|
||
|
Священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря. В ответ на предвзятые мнения Геннадий Андреевич Крамор, г.Ишим. Загадка ишимского помянника Иерей Сергий Кистин. Святитель Иоанн Тобольский и Свенский монастырь с 1681 по 1695 год Михаил Михайлович Рябий, Югорский госуниверситет, Ханты-Мансийск. «Ты Бога слово право славил…» Диакон Максим Семенов. Памяти Архиепископа Омского и Тюменского Мефодия Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви за Уралом в дореволюционный период Церковно-славянский язык - язык богослужения Русской Православной Церкви А.Л. Беглов. Взаимоотношения Русской Православной Церкви и власти: история и современность Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин посетил Тобольск Cостоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви Митрополит Сибирский и Тобольский Игнатий (Римский-Корсаков) и Симеон Верхотурский В Москве прошли десятые юбилейные международные рождественские чтения Отношения между Константинополем и Римом накануне великого раскола. |
Преосвященный владыка Мефодий (в миру Михаил Николаевич Мензак) Родился 28 октября 1914 года в семье крестьянина в селе Русский Банилов Вашковского района, Черновицкой области. В шестнадцать, после окончания средней школы Михаил поступил послушником в монастырь (скит Кошна, Южная Буковина) В 1932 году Михаил был переведен в Крещатикский Иоанно-Богословский монастырь Черновицкой области. В 1942 Михаил Мензак был пострижен в монашество с именем Мефодия. Названный этим именем, в честь равноапостольного просветителя славянских народов, молодой монах с этого момента перестал принадлежать себе и пошел трудным путем послушания Церкви Божией. 24 декабря того же года о. Мефодий был рукоположен во иеродьякона, а 22 апреля 1945 года епископом Черновицким и Буковинским Феодосием был рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем Михаило-Архангельского храма в селе Подлесное Черновицкой епархии. В 1952 году о. Мефодий поступил в 3-й класс Московской Духовной Семинарии. В 1954 году, закончив обучение в семинарии, иеромонах Мефодий поступил в Московскую Духовную Академию, которую окончил в 1958 году. За кандидатское сочинение "Любовь ко Христу как основа нравственности "будущий архипастырь получил учёную степень кандидата богословия. После окончания Академии о. Мефодий был оставлен профессорским стипендиатом и назначен помощником инспектора и преподавателем Церковного Устава и Литургики при Московских духовных школах. В августе 1959 года иеромонах Мефодий был переведен инспектором в Саратовскую Духовную Семинарию. 9 декабря 1959 года о. Мефодий назначается ректором Волынской Духовной Семинарии, а 19 декабря возводится в сан архимандрита. 29 августа 1962 года архимандрит Мефодий был возведен на кафедру епископа Волынского и Ровенского. Чин хиротонии совершали: митрополит ленинградский и Ладожский Пимен, архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим, архиепископ Алеутский и Североамериканский Иоанн, и другие иерархи. 22 декабря 1964 года епископ Мефодий становится епископом Черновицким и Буковинским, а с 7 декабря 1967 года епископом Вологодским и Великоустюжским. 2 февраля 1972 года, по решению Священного Синода, преосвященный владыка Мефодий был возведен в сан архиепископа и назначен управляющим Омско-Тюменской епархией1. 13 февраля 1972 года новоназначенный архипастырь прибыл в Омск. Несмотря на поздний час в кафедральный собор пришло множество верующих, чтобы встретить своего владыку. Все стояли с зажженными свечами. Торжественными песнопениями владыку встретил в соборе архиерейский хор. От лица омского духовенства священник Борис Качалов, исполняющий обязанности настоятеля собора, произнес приветственную речь. Архиепископ Мефодий поблагодарил за приветствие и, пожелал собравшимся мира и любви друг ко другу, на всех призвал Божие благословение.2 14 февраля, накануне праздника Сретения Господня, архиепископ Мефодий в сослужении соборного духовенства и других клириков епархии совершил всенощное бдение, а 15 февраля - Божественную литургию в кафедральном соборе города Омска. Храм был переполнен молящимися. После литургии святитель произнес слово о христианской любви и мире и преподал верующим благословение.3 Преосвященный владыка Мефодий (в миру Михаил Николаевич Мензак) Для ознакомления с епархией владыка Мефодий посетил ряд храмов. Накануне 2-ой Недели Великого Поста, дня памяти Григория Паламы, 4 марта, архиепископ Мефодий был торжественно встречен в Никольском храме города Омска. Настоятель протоиерей Никита Елизарьев сказал краткое приветственное слово. Архипастырь отслужил всенощное бдение, а 5 марта - Божественную литургию, за которой сказал проповедь о мире, любви и искренней молитве друг за друга. После окончания литургии владыка благословил всех молящихся. 