Сибирская православная газета
  • О. Алексий Сидоренко
  • Анисин.А.Л.
  • Бакулин М.Ю.
  • Богомяков В.Г.
  • Дурыгин Д.Н.
  • Тихонов В.Е.
  • Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • О пользе ведения писательских дневников

  • Константин Леонтьев:Цветущая сложность как идеал

  • Иллюзия современности

  • Харе Кришна, общество русской культуры

  • Технология лжи

  • Про сокровенное

  • Проблема отношения к сокровенному в человеческой культуре

  • Смотря православное видео

  • Рецепты

  • Прогулки по Лондону и Парижу

  • Про свободу

  • Про Глеба Якунина

  • Молитвы об исцелении алкоголиков

  • Диалог про вино

  • Про авангард

  • О православном преподовании политологии

  • Пихтовое масло

  • Отношения государства и Церкви

  • Об исцелении

  • О стереотипах

  • О православной философии

  • О православной империи

  • О пользе катихизисов

  • О наркомании

  • О любви

  • О ханжестве

  • Кров и кровь

  • Крещение в Тобольске

  • Как я бросил курить

  • Живые и мертвые слова о бытии

  • Долой редукционизм

  • Астрология

  • 20 век: нищета идеологий

  • Иртыш - Иордан.

         Это был удивительнейший и радостнейший день в жизни Вселенной. Исходят ветхозаветные времена и Господь, облекая Себя в человечество, став человеком, приходит на Иордан к Иоанну Крестителю. Иоанн, понимая, Кто к нему пришел, в ужасе восклицает: "Мне надобно креститься у Тебя и ты приходишь ко мне?" Но Иисус Христос крестится в Иордане и начинает Свое служение спасению людей. С этого чудесного события начинается Крещение как Таинство включения человека в Церковь. Вступая в истинную веру, мы крестимся во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Сойдя во Иордан, Господь Иисус Христос освятил воды и с ними все стихии и всю материю. С этого события природа стала вновь способной получать благодатные дары. Самая высокая Тайна явлена была при Крещении Иисуса Христа - Тайна Святой Троицы и с тех самых пор Крещение есть путь к Богоявлению для каждого человека, ставшего чадом Церкви Христовой. Почти через две тысячи лет после этих славных событий в сибирском городе Тюмени трое друзей, Евгений, Мирослав и Юрий, собрались ехать в Тобольск на праздник Богоявления. Евгений и Мирослав съездили год назад, и потом на целый год осталась с ними крещенская радость: стояла крещенская вода в полуторалитровой пластиковой бутыли. И, принимая ее понемножку, а то и просто глядя на бутыль, вспоминали высокий берег Иртыша с красавицей-Софией, которую потом увидели кипящей праздничным народом, огромная толпа на берегу Иртыша и над толпой плывущий голос Владыки Димитрия...
         А Юрий с ними не ездил - был в запое, как в темном колодце. Но Господь извлек из этого колодца, из греха и скорби. И Юрий тоже решил окунуться в ледяную купель.
         Погоду в этом году трудно понять: в начале января -28 - 30, в Рождественский сочельник -5, после Рождества потеплело до +2, с крыш текло, будто пришла весна. Накануне Крещения мороз был совсем не крещенский, не трескучий и друзья решили добираться своим ходом, на "пятерке". Собрались, помолились - и в путь. Конечно, не летнее время, но "пятерка" идет довольно бодро.
    Проплывают за окном знакомые названия: Ембаево, Покровское, Ярково, и снега, снега... Много в России снега. Юрий по немощи два раза просил машину остановить - курить хотелось так, что сил не было терпеть. Мирослав и Евгений ворчали, обзывали болезного "драконом", но машину останавливали, - кури, травись.
         Приехали и сразу в Покровский храм - приложились к раке святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири, чудотворца. Всенощную служили тоже в Покровском, и Владыка Димитрий на лбу каждого начертал елеем крестик. Вечером любовались Тобольском с берега Иртыша. На ночлег остановились в Семинарии, в комнате, предназначенной для заочников. Пришел знакомый улыбчивый семинарист Вадим и напоил чаем. Вот и слава Богу!
