание. Он любил портняжничать и переходил из дома в дом, предпочитая бедные семейства, где в меру сил занимался шитьем одежды для хозяев, за что они садили его с собой за стол. Но предания сообщают, что он часто оставлял свое рукоделие неоконченным и тайно уходил из дома, чтоб не вынуждать хозяев платить ему за работу. Многие усматривают в подобных поступках проявление высшего подвига – юродства Христа ради, соединенного с нестяжательством и самоотвержением. Другим невинным занятием праведного Симеона являлась рыбная ловля, которой он занимался главным образом в летнее время в десяти верстах от села Меркушина. Это место находилось на высоком правом берегу Туры, где еще в XIX веке верующие могли видеть камень, на котором любил сидеть праведник. Как писал один из авторов прошлого столетия о занятиях Симеона Верхотурского: «шитье одежды преимущественно для бедных напоминало ему о том нетленном и чистом одеянии для души, которое необходимо каждому, чтобы войти в чертог небесный; а второе – напоминание Праведнику апостольские мрежи рыбарей Галилейских». Жители села Меркушина по воспоминаниям сообщили, что кончина праведника последовала в 1642 г. на 40-м году его жизни. По блаженной кончине он был погребен у приходской церкви во имя Архистратига Михаила Архангела. С именем митрополита Игнатия связано обретение мощей праведного Симеона Верхотурского. В 1692 г., ровно через 50 лет после блаженной кончины Праведного Симеона, когда жители села Меркушина уже забыли о нем, гроб с его телом начал выходить из земли и через треснувшую гробовую крышку были видны нетленные мощи. У гроба его произошло несколько чудесных исцелений, слух о которых дошел до митрополита Игнатия. Он направил в Меркушино в 1693 г. клирика архиерейского дома Матфея, который удостоверился в том, что сообщала людская молва, и велел соорудить над могилой надгробницу и сообщил обо всем виденном сибирскому владыке. Митрополит Игнатий во время поездки по епархии 18 декабря 1695 г. прибыл в село Меркушино, где ему доложили, что «в гробе нашли совершенно целое тело, исключая истлевших пальцев у одной руки и платья, и что при свидетельствовании они ощутили от тела благовонный запах». Но преосвященный посчитал эти сведения приукрашенными и не спешил идти к месту захоронения. Как вдруг у него сильно заболел один глаз и ему пришла мысль, что это наказание от Бога за сомнения. Тогда он произнес: «Помилуй меня, Господи, и исцели меня; и Ты, праведниче, прости и не гневайся на меня!» Отслужив литургию, он прошел к гробу и убедился, что все обстоит именно так, как ему докладывали. Он собрал местных старцев, у которых собрал сведения о жизни и деятельности праведника и о происходящих у гроба чудесных исцелениях. Но никто не мог вспомнить имени погребенного праведника, и митрополит Игнатий просил людей усерднее молиться об открытии имени. Уже отъехав от селения, преосвященный незаметно заснул и во сне увидел множество народа, которые собрались для того, чтоб узнать имя праведника и кто-то при этом повторил: «Симеоном его зовут», другой голос произнес: «Семеном звали его», а третий: «Сенькою звали его». Прибыв в Верхотурье, преосвященный рассказал о своем сне находившимся там архимандритам: тобольскому Сергию, верхотурскому Александру и далматовскому игумену Исаакию. Все они признали сон за откровение Божие и решили, что «Симеон» означает как им называть праведника; «Семен» – так звали его в прошлом, а уменьшительным именем звали его родители. На обратном пути в Тобольск 30 декабря митрополит Игнатий вновь заехал в село Меркушино и освидетельствовал мощи Угодника Божия. В 1704 г. верхотурский воевода Алексей Калетин и таможенный голова Петр Худяков от имени верхотурских граждан обратились к митрополиту Филофею (Лещинскому) с просьбой о перенесении мощей в Верхотурье, на что получили благословление преосвященного, и 12 сентября 1704 г. мощи были перенесены в Николаевский монастырь. С этого времени новоявленный Угодник Божий стал именоваться Верхотурским, а 12 сентября в честь Праведника совершается торжественное церковное празднование по специально составленной в честь его службе. Молитва святому праведному Симеону (Верхотурскому).
О, святый и праведный Симеоне, чистою душой твоею в небесных обителях в лике святых водворяяйся, зде же телом твоим нетленно почивай! По данней ти благодати от Господа молитеся о нас, милостивно призри на нас многогрешных, аще и недостойне, обаче с верою и упованием притекающих ко святым и цельбоносным мощам твоим, и испроси нам от Бога прощение согрешений наших, в няже впадаем множицею во вся дни живота нашего, и якоже прежде овым убо от очныя зельныя болезни ни мало зрети могущим исцеление очес, овым же близ смерти бывшим от лютых недугов врачевание, и иным иная многая преславная благодеяния даровал еси: сице избави и нас от недугов душевных и телесных и от всякия скорби и печали, и вся благая к настоящему житию нашему и к вечному спасению благопотребная нам от Господа испроси, да тако твоим предстательством и молитвами стяжавше вся нам полезная, аще и недостойнии, благодарне восхваляя тя, прославим Бога, дивного во Святых Своих, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
| |||||||||||||