Сибирская православная газета
  • О. Алексий Сидоренко
  • Анисин.А.Л.
  • Бакулин М.Ю.
  • Богомяков В.Г.
  • Дурыгин Д.Н.
  • Тихонов В.Е.
  • Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Чутье

  • Библиотека Пушкина

  • «Научный атеизм»: полевые работы

  • «Научный атеизм»: контрразведка

  • «Научный атеизм»: постулаты

  • Лиза

  • Ветеринарный институт

  • Сомнительный вклад в кумрановедение. Протоиерей Алексий Сидоренко,проректор ТПДС, кандидат богословия, к.ф.н.

  • Сообщение проректора по учебной работе Тобольской Духовной семинарии протоиерея Алексия Сидоренко (2003-2004 уч.год)

  • Православие как жизненная задача Россиии в XXI веке

  • Этическая ценность христианского мировоззрения

  • Сообщение проректора Тобольской Духовной Семинарии протоирея Алексия Сидоренко на епархиальном собрании священства и мирян

  • Разговор по существу.

  • Религиозный призыв русской философии

  • Практикум по "научному" атеизму

  • Орудие католической экспансии

  • О Тобольском Кремле

  • Краткий обзор космологических идей

  • Кирилл и Мефодий

  • Духовные истоки древнерусской культуры

  • Борьба огранов советской власти омской и тюменской областей с православными в 40-80-е годы (часть 2)

  • Борьба огранов советской власти омской и тюменской областей с православными в 40-80-е годы (часть 1)

  • Бердяев и Церковь

  • Этическая ценность христианского мировоззрения

         Выступление на семинаре “Основы Православной культуры” для педагогов Тюменской области, проведенном в Тобольской Духовной Семинарии 26 марта 2002 года

         Ныне есть необходимость говорить о выработке целостного мировоззрения. Мы сейчас вступили в эпоху, которая называется информационной. На детей в школах, на молодых людей в институтах обрушивается масса разносторонней информации, зачастую такой, с которой они справиться не в состоянии. И за этой информационной насыщенностью, чувствуется, может потеряться главное: ради чего школа, ради чего институт, ради чего информация? А самое главное – это душа человеческая. Вот о душе-то как раз или почти ничего не говорится или говорится не с теми акцентами, которые надлежит ставить…

    Опасные иллюзии

         Есть некоторые иллюзии, которые неправильно ориентируют человека. Одна из них – это иллюзия всестороннего прогресса, который, якобы, устилает нам всем дорогу вперед, выше и дальше. И действительно, мы видим прогресс в области точных наук, в области технологий, - ошеломляющие, можно сказать, открытия. Но в области нравственности, в области нравственных истин, отнюдь, - мы такого прогресса не наблюдаем. Да и история человечества не может быть рассматриваема как поступательное движение все вверх и вверх, по ступеням нравственного совершенствования. Скорее, она может быть рассматриваема как некие весы, на чашах которых скапливается мера добра и мера зла.

    Нравственный релятивизм современного человека

         Эта иллюзия прогресса - какие опасные вещи несет с собой? Прежде всего, уверенность современного человека в том, что все ценности относительны, нет в нравственной сфере позиций неизменных, безусловных, неотменяемых, то есть каждая эпоха, каждое время несут с собой свои требования, свои задачи, и человек соответствующим образом должен приноравливаться к духу времени и так выстраивать свое поведение. Это опасная иллюзия. Конечно, она не вдруг появилась и не вдруг зародилась, ее подготовил ход развития западно-европейской мысли в течение нескольких веков; но удивительные результаты развития этой иллюзии мы теперь можем наблюдать. А именно: взять хотя бы те факты, которые нуждаются в религиозном осмыслении, в осмыслении каждым человеком; эти факты нам подаются как нечто само собой разумеющееся, в потоке информации, но тем не менее… Мы слышим, что парламенты нескольких государств, в частности, Германии, Скандинавских стран принимают закон о признании однополых браков. То есть, законодательным порядком государство, парламент, народное представительство признают, что это есть брак. Это является законом. В некоторых странах идут дальше, такие беззаконные сожительства наделяются полномочиями усыновлять детей. Вкупе с развитием новых технологий – в частности, технологии клонирования – появляется возможность создания некой ячейки, которая должна заменить собою традиционную семью. Это факт удивительный; просто поразительно, до какой степени ныне сдвинуты мировоззренческие установки, что это вообще не только могло быть обсуждаемо на каком-то серьезном уровне, но стало уже законодательным актом.

