Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Сибирский листок

  • Артур Васильевич Чернышов. Оглянись в раздумье

  • Архивная комиссия при тобольском братстве св. Димитрия Солунского как историко-научный центр Сибирского Православия (1902-1918 гг.)

  • Священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря. В ответ на предвзятые мнения

  • C “батей” по минному полю

  • А.Фаберов. Спасение “богини красоты”

  • Диакон Андрей Кураев. Война: чудо и сказки

  • Геннадий Андреевич Крамор, г.Ишим. Загадка ишимского помянника

  • Артур Васильевич Чернышов. Строка из книги скорби...

  • О.И.Ососова, член Тюменского историко-родословного общества. К 100-летию со дня смерти протоиерея Николая Скосырева, ключаря Тобольского Софийского кафедрального собора

  • Татьяна Нифоновна Тепышева. Из России в Сибирь

  • Иерей Сергий Кистин. Святитель Иоанн Тобольский и Свенский монастырь с 1681 по 1695 год

  • Михаил Михайлович Рябий, Югорский госуниверситет, Ханты-Мансийск. «Ты Бога слово право славил…»

  • Диакон Максим Семенов. Памяти Архиепископа Омского и Тюменского Мефодия

  • Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви за Уралом в дореволюционный период

  • Церковно-славянский язык - язык богослужения Русской Православной Церкви

  • Заветные мысли царицы Александры Федоровны

  • А.Л. Беглов. Взаимоотношения Русской Православной Церкви и власти: история и современность

  • Наши харбинские пастыри

  • Salus extra ecclesiam non est

  • Юность моя - Харбин

  • Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин посетил Тобольск

  • Белое дело

  • История женского образования

  • Оттепель (1943 - 1960). Часть 2

  • Оттепель (1943 - 1960). Часть 1

  • История - учительница жизни

  • Хроника - декабрь

  • Хроника - Рождество

  • Как постились наши предки

  • Хроника-ноябрь

  • Хроника-октябрь

  • Наш православный предок

  • Cостоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви

  • Хроника - сентябрь

  • История Тобольской семинарии

  • Хроника - август 2002 г.

  • Хроника - июнь

  • Актовый день в тобольской семинарии

  • Хроника - Июль

  • Село Каменка Тюменского района

  • История Вознесенско-Георгиевской церкви

  • Прошлое не умирает...

  • Хроника - Апрель(2)

  • За псевдонимом не скроешь своей некомпетентности

  • Акция протеста против действий Ватикана в России

  • Хроника - апрель

  • О психологии и ее истоках

  • Митрополит Сибирский и Тобольский Игнатий (Римский-Корсаков) и Симеон Верхотурский

  • Хроника - февраль

  • В Москве прошли десятые юбилейные международные рождественские чтения

  • Человек года

  • Хроника - ноябрь

  • Русский экстрим

  • Всемирный русский народный собор

  • Спустя 68 лет

  • Не только памятью мы живы

  • Юбилей

  • Храму с. Шорохово - 120 лет.

  • Число православных в мире

  • Церковь и война

  • Хроника-Тюмень

  • Хроника Августа

  • Первая служба в храме п. Харп.

  • Успенско-Никольский храм г.Ялуторовска

  • Состояние Свято-Троицкого Монастыря

  • Священномученик Иларион

  • С Абалацкой крестный ход

  • Первая литургия в древнем храме

  • Первая епархия в Сибири

  • Отношения между Константинополем и Римом накануне великого раскола.

  • Отец Фотий

  • Освящение Свято-Владимирского храма в с.Петелино

  • Новая часовня в Тюмени

  • Крещение в Тюмени 2000

  • День святой Троицы в Тюмени

  • День победы

  • Православные гимназии Ханты-Мансийского благочиния

  • Восстановить часовню

  • Владыка Мефодий

  • Верните нам нашу историю

  • Верните улицам имена, а не псевдонимы

  • Варнавна

  • За псевдонимом не скроешь своей некомпетентности

         Сохранение в сознании народа своей собственной истории стало одной из сложнейших проблем XX столетия. Общая дехристианизация мира, утрата нравственных критериев как правил и основ жизни народа и каждого человека, технические возможности так называемых средств массовой информации привели к разрушению исторического сознания, к распространению невежества. И тому есть причины.

         Основа наших исторических знаний - это устное предание, основанное на свидетельствах очевидцев, долгое время сохранявшееся изустно, а впоследствии записанное. Причем, точная запись может быть сделана через пятьдесят и даже через сто лет. Препятствием для такой записи может быть или гибель народа, или социальная катастрофа, результатом которой явилось бы уничтожение огромного числа людей, и одновременно навязанная насильно перемена мировоззрения. В нашем случае ничего подобного не произошло, напротив, историческая память сохранила даже с документальной точностью события тех далеких времен, о которых мы будем говорить.

