В связи с этим необходимо подчеркнуть важность того положения, что святыми отцами выработана совершеннейшая богословская терминология и язык, которые позволяют нам осмысливать физическую реальность, выявляемую в современных научных изысканиях. Проблема адекватного языка, - это ключевая проблема современных мировоззренческих поисков. Научные открытия неизбежно подвергаются интерпретации, потому что чисто научные теории с мировоззренческой точки зрения могут рассматриваться лишь как подспорье в научных изысканиях, они не могут отвечать на конечные вопросы о причине и о смысле мироздания, о месте человека в нем как нравственного субъекта.
Примером использования ложного языка для объяснения изменений в биологических объектах является введение в конце XIX века понятия "эволюция" для объяснения изменений в биологической среде, которое в последующем было расширено до всеобъемлющей универсальной материалистической абстракции. Это понятие не является научным термином, оно было введено волюнтаристски, - по идеологическим соображениям. Фактически, это мировоззренческое предпочтение, не имеющее к самой науке никакого отношения. Беда в том, что интерпретаторы научных открытий пытались и пытаются придать этому термину статус научного положения. Если мы возьмем современные учебники, то мы увидим там множество таких натяжек, когда используется материалистический мировоззренческий язык как единственно возможный для осмысления явлений физического мира. ("Порядок из хаоса" Пригожина - еще один пример такого волюнтаристского подхода и стремления обойтись без идеалистической терминологии).
Ничто не препятствует нам избрать другой язык, и святоотеческое богословие предоставляет такое терминологическое поле, которое в состоянии вместить современные научные достижения.
В первоначальную эпоху христанского богословия мы не найдем обстоятельных сочинений по космологии, однако тема происхождения и устроения мира так или иначе затрагивалась в творениях святых отцов и церковных писателей. Все они исходили из принципиального библейского учения о творении мира, изложенного в первых главах книги Бытия.
Св. Климент Римский (конец I - начало II в.) в "Первом послании к коринфянам", в главе XIX, говорит о Боге как об Отце и Создателе всего мира. Мир рассматривается им как "космос", стройное, гармоничное целое, в котором все определяется Божиим повелением и благословением: " Солнце и лики звезд, по Его велению, согласно, без малейшего уклонения проникают на назначенные им пути".1 Та же премудрость усматривается и в земных созданиях. Однако, космос у Св. Климента - это уже не античный космос, гармония его устрояется милосердием Божиим, которую мы должны усматривать по преимуществу в Воплощении Господа нашего Иисуса Христа (гл. XX).
Св. Иустин Мученик (ок.100/105 - 166 гг.) учил о том, что мир по материи и форме - есть произведение Творца, и что неправильно было бы представлять мир безначальным. "Ибо какое основание думать, чтобы тело, имеющее такую твердость и силу сопротивления, сложное и изменяемое, ежедневно разрушающееся и обновляющееся, не произошло от какой-либо причины?"2 В "Увещании к эллинам" он выступает против мнения Платона, учившего о вечно существовавшей материи. Аргументы св. Иустина заключаются в том, что сила вещества, которую Создатель не творил, может воспротивиться Его воле, над несотворенным у Него не было бы никакой власти.3 Св. Иустин учил также о "семенных логосах", потенциях, вложенных при творении в тварь. Это его учение, при терминологическом сходстве с учением стоиков, отличается от него кардинальным образом, поскольку св. Иустин говорит об этом, исповедывая Ипостасный Логос, чего у стоиков мы, конечно, не найдем.
Татиан (вторая пол. II в.) в "Речи против эллинов" ("Апология") говорит о том, что все, включая и вещество, сотворено Богом. "Материя не безначальна, как Бог, и не имеет власти равной с Богом; но она получила начало и не от кого-нибудь другого произошла, а произведена единым Творцом всего".4 Первоначально она была в грубом и необразованном состоянии, а по разделении элементов стала благоустроенной. Все состоит из этой материи, из этого вещества, поэтому все имеет одинаковый состав. Весь мир оживляется посредством "вещественного духа", дарованного Творцом. "Итак, есть дух в звездах, дух в ангелах, дух в растениях, дух в человеках, дух в животных; и хотя он один и тот же, но имеет в себе различия".5 Кроме этого "вещественного духа" есть еще "Дух Божий", "который "не во всех присутствует, но пребывает только в некоторых, праведно живущих людях, и, соединяясь с их душою, посредством откровений, возвестил и прочим душам о сокровенных вещах".6 В конце жизни Татиан впал в ересь, когда материю стал считать источником зла.
