О пользе ведения писательских дневников
Константин Леонтьев:Цветущая сложность как идеал
Иллюзия современности
Харе Кришна, общество русской культуры
Технология лжи
Про сокровенное
Проблема отношения к сокровенному в человеческой культуре
Смотря православное видео
Рецепты
Прогулки по Лондону и Парижу
Про свободу
Про Глеба Якунина
Молитвы об исцелении алкоголиков
Диалог про вино
Про авангард
О православном преподовании политологии
Пихтовое масло
Отношения государства и Церкви
Об исцелении
О стереотипах
О православной философии
О православной империи
О пользе катихизисов
О наркомании
О любви
О ханжестве
Кров и кровь
Крещение в Тобольске
Как я бросил курить
Живые и мертвые слова о бытии
Долой редукционизм
Астрология
20 век: нищета идеологий
|
О православном преподавании политологии.
По нашему мнению, совершенно правы те современные православные авторы, которые пишут, что гораздо полезнее в условиях нынешнего духовного состояния общества не вводить в светских учебных заведениях преподавание Закона Божьего, а преподавать в означенных учебных заведениях обычные дисциплины, но преподавать их с православных позиций. Закон Божий, Священное Писание, как нормальный воздух для человека, находящегося в болезненном состоянии и приученного дышать какими-то искусственными способами, может оказаться очень тяжел для дыхания.
Как мы считаем, практически любую из школьных и вузовских дисциплин можно преподавать по-христиански.
Современному светскому мировоззрению вектор задали в Новое время Френсис Бэкон и Декарт, решительно отделявшие царство веры от царства природы, теологию от науки. В дальнейшем это привело к так называемому деизму, т.е. учению, отрицающему Промысл Божий, учению, согласно которому Господь, сотворив мир, предоставил его полностью самому себе; а потом и к атеизму - т.е. к духовной слепоте и глухоте. Поэтому воцерковление, приход к благодатной жизни в Духе Святом предполагает целостное духовное мировоззрение. Православный христианин во всем, во всей своей жизни, во всех воззрениях, мыслях и поступках должен быть православным христианином.
Можно ли преподавать с православных позиций естественные и точные науки? Конечно же, да. Любой "закон природы" не заскорузлая обыденность, а изумительное и чудесное Творение Божие. Ведь удивительно, скажем, постоянство, с каким камень каждый день лежит на дороге и с ним не происходят какие-либо непредсказуемые метаморфозы; постоянство, которого и от человека-то, существа разумного, очень трудно добиться. И если уж мы употребляем понятие "закона", то должны задаваться вопросом: а Кем законы устанавливаются?
Политология, притязающая на осмысление государственно-организованного общества, не может давать сколько-нибудь основательных и вразумительных истолкований без осознания Божественного Источника человеческой жизни. Ее основные вопросы это: свобода, власть, закон, общественное благо. В каждом из этих понятий заключена неизреченная глубина, каждое есть Тайна, которая может приоткрываться человеку по мере его духовного роста. По мысли святых отцов свобода есть важнейшая составляющая Образа Божия в человеке. Сказано, что Бог бессилен перед человеческой свободой, т.к. она исходит от Его всемогущества. Свобода - это не эгоистический беспредел. "Где Дух Господень, там и свобода." (2Кор. 3:17). Люди становятся свободны в свободном следовании за Христом, в Котором все - и Истина, и Жизнь, и Свобода. Власть же не есть просто ограничение свободы, как понимает рационалистическое обыденное сознание. Власть - предпосылка, условие существования и развития свободы: власть родителей над неразумными детьми, власть священника совершать Таинства и т.д. Апостол Павел говорит, что "нет власти не от Бога". Раскрывая эти слова, святоотеческая мысль ясно свидетельствует о том, что член Церкви Христовой принадлежит одновременно и земному отечеству. Высоким идеалом взаимодействия духовных и мирских властей является учение об их симфонии, т.е., во-первых, исхождении их из единого Божественного Источника, во-вторых, о совместном согласном их служении людям пред Лицом Божиим. Имея пред собой этот духовный, нравственный идеал, политология может раскрыть многообразие форм власти в обществе: власть истинная и ложная, Богоустановленная и Богом попущенная и т.д. Обратясь к истории, политология может показать несостоятельность католических теорий "двух мечей" и "нравственного закона", согласно которым светская власть берет свое начало не от Бога, как о том ясно сказал апостол, а от папы. Названные теории, зовущие Церковь не к служению, а к абсолютному по-мирскому понимаемому владычеству, дали в истории европейских народов свои горькие плоды.
Евангелие от Матфея приводит слова Иисуса Христа, что кесарю следует отдавать кесарево, а Богу - Божье. Слова эти глубоко истолкованы святыми отцами, в частности Иоанном Златоустом, призывавшим отдавать долг государству и повиноваться светским властям (если это не вредит благочестию), оставаясь внутренне свободными людьми, способными обратить внутреннюю свободу на служение Богу. Святой Иоанн Златоуст говорит о качествах, которыми должен обладать правитель, подчиняющий свое правление Закону Божьему, не дозволяющий страстям властвовать над душею, всегда сохраняющий страх Божий и свободный разум. Святой Иоанн Златоуст в своих проповедях, обличая пороки нечестивых правителей, часто приводил пример первосвященника Азарии, изгнавшего из храма еврейского царя Осию, который пожелал сам священнодействовать. Кесарю всегда будет кесарево, ибо Бога всегда слушать следует более нежели человека. И здесь политология, обратясь к истории, может опровергнуть расхожий журналистский штамп, что мол политика "грязное дело" и показать возможность подлинно высокой политики, основанной на духовно-нравственных принципах служения Богу и людям. Политика грязна не сама по себе, а это мы ее грязним своими грехами. Не чище жизнь рабочего, ворующего и пьющего водку, или ученого, занимающегося интриганством и идущего на сделки с совестью ради научных регалий.
Понятное дело, что преподаватель, решивший читать ученикам православную политологию, встретит немалые трудности с учебниками и учебными пособиями. Современные учебники по политологии перегружены обсуждением второстепенного и поверхностного, но стыдливо избегают области смыслов. Так, говоря о власти, они интерпретируют ее как возможность и право одного лица принимать решения, обязательные для других лиц и групп людей. Чтобы дать такое примитивное определение, высказать подобный трюизм, не нужна ни философия, ни наука. Но что есть власть? Противоречивое, изменчивое, произвольное творение человека ( как сказали бы древние софисты или современные постмодернисты)? Проявление биологических, природных законов (как сказали бы представители многочисленных учений, видящих в человеке лишь природное существо, животное, способное делать орудия)? Или власть есть Божественное установление? Или возьмем классическую проблему соотношения целей и средств в политике. Учебник говорит, что следует избегать двух крайностей: с одной стороны аморального "цель оправдывает средства" (Маккиавелли, иезуиты и т.д.) - с другой же стороны недостаточно реалистичного "средства всегда доминируют над целью" ( так называемая идеология ненасильственных действий в политике - махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг и др.). Выбирать же надо срединный, компромиссный вариант "меньшего зла". Но почему мы делаем такой выбор? Потому просто, что являемся сторонниками античного учения о "золотой середине"? Только глубокое религиозное осмысление зла, силы и насилия (которое, например, демонстрирует в своих трудах замечательный православный философ Иван Ильин) позволяет придти к пониманию названной проблематики.
Но, несмотря на трудности с учебниками, все нужное для христианского преподавания политологии есть в святоотеческой литературе. Определенную пользу в решении поставленной задачи может принести религиозно-философская литература и работы представителей современной православной мысли (богословов и публицистов).
В.Г.Богомяков
|