О пользе ведения писательских дневников
Константин Леонтьев:Цветущая сложность как идеал
Иллюзия современности
Харе Кришна, общество русской культуры
Технология лжи
Про сокровенное
Проблема отношения к сокровенному в человеческой культуре
Смотря православное видео
Рецепты
Прогулки по Лондону и Парижу
Про свободу
Про Глеба Якунина
Молитвы об исцелении алкоголиков
Диалог про вино
Про авангард
О православном преподовании политологии
Пихтовое масло
Отношения государства и Церкви
Об исцелении
О стереотипах
О православной философии
О православной империи
О пользе катихизисов
О наркомании
О любви
О ханжестве
Кров и кровь
Крещение в Тобольске
Как я бросил курить
Живые и мертвые слова о бытии
Долой редукционизм
Астрология
20 век: нищета идеологий
|
Харе Кришна, Общество русской культуры!
Что бы вы сказали, увидев человека в шаманском наряде, с томиком
Прабхупады подмышкой, скачущего и поющего мантры вокруг
свежевыкопанного идола, и при этом уверяющего всех: "Да русский я,
русский, не еврей!"? Если он русский, что же в таком случае
Россия? Про такую Россию нам говорил Б.Н.Ельцин, что она
"непременно возродится"? Что касается меня, то если вот эта
карикатурная харя, если это идолище поганое и есть Россия и
русская культура, то пусть я лучше буду навеки иностранец.
23 мая 1998 года в Тюменском госуниверситете проходила
общероссийская научно-практическая конференция "Славянские
духовные традиции Западной Сибири: культура и просвещение,
философия и ситория, язык и литература". 24 мая Православная
Церковь празднует память святых равноапостольных Кирилла и
Мефодия, учителей словенских. Поэтому вполне понятно, что на
конференцию, приуроченную к этому празднику, организаторы
конференции, каковыми являются Комитетпо делам национальностей и
Комитет по культуре администрации Тюменской области, Общество
русской культуры, центр славянских культур, филологический
факультет университета пригласили представителей Церкви. На
конференцию пришли настоятель Свято-Троицкого монастыря
священноигумен Тихон, учащиеся и преподаватели Духовного училища,
члены православного братства во имя великомученика Димитрия
Солунского.
Настроение у всех было праздничное, приподнятое. Настроение не
испортили продавашиеся в фойе (кто не покупал - совали даром)
антицерковные листки под названием "Знание- власть!", где все
русские люди призывались на борьбу с "библейской концепцией
управления миром", Православная Церковь осуждалась за замалчивание
истории языческой Руси и приводились схемы закона времени,
разработанные какими-то свихнувшимися технарями. (Трудно
представить, что организаторы конференции не знали, какую
литературу продают у них в фойе). Настроение не испортили доклады
на пленарном заседании, где один священноигумен Тихон сказал о
подлинном значении праздника как праздника ДУХОВНОГО.
С.Я.Ермоленко, зам.директора НИИ украинского языка АН Украины с
придыханием говорила, что хозяева "самостийной Украины" ищут свои
корни в языческой, ведической древности, в Махабхарате, в арийской
культуре. Академик Н.К.Фролов, говоря о "духовной культуре
православных славян", по сути дела, сказал лишь об удачности и
уникальности предложенной Кириллом и Мефодием графической системы,
духовный же ее смысл, да и какой бы то ни было смысл вообще,
остался в стороне. В заключение Н.К.Фролов заметил, что вообще-то
церковно-славянский язык давно мертв, не приметив тысячей церквей,
где миллионы людей возносят именно на этом языке свои самые
сокровенные молитвы Богу.
Настроение не испортил длинный концерт: бессмысленное пение
сербских романсов, сказка "колобок"на болгорском языке, биография
Адама Мицкевича на польском и т.д. и т.п. Все как-то бестолково
было свалено в одну кучу и, не связанное воедино ничем, вызывало
чувство тягостного недоумения. Учащиеся Духовного Училища стыдливо
прятали взор при виде полуголых вульгарно размалеванных девиц,
которые в течение часа представляли перед ними нечто "славянское".
Очевидно, по мнению устроителей концерта, мы должны были, наблюдая
все эти жалкие шутки, проникнуться осознанием некоего "славянского
единства". Да нет никакого "славянского единства" самого по себе.
Славян связывала всегда Православная Вера. И не только славян.
Здесь же мне предлагали испытать солидарность с поляком, только
потому, что он поляк и этнически мне ближе, чем итальянец.
Но вот, наконец, долгожданная работа секций. Все православные
люди, естественно, пришли на секцию номер 2 "Философия и
Православие" (председатель доцент С.К.Ломакин, секретарь доцент
С.И.Лысов). Что за притча?! Выступает А.А.Козлов (г.Екатеринбург),
говорит, что представляет какой-то институт "ведических знаний"
и, соответственно, пытается эти знания до слушателей донести.
Далее - Н.И.Антонова (г.Екатеринбург) - опять "ведическая
культура". Далее - В.А. Оборотный (г.Екатеринбург) - снова
"ведическая культура". Слушатели стали возмущаться: "Да что мы
празднуем-то? Кирилла и Мефодия, что на Русь разве Кришна послал?"
"Сиди, - кричит преподавателю Духовного Училища секретарь секции,
что умнее всех?! Здесь вам не церковь. У людей могут быть разные
мнения".
У людей, действительно, могут быть разные мнения. Но зачем
превращать светлый праздник в совет нечестивых и звать на него
людей церковных. Если Н.К.Фролов хочет обмениваться опытом с
кришнаитами, то пусть обменивается, но зачем устраивать
направленные против Церкви провокации и оскорблять верующих людей?
Если университетские философы считают кришнаизм интересной и
перспективной философской системой, то чему научат они своих
учеников, шли бы лучше землю пахать, больше было бы толку. Если
общество русской культуры не понимает, что "русский человек есть
православный человек" (Ф.М.Достоевский), то зачем такое общество
нужно и кого оно объединяет? Нет без Высшего Смысла России - есть
просто территория. Нет без Высшего Смысла языка - есть просто
"графическая система". Если администрации Тюменской области некуда
девать деньги, помогала бы лучше нищим и старикам, чем
финансировать пропаганду кришнаизма в стенах госуниверситета. Если
организаторам конференции кажется, что они провели нужное и
полезное мероприятие, обеспечив "плодотворный обмен мнениями", а
мы, напротив, проявили не свойственную христианам нетерпимость",
то мы настолько по-разному понимаем жизнь, что лучше нам в
дальнейшем обходить подобные сборища стороной, а организаторам
приглашать на подобные конференции не Русскую Православную
Церковь, а хантыйских шаманов, "свидетелей Иеговы и адептов учения
"Аум Синрике".
В.Г.Богомяков
|