Афинагор (вторая половина II в. ) в "Прошении о христианах Афинянина Афинагора, христианского философа" ("Апология") говорит о том, что Бог не сотворен и вечен, материя же сотворена и тленна. Провидение Божие распространяется на все сотворенное. Он подчеркивает стройность и гармонию мира: "...Если мир есть орган благозвучный и стройный: то я поклоняюсь не органу, а тому, кто настроил его и извлекает звуки, и производит согласную песнь".7 Сама материя не знает, как ей устрояться в согласное целое: "...Как глина сама собою, без помощи искусства не может сделаться сосудом: так и удобоизменяемое вещество без художника - Бога не получило бы ни разнообразия, ни формы, ни красоты".8 Поэтому, считает Афинагор, мы не должны поклоняться ни материи, ни тому, что сделано из материи, ни стихиям, но только Единому Богу, Творцу всего. В союзники себе он привлекает Платона, который также учил об относительности и изменяемости вещества. В целом Афинагору было важно подчеркнуть коренное различие между Творцом и творением, показать, что обоготворение материи есть идолопоклонство, апеллируя при этом к авторитету античных мыслителей.
Св. Феофил Антиохийский (вторая половина II века) в книгах "К Автолику" указывает на удивительную гармонию, царящую в мире как на доказательство Промысла Божия о мире: "Сей Бог мой есть Господь вселенной..."9 Во второй книге мы находим самый древний Шестоднев. Здесь св.Феофил, ссылаясь на пророков, говорит, что " ...Бог сотворил все из ничего. Ибо ничто не совечно Богу..."10 Бог сотворил все через Свою Премудрость, Слово, которое "...Он имел исполнителем Своих творений..."11 Далее последовательно и буквально излагается библейская картина сотворения мира. Первым среди творений св. Феофил считает свет, "...потому что свет делает видимым то, что созидается".12
Все творение образно несет с собой нравственные уроки человеку: так, солнце есть образ Бога ("...как солнце всегда бывает полно и не уменьшается, так Бог всегда пребывает совершен..."), а луна - человека ("...каждый месяц умаляется и как бы умирает, потом нарождается и увеличивается, представляя будущее воскресение...").13 Весь мир представляет в своих созданиях как бы училище благочестия, в котором человек должен нравственно возрастать и возвышаться. Но необходимо отметить, что творение для св. Феофила - не аллегория, он понимает его буквально как творение в определенные промежутки времени - дни. "Этого семидневного творения, - говорит св. Феофил, - никто из людей не может надлежащим образом объяснить, ни изобразить всего домостроительства его, хотя бы имел тысячу уст и тысячу языков...по причине превосходного величия и по богатству премудрости Божией..."14 Это пророческое повествование Священного Писания св. Феофил противопоставляет "бредням суетных философов", хотя и языческие писатели, отмечает он, подчас против своей воли, в смутных образах предвозвещали единого Бога и будущий суд.
Св. Ипполит Римский (+ ок. 235 г.) издал отдельное сочинение против Платона, где опровергал его учение о происхождении мира и доказывал истину христианского учения о творении как свободном действии Божием. В сочинении "Против ереси некоего Ноэта" он говорит, что "Бог, будучи единым и не имея ничего совечным Себе, восхотел создать мир. И Он создал мир мыслью, хотением и словом; у Него мгновенно явилось бытие сообразно с Его желанием".15 Св. Ипполит учит также о том, что Бог создал все из ничего, никакой вечной материи при нем не было:"...Ничего нет совечного Богу; ничего не существовало (от вечности), кроме Него Самого".16 Бог все создал Своим Словом и Мудростью:"Словом Он творит, а Мудростию производит в порядок".17
Архиепископ Филарет (Гумилевский) отмечает, что, по древним свидетельствам, св. Ипполит писал толкования на книгу Бытия и что, разъясняя там Шестоднев, он учил о творении мира из ничего в первый день и об образовании всего в последующие дни - того, "что сотворено в первый день".18
Минуций Феликс (+ ок. 210 г.), римский адвокат, написавший апологию христианства в форме диалога "Октавий", отстаивает в нем тот взгляд, что сам мир не мог бы сложиться в стройное, гармоничное целое без Божественного плана и действия. Споря с язычником Цецилием о том, как возник мир, он говорит: "Мне представляется, что те, кто считает, что облачение (ornatum) всего мира совершено не Божественным разумом, но слепилось в беспорядке из каких-то кусков, не имеют не только разума и чувства, но и самих глаз. Что же может быть настолько очевидным, настолько бесспорным, настолько прозрачным, когда поднимешь глаза к небу и обозреешь находящееся вокруг, чем то, что есть некое могущество (numen) все превосходящего ума, которым вся природа воодушевляется, движется, питается, управляется? ".19 Далее развертываются поэтические картины земли, призванные привести ум сомневающегося Октавия к признанию Творца.