10 апреля, в том же храме, архиепископ Мефодий отслужил Божественную литургию. Храм был полон народа. Хор Никольского храма, под управлением регента В. Морозова, прекрасно исполнял все богослужебные песнопения, за что был отмечен благодарностью владыкой Мефодием в его слове. После литургии архипастырь благословил богомольцев. Во Вторник, в день празднования Иверской иконе Божией Матери, и Среду Светлой седмицы, 11 и 12 апреля, архиепископ Мефодий проводил богослужения в Знаменском соборе и во Всехсвятской церкви города Тюмени. В Светлые Четверг и Пятницу преосвященный владыка Мефодий служил в Никольском и Покровском храмах города Ишима. Преосвященный владыка Мефодий (в миру Михаил Николаевич Мензак) Во всех храмах, где бы ни служил владыка, его богослужения сопровождались словами евангельского благовестия и благословением молящихся.1 Как вспоминают современники архиепископа Мефодия из духовенства служить с ним всегда было легко, потому что не чувствовалось никакого гнета с его стороны. Он поистине не был " грозным владыкой ", но " любвеобильным отцом ". Никогда священнослужители не выслушивали каких-либо замечаний во время богослужений. Все замечания он делал по окончании службы в деликатной, мягкой форме, стараясь вразумить неисправного. Помимо своей паствы владыка оказывал много любви и внимания духовенству, всячески защищал его от несправедливых и лживых обвинений анонимных клеветников. Видя мягкость архиепископа, некоторые вначале опасались, что он распустит и без того ослабевшую после правления владыки Андрея церковную дисциплину, но быстро успокоились. Когда нужно, владыка Мефодий умел сказать слово и со властью, и постепенно привёл епархию в порядок. Уполномоченный по делам религий Д. Иванов в отчете в Совет отмечал о владыке Мефодие следующее: "За время пребывания в епархии, как ее руководитель, он показал себя опытным, умелым и ревностным служителем церкви. Вся его духовная и практическая деятельность направленны на то, чтобы всячески сохранить и укрепить церковь, улучшать и усиливать ее религиозное влияние, обеспечить ему, как " владыке ", угодные в приходах порядки и удовлетворение ими потребности верующих. Нельзя, в связи с этим, не отметить того, что в этом отношении он своего добился. Никаких жалоб, неудовлетворенности его поведением со стороны верующих и служителей культа, что было массовым до него не поступает, напротив, о нем все отзываются положительно, как о большом и достойном в его положении служителе. Следует заметить и о том, что в своем поведении по отношению к Законодательству о культах " Мефодий "занимает лояльную позицию "1. Между тем, как все в епархии было благополучно, обстоятельства сложились так, что произошла трагедия. В ночь с 22 на 23 октября 1974 года в доме епархиального управления, на улице Успенского № 26, где проживали омские архиереи, был зверски убит архиепископ Мефодий. К полудню вся епархия знала о случившемся. Секретарь епархии протоиерей Никита Елизарьев оповестил об убийстве архипастыря Святейшего Патриарха Пимена. Вероятно, в эфире она была перехвачена зарубежными радиостанциями и уже в тот же день "Голос Америки" оповестил мир, что в СССР, в Омске убит православный епископ. Как рассказывала в суде сторож епархии Литвинова М. У. , которая 22. 10. 1974 года заступила на суточное дежурство в доме епархиального управления, вечером она, как положено, прикрыла ставни в архиерейском доме которые выходили на улицу (владыка Мефодий ставни изнутри дома никогда не закрывал, - прим. Автора). "примерно в 23 часа владыка Мефодий вышел погулять во двор, он всегда почти гулял перед сном, погулял минут 40 и зашёл в дом, закрыв за собою дверь. Она, Литвинова ночью ходила несколько раз в кочегарку, проверяла котёл, всё было тихо, ничего подозрительного она не видела. В сторожке, где она дежурила, во второй комнате спали келейник Климов и отец Алексий, его фамилия Колмогоров ( в то время он был семинаристом.