|
||
|
Священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря. В ответ на предвзятые мнения Геннадий Андреевич Крамор, г.Ишим. Загадка ишимского помянника Иерей Сергий Кистин. Святитель Иоанн Тобольский и Свенский монастырь с 1681 по 1695 год Михаил Михайлович Рябий, Югорский госуниверситет, Ханты-Мансийск. «Ты Бога слово право славил…» Диакон Максим Семенов. Памяти Архиепископа Омского и Тюменского Мефодия Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви за Уралом в дореволюционный период Церковно-славянский язык - язык богослужения Русской Православной Церкви А.Л. Беглов. Взаимоотношения Русской Православной Церкви и власти: история и современность Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин посетил Тобольск Cостоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви Митрополит Сибирский и Тобольский Игнатий (Римский-Корсаков) и Симеон Верхотурский В Москве прошли десятые юбилейные международные рождественские чтения Отношения между Константинополем и Римом накануне великого раскола. |
История Тобольской семинарии В 1993 году от Рождества Христова исполнилось 250 лет со дня основания старейшего и ныне возрожденного учебного заведения Сибири - Тобольской Духовной семинарии и 290 лет с начала сибирского духовного просвещения. Подлинное превращение Руси в Великую Россию началось с присоединения Сибири к русскому государству. Ермак, одолев хана Кучума, захватившего власть над местными народами, положил начало освоению азиатского континента русским народом. На берегах многочисленных сибирских рек ставили первые русские поселенцы деревни, починки и остроги. На необжитых ранее местах появлялись первые кресты, часовни и храмы. Первопроходцы Сибири, в основном, были люди вольные, бродяжные, не обремененные особой нравственностью. Перед молодой сибирской Церковью встали задачи нравственного воспитания сибирских поселенцев, преодоления пьянства, распутства и лихоимства. Немногочисленные пастыри, служившие в сибирских храмах и монашеская братия, присылаемые из-за Урала, не в состоянии были преодолеть эти пороки, а нередко, и сами страдали ими. Московское правительство царя Михаила Федоровича и его отца, патриарха Филарета, понимая значимость распространения Православия среди коренных народов и исправления нравов первых поселенцев, учредило Сибирскую епархию, а кафедральным городом был избран Тобольск. Продвижение и утверждение Православия среди сибирских народов способствовало становлению Российской державности. Первый сибирский архиепископ Киприан был личностью известной и героической. Участник борьбы против шведского нашествия в смутное время, он, получил благословение и архиерейский жезл из рук патриарха Филарета, употреблял все силы к просвещению паствы и поднятию духовно-нравственного духа сибирских пастырей. В Сибири всегда остро не хватало подготовленных священнослужителей. Весь семнадцатый век Сибирская епархия пополняла ряды своих пастырей из центральной части России. В 1701 году царь-реформатор Петр I издал указ, положивший начало духовного образования в Сибири: "... приказному человеку Тобольского софийского дома из дворян Андрею Городецкому на софийском дворе или где прилично, построить училище поповских, дьяконовских и церковных детей, робяток учить грамоте, а потом словенской грамматике и прочим на словенском языке книгам, и катехизис православной веры могли бы совершенно знать и удостояся в чин священства, народ учить и многочисленных в Сибири иноземцев, несведущих Создателя Господа Бога, приводить к познанию истинной веры..." Доныне почитаемый митрополит Тобольский и Сибирский Филофей (Лещинский), малоросс по происхождению, был крупнейшей фигурой русского Православия в Сибири. Образованнейший человек своего времени, он все силы прилагал для развития и распространения христианства и духовного просвещения народа. Исполняя волю царя, он сразу начал подготовку к открытию духовной школы в Тобольске. В послании к сибирскому иерарху Петр I напутствовал: "Преосвященному митрополиту паче построиться в учении славяно-российской грамматики и чтоб вся, яже попу или дьякону, изучив в православной вере катехизис знали ... и людей мирских учили". С возрастанием значимости Тобольской кафедры в 1668 году Сибирская епархия была преобразована в митрополию, границы которой к тому времени простирались от Урала до берегов Тихого океана. Для духовного устроения обширнейшей епархии, четвертой по значимости в России, Преосвященный Филофей в 1703 году открыл в Тобольске первую в Сибири славяно-русскую школу для детей священнослужителей. Расположилась она в Кремле, на Софийском дворе, при архиерейском доме. История сохранила имена некоторых преподавателей и наставников первой духовной школы, прибывших из Киева и других православных обителей, - Михаила Лукашевича, Тихона Карпова, Петра Кирьякова, Ивана Якимовича. Численность учащихся в разные годы была неодинаковой, порой достигая девяноста человек, что по тем временам было немало. Софийский двор, место расположения обители учения, помнит и первые театральные представления, предтечи будущего Тобольского профессионального театра. Здесь, в духовно- просветительских постановках митрополита Филофея и других церковных авторов участвовали ученики архиерейской школы. Трудно с уверенностью утверждать, что Тобольская духовная школа просуществовала без перерыва занятий. Возможно, таковые и случались, учитывая ее бытовые и материальные трудности. В частности, известно, что из-за подобных затруднений духовная школа после отъезда в 1742 г. митрополита Арсения (Мациевича), прекратила существование. Прекратила..., но ненадолго. Уже на следующий год, в 1743 году, она была возрождена. И возрождена в новом качестве. Начался второй - самый плодотворный, яркий и длительный период деятельности древнего учебного заведения Сибири. Честь нового открытия школы и одновременно преобразования в духовную семинарию принадлежит бывшему настоятелю Троице-Сергиевой Лавры, Сибирскому митрополиту Антонию II (Нарожницкому), пребывавшему до конца своих дней на Тобольской кафедре и обретшему здесь вечный покой в Софийско-Успенском соборе. Благодарную память оставил по себе этот иерарх своими неустанными заботами о духовном образовании юношества и строительством каменных храмов Сибири. Со дня своего прибытия, в феврале 1743 года, он деятельно занялся делами устройства семинарии, потребовав, чтобы все дети церковнослужителей в возрасте от 8 до 18 лет были представлены во вновь открываемую Тобольскую Духовную семинарию. Преосвященный Антоний ревностно относился к нуждам создаваемого им детища: на Софийском дворе он выстроил новое для нее здание, позаботился о присылке учителей из Киева, расширил курс изучаемых в семинарии наук. При нем значительно обогатилась семинарская библиотека, в которую также вошли и книги, оставшиеся при кафедральном соборе от предыдущих иерархов. За короткое время владыка сумел возродить затухающий очаг сибирского просвещения и поставить его на твердую основу. При митрополите Антонии были открыты только низшие классы семинарии - фара и инфима, грамматика и синтаксис, затем класс пиитики, а в 1748 году - класс риторики. Позднее были открыты классы философский и богословский, и с 1764 года Тобольская Духовная семинария имела полный набор классов. При Екатерине II она была в числе восьми из двадцати шести российских семинарий, где преподавался полный восьмиклассный курс. Число воспитанников семинарии постоянно росло. Это объяснялось тем, что сюда съезжались дети Тобольской, Томской, Енисейской и Оренбургской епархий. Указ Петра I об обязательном обучении в семинариях детей священнослужителей продолжал действовать. Если в 1765 году в семинарии обучалось 200 человек, то в 1791 году уже насчитывалось 285 семинаристов. В единственной в Сибири духовной семинарии был довольно высокий уровень подготовки будущих священнослужителей. Здесь наряду с богословскими науками изучали историю и географию, красноречие и медицину, математику и рисование, языки греческий и французский. В Богословских классах обучение проводилось на русском языке, в то время как многие предметы изучались на латинском. Кроме изучения уроков, семинаристы писали трактаты и диссертации, составляли проповеди, слагали стихи на русском и латинском языках. В отличие от других семинарий здесь сверх ординарных классов (обычных) существовали неординарные - иконописания и татарского языка. Это было вызвано нехваткой иконописцев в крае и значительным количеством иноверцев. Одним словом, выходящий из стен семинарии нес не только знание церковных дисциплин, что само собой разумелось, а был просветителем сибирского населения в самом широком понятии. Отсюда, из колыбели сибирского Православия, расходились пути духовности и образования. С крестом и книгой разъезжались выпускники семинарии, и каждого вела своя дорога. Вопросы распространения Православия и миссионерской деятельности за Уралом всегда стояли на первом месте. Продолжая дела неустанного митрополита Филофея, выпускники семинарии достигали самых отдаленных уголков епархии. Слово Божие звучало в ненецких чумах на побережье Ледовитого океана, в горах Алтая и Саян, на просторах Восточной Сибири, достигая берегов Тихого океана и Аляски. Расширились границы епархии - росла семинария. Софийский двор, где было размещено и епархиальное управление, уже стал тесен. В 1770 году преосвященный Варлаам, архиепископ Тобольский перевел семинарию из Кремля в Знаменский монастырь, находящийся в нижней части города. Место было выбрано не случайно, поскольку это был второй после Софийского двора комплекс церковных и гражданских построек в Тобольске. В распоряжение семинарии была предоставлена часть каменного двухэтажного келейного корпуса и несколько деревянных построек. С этого времени Знаменский монастырь все больше меняет свое назначение, становясь крупным учебным центром Сибири и преобразуя Тобольск в своего рода "Сибирские Салоники". После большого пожара 1788 года, истребившего почти весь город, встал вопрос о постройке нового здания семинарии, поскольку и монастырь значительно пострадал от огненной стихии. Первые попытки начать строительство были предприняты в 1805 году. Архиепископ Антоний II обратился к Тобольскому генерал-губернатору И.О. Селифонтову с просьбой: "На представление мое Св.Синода последовавшего от 25 дня прошедшего мая указом повелено мне нынешним летом начать строение каменного дома для здания семинарии. Я имею близ дома моего на бугре Чукман между Никольским и Казачьим взвозом владеемое издавна здешним архиерейским домом место; нахожу оное выгодным для постройки семинарии... Покорнейше прошу Ваше Высокопревосходительство дозволить на законном основании построить мне семинарский дом со всеми службами на оном бугре". Но настоятель Знаменской обители, он же ректор семинарии, не захотел ее выводить из монастыря. Ссылаясь на удаление нового места от воды и при поддержке нового иерарха, преосвященного Амвросия (Келембета), он отказался от строительства семинарского корпуса в верхней части города. В монастыре были исправлены и отремонтированы старые постройки и возведены новые для нужд семинарии, однако и они не решали главной проблемы стесненности растущего учебного заведения. К сложным бытовым условиям прибавлялось тяжелое материальное положение и педагогов и учащихся. Продолжительное время от своего основания семинария содержалась только на местные средства архиерейского дома, а с 1765 года ей было назначено Синодом содержание в 490 рублей 16 копеек в год. Средств этих для нормального существования явно не хватало. 12 декабря 1776 года ректор семинарии архимандрит Илья доносил архиепископу Варлааму, что "выданное из Тоболькой губернской канцелярии жалование на содержание учеников все до конца издержано и до нового года учеников содержать не на что". В начале девятнадцатого века суммы, отпускаемые на содержание семинарии, несколько увеличились и достигли восьми тысяч рублей. Однако, по тем временам и этих средств не хватало из-за того, что многие ученики за дальностью и убожеством своих родителей содержатся на семинарский кошт и "снабжаются как платьем, книгами, бумагою, так и пищею". Приходилось изыскивать различные источники доходов на месте. Епархиальное начальство нашло такой источник в зачислении за семинаристами при храмах священнослужительских мест (за многими семинаристами закреплялись места в уездных городах и селах) откуда им высылалась доля причитавшихся им церковных доходов. Некоторые семинаристы старших классов служили в приходских храмах города Тобольска священниками, дьяконами, причечниками. Однако, не смотря на то, что часть учащихся была пристроена, общее положение содержания семинаристов было скудным. Постоянно в общей массе учеников оказывалась нехватка одежды и обуви, изнашиваемой до последней степени, скудность пищи, ограничивающаяся одним постным блюдом (щи - в скоромные дни, уха - в постные). Ученическое платье семинаристов было под стать их материальному положению. На зиму выдавался зипун и шуба. Для занятий были сшиты кафтаны, в которых воспитанники ходили в церковь. В октябре 1818 года Тобольская Духовная семинария в числе других российских была реформирована. Он распалась на три учебных заведения: соответственно семинарию, уездное и приходское училища. Из общего количества учащихся в новой семинарии осталось 190 человек, основные классы в которой стали называться: высшее отделение - богословским, среднее - философским, а низшее словесностью и риторикой. Существенные изменения со временем коснулись и преподаваемых в семинарии предметов. К прежним богословским добавились: учение о вероисповеданиях, ересях и расколе, применительно к местным условиям, учение о церковных древностях и обрядословии, гомилетика, основания канонифского права, учение о должностях пресвитеров приходских. Философские науки наоборот были сокращены и оставлены лишь логика и психология. Французский, еврейский, немецкий и татарский языки были сделаны необязательными, но были введены предметы: естественная история, начальные основы медицины, педагогика и сельское хозяйство. Включение в программу предметов было вызвано изменениями реальной жизни, что готовило будущих пастырей к более деятельному служению народу после окончания ими учебного заведения. Весь девятнадцатый век Тобольская Духовная семинария, несмотря на тесноту и трудности, продолжала благородное дело подготовки духовенства для сибирских епархий. В 1870 году в Тобольск из Санкт-Петербурга был прислан чертеж двухэтажного семинарского корпуса, по которому и было построено новое здание семинарии. Это прекрасное строение замкнуло Знаменский монастырь с южной стороны, удачно вписавшись в его комплекс. Здесь семинария продолжала жить и работать до 1919 года. На протяжении своей длительной истории крупнейшее духовное учебное заведение Сибири гордилось своими учениками. Большинство семинаристов были "нрава доброго, похвального", но были и такие, кого семинарское начальство аттестовало: "не ходит в класс по лености". Из общей массы воспитанников выходили яркие, самобытные и просвещенные личности, прославившие себя не только на церковном поприще, но и на гражданской службе и в Российском общественном движении. Гордостью и украшением семинарии стали Матвей Бурдуков, в монашестве Михаил, сначала учитель семинарии, потом ее ректор, затем архиепископ Иркутский; Матвей Невский, в монашестве Макарий, алтайский миссионер, затем епископ Томский, а впоследствии митрополит Московский. Самых высоких постов в церковной иерархии достигали тобольские выпускники. Из стен этого учебного заведения вышел П.А. Словцов, известный сибирский историк, автор капитального труда "Историческое обозрение Сибири". Здесь, в семинарии, начал он свою преподавательскую деятельность, под сводами Софии он произнес проповедь, которая изменила его судьбу. Его преемником в деле изучения сибирской старины стал другой выпускник семинарии, известный сибирский исследователь Н.А. Абрамов. Значительное место в его работах и трудах занимали судьбы сибирских храмов и жизнеописания Тобольских иерархов. Духовную семинарию в Тобольске окончил и Г.З.Елисеев, писатель-народник, редактор журнала, литератор и исследователь края М.С.Знаменский, оставивший воспоминания о Тобольске и семинарии середины прошлого столетия. Свет знаний, доброты и Православия исходил из этих стен. И пусть не все и не всегда выходили отсюда люди выдающегося просвещения и образования, встречались, как говорится, и простецы науки. Но с достаточным основанием можно утверждать, что выпускники этой семинарии были ревностными носителями русского Православия. В сентябре 1893 года Тобольская Духовная семинария с большой торжественностью отметила свое 150-летие. За эти годы старейшее учебное заведение Сибири выпустило тысячи пастырей на бескрайние просторы сибирских и уральских епархий. На торжестве ярко и рельефно было заявлено о высоком просветительском и духовном значении старейшей сибирской семинарии. В адрес виновницы торжества поступили сотни поздравлений от родственных учебных заведений, российских иерархов, сибирских приходских храмов, выпускников семинарии, сибирских учебных заведений, от верующих всех сословий. Торжества продолжались три дня и оставили в истории учебного заведения приятные и трогательные воспоминания. Юбилей семинарии вылился в своеобразный апофеоз деятельности первой сибирской семинарии, подведя итог ее нелегким трудам. Конец девятнадцатого и начало двадцатого веков в истории России были отмечены крупнейшими социальными потрясениями. Суровые дни не обошли и наш далекий Сибирский край. Среди новомучеников, пострадавших за веру православную, был и Тобольский архипастырь епископ Гермоген (Долганов). В дни заключения в Тобольске последнего императора России Николая II с семьей, он не побоялся угроз и проявил молитвенную заботу о царственных узниках. За обличения бесчинств богоборческой власти в июле 1918 года он принял мученическую смерть. Его участь разделили многие преданные Церкви и Православию священники и миряне. Защищая поруганную веру и народ, воспитанники и выпускники семинарии воевали на фронтах гражданской войны. В одном из напутствий бойцам, семинаристам-добровольцам, уходящим в декабре 1918 года на борьбу с красными отрядами, под сводом семинарского храма было сказано: "Вы идете во имя прекрасного доброго. Те люди, против которых пойдете вы, хотят вторично распять Христа. Идите же, чтобы не дать им выполнить их пагубное, гнусное дело. Они хотят выкинуть из жизни все то, для чего до сих пор жили люди, и наш долг не дать им успеть в этом..." Тобольская Духовная семинария еще продолжала жить и работать. Последний ее выпуск состоялся весной 1919 года. О начале занятий в следующем учебном году Тобольские епархиальные ведомости сообщили: "Правление Тобольской Духовной семинарии объявляет воспитанникам, что время открытия учебных занятий будет объявлено особо. И.о. ректора семинарии Чернавский". Особого объявления об открытии семинарии не последовало ни в августе, ни в сентябре, ни... Каникулы затянулись ровно на 70 лет. В течение этих тяжелых и трагических лет Русская Православная Церковь и ее институты были практически отрешены от активного участия в жизни русского народа. Церковь была отделена от государства и подвергалась гонениям. Очередной удар по Православию был нанесен в начале 30-х годов (первый удар по духовенству, второй - по храмам). Сигналом начала погрома послужило уничтожение в Москве Храма Христа Спасителя - храма-памятника погибшим российским воинам-освободителям, как благодарения Господу Богу за победу над Наполеоном. В Тобольске, центре сибирского Православия, были закрыты все приходские храмы, многие из них впоследствии были снесены. С многочисленных тобольских колоколен были скинуты и увезены на Урал все колокола, некогда украшавшие жизнь сибиряков, общий вес которых составлял восемьдесят тонн. Несколько грузовиков, груженных паникадилами, подсвечниками, другой церковной утварью, под скорбным взором горожан выехали из Тобольска. При всем разгуле атеизма огонек веры и духовности теплился в сердце народном, дожидаясь своего часа, невзирая на все гонения, трудности и жестокости. Промысел Божий не дал угаснуть Православию в России. После торжественного празднования в 1988 году 1000-летия Крещения Руси, в обществе наметились положительные изменения в отношении к Русской Православной Церкви. 14 сентября 1989 года состоялось заседание Священного Синода, принявшего решение об открытии Тобольской Духовной семинарии, которое готовилось по инициативе Учебного Комитета при Священном Синоде и по ходатайству высокопреосвященного архиепископа Омского и Тюменского Феодосия. Открытие Тобольской семинарии стало заметным событием не только в городе, но и во всей Сибири. Как и в семнадцатом столетии перед первыми сибирскими владыками стояли задачи исправления нравов народа и подготовки пастырей, так и спустя 70 лет после закрытия семинарии и церквей, эти же задачи вновь встали перед Сибирской церковью и возрожденным духовным учебным заведением. Осенью 1989 года из разных городов Советского Союза 15 молодых людей приехали в Тобольск, бывшую духовную столицу Сибири. Весть об открытии семинарии в городе была встречена неоднозначно. Многие жители, не исключая представителей местной интеллигенции, отнеслись довольно равнодушно, даже отрицательно к возрождению духовного учебного заведения. С немалыми сложностями пришлось встретиться архимандриту Макарию (Веретенникову), первому ректору семинарии, ее преподавателям и ученикам. На первом этапе возрождения руководство города предложило под нужды семинарии лишь полуразрушенную церковь святых апостолов Петра и Павла, что не решало вопрос существования учебного заведения. Тем более, и сам храм нуждался в серьезной реставрации. Как предзнаменование Божие, как пророчество в начале пути своего возрождения семинарским стал храм Первоверховных апостолов св. Петра и Павла, ибо имя Петр означает камень. А как сказано Христом Спасителем в Священном Писании: "Я говорю: ты - Петр (камень) и на сем камне я созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ее" (Мф.16, 18). Первыми "университетами" семинаристов стали не только занятия в аудиториях, но и труд по возрождению своего храма, в котором им предстояло жить, учиться и совершать молитвы. В поисках постоянного места для семинарии делалась попытка приспособить под учебный корпус здание в освобожденном тюремном замке. С первых дней с молодыми воспитанниками были их наставники и преподаватели. Вместе с ректором, архимандритом Макарием в Тобольск приехали игумен Максим (Дмитриев) и иеромонах Василий (Донец). Позднее, в 1990 году, к ним присоединились дьякон Михаил Денисов, преподаватель Д.А. Денисенко и иерей Алексий Сидоренко. В январе 1990 года была возрождена Тобольско-Тюменская епархия, выделившаяся из Омско-Тюменской. Начался сложный период одновременного становления и епархии, и семинарии. Своеобразие процесса становления отразилось на сменяемости архипастырей и ректоров. Начало семинарии было связано с именем архиепископа Феодосия, после разделения епархии первым Тобольским владыкой стал епископ Антоний (Черемисов). Через полгода на это место Священным Синодом был назначен преосвященный Илиан (Востряков), который так и не прибыл в Тобольск. В июле 1990 года архимандрит Макарий был переведен ректором Ставропольской Духовной семинарии, на его место Священным Синодом был назначен архимандрит Георгий (Тертышников), который по ряду причин тоже не прибыл. В октябре 1990 года определением Священного Синода на Тобольскую кафедру и одновременно новым ректором Тобольской Духовной семинарии был назначен архимандрит Димитрий (Капалин), инспектор Московской Духовной семинарии, с возведением его в сан епископа Тобольского и Тюменского. В день епископской хиротонии в Москве в Богоявленском Патриаршем соборе, вручая епископу Димитрию архиерейский жезл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: "Неисповедимые пути Божии приводят тебя от большой келии обители преподобного Сергия Радонежского в благословенную землю Тобольскую, где от лет многих славится имя Христово, где просияли духовные светильники веры и благочестия, где земля освящена подвигами святых и самый воздух как бы дышит благоуханием святыни, разливающимся от молитв и святых мощей угодника Божия, святителя Иоанна, митрополита Тобольского. Свое епископское служение, волею твоего священноначалия, ты призван совмещать с руководством Тобольской Духовной семинарией". С началом служения Преосвященного Димитрия утвердилась идея возрождения Тобольска как центра сибирского христианства, каким и был богоспасаемый "град городов Сибирских" в прошлом. Благодаря чему ему удалось настоять на возвращении под нужды епархии и семинарии ряда зданий Софийского двора, на которых сразу же закипела работа. Имея добрых помощников, владыка руководил восстановительными работами на Софийском дворе, реконструкцией здания Консистории, приспособливая его под учебный корпус для семинарии, и восстановлением кафедрального Софийско-Успенского собора, на колокольне которого вновь зазвучали колокола, привезенные с маяков Приморья. Постепенно реставрируется семинарский храм святых апостолов Петра и Павла и уникальный комплекс Абалакского монастыря, к тому времени возвращенный Церкви в сильно разрушенном состоянии. Учась и трудясь, постепенно восстанавливая разрушенную святыню Сибири - Абалакский монастырь, постепенно возрастали и воспитанники Тобольской Духовной семинарии, став первыми постриженниками обители. Так затеплилась лампада монашеской молитвы в одном из самых почитаемых монастырей на Сибирской земле. Наряду с учебой будущие пастыри участвуют в активной миссионерской деятельности своих наставников, продолжая традицию, начатую неутомимым миссионером митрополитом Филофеем, неся в самые отдаленные уголки епархии свет евангельской истины и духовную красоту русского Православия. За это короткое время на обширных просторах Тобольско-Тюменской епархии возникли новые приходы, возродились храмы, открылись Воскресные школы. А в центр епархии - белокаменный Тобольск - с каждым годом приезжает все больше паломников и верующих из сибирских, уральских и других епархий страны, чтобы приложиться к мощам святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири чудотворца, посетить колыбель сибирского христианства, откуда источалась Божья благодать. Лето 1993 года стало памятным в судьбе выпускников Тобольской Духовной семинарии. Здесь, в обители света и духа, за четыре года немало дано было обетов, прежде чем молодые люди вышли из этого храма науки и благочестия на ниву деяний во славу Церкви Божией и родного Отечества. "Одно можно сказать: ученики были достойны своих учителей и учителя не могли скорбеть о скудости своих питомцев. Нет, не в общедоступных палатах ютились вы вместе, однако ни огонь, ни вода не разлучали вас и заставляли забывать взаимное утеснение, распространяя его в ширину духовную. Как и сами приставники учения, так и их питомцы, прошли трудную по времени школу учения, полную духовных туг и физических лишений. Все же они изучали Слово Божие и, проникаясь им, возвещали его пастве Тобольской. И насколько одни - наставники - усердствовали в стенах обители учения, настолько другие - питомцы их - пронесли Слово Божие от края до края по лицу земли Сибирской. И кто поймет всю степень напряжения, труда, терпения и лишений, какую они могли подъять в благовестии своем". Словно сегодня сказаны эти слова, хотя они прозвучали более 100 лет назад на праздновании полуторавекового юбилея Тобольской Духовной семинарии, которой и сегодня Сибирь обязана религиозным обновлением. Промыслом Божиим представляется то, что первый выпуск возрожденная семинария сделала в 1993 юбилейном году. А в 2003 году Тобольские Духовные школы будут праздновать свое 260-летие и десятый - юбилейный - выпуск возрожденной семинарии, а также 300-летие начала духовного просвещения Сибири. | |||||||||||||