В отношении языческих философов (Пифагора, Платона, стоиков), которые могли говорить схожее с Писанием и к авторитету которых пытается апеллировать Цецилий, у Минуция Феликса сохраняется должная дистанция: "Обрати внимание, что философы о том же самом рассуждали, о чем мы говорим, не потому, чтобы мы следовали по их следам, но потому, что они в отношении божественный вещаний (de divinis praedicationibus) подражают тени искаженной истины пророков".20
Тертуллиан (ок. 160 - ок. 230 гг.) в трактате "Против Гермогена" выступал против учения о вечности материи и противопоставлял этому идею вечности Бога. Абсолютное должно быть мыслимо единым. Независимое от него бытие, ограничивая его, противоречит абсолютности..."Тертуллиан признает, - пишет проф. Попов, - что мир создан Богом из ничего, т.е. не только по форме, но и по материи".21
В период зарождения и существования ранних богословских школ (II- IV вв.) можно наблюдать у их представителей различные подходы к космологической проблематике. Библейская космология по-разному рассматривалась в Антиохийской богословской школе, к которой примыкали и Сирийские школы, и Александрийской богословской школе.22 Главное отличие заключалось в следующем: антиохийцы (прежде всего, св. Иоанн Златоуст) принимали буквальный смысл книги Бытия и буквальное понимание дней творения, в этом они были схожи с сирийцами (св. Ефрем Сирин), но отличались от них тем, что отвергали александрийскую теорию об общем мгновенном творении; сирийцы также принимали буквальный смысл книги Бытия и буквальное понимание дней творения (в 24 часа), но принимали общее творение, разрабатывавшееся александрийцами, отвергая их аллегоризм в понимании дней творения, настаивая на буквальном прочтении книги Бытия. Каппадокийские отцы - свв. Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский - занимают здесь промежуточное положение: они учили об общем творении и о действующих в творении вложенных потенциях, но принимали и дни творения, не считая их аллегорией, в отличие от александрийцев, понимая их, правда, не как временные промежутки, а как фазисы становления вселенной, в отличие от сирийцев и антиохийцев.23 Кроме того, в своих исследованиях они более других привлекали данные современной им науки.
Климент Александрийский (ок. 150 - ок. 220 гг.) превозносил учение Платона, отождествляя его взгляд на произведение Богом мира с христианским учением о творении. Однако он учит о творении из ничего и самой материи: " Если бы Бог был только образователем враждебной Ему материи, то Его откровение было бы не совершенно. Богопротивно почитать материю злою..."24
Ориген (182-215 гг.) в главном своем творении "О началах" не допускает два совечных начала, а считает, что Бог не только устроитель материи, но и Творец ее, единым словом создавший все - и материю, и форму. Мир не бесконечен, а имеет известные границы, как во времени, так и в пространстве, ибо бесконечное творение немыслимо. Но Ориген считал, что процесс творения вечен и что творческая деятельность Бога - явление необходимое. Поэтому, хотя наш мир ограничен, необходимо допустить возможность бесконечного ряда миров: "...Не должно думать, что многие миры существуют вместе, но другие миры получат начало после этого мира...".25 К. Скворцов пишет: "Оригену казалось, что Бог не был бы совершен, если бы не обнаруживал своей деятельности в творении какого-либо мира".26 То есть он не видел принципиального отличия вечности от временности. Несомненно, что это есть шаг к пантеизму, поскольку выходит, что Бог в чем-то нуждается. Далее, у Оригена присутствует мысль, что материя подвластна какому-либо духу, от этого зависит ее качество; материя была совершенной до тех пор, пока в духовной сфере не случилась катастрофа. Все доброе, что есть в материи, зависит от духовной силы, которую он называет "духовный логос", эта сила, имея основанием Слово - Логос, творит в вещах ту гармонию, которую мы видим. Материальный мир у Оригена всегда существует при духовном, поэтому его качество ущербно ущербностью части духовного мира. "Словом, все материальное есть только ниспадение и как бы низвержение из невидимого, чисто духовного мира".27 Описание конкретного устроения материального мира в подробностях носит отчасти фантастический характер. Можно сделать вывод, что Ориген в основополагающих началах своей космологии отходит от библейского учения.