- прим. Автора). Утром, как обычно она часов в 7 утра пошла открывать ставни в доме епархии, и, открыв ставню у углового окна выходящего на ул. Степную, она обнаружила, что стекло в окне выставлено, а внутреннее стекло разбито на уровне шпингалета и внутренняя рама открыта. Она побежала в сторожку, подняла Колмогорова и келейника Климова, сказала, что, наверное, с владыкой что-то случилось, так как стекло в окне разбито и окно открыто. Все побежали туда, стали кричать владыку, но никто не отзывался, они поняли, что с владыкой что-то случилось. Она Литвинова, открыв дверь в трапезную, позвонила по телефону в милицию и сообщила о случившемся, милиция долго не приезжала. В 9-м часу приехал шофёр епархии Павел, с ним собрались ехать в милицию, но в это время милиция приехала сама. Сотрудник проник внутрь дома и, тут же вернувшись, сказал, что владыка мёртв..."1 Из материалов следственного дела видно, что смерть владыки Мефодия была мученической. Убийца (или убийцы - прим. Автора) сначала сломал владыке шею, затем нанёс по всему телу множество ударов бронзовой статуэткой, а после ножницами. Видя, что дело не доведено до конца, он связал владыке руки и хладнокровно задушил его шнуром от электролампы. Началось следствие. Было задействовано большое количество штата омской милиции и КГБ, приехали помощники из Москвы. Но расследование так и не сдвинулось с мёртвой точки. Среди верующих ходили разные слухи об убийстве. Особенно была распространена версия о том, что убийство святителя дело рук бывших бандеровцев, которые приговорили владыку Мефодия к смертной казни за помощь партизанам ещё в годы Отечественной войны, когда будущий архипастырь проходил своё служение в оккупированных епархиях Украины. Говорили. Что, несмотря на продолжительный срок, прошедший с тех лет они всё равно исполнили задуманное. Но все эти предположения так и остались на уровне слухов, народной молвы. Тело почившего архипастыря было по-монашески приготовлено к погребению, облачено в архиерейские одежды и по совершении заупокойной литии поставлено в Крестовоздвиженском кафедральном соборе города Омска. У гроба убиенного святителя непрестанно читалось Святое Евангелие и служились панихиды. Верующие Омска и приезжие из других населённых пунктов епархии нескончаемым потоком шли проститься со своим любимым отцом и молитвенником. Отпевание почившего архипастыря по благословению Святейшего Патриарха Пимена было совершено 26 октября, в день празднования Иверской иконе Божией Матери. В этот скорбный для омской паствы день в кафедральном соборе в сослужении большого собора священников и дьяконов епископ новосибирский и Барнаульский Гедеон (ныне здравствующий митрополит Ставропольский и Владикавказский) совершил заупокойную Божественную литургию. За литургией молились, а затем участвовали в отпевании архиепископ Харьковский и Богодуховский Никодим (ныне здравствующий митрополит Харьковский и Богодуховский), архиепископ Черниговский и Нежинский Антоний (ныне здравствующий митрополит Черниговский и Нежинский) - земляки владыки Мефодия и проживающий на покое в городе Омске епископ Венедикт (Пляскин). В отпевании также участвовало много духовенства из Омской и других епархий. Храм и вся церковная ограда были заполнены верующими. В прочувствованных надгробных словах архиепископы Никодим и Антоний, и епископ Гедеон выразили глубокую скорбь о безвременно ушедшем собрате. Владыка Гедеон сообщил собравшимся в соборе, что Святейший Патриарх Пимен прислал телеграмму с выражением соболезнования клиру и пастве Омско - Тюменской епархии, а также и родственникам почившего.1 При пении ирмосов Великого канона "Помощник и Покровитель" гроб с телом покойного архиепископа Мефодия был обнесён духовенством вокруг собора, после чего был доставлен в аэропорт и, по желанию родственников убиенного владыки, отправлен спецрейсом в Черновцы. Утром, 27 октября, в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, в Черновицком аэропорту преосвященным епископом Черновицким Саввой, в присутствии соборного причта, был