         Поводом к разговору стала довольно частая публикация “историко-краеведческих” (без кавычек нам не обойтись! - А.Ч.) материалов горячо любимого газетой “Тюменский курьер” г-на А. Ивы. Что ни номер, вы обязательно столкнетесь с этим автором. То он прогуливается по улицам Тюмени и просвещает всех нас: откуда, как и когда пошла то одна, то другая магистраль. То вдруг он целыми полосами ведает нам о всех культовых постройках, нисколько не утруждая себя работой с первоисточниками, ибо в архивах областного центра просто не помнят, когда этот г-н был их гостем. Но тем не менее, именно этому “краеведу” администрация города заказывает все новые и новые работы. Только в 1999 году увидели свет два справочника-путеводителя, принадлежащие его перу1. А в начале прошлого года он открыл новый “путеводитель” на страницах излюбленной газеты под общим заголовком “История тюменских храмов"удивляя нас своей псевдоисторичностью, беспринципной компилятивностью. И надо заметить, что г-н Ива давно утвердил за собой титул псевдоинформатора. Десять лет назад из-под его скрипучего пера вышел исторический очерк “Четыре века тюменского поля” (Свердловск, 1990.- 207 с.). И ради справедливости назовем его настоящее имя, ибо к истории сельскохозяйственного производства он имеет прямое отношение, как кандидат сельскохозяйственных наук.

         Александр Стефанович Иваненко(он же - Ива)давно и упорно штурмует заповедные страницы краеведения, щедро и без всяких мудрствований вводя нас в заблуждение своей некомпетентностью, отсчитывая свой стаж в этой ипостаси с 1981 года, когда в Свердловском книжном издательстве вышла его книга “Вокруг Тюмени”. С тех пор он кружит по заповедным далям, уводя нас в те самые места.

         Мы еще вернемся к началу нашего разговора, а пока перелистаем страницы его книги “Четыре века тюменского поля” с помощью рецензента журнала “Земледелие”, уделившему пристальное внимание новой работе агронома-краеведа.

         Рецензент не скрывает своего недоумения от чтения книги. В одном месте он пишет: “Можно поспорить с утверждением А. Иваненко, что развитию земледельческой техники в Зауралье “в значительной степени способствовали переселенцы. От них сибиряки-старожилы научились пахоте железными плугами вместо сох...” Это противоречит имеющимся в литературе данным о том, что внедрение новой техники, особенно американско-канадских образцов, за Уралом происходило гораздо быстрее, чем в Европейской России”.3 В другом случае подчеркивается, что “вопрос об интенсивности использования земли за Уралом излагается в книге весьма сбивчиво. С одной стороны утверждается, что русский переселенец был знаком с передовыми по тем временам паровой и трехпольной системами земледелия... Здесь есть противоречие: почему же “передовое” уступало “примитивному” и “древнему”?.. Утверждение автора книги, что "в Зауралье крестьяне пахали землю и сеяли хлеба по русскому обычаю” несколько противоречит сложившимся в исторической науке представлениям”.4 И далее: “Допущена путаница в отношении ржи. Автор утверждает, что в Зауралье в начале XVIII века сеяли много яровой ржи, но к концу века она почти исчезла и была заменена озимой. На самом деле все было наоборот - исчезла не яровая, а озимая рожь...”5 Вообще же, завершая свой разбор, рецензент подчеркивает, что в этой книге “немало стилистических небрежностей, есть и фактические ошибки. На с. 95, например, утверждается, что “колмаки (калмыки) являются предками современных казахов. Ничего общего у этих народов нет, говорят на разных языках и исторические судьбы их различны”.

         Этот перечень можно было бы продолжить еще, но мы возвратимся к “новым” исследованиям г-на Ивы в области культовой архитектуры Тюмени, ибо студенты вузов нашего города просто безбожно конспектируют его исторические откровения. Относительно года постройки Всехсвятской церкви автор категоричен, считая, что она возведена в 1833 году, к тому же памятная доска, установленная на ней, вторит ему в унисон. Однако, план на строительство каменного на месте деревянного храма, составленный тобольским губернским архитектором Праманом, был утвержден архиепископом Афанасием(А.Ф. Протопопов)лишь 27 сентября 1832 года и за год он никак не мог быть возведен. В двух первых церковных описях Всехсвятского храма (1839 и 1840 гг.)6 1833 год указывается, как начало строительства. Даже если г-н Ива не нашел время познакомиться с документами Государственного архива Тюменской области (ГАТО), то следить за новинками краеведческой литературы краеведу как бы положено по статусу. Тогда бы он обязательно познакомился с работой историка В.А. Курмачева о судьбе этого храма. 7 Но вот еще одна деталь - ссылаться на работу Н.А. Абрамова и не узреть в его тексте дату постройки храма Всех Святых, а она там присутствует, - вызывает недоумение.8 Именно у Николая Алексеевича Абрамова читаем дословно: “Кладбищенская во имя Всех Святых - каменная, приписная к Ильинской, основана в 1833, освящена в 1838 году”. Не знаем, какими источниками пользовался г-н Ива, утверждая, что “вначале она называлась церковью Сорока Мучеников”. Но на основании архивных данных, церковь Всех Святых была построена (деревянный вариант) по грамоте преосвященного Варлаама 1 (Петров) от 12 декабря 1779 года с тем именем, которое она носит и сегодня.9