Святитель Дионисий Александрийский (+ ок. 264 г.) написал дошедшее до нас в отрывках сочинение "О природе", в котором, в частности, опровергает взгляд Эпикура на случайность происхождения мира, а также учение об атомах, считая его бессмысленным. У Евсевия Кесарийского в "Приготовительном Евангелии" приводится место из этого сочинения: "Столь прекрасное и искусное здание, какое мы имеем перед глазами, т.е. вселенная, не могла быть произведена столь ничтожными частицами. Ибо можно ли представить, чтобы из беспорядка вышел порядок? Чтобы эти правильные движения небесных тел были произведением причины, действующей без плана и закона? Чтобы этот гармонический хор мог быть вызван взаимодействием немузыкальных и нестройных инструментов?"28 Поразительная упорядоченность мира не могла произойти от атомов, которые одинаковы в своей субстанции, а различаются только величиной и формой.
Лактанций (+ 325 г.) учил о том, что Бог сотворил все из ничего и что Он является причиной материи и из нее состоящих вещей. "...Бог творит все, что Ему угодно, из того, что не существует, потому что от вечности имеет свою силу...Он есть начало, заключающее в себе и производящее всяческая...Надобно, чтоб или Бог происходил от вещества, или бы вещество происходило от Бога. Легко понять, кто от кого происходит".29 Главное в творении - это человек, который должен почитать своего Творца и в праведности заслужить вечное блаженство. Главное в человеке - это его душа, тело же есть безжизненная оболочка. Элементы мира, считает Лактанций, различаются по своему этическому качеству, это видно и в физическом отличии, например, светлых звезд от мрачной земли.
Святой Ефрем Сирин (+373 г.) превосходно знал еврейский язык, что помогло ему при толковании книг Ветхого Завета.30 Он, в частности, составил "Толкование на книгу Бытия", где защищал буквальное понимание дней творения. Творческие дни, по мнению святого Ефрема, состояли из 24 часов. Свет был сотворен в первый день, до вечера. "Тогда начался первый месяц Низан, в который дни и ночи имеют равное число часов; свету надлежало пребывать двенадцать часов, чтобы день заключал в себе такое же число часов, какую меру и продолжительность времени пребывает тьма".31 Творение, по святому Ефрему, совершалось весной. Уже из этого указания ясен характер толкования св. Ефремом библейского творения. Он понимает буквально все сообщаемое в книге Бытия и соотносит это понимание с конкретными географическими реалиями. Первоначальный свет, бывший до творения светил рассеянным и блуждающим, и вода оплодотворили землю, поэтому она стала плодоносить. Под духом, который носился на лице вод св. Ефрем разумеет Святаго Духа, а также ветер. В четвертый день Бог поставил солнце на востоке небесного свода, а луну на западе, расположив между ними небесные светила. Луна была сотворена полной, такой, какой она бывает 15 Нисана. Когда солнце поднялось над землей, оно уже имело 4 дня от своего сотворения, потому что оно было лишь сосредоточением первоначального света, созданного в первый день.
Св. Ефрем осуждает как слепых приверженцев буквы Писания, так и тех, кто был склонен к аллегорическому толкованию. "Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание; непозволительно также говорить, будто бы, что по описанию сотворено в продолжение шести дней, то сотворено в одно мгновение, а также будто бы в описании сем представлены одни наименования, или ничего не означающие, или означающие нечто иное."32 Святой Ефрем раскрывает и таинственный смысл книги Бытия, но считает, что, прежде всего, необходимо обращать внимание на собственный смысл Писания, а затем - на иносказательный, духовный.
