Сибирская православная газета
  • О. Алексий Сидоренко
  • Анисин.А.Л.
  • Бакулин М.Ю.
  • Богомяков В.Г.
  • Дурыгин Д.Н.
  • Тихонов В.Е.
  • Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • О пользе ведения писательских дневников

  • Константин Леонтьев:Цветущая сложность как идеал

  • Иллюзия современности

  • Харе Кришна, общество русской культуры

  • Технология лжи

  • Про сокровенное

  • Проблема отношения к сокровенному в человеческой культуре

  • Смотря православное видео

  • Рецепты

  • Прогулки по Лондону и Парижу

  • Про свободу

  • Про Глеба Якунина

  • Молитвы об исцелении алкоголиков

  • Диалог про вино

  • Про авангард

  • О православном преподовании политологии

  • Пихтовое масло

  • Отношения государства и Церкви

  • Об исцелении

  • О стереотипах

  • О православной философии

  • О православной империи

  • О пользе катихизисов

  • О наркомании

  • О любви

  • О ханжестве

  • Кров и кровь

  • Крещение в Тобольске

  • Как я бросил курить

  • Живые и мертвые слова о бытии

  • Долой редукционизм

  • Астрология

  • 20 век: нищета идеологий

  • Свобода.

         Свобода - один из центральных, спорных философских и богословских вопросов. Свобода - важнейший аспект человеческого существования. У людей в любом обществе есть понятие о свободе. Так называемое индустриальное общество (современный Запад) считает, что свобода имеет в основном юридический и экономический смысл - свобода владеть средствами жизни, распоряжаться своими деятельными силами в своих интересах. В родоплеменном обществе быть свободным значитпринадлежать роду, определенному племени, быть "своим". Учение о свободе - важнейший момент в учении Православной Церкви. (С точки зрения протестантского миропонимания после грехопадения человек утратил образ Божий. Свобода - важнейшая составляющая образа Божия. Значит человек не может не грешить, он не свободен. Но получается абсурд - значит человек и ответственности не несет за свои действия. То есть свобода предполагает ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Человек не робот. За действия робота несет ответственность тот, кто им управляет. Человек же сам ответственен за свои поступки, ибо обладает волей.)
         Православная Церковь настаивает на том, что человек ИМЕЕТ ОБРАЗ БОЖИЙ, в котором учители Церкви особо выделяют СВОБОДУ, так как без нее нет личности, нет любви, нет Спасения, нет достижения Богоподобия в процессе теозиса (или обожения).
         Свободен Бог. Свободен человек. Но, конечно, существуеет пропасть между этими двумя свободами. Богу возможно все. Его не определяет ничто извне. Человеку Богом даны определенные условия существования, пространственно-временные координаты, он "вписан" в космос и космические силы влияют на него извне и изнутри. Но:
    А) Свобода человека - это все-таки свобода, то есть человек может делать выбор, может решать. (Как удивительно сказал В.Н.Лосский в "Догматическом богословии": "Бог - просящий подаяния любви нищий, ждущий у дверей души и никогда не дерзающий их взломать. То есть Бог бессилен перед человеческой свободой, так как она исходит от Его всемогущества.


    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.