|
||
|
Священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря. В ответ на предвзятые мнения Геннадий Андреевич Крамор, г.Ишим. Загадка ишимского помянника Иерей Сергий Кистин. Святитель Иоанн Тобольский и Свенский монастырь с 1681 по 1695 год Михаил Михайлович Рябий, Югорский госуниверситет, Ханты-Мансийск. «Ты Бога слово право славил…» Диакон Максим Семенов. Памяти Архиепископа Омского и Тюменского Мефодия Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви за Уралом в дореволюционный период Церковно-славянский язык - язык богослужения Русской Православной Церкви А.Л. Беглов. Взаимоотношения Русской Православной Церкви и власти: история и современность Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин посетил Тобольск Cостоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви Митрополит Сибирский и Тобольский Игнатий (Римский-Корсаков) и Симеон Верхотурский В Москве прошли десятые юбилейные международные рождественские чтения Отношения между Константинополем и Римом накануне великого раскола. |
За псевдонимом не скроешь своей некомпетентности Сохранение в сознании народа своей собственной истории стало одной из сложнейших проблем XX столетия. Общая дехристианизация мира, утрата нравственных критериев как правил и основ жизни народа и каждого человека, технические возможности так называемых средств массовой информации привели к разрушению исторического сознания, к распространению невежества. И тому есть причины. Основа наших исторических знаний - это устное предание, основанное на свидетельствах очевидцев, долгое время сохранявшееся изустно, а впоследствии записанное. Причем, точная запись может быть сделана через пятьдесят и даже через сто лет. Препятствием для такой записи может быть или гибель народа, или социальная катастрофа, результатом которой явилось бы уничтожение огромного числа людей, и одновременно навязанная насильно перемена мировоззрения. В нашем случае ничего подобного не произошло, напротив, историческая память сохранила даже с документальной точностью события тех далеких времен, о которых мы будем говорить. Поводом к разговору стала довольно частая публикация “историко-краеведческих” (без кавычек нам не обойтись! - А.Ч.) материалов горячо любимого газетой “Тюменский курьер” г-на А. Ивы. Что ни номер, вы обязательно столкнетесь с этим автором. То он прогуливается по улицам Тюмени и просвещает всех нас: откуда, как и когда пошла то одна, то другая магистраль. То вдруг он целыми полосами ведает нам о всех культовых постройках, нисколько не утруждая себя работой с первоисточниками, ибо в архивах областного центра просто не помнят, когда этот г-н был их гостем. Но тем не менее, именно этому “краеведу” администрация города заказывает все новые и новые работы. Только в 1999 году увидели свет два справочника-путеводителя, принадлежащие его перу1. А в начале прошлого года он открыл новый “путеводитель” на страницах излюбленной газеты под общим заголовком “История тюменских храмов"удивляя нас своей псевдоисторичностью, беспринципной компилятивностью. И надо заметить, что г-н Ива давно утвердил за собой титул псевдоинформатора. Десять лет назад из-под его скрипучего пера вышел исторический очерк “Четыре века тюменского поля” (Свердловск, 1990.- 207 с.). И ради справедливости назовем его настоящее имя, ибо к истории сельскохозяйственного производства он имеет прямое отношение, как кандидат сельскохозяйственных наук. Александр Стефанович Иваненко(он же - Ива)давно и упорно штурмует заповедные страницы краеведения, щедро и без всяких мудрствований вводя нас в заблуждение своей некомпетентностью, отсчитывая свой стаж в этой ипостаси с 1981 года, когда в Свердловском книжном издательстве вышла его книга “Вокруг Тюмени”. С тех пор он кружит по заповедным далям, уводя нас в те самые места. Мы еще вернемся к началу нашего разговора, а пока перелистаем страницы его книги “Четыре века тюменского поля” с помощью рецензента журнала “Земледелие”, уделившему пристальное внимание новой работе агронома-краеведа. Рецензент не скрывает своего недоумения от чтения книги. В одном месте он пишет: “Можно поспорить с утверждением А. Иваненко, что развитию земледельческой техники в Зауралье “в значительной степени способствовали переселенцы. От них сибиряки-старожилы научились пахоте железными плугами вместо сох...” Это противоречит имеющимся в литературе данным о том, что внедрение новой техники, особенно американско-канадских образцов, за Уралом происходило гораздо быстрее, чем в Европейской России”.3 В другом случае подчеркивается, что “вопрос об интенсивности использования земли за Уралом излагается в книге весьма сбивчиво. С одной стороны утверждается, что русский переселенец был знаком с передовыми по тем временам паровой и трехпольной системами земледелия... Здесь есть противоречие: почему же “передовое” уступало “примитивному” и “древнему”?.. Утверждение автора книги, что "в Зауралье крестьяне пахали землю и сеяли хлеба по русскому обычаю” несколько противоречит сложившимся в исторической