Святитель Иоанн Златоуст (347-407 гг.) - самый знаменитый представитель Антиохийской богословской школы, оставил толкования на книгу Бытия в виде бесед. В подходе св. Иоанна можно видеть влияние св. Ефрема, он отвергает теорию о мгновенном творении Александрийской школы и объясняет творение буквально, как об этом сообщает пророк Моисей, извлекая при этом нравственные уроки.33 Мир не есть дело случая, но создание Архитектора, который все премудро устраивает, начиная с неба. Носившийся над водами Дух Божий понимается святителем Иоанном как жизненная сила.34 Он не устанавливает, в отличие от св. Ефрема, никакого соотношения между светом первого дня и солнцем. Как указывает А. Павлович, "одною из особенностей его служит то, что он отказывается объяснять гипотезами то, чего не знает".35 Например, говоря о тверди, святитель Иоанн пишет: " Надобно с великою благодарностию принимать слова (Писания) и, не выступая за пределы нашей природы, не испытывать того, что выше нас, а только знать и держать у себя (в уме), что по повелению Господа произошла твердь, которая разделяет воды, и одну часть их содержит под собою, а другую выше лежащую может носить на своей поверхности".36 Святитель Иоанн не различает буквального и иносказательного смысла при толковании, в связи с чем он допускает фактическую ошибку, когда говорит, что земля покоится на водах, поскольку Писание говорит: Утверди землю на водах.
Святитель Василий Великий (329-379 гг.) в "Беседах на шестоднев" подробно изъяснил книгу Бытия. Он говорит, что эллинские мудрецы не смогли дать сколько-нибудь правдоподобной картины возникновения и образования мира:"...Ни одно из их учений, - говорит св. Василий, - не осталось твердым и непоколебимым; потому что последующим учением всегда ниспровергалось предшествовавшее. Посему нам нет и нужды обличать их учения; их самих достаточно друг для друга к собственному низложению".37 Сам святитель был образованнейшим человеком своего времени, и его толкование содержит сводку всего, "...что было известно в области астрономии, физики и естественной истории".38
Первоначально, говорится в "Беседах на шестоднев", был создан мир духовный: "Еще ранее бытия мира, было некоторое состояние приличествующее премирным силам, превысшее времени, присно продолжающееся. В нем-то Творец и Зиждитель всяческих совершил создания - мысленный свет, приличный блаженству любящих Господа..."39 В этом начале все было сотворено сразу, это было началом времени и твари, потому что "начало времени еще не время".40 Время же необходимо для изменяющейся твари как условие ее существования. "А когда уже стало нужно присоединить к существующему (т.е. духовному миру - прот.А.) и сей мир - главным образом училище и место образования душ человеческих, а потом и вообще местопребывание для всего подлежащего рождению и разрушению; тогда произведено сродное миру и находящимся в нем животным и растениям преемство времени..."41 Само слово сотвори, употребленное Моисеем при описании миротворения, указывает на то, что мир есть художественное произведение:"Не сделал, не произвел, но сотвори.".42
Словами "небо и земля" обозначен состав вселенной, ее пределы в бытийственном плане. В них пребывали стихии мира в хаотическом состоянии:"Без сомнения, ежели есть что-нибудь среднее между небом и землей, то оно сотворено вместе с сими пределами".43 Причем св. Василий призывает излишне не любопытствовать, что есть "небо" и "земля" в физическом своем составе, потому что конца таким поискам не будет. Первые три дня в творении обозначались разлитием и исчезновением первоначального света.
Дальнейшее повествование изображает постепенное оформление и выделение видимого мира из первоначального творения под действием творческих повелений Божиих. В природу вложен закон, в силу которого земля имеет производительную силу, живые существа непрерывно сменяют друг друга в поколениях, в человеке же он становится нравственным законом.44 Таким образом, мы видим здесь примирение мнения Александрийской школы о совместном творении с различением шести творческих дней Сирийской школы.
"Шестоднев" святителя Василия Великого стал классическим толкованием библейской космологии и оказал большое влияние на последующих экзегетов книги Бытия.
Святитель Григорий Богослов (ок. 330-389) также учит, как и святитель Василий Великий, что первоначально был создан свет бестелесный. Этот свет позже был дан солнцу, чтобы освещать мир. Бог "создал форму раньше материи, потому что свет есть форма солнца, потом Он создал материю, то есть солнце, которое есть око дня".45 Все сотворено через Всемогущее Слово, которое все устраивает и упорядочивает непреходящими словами.