    Координаты опрокинуты

         Таким образом, фундаментальные вещи оказываются относительными, преходящими. Одна из глав “Основ социальной концепции Русской Православной Церкви” посвящена проблеме семьи и брака. И там говорится, что брак есть союз мужчины и женщины. Кажется само собой разумеющимся, но вот мы вступили в такую эпоху, когда само собой разумеющееся должно быть повторяемо неоднократно, иначе это просто забывается. Здесь можно назвать другие болезни, которые имеют нравственный характер. Последствий пока что отчетливо мы разглядеть не можем, но можно не сомневаться, что они будут самыми плачевными и катастрофическими.

         Вот факт из этого же ряда: законодательно одобренная эвтаназия, то есть умерщвление неизлечимо больных по их желанию. Впервые в истории человечества мы вступили в такую эпоху, когда клятва Гиппократа, которую врач приносит: “Не навреди”, - законодательно отменяется, и теперь врач становится соучастником этого преступления. Что это может с собою принести? Потерю авторитета врачей, различные злоупотребления, убийства в больницах и так далее и так далее… Много и других удивительных фактов.

         Все это говорит о нравственной деградации общества; эта нравственная деградация, к сожалению, в значительной мере коснулась и нашей страны, нашего общества - и особенно молодежи. Эта деградация не на пустом месте возникает, она объясняется отходом от коренных основ нравственности, от понимания того, что существуют, объективно существуют законы нравственные, которые не могут быть корректируемы в угоду духу времени.

         Религия, поддерживающая и охраняющая эти законы, воспринимается лишь как некое фольклорное обрамление, лишь как свод неких устаревших исторических традиций, которые не имеют к человеку прямого отношения… То есть, человек разучился жить религиозно, он потерял способность жить религиозно, он не понимает религии. Он перестал верить в Бога, он перестал верить в эту реальность, замкнулся на материальной реальности. Естественно, отсюда все и беды.

    Метафизика как жизненная позиция

         Мы должны утверждать, что вера относится к сфере фундаментальных человеческих решений, где предполагается свобода человеческой личности. Когда отрицается вера - отрицается свобода человеческой личности. Основные истины, смыслы человеческого бытия могут быть обретены лишь на путях метафизических поисков, на путях веры. Если образно говорить: современное материалистическое человечество отрезало себя от метафизической реальности и замкнулось в ту реальность, которая описывается категориями этого мира.

         Христианство утверждает, что смысл не может быть сконструирован каждый раз, для каждой отдельной эпохи; он может быть только обретен: смысл уже есть во Вселенной. Доказательством наличия этого смысла является само разумное устроение Вселенной, которая не могла никоим образом возникнуть случайно, а только по замыслу Творца.