         Утром пошли на праздничную Литургию. После Литургии поплыл в небе гул колоколов - крестный ход. Сколько их было в жизни, крестных ходов, а волнуешься как первый раз. Народ течет и течет, плывут хоругви, тропари поют. И все вместе: священство, семинаристы, весь народ, движутся к Иртышу. Под ногами хруст, вокруг снежные кружева, сердце колотиться в груди и такая радость, что и высказать невозможно. Как будто уже и не земное что-то движется по заснеженному Тобольску, и в него вливаются все новые и новые струйки людей.
         Иртыш. Как и в прошлом году, ледяная церквушка на льду реки. Величественный ледяной крест, а по кресту - виноградная лоза. Ледяной престол. Начинается великое водоосвящение, как в старину говорили "водокрещение". Епископ Тобольский и Тюменский Димитрий обращается к пришедшему на Иртыш народу и говорит просто и проникновенно о том, что за великий праздник Крещение, говорит про то, что вот уже в течение двух тысячелетий христианский мир в сугубой молитве Богу освящает воды. Крещенская вода - агиасма! Великая святыня! Ее христианин бережно хранит и благоговейно ее принимает для освящения, исцеления, очищения души и тела. Крещенскую воду употребляли для освящения новых икон и других вещей, имеющих священное назначение, и даже для причащения кающихся, находящихся под запрещением.
         Началась служба водосвятия. Владыка совершил кажденье полыньи-иордани, трижды освятил большим напрестольным крестом воду Иртыша. В этот день освятились все русские реки, все воды Земли. Крещенскою водою, стекшей с креста, Владыка освятил народ. Водосвятие закончилось и огромные толпы людей с бидонами, банками, канистрами, бутылями устремились к полынье. Но милиция на посту - сдерживает людские массы, ведь если все выбегут на лед, то лед может и не выдержать, лед, он материя хрупкая. Попросились у милицейского начальника, мол, мы не просто за водой - будем погружаться в купель. Ну, ладно - проходите.
         В этом году для тех, кто хочет погрузиться в студеную воду есть даже специальная ледяная раздевалка. Желающих много. Вот, радостно фыркая, прибежал одеваться крепкий мужчина (настоящий сибиряк!). Перекинулись парой слов. Оказалось тоже из Тюмени. Год назад приехал в Тобольск на праздник Богоявления и так понравилось, что ждал не дождался весь год, когда снова придет этот радостный праздник, чтобы вновь приехать в Тобольск. Вот мальчишка лет десяти, которого привел отец, смело окунулся в купель, но в раздевалке стукнулся затылком о ледяную стенку, заплакал. Эх, ты! По лед нырял не плакал, а тут - разревелся. Мальчишка пристыжено замолчал. Разделся Мирослав, перекрестился: "Ну, Господи, благослови!" А за ним и Евгений, и Юрий, ухнул, зажмурился. Крещенская-богоявленская, душу освяти, телеса очисти, во имя Отца - аминь!, и Сына - аминь!, и Святого Духа - аминь! "Во Иорда-а-ане крещающуся Тебе Господи..." Все блестит инеем. Мутно светит невысокое солнце над Иртышем.И такой покой, и такая радость в душе, и такая уверенность, что Господь с нами и никогда нас не оставит. И идем мы один за одним к купели: грешники, прелюбодеи, чревоугодники, пьяницы, сквернословы... Милиционер засмеялся: " - Молодцы, мужики!"
    - А сам-то чего? Тоже давай окунись.
    А потом был горячий чай, пельмени, шутки, смех. Назад ехали уже по темноте. Юрий уже больше не курил. Может, насовсем бросил? Отце, Сыне и Душе Святой! Просвети нас светом Твоим, нас, омраченных нерадением о своем спасении.

    В.Г.Богомяков


    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.