Святитель Григорий Нисский (ок. 332-396) составил толкование "О Шестодневе", где, как он сам говорит, предложил дополнение и объяснение некоторых мест "Шестоднева" св. Василия Великого.46 Св. Григорий более, чем св. Василий, склоняется к мнению Александрийской школы о совместном творении, но в то же время отвергает аллегоризм Оригена.47
Он весьма определенно говорит о творении всех причин мироздания в первичном акте творения: "Итак, словами: начало миробытия предполагается такое разумение, что и поводам, и причинам, и силам всех существ вдруг и в одно мгновение положил Бог основание...Все уже было в возможности при первом устремлении Божием к творению, как бы от вложенной некоей силы, осеменяющей бытие вселенной, но в действительности не было еще каждой в отдельности вещи ".48 Все это существовало в виде семян, зародышей; потенции же отдельных творений были осуществлены в течение шести дней, поскольку "...последовал за сим необходимый некий ряд в известном порядке..."49 Приведение в бытие означало получение необходимых для каждой вещи качеств: "...Земля и была, и не была; потому что не сошлись еще в ней качества".50
Первоначальный свет был как бы скрыт,"... ибо когда по единому мановению Божией воли вдруг нераздельно составилась вселенная, и все стихии были еще одна с другою смешаны, тогда рассеянный повсюду огонь оставался потемненным, омрачаемый преизбытком вещества".51 Слова Божии при творении св. Григорий понимает как некую вложенную в тварь силу, в качестве примера привлекая выражение псалмопевца Давида - небеса поведают славу Божию (XVIII, 2):"...Давид исправляет сим тех, которые грубее понимают сказанное, и думают, может быть, услышать и звуки вещания и членораздельные слова в поведании небес..."52
Первичный свет, достигнув пределов твари, совершал затем круговые движения, неравномерно освещая состав вещества, что и было, считает св. Григорий, первыми днями.53 "...Из этой именно световой материи Бог в четвертый день создал солнце и все звезды",54 так что они образовались путем сгущения. Далее Св. Григорий не излагает подробной картины образования мира, но останавливается лишь на тех моментах, которые могли быть не ясны в "Шестодневе" св. Василия Великого
В целом можно сказать, что святые отцы и учители Церкви исходили в своих толкованиях книги Бытия из принципиального положения о том, что Бог есть творец мира. Характерно то, что они противопоставляют библейскую космологию различным учениям языческих мыслителей о происхождении мира и согласно говорят о том, что признание материи как некоего совечного Богу космологического начала с неизбежностью приводит к обоготворению твари, к язычеству. Их космология - это одновременно и апология Богооткровенной религии.
В то же время, там, где возможно, они указывают и на согласные со Священным Писанием отдельные положения в учениях древних мыслителей как на доказательство здравости и общеобязательности Христианской веры.
1 Св. Климент Римский. I Послание к Коринфянам.//Ранние отцы Церкви. Антология. Брюссель, 1988. С. 55-56.
2 Св. Иустин. Разговор с Трифоном иудеем.//Св. Иустин философ и мученик. Творения. [М.]. 1995. С. 142.
3 Св. Иустин. Увещание к эллинам. //Св. Иустин философ и мученик. Творения. [М.]. 1995. С. 429.
4 Татиан. Речь против эллинов.// Ранние отцы Церкви. С. 374.
5 Там же. С. 381.
6 Там же. С. 382.
7 Афинагор. Прошение о христианах.. //Ранние отцы Церкви. С. 425.
8 Там же. С. 424.
9 Св. Феофил Антиохийский. Три книги к Автолику.// Ранние отцы Церкви. С. 462.
10 Там же. С. 475.
11 Там же.
12 Там же.
13 Там же. С. 481.
14 Св. Феофил Антиохийский. Три книги к Автолику. С. 478.
15 Святитель Ипполит Римский. Против ереси некоего Ноэта.//Творения святого Ипполита, епископа Римского. Выпуск II. Казань, 1899. С. 108.
16 Там же.
17 Там же.