    Материализм ведет к полнейшей бессмыслице

         Если человек отказывается от религиозного мировоззрения, то он вступает в поле полнейшей бессмыслицы – и в объяснении мироздания, и в объяснении самого себя. Вот на этой бессмыслице покоится воспитание современного человека. Откуда мир произошел? – Неизвестно. Эти вопросы нельзя задавать. Какова будет судьба этого мира? – То же самое. В чем смысл человеческого существования? – Ответить невозможно. Почему я появился на земле, зачем я живу? Должен же наличествовать какой-то смысл в моем существовании, в моей жизни? В чем смысл приложения моих жизненных сил? Ради чего я все это делаю? Ради того, чтобы доставить себе пропитание, или ради карьеры? Какие должны наличествовать жизненные смыслы, которые бы оправдывали все, что я предпринимаю? Ни на один из жизненно важных вопросов материализм, материалистическое мировоззрение, которое является господствующим в системе образования, ответить не может. Да и не пытается. Почему? Потому что нет языка для того, чтобы говорить об этой реальности. У людей отняли религиозный язык. Без языка невозможно ни о чем говорить. Язык, метафизический язык, язык религиозный – это важнейший инструмент, которым мы опознаем идеальную реальность и характеризуем самих себя в свете этой реальности. Язык изменился… Измените язык, перестройте его – и вы контролируете человека. Подлинная реальность тогда - неопознаваема.

    Материалисты не могут подступиться к изъяснению СПИДа

         Пример: СПИД – страшнейшее заболевание, которое поражает во все возрастающей степени большие массы населения. По данным Организации Объединенных Наций, в мире – 40 миллионов заболевших СПИДом, из них 20 – уже умерло. Некоторые страны в Африке стоят перед угрозой полного вымирания из-за этой болезни. Уникальная болезнь. В чем ее уникальность? Впервые мы можем проследить прямую связь между греховным поведением человека и его смертью, впервые так четко… Кого поражает эта болезнь? Людей, которых современная терминология определяет как людей из “групп риска”. Что это за “группы риска”? Это известные люди…Те, кто ведет безнравственный образ жизни. Кто попирает нравственные нормы явным, совершенно бесстыдным образом. То есть, болезнь поражает людей безнравственных (я не говорю сейчас о каких-то клинических случаях, о заражении детей и так далее, это уже является следствием). Прослеживается непосредственная связь между грехом и смертью. Как опознается эта новая жизненная реальность современным сознанием? Кто-то говорит о том, что необходимо изменить свое поведение? Ничего подобного. Вопрос ставится таким образом: как найти вакцину от этой болезни? Каким образом сделать так, чтобы эта болезнь не поражала человека? Найти противоядие, но продолжать жить так, как и жили раньше, ничего не меняя. Казалось бы: это тупик, мы зашли в тупик, надо вернуться назад, мы не туда пошли… Ничего подобного – идем дальше, но вырабатываем вакцину. Тратятся колоссальные средства многих стран на то, чтобы выработать это противоядие. Причем, неизвестно еще – раз это болезнь глубинная, – что принесет с собой эта вакцина и во что выльется само лечение в будущих поколениях, потому что опыты поставить невозможно, это делается в первый раз; тут никакая наука ничего сказать не может. Возможно, что последствия будут страшнее самой болезни – и, может быть, не сейчас, а через несколько поколений…

    Без метафизического языка мы нравственно немы

         Почему люди так рассуждают? Казалось бы: очевидность, очевиднее некуда, как день и ночь… У них нет языка, у них нет слов, у них нет понятий, понятия отняты, вот и все. Есть другие понятия. Какие? “Права человека”, “права сексуальных меньшинств”. Какого понятия нет? Нет слова “грех”. Этого нет, это запретное слово. Почему? Потому что само это слово несет с собой иную реальность. Грех перед кем? Надо признать Бога, надо признать безусловные нравственные нормы, которые человек попирает явным образом. Надо признать, что человек грешен, что ему необходимо исправить свою жизнь – перед кем, перед какой инстанцией? Перед парламентом? Нет. Перед высшей инстанцией. Но этого языка нет, эти реальности отброшены, язык сменился. И что же получается? Вот и получается, что эта жизненная реальность опознается таким искаженным образом. И в результате – вопрос правильно уже не может быть поставлен, потому что нет языка; и он не может быть правильно разрешен – нет языка; и люди, как немые, говорят словами, которые не касаются существа вопроса. Человек ходит по кругу – в кругу созданной новой реальности, в отрыве от метафизических истин, в отрыве от Божественного Откровения.

         В материалистической позитивистской философии – во всех разветвлениях – существует распространенный прием: отказ от понятия бытия, потому что, если говорить о бытии, значит, надо говорить о безусловном бытии, о бытии как таковом, которому все остальное лишь причастно как бывание, как бывающее, значит, надо признать свою собственную несостоятельность. Поэтому это метафизическое понятие отсутствует вовсе. Или еще пример из того же ряда: отказ от понятия души, потому что это тоже метафизическая реальность, она говорит о том, что человек не есть лишь тело, он есть больше тела. Значит, надо говорить о духовной судьбе человека, а значит, - и о Творце надо говорить…Этих слов нет. Надо говорить, для чего человек живет, что в нем главное. Куда он движется, и есть ли в нем то безусловное, что остается за пределами этого мира? Этих понятий нет. А что есть? Психологические комплексы, психология. Парадокс! Психология - это наука о душе, но в самой психологической науке нет понятия души. Понятие о душе сохраняется только в религиозном мировоззрении.

         Таким образом, если нас лишить этих опознающих инструментов, тогда реальность уйдет от нас, как песок сквозь пальцы. Мы реальность, безусловную реальность, не можем познавать. Более того, и этот мир тогда мы тоже не можем правильно характеризовать. Значит, не можем в нем и определяться. Значит, мы не можем выстраивать свою жизнь – я уже не говорю праведно – даже правильно мы не можем ее выстраивать.

    Святой Апостол Павел должен быть нашим поводырем

         Я хотел бы процитировать святого апостола Павла, а именно его Послание к римлянам. Мне кажется, отрывок из этого Послания надо бы читать в школах, в больницах и тем, кто находится в группах риска, – тоже надо читать. Апостол Павел пишет: “Открывается бо гнев Божий с небесе на всякое нечестие и неправду человеков, содержащих истину в неправде (открывается гнев Божий на всякое нечестие и неправду. – Прот. А.). Зане (потому что) разумное Божие (то есть то, что очевидно): яве есть в них: Бог бо явил есть им (то есть - это явно, очевидно, что мир разумно устроен, мир есть Божие творение): Невидимая бо его (то есть то, что мы Бога не видим) от создания мира творенми помышляема видима суть (то есть, хотя мы Бога не видим, но мы рассматриваем творения и возводим свой ум к Творцу), и присносущная сила его и Божество, во еже бытии им безответным (поскольку они это не признают – самых очевидных вещей, то они безответны, они отрицаются самых очевидных вещей). Занеже разумевше Бога, не яко Бога прославиша или благодариша, но осуетишася помышлении своими, и омрачися неразумное их сердце (за неверием в Бога следует омрачение сердец): Глаголющееся быти мудри (то есть, сами себя называющии мудрыми), объюродеша, И измениша славу нетленнаго Бога в подобие образа тленна человека и птиц и четвероног и гад (то есть, поклоняются твари вместо Творца). (Поэтому дальше следует наказание) Темже и предаде их Бог в похотех сердец их в нечистоту, во еже сквернитися телесем их в есбе самех…Сего ради предаде их Бог в страсти безчестия: и жены бо их измениша естественную подобу в презестественную (изменение пола и так далее): Такожде и мужи (говорит апостол Павел)…(И далее) Предаде их Бог в неискусен ум творити неподобная, Исполненных всякия неправды, блужения, лукавства, лихоимания, злобы: исполненных зависти, убийства, рвения, лсти, злонравия…” Святым Апостолом нам показывается прямая связь между верой в Бога, благочестием и нравственной жизнью.

    Личностный характер христианской веры

         Глубочайшей особенностью христианской веры является ее личностный характер. Христианство обращается к личности человека. Не – верую в нечто, а – верую в Тебя. Господь говорит о Себе: “Аз есмь Путь, Истина и Жизнь”. Во встрече с Личностью постигается и смысл личности самим человеком. Истина в христианстве носит личностный характер; это очень важно. Постижение Истины связано с духовным совершенствованием личности. “Блаженни, -говорится в Евангелии, – чисти сердцем. Яко тии Бога узрят”. Не рациональное лишь знание, не объем информации, а нравственное совершенствование связано со смыслом бытия человека, со смыслом его устроения. Исповедование Бога в христианском мировоззрении связано с духовным совершенствованием как условием этого исповедования. Пример этого нам явили многочисленные святые, подвижники Божии. Но к подвижничеству призываются и все, как единственно возможному для человека пути, единственно возможному…Это не только путь избранных, это – путь для каждого человека: по характеру его устроения душевного, по характеру самой души. Христианство утверждает, что человек так устроен, что он должен нравственно совершенствоваться как свободная личность. Или он духовно совершенствуется, имея душу бессмертную, или он нравственно падает.

         Необходимо подчеркнуть, что ничего подобного мы не найдем ни в какой другой культуре – ни в античной, потому что там не было понятия личности (понятие личности принесено христианством, и это связано с догматом о Пресвятой Троице), ни в современном мире, который сам называет себя “постхристианским”. У Платона, Аристотеля Бог понимается как Ум, Логос. У Аристотеля, например, Бог есть чистое мышление. Поэтому в античной культуре не могло быть идеала святости. Если мы сравним подвижников благочестия христианских и мудрецов греческих, для нас сразу отличие станет очевидным: это совершенно иной тип душевного устроения человека.

    Рациональное не отвергается христианством

         Однако христианство покоится не только на вере, оно покоится и на разуме. Разумная структура бытия не отрицается, а утверждается. Мы же слышали, что апостол Павел говорит: “Невидимая бо его от создания мира творенми помышляема видима суть…” Более того, мы можем помыслить бытие, мы можем познавать мир потому – учит нас христианство,– что существует предшествующая творческая мысль. Иначе весь мир был бы неразличим. Мир потому и познаваем, что он разумно устроен. Эйнштейн говорил: “В закономерностях природы открывается столь возвышенный ум, возвышенный разум, что по сравнению с ним все осмысленные человеческие идеи и устроения представляются совершенно ничтожным отблеском его”.

         Поэтому все наше исследование есть лишь следование за тем, что, в действительности, уже продумано.

    Христианский антропоцентризм

         Важнейшим постулатом, важнейшим догматом, который несет с собой наша Святая вера, есть то, что человек есть центр мироздания; но центр, конечно, не сам по себе, он обусловлен творением, он поставлен Творцом в центр мироздания. Современное сознание это положение извратило. Человек, который отрывает себя от Того, Кто его поставил, становится самовластником. Он сам себя ставит в центр мироздания. В результате – нарушается весь порядок в природе, все нарушается. Отсюда экологические бедствия и катастрофы. Почему? Потому что человек сам оторвал себя от высшей реальности; этими высшими законами он не руководствуется, он дезориентирован, но он пытается взять на себя претензию, что он есть царь всей вселенной, всего мироздания. Что же получается? Природа гибнет. Животные бегут от такого человека. Виды погибают. Каждую неделю на Земле погибает несколько видов животных. А к святым приходили животные.

         То есть, человек – центр мироздания лишь тогда, когда он осознает себя образом и подобием Божиим. Как говорит православный богослов Владимир Лосский, “в центре вселенной бьется сердце человека”. Важнейшая мысль: наивысшее в творении – не пространство, не всеобщее, а именно особенное, то, что имеет душу, что является личностью, в отличие от всех остальных созданий. Эта истина подтверждается и современными научными теориями: мы говорим о так называемом антропоцентризме. Во вселенной нигде не найдено признаков жизни; поэтому Земля является центром, человек является центром. Вселенная таким образом устроена, что человек может находиться в этой вселенной, в центре (как наиособеннейшее). Вселенная развертывалась так, чтобы человек был в этой вселенной. Но религия давно об этом говорила.

    Человек выше биологии

         Высшая особенность человека заключается в его личности. Личность уникальна. Уникальна в чем? В свободе. То ничтожнейшее – пылинка, – что может любить, есть величайшее. Особое есть большее, чем всеобщее. Личность – единственная и неповторимая – есть окончательное и высшее. Только человек обладает личностным бытием. Только он способен нравственно поступать, нравственно ориентировать себя. Только к нему приложимы нравственные категории добра и зла. Поэтому человек не может быть сводим к биологическому виду, к биологии. Если его редуцировать к этому (а его редуцирует материализм), тогда он лишается самого главного – личности. Тогда он становится слепым орудием… Он бунтует, конечно, как может, сопротивляется, потому что насилуют его природу.

    Как понимать природу человека?

         Важнейшее, что мы здесь хотим сказать: христианское учение соответствует природе человека. Это не есть некая надуманная теория. Когда это отрицается, то неизбежно следует насилие над человеком, над его природой. Примеров – предостаточно…В христианстве человек выделен абсолютным образом из окружающего мира Боговоплощением. Господь наш Иисус Христос воплощается в человеческую природу. То есть, человек поставлен на максимально возможную высоту в мироздании. Более его возвысить нельзя было бы, потому что его природа обожествлена. Сам Господь – Сын Человеческий. За этим следует и абсолютная ответственность человека: власти без ответственности не бывает. Современный материализм учит о том, что человек есть центр, он обладает властью, все должно ему покориться, он царь природы, должен покорить природу, реки повернуть, леса вырубить… Но какая же у него ответственность? Кто будет за все это отвечать? И перед кем? Как же можно мыслить власть без ответственности? А ответственность – перед кем? Власть без ответственности – это узурпаторство. Нам говорили о будущих поколениях, которые будут жить в светлом будущем. Сейчас, вроде, перестали говорить.

    Где живет нравственность

         Нравственность может покоиться лишь на безусловной ответственности человека. Других оснований для нравственности нет. Остальное все – слова. Можно говорить и говорить: “Ты должен вести себя так-то и так-то, поступать таким-то образом…” А какие основания, какие основы для этого? Нравственность может покоиться лишь на признании у человека бессмертной души. Федор Михайлович Достоевский, которого надо читать и перечитывать, говорил (цитирую по памяти): “Идея бессмертия души человека – величайшее достояние человечества, отнимите это, и все рухнет”. Ничего не будет держаться: нет скреп. Остается только милиция и ОМОН. И страх смерти, от чего надо найти противоядие любой ценой. Значит – технологии, значит – клонирование, манипуляции на генетическом уровне (совершенно беззаконные манипуляции) с перспективой изменения биологических видов, появления новых созданий и с выходом к глобальному компьютерно-биологическому контролю над людьми. Но это путь к зверочеловечеству…

    Христианство и свобода

         Христианство есть религия свободы. Это понятие, при отрыве от метафизических своих истоков, также извращено современным сознанием. Личность, по-современному, – самость и индивид. Свобода лежит в основе творения. Христианство учит о том, что Бог сотворил мир не по некоей необходимости: мир не есть бытие необходимое. То есть, каждая вещь – мы учим – может быть, может и не быть, она не необходимо должна быть. И мир, как совокупность всех вещей, может быть, может и не быть. Его существование не является безусловно необходимым. Он есть результат свободного творения Божия. Безусловно необходимое бытие – это бытие Божие. Потому что Бог есть. А мир мог бы и не быть. В основе бытия мира – свободная воля Творца, говорим мы. В основе бытия мира – любовь Божия. Образ Божий в человеке также предполагает этот высший дар – свободу как условие духовного совершенствования человека. К чему дана свобода? Мы слышим: “К свободе призваны вы, братья”. Но для чего