встречен прибывший из Омска гроб, с телом архиепископа Мефодия, который затем был доставлен на родину покойного - в село Русский Банилов, Вижницкого района, Черновицкой области. После заупокойной службы в баниловском приходском храме гроб был обнесён, по Уставу, вокруг храма при пении ирмосов "Помощник и Покровитель". Процессия во главе с преосвященным епископом Саввой проследовала на местное кладбище, где тело архипастыря-мученника было предано земле.2 Омская паства болезненно восприняла весть о кончине своего святителя. Преосвященный владыка Мефодий (в миру Михаил Николаевич Мензак) Многие не хотели верить, что его не стало, а тем более никто не мог понять, за что он был убит. На протяжении шести лет органы предварительного расследования искали убийцу и в конце 1980 года таковой был найден. Но совершал ли на самом деле осуждённый Куйбышевским районным народным судом города Омска на 10 лет колонии строгого режима Киреев Борис, суд, по мнению автора так и не разобрался. Материалы уголовного дела, с которыми ознакомился автор, весьма противоречивы. Уголовное дело, как говорится, состряпано на скорую руку. На суде подсудимый не признал себя виновным в совершении преступления и заявил, что "явку с повинной" вынужден был дать под давлением следственных органов. Непонятно, почему следствие оставило без внимания показания свидетелей, которые указывали на других неизвестных лиц совершивших это злодеяние. Или без внимания остались такие существенные улики как неустановленные следы в архиерейском доме и разбитое окно, от которого поисковая собака брала след (официальная версия следствия говорила, что убийца проник в дом через парадную дверь - прим. автора) и др. Все эти противоречия, даже для несведомого в юридических делах человека, при ознакомлении с материалами суда, бросаются в глаза с первого взгляда. Складывается впечатление, что бессилие правоохранительных органов толкнуло их провести не объективное следствие. Как рассказывали присутствовавшие на суде верующие, обвинённый, в данном ему на суде слове, обратился ко всем находящимся в зале суда с искренними словами, в которых сказал, что не убивал владыку. Многие ему тогда поверили. Но запущенный судебно-следственный механизм уже предрешил судьбу человека. Не помогли и последующие обращения о пересмотре уголовного дела в областной суд. Приговор остался в силе. Помимо всего этого уголовное дело было построено на клеветнических, ложных показаниях, по которым убитый владыка Мефодий был представлен как пьяница, насильник, сквернослов и, вообще, как безнравственный человек. Конечно, такая формулировка дела вполне устраивала местные власти и, видимо поэтому, дело не было пересмотрено. Тем более, такое положение вещей давало благоприятный повод для нападок атеистических сил на Церковь, что, наверное, не обошло внимания средств массовой информации. В памяти же своей паствы владыка Мефодий остался человеком добрым, спокойным и заботливым. Во всей епархии не было такого человека, которого бы обидел владыка, никогда о нём ничего плохого никто не слышал. Высокопреосвященный владыка Мефодий был одним из самых любимых, как духовенством, так и прихожанами, омских архипастырей. С первых дней служения в епархии он проявил себя как ревностный служитель Бога Истинного. Написанная им в Академии работа ("Любовь ко Христу как основа нравственности") стала центральной темой всей последующей его жизни. Эту истину он пронёс через всю свою жизнь, начиная от начала пастырства до мученической кончины. Своим пасомым он всегда указывал на эту величайшую христианскую добродетель, из которой верующие люди черпают силы для нравственной жизни. "Если любовь ко Христу,- писал Владыка, - настолько сильна, что превозмогает всё - и молодость, и красоту, и богатство, и житейскую роскошь, превышает родительскую любовь, и если ни смерть, ни жизнь и никакие силы не могут отлучить последователя Христа от любви к Нему, - то, тем более, никакая похоть, никакой грех не в состоянии этого сделать. Спасительная сила любви ко Христу, являющаяся основой всей нравственной христианской жизни, - неопределима, бесконечна... Смерть - это есть самое страшное и неотвратимое последствие греха (ср. 1Кор.15, 56). Любовь же Христова, в которой заключена беспредельная полнота истины, добра, красоты, блаженства и всех совершенств, уничтожает грех и его последствия, наполняет все существо человека радостным настроением, открывает ему путь к истиной жизни и блаженству".3 Как рассказывала крёстная владыки Мефодия (ныне здравствующая, проживает в городе Омске), что не задолго до убийства архипастырь получил телеграмму с предложением от Синода перевестись в другую епархию, более лучшую, ближе к Москве. Владыка, прочитав ее, немного подумал, как всегда улыбнулся и сказал, что раз Господь определил его на Омскую кафедру, то здесь он и останется продолжать своё святительское служение. Не мог тогда владыка предполагать, что скоро, за неделю до его 60 - летнего юбилея оборвётся его жизнь. По определению Святейшего Патриарха Пимена временное управление овдовевшей омской паствой было поручено епископу Новосибирскому и Барнаульскому Гедеону. Светлой памяти незабвенного нашего пастыря Архиепископа Мефодия Дорогой наш АРХИПАСТЫРЬ, Новый мученик святой, Разреши с тобой проститься, Наш любимый и родной. Плачут в Омске и Тобольске, В скорбном трауре Сибирь. Так безвременно владыка Взят от нас в далёкий мир. Дождь осенний тёмной ночью Скрыл следы твоих убийц. В полночь, чёрную, глухую, Не видал никто их лиц. И замученный владыка Взором утренним предстал, Раздались рыданья, крики, Но владыка не слыхал. Вся Сибирь стеклась рыдая В тот собор, где гроб стоял, И в последний раз владыка Свой народ благословлял. Колокольный звон печальный Слился с плачем и мольбой. За любовь и за страданья, Со святыми упокой. Никогда мы не забудем Твоей жизни и конца, И в молитвах помнить будем Архипастыря отца. Мы прощаемся с тобою, Наш владыка дорогой, И склоняемся над гробом Мы с последнею мольбой: Новый мученик сибирский, Архипастырь наш родной, Будь молитвенником нашим Там на родине святой. Плачут в Омске и Тобольске, В скорбном трауре Сибирь. Так безвременно владыка Взят от нас в далёкий мир. 23 октября 1974 год. Москва. священник Анатолий Просвирин. Гедеон Высокопреосвященный архиепископ Гедеон (Александр Николаевич Докунин) родился 18 декабря 1929 года в станице Ново-Покровской Краснодарского края. Духовное образование получил в Ставропольской Духовной Семинарии, а затем в Ленинградской Духовной Академии. 2 августа 1953 года епископом Ставропольским и Бакинским был рукоположен во дьякона, а через два дня во пресвитера. Пастырское служение проходил в храмах городов Кисловодска, Минеральных Вод Ставропольской епархии, после чего был переведён в Петрозаводскую епархию. 23 марта 1966года протоиерей Александр был пострижен в монашество с именем Гедеона и вскоре возведён в сан архимандрита. 22 октября 1967 года архимандрит Гедеон был рукоположен во епископа Смоленского и Вяземского. Хиротонию совершали: митрополит Никодим (Ротов), архиепископ Алексий (Ридигер) и другие иерархи. С 13 октября 1972 года указом Священного Синода епископ Гедеон был назначен управляющим Новосибирско-Барнаульской епархией.5 26 октября 1974 года епископ Гедеон участвовал в отпевании убиенного архиепископа Омского и Тюменского Мефодия, по поручению Святейшего Патриарха Пимена временно возглавил Омскую епархию В декабре 1974 года преосвященный Гедеон, временно управляющий Омской епархией по вверенным его окормлению приходам. В субботу, 6 декабря, епископ Гедеон прибыл в Тюмень, где был тепло встречен в аэропорту тюменским духовенством. 7 декабря архипастырь совершил всенощное бдение в Знаменском соборе города. При встрече владыку сердечно приветствовали члены церковного совета и настоятель протоиерей Александр Зелинский. За богослужением епископ Гедеон помазывал молящихся освященным елеем. По окончании всенощной владыка обратился к прихожанам с приветственным словом, в котором поблагодарил их за их любовь к храму, украшенному благодаря их трудам, и преподал всем наставление о богоугодном прохождении христианской жизни. 8 декабря, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, владыка Гедеон совершил Божественную литургию во Всехсвятском храме города Тюмени. Настоятель протоиерей Иаков Трофимлюк при встрече архипастыря приветствовал его приветственным словом. После запричастного стиха благочинный храмов Кемеровской области протоиерей Алексий Курлюта сказал проповедь на евангельскую тему. По окончании богослужения епископ Гедеон приветствовал верующих и призвал их хранить мир любовь и исполнять заповеди Христовы. Вечером 8 декабря, в Знаменском соборе, владыка Гедеон прочёл акафист Пресвятой Богородице перед Ёе местночтимой иконой "Знамение". Припевы акафиста владыка пел вместе с народом. На утрени по прочтении Святого Евангелия священник Николай Бурдин произнёс слово о почитании Пресвятой Богородицы на Русской земле. По окончании богослужения епис5коп Гедеон сказал проповедь о заступничестве Пречистой Девы Марии за всех с верой и любовью к Ней притекающих. 9 декабря, в канун престольного праздника Знаменского собора многочисленные верующие заполнили храм задолго до начала всенощного бдения, которое было отслужено в установленное время архиерейским чином. В сам день праздника, 10 декабря, владыка Гедеон отслужил Божественную литургию, за которой совершил дьяконскую хиротонию. На запричастном стихе протоиерей Александр Пивоваров произнёс проповедь о чудотворном образе Пресвятой Богородицы "Знамение". После праздничного молебна сослужившие архипастырю дьякона, возглавляемые маститым архидьяконом Ермогеном Щукиным, возгласили уставные многолетия. Архипастырь поздравил духовенство и верующих с престольным праздником, поблагодарил за тёплый приём, молитвенное общение и сказал слово назидания о милосердии Матери Божией, Заступницы православных христиан. 10 декабря вечером преосвященный епископ Гедеон отбыл в Тобольск - древнюю столицу Сибири. 11 декабря в Покровском соборе Тобольска владыка, в сослужении епархиального духовенства совершил Божественную литургию. Слаженное пение хора клириков и местного соборного хора создало в храме обстановку высокого молитвенного настроя. Благочинный храмов Тюменской области протоиерей Феодор Олексюк сказал проповедь о молитвеннике земли сибирской - святителе Иоанне. По окончании литургии священнослужители отслужили акафист с водосвятием перед ракой мощей Святителя. После архипастырь поблагодарил настоятеля протоиерея Петра Егорова за ревностное служение, членов церковного совета и всех прихожан за заботу о благолепии храма и раки мощей святителя и чудотворца Тобольского Иоанна 14 декабря епископ Гедеон прибыл в Омск и вечером этого же дня совершил всенощное бдение в кафедральном соборе города. Владыку, по обычаю, встретили члены церковного совета и настоятель - протоиерей Иоанн Мельник, который сказал приветственную речь. На следующий день, в воскресенье 15 декабря, архипастырь совершил Божественную литургию в Никольском храме Омска. В храме к тому времени закончили золотить иконостас. За литургией преосвященный Гедеон совершил дьяконскую хиротонию выпускника Московской Духовной Семинарии - Колмогорова Алексия. Храм был полон молящихся. Молитвенно пели церковные хора. Настоятель протоиерей Никита Елизарьев, много лет несущий послушание секретаря Омско-Тюменского епархиального управления, был награждён архипастырской грамотой. Протоиерей Иоанн Мельник произнёс проповедь на тему евангельского чтения дня. Вечером, 15 декабря, епископ Гедеон совершил вечерню с акафистом Спасителю в Крестовоздвиженском соборе г. Омска, после которого сказал поучение о важности, высоте и ответственности пастырского служения Церкви Христовой. Во всех храмах, в каких служил преосвященный владыка, он преподавал молящимся благословение, призывал их быть достойными гражданами нашей Родины и неустанными тружениками на благо мира. Во всех приходах архипастырь утешал скорбящих о почившем архиепископе Мефодии и передавал патриаршие благословения. Верующий народ сердечно благодарил владыку Гедеона за его посещения, молитвенную радость богослужений и наставления. 1.Определения Священного Синода// ЖМП. 1972. №3. С.2. 2. Из жизни епархий// 1972.№ 5. С.33 3 Там же. С.33. 1 Там же. С.33. 1 ГАОО, Ф. 2603. Оп.1 Д. 103. Лл.5-6. 1 Уголовное Дело №1-628, 1980 год. Приговор Куйбышевского Народного суда. 1 Архиепископ Омский и Тюменский Мефодий// ЖМП. 1974. № 12. С. 12-16. 2 Из жизни епархий// ЖМП. 1975. №6. С. 18. 3 Архиепископ Омский и Тюменский Мефодий// ЖМП. 1974. №12. С. 13-14. 4 Архиепископ Омский и Тюменский Мефодий //ЖМП. 1974. №12. С. 15. 5 Определения Священного Синода//ЖМП. 1972. №3.С.2. Диакон Максим Семенов. | |||||||||||||