18 Архиепископ Филарет (Гумилевский). Историческое учение об отцах Церкви. Том I. Издание второе, исправленное и дополненное. Санктпетербург, 1882. С. 99-100.
19 M. Minucii Felicis Octavius. Edidit Bernard Kytzler. Leipzig, 1982. S. 13. (17, 3-4). (Перевод наш. - Прот. А.).
20 Ibidem. S. 32. (34, 5). (Перевод наш. - Прот. А.).
21 Попов И. Конспект лекций по патрологии 1907-8 г. Машинопись. Б.м. и б. г. С. 88. (Библиотека МДА).
22 Как указывает проф. Сагарда, "александрийцы были приверженцы Платоновской философии. Они старались принципы этой философии применить к раскрытию христианского вероучения и думали спекулятивно-философским путем дать твердое научное основание истинам веры...Антиохийцы, со времен Павла Самосатского и Ария, с особенною любовью обратились к изучению аристотелевской философии и, воспитанные в ней, стремились познать истины веры путем строго-рассудочного мышления...Они рассматривали Божественное Откровение, как нечто положительно данное". - Сагарда А.И. Лекции по патрологии, читанные студентам С.-Петербургской Духовной Академии в 1911-1912 уч. году. [Литография]. С.-Петербург, 1912. С. 6-7. (Библиотека МДА).
23 См. исследование А. Павловича "Библейская космогония по учению отцов и учителей Церкви". //Странник. 1898. №№.5, 8, 9.
24 Строматы. III. 431. Цит. по: Скворцов К. Философия отцов и учителей Церкви. Период апологетов. Киев, 1868. С. 233-234.
25 О началах. Сочинение Оригена учителя Александрийского (III в.) в русском переводе (с примечаниями и введением Н. Петрова). Б.м. и б.г. С. 251.
26 Скворцов. Указ. соч. С. 271.
27 Скворцов. Указ. соч. С. 286.
28 Фрагмент VII - в Приготовит. Еванг. XIV, 23-27. Цит. по: Скворцов. Указ. соч. С. 327.
29 Лактанций. Божественные наставления. //Творения Лактанция писателя в начале четвертого века, прозванного христианским Цицероном. Часть первая. Санктпетербург, 1858. С. 137-138.
30 Архиепископ Филарет (Гумилевский). Историческое учение об отцах Церкви. Том II. С.-Петербург, 1882. С. 86.
31 Св. Ефрем Сирин. Толкование на книгу Бытия. // Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. Том 6. Сергиев Посад, 1901. С. 214.
32 Там же. С. 210-211.
33 Павлович. Указ. соч.//Странник, № 5. С. 9.
34 Cв. Иоанн Златоуст. Беседа III на книгу Бытия. //Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста Архиепископа Константинопольского в русском переводе. Том четвертый. С.- Петербург. Издание С. - Петербургской Духовной Академии, 1898.
35 Павлович. Указ. соч. С. 9.
36 Cв. Иоанн Златоуст. Беседа IV на книгу Бытия. // Указ. изд. C. 25.
37 Св. Василий Великий. Беседы на шестоднев. // Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Часть первая. М., 1845. С. 3.
38 Павлович. Указ. соч. //Странник. № 8. С. 446.
39 Св. Василий Великий. Беседы на шестоднев. С. 7-8.
40 Там же. С. 10.
41 Там же. С. 8.
42 Там же. С. 12.
43 Там же. С. 13.
44 Попов И. Конспект лекций по патрологии. С. 200.
45 Святитель Григорий Богослов. Беседа XLIV. Цит. по: Павлович А. Библейская космогония по учению отцов и учителей Церкви. // Странник, 1898. № 8. С. 438.
46 Св. Григорий Нисский. О Шестодневе. // Творения святого Григория Нисского Часть первая. М., 1861. С. 4-9.
47 Павлович. Указ. соч. С. 447. Ср.: "...Выражений Писания не претворяя в иносказание, имеющее переносный смысл...принимая речение в собственном его значении, при обозрении именований держались мы последовательной связи естества..." - Св. Григорий Нисский. Указ. соч. С. 73.
48 Св. Григорий Нисский. Указ соч. С. 12, 21.
49 Там же. С. 13.
50 Там же. С. 21.
51 Там же. С. 14.
52 Там же. С. 15.
53 Там же. С.19.
54 Павлович. Указ соч. С. 448.