         Продолжая говорить лишь о Всехсвятской церкви Тюмени, которой г-н Ива в своем газетном “путеводителе” уделил всего 30 строк, дальше читаем: “ В 1929 г. тюменские большевики не закрыли Всехсвятскую церковь, и она оставалась единственной действующей в городе”.10 Действительно, в 1929 - м не успели, а в конце 1930-х все же закрыли, используя ее под складские помещения. И тут же строкой ниже читаем: “Кладбище закрыли в середине 20-х гг. XX века, и церковь стала приходской...”

         Полнейший абсурд! Кладбище было закрыто в 1884 году, как старое, заполненное могилами. Захоронение усопших здесь было запрещено и лишь в исключительных случаях оно допускалось с разрешения епархиального начальства,11 а приходской церковью храм стал в 1922 году.12

         Если говорить о каждой церкви города, то не хватит всей площади перечислять нелепые сведения, подаваемые г-ом Ивой, как исторические свидетельства. Буквально всюду вымысел или перекомпилированные неточности прошлого. К примеру, относительно строительства Никольского храма села Утяшево, приписного к Никольской (Крестовоздвиженской) церкви. У краеведа-селекционера читаем: “В 1888-1889 гг., когда его построили... деньги на постройку дал известный сибирский делец Евграф Кухтерин”.13 А вот что говорится в Указе Тобольской духовной консистории от 17 июня 1887 года: “Утяшевская Никольская церковь заложена 21 мая 1887 года томским 1-й гильдии купцом Евграфом Николаевичем Кухтериным, а построена 29 мая 1888 года попечением его сына Алексеем Евграфовичем Кухтериным”.

         Чтобы не утомлять читателя дальнейшими примерами беспардонного вранья г-на Ивы, напомним о его заявлении относительно переименования Знаменской церкви из приходской в Соборную. Стоит заметить, что это событие до сих пор многими “исследователями” трактуется, как в свое время год рождения Г.Е. Распутина: то забегая на 60 лет вперед, то назад на 32 года (1850-1945 гг.). К примеру, в книге А.Ю. Низовского “Самые знаменитые монастыри и храмы России” (М. ,2000.- С.443) говорится, что после реконструкции 1850-1862 гг. церковь обращена из приходской в Соборную. Г-ну же Иве доподлинно известно (см. “Тюменский курьер”, 2001.- 20 янв.), что с открытием Знаменской церкви в 1945 году она стала Соборной.

         Так давайте дадим слово свидетелю события - газетному отчету от 10 сентября 1913 года: “В Знаменском Соборном храме, 8 числа, состоялось большое церковное торжество, по случаю переименования храма из приходского в Соборный. Храм был наполнен молящимися... По окончании литургии протоиерей П.Н. Ребрин сказал прекрасную речь, посвященную истории церкви...”14

         Доколе же мы вынуждены наступать на грабли, подбрасываемые нам под ноги всезнающими “краеведами”?

    А.Чернышов

    Литература:
    1. Прогулки по Тюмени: Путеводитель.- Тюмень, 1999.- 336 с.;
    Окрестности Тюмени: Справочник-путеводитель,- Тюмень. 1999.-238 с.
    2. Тюменский курьер, 2001. - 12 янв., 10 февр.
    3. Земледелие. - М..1992. - № 1.- С.76.
    4. Там же, с.77.
    5. Там же, с. 78.
    6. ГАТО. Ф.И-104. Оп.1. Д.5. Л.42.47.
    7. Курмачев В.А. Историческое обозрение о Всехсвятской церкви города Тюмени(1833-1998 гг.).- Тюмень. 1998.- 52 с.
    8. Абрамов Н.А. Город Тюмень: Из истории Тобольской епархии.- Тюмень: СофтДизайн. 1998.- С.397.
    9. ГАТО. Ф.И-2. Оп.1. Д.1151. Л.56.
    10. Тюменский курьер, 2001.- 27 янв.
    11. ГАТО. Ф. И-1. Оп.1. д.357. Л.2.
    12. Курмачев В.А. Указ. соч. - С.12.
    13. Тюменский курьер, 2001.- 10 февр., с.5.
    14.Вестник Западной Сибири, Тюмень.- 1913. - № 194.- 10 сент., с.3.



    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.