О ПОЛЬЗЕ КАТИХИЗИСОВ.
Очень часто продавцы православной литературы слышат вопросы о том,
что такое катихизисы и зачем они нужны. Постараемся кратко на эти
вопросы ответить.
Катихизис в переводе с греческого означает поучение, наставление.
В ранней истории Христианства так называли не книгу, а особую
деятельность "оглашения словом Истины". Вступление в Церковь
допускалось после такого оглашения, во-первых, "правила веры",
во-вторых, "правила Истины", то есть Символа Веры. Постепенно
сложился катихизис в форме книги, которая в сжатом виде объемлет
догматику и мораль Христианства. Это все самое важное, что
православный христианин должен знать о своей вере. Это тот минимум
духовных знаний, которого Церковь ищет от своих чад.
Памятниками катихизации древней Церкви служат катихизические
поучения Кирилла, епископа Иерусалимского (IV век) и
"Огласительное слово" Григория Нисского. В XVII веке был написан
русский Большой Катихизис. Его автор, Лаврентий Зизаний
Тустановский, ученый-богослов, писал его под духовным руководством
митрополита Филарета. Книга эта появилась по насущным потребностям
борьбы с проникающими на Русь католицизмом и протестантизмом, с
множеством появившихся к тому времени ложных и извращенных учений.
Впрочем труд этот был признан не вполне удачным. В XVII же веке
появляется "Православное исповедание" Петра Могилы, многими
иерархами оцененное, как катихизис, во всем согласный с догматами
Христовой Церкви и священными канонами. Причиной этого издания
было желание систематического изложения основ православной веры и
апологетика ее от нападок еретиков - католиков и протестантов,
пытавшихся всеми силами насадить на русской земле вполне
вредоносные идеи. Далее в исторической последовательности
появились Малый Катихизис или "Собрания краткие науки об артикулах
веры", катихизис Феофана Прокоповича, катихизис митрополита
Платона, катихизис священника Беликова, катихизис отца Владимира
Геттэ и, возможно, еще какие-то издания нам неизвестные, пока в
XIX веке не вышел замечательный Пространный Христианский Катихизис
митрополита Филарета (Дроздова). Разумеется, разница между всеми
этими катихизисами не содержательная и смысловая, а в форме и
стиле изложения. В настоящее время широкое распостранение имеет
также катихизис епископа Александра (Семенова-Тянь-Шанского).
Катихизис необходим для изучения новоначальными основ веры:
оглашенные (катехумены) находят в нем развернутое толкование
Символа Веры. Крещенные православные христиане, желающие
возрастать духовно, взращивая свою веру (чтобы не росла подобно
сорной траве), глубоко ее продумывая, обращаются к катихизису,
чтобы всегда видеть четкие ориентиры в своем духовном пути,
ощущать под ногами твердую почву. В наше время, когда на
православную веру нападают со всех сторон, пытаясь "размыть" ее
чуждыми еее духу новообразованиями и вкраплениями инославных идей
и мыслей, особенно важно ясно и отчетливо понимать во что же мы
верим, в чем (а точнее - в Ком) наше Спасение.
Вогомяков.Б.