науке представлениям”.4 И далее: “Допущена путаница в отношении ржи. Автор утверждает, что в Зауралье в начале XVIII века сеяли много яровой ржи, но к концу века она почти исчезла и была заменена озимой. На самом деле все было наоборот - исчезла не яровая, а озимая рожь...”5 Вообще же, завершая свой разбор, рецензент подчеркивает, что в этой книге “немало стилистических небрежностей, есть и фактические ошибки. На с. 95, например, утверждается, что “колмаки (калмыки) являются предками современных казахов. Ничего общего у этих народов нет, говорят на разных языках и исторические судьбы их различны”. Этот перечень можно было бы продолжить еще, но мы возвратимся к “новым” исследованиям г-на Ивы в области культовой архитектуры Тюмени, ибо студенты вузов нашего города просто безбожно конспектируют его исторические откровения. Относительно года постройки Всехсвятской церкви автор категоричен, считая, что она возведена в 1833 году, к тому же памятная доска, установленная на ней, вторит ему в унисон. Однако, план на строительство каменного на месте деревянного храма, составленный тобольским губернским архитектором Праманом, был утвержден архиепископом Афанасием(А.Ф. Протопопов)лишь 27 сентября 1832 года и за год он никак не мог быть возведен. В двух первых церковных описях Всехсвятского храма (1839 и 1840 гг.)6 1833 год указывается, как начало строительства. Даже если г-н Ива не нашел время познакомиться с документами Государственного архива Тюменской области (ГАТО), то следить за новинками краеведческой литературы краеведу как бы положено по статусу. Тогда бы он обязательно познакомился с работой историка В.А. Курмачева о судьбе этого храма. 7 Но вот еще одна деталь - ссылаться на работу Н.А. Абрамова и не узреть в его тексте дату постройки храма Всех Святых, а она там присутствует, - вызывает недоумение.8 Именно у Николая Алексеевича Абрамова читаем дословно: “Кладбищенская во имя Всех Святых - каменная, приписная к Ильинской, основана в 1833, освящена в 1838 году”. Не знаем, какими источниками пользовался г-н Ива, утверждая, что “вначале она называлась церковью Сорока Мучеников”. Но на основании архивных данных, церковь Всех Святых была построена (деревянный вариант) по грамоте преосвященного Варлаама 1 (Петров) от 12 декабря 1779 года с тем именем, которое она носит и сегодня.9 Продолжая говорить лишь о Всехсвятской церкви Тюмени, которой г-н Ива в своем газетном “путеводителе” уделил всего 30 строк, дальше читаем: “ В 1929 г. тюменские большевики не закрыли Всехсвятскую церковь, и она оставалась единственной действующей в городе”.10 Действительно, в 1929 - м не успели, а в конце 1930-х все же закрыли, используя ее под складские помещения. И тут же строкой ниже читаем: “Кладбище закрыли в середине 20-х гг. XX века, и церковь стала приходской...” Полнейший абсурд! Кладбище было закрыто в 1884 году, как старое, заполненное могилами. Захоронение усопших здесь было запрещено и лишь в исключительных случаях оно допускалось с разрешения епархиального начальства,11 а приходской церковью храм стал в 1922 году.12 Если говорить о каждой церкви города, то не хватит всей площади перечислять нелепые сведения, подаваемые г-ом Ивой, как исторические свидетельства. Буквально всюду вымысел или перекомпилированные неточности прошлого. К примеру, относительно строительства Никольского храма села Утяшево, приписного к Никольской (Крестовоздвиженской) церкви. У краеведа-селекционера читаем: “В 1888-1889 гг., когда его построили... деньги на постройку дал известный сибирский делец Евграф Кухтерин”.13 А вот что говорится в Указе Тобольской духовной консистории от 17 июня 1887 года: “Утяшевская Никольская церковь заложена 21 мая 1887 года томским 1-й гильдии купцом Евграфом Николаевичем Кухтериным, а построена 29 мая 1888 года попечением его сына Алексеем Евграфовичем Кухтериным”. Чтобы не утомлять читателя дальнейшими примерами беспардонного вранья г-на Ивы, напомним о его заявлении относительно переименования Знаменской церкви из приходской в Соборную. Стоит заметить, что это событие до сих пор многими “исследователями” трактуется, как в свое время год рождения Г.Е. Распутина: то забегая на 60 лет вперед, то назад на 32 года (1850-1945 гг.). К примеру, в книге А.Ю. Низовского “Самые знаменитые монастыри и храмы России” (М. ,2000.- С.443) говорится, что после реконструкции 1850-1862 гг. церковь обращена из приходской в Соборную. Г-ну же Иве доподлинно известно (см. “Тюменский курьер”, 2001.- 20 янв.), что с открытием Знаменской церкви в 1945 году она стала Соборной. Так давайте дадим слово свидетелю события - газетному отчету от 10 сентября 1913 года: “В Знаменском Соборном храме, 8 числа, состоялось большое церковное торжество, по случаю переименования храма из приходского в Соборный. Храм был наполнен молящимися... По окончании литургии протоиерей П.Н. Ребрин сказал прекрасную речь, посвященную истории церкви...”14
Доколе же мы вынуждены наступать на грабли, подбрасываемые нам под ноги всезнающими “краеведами”?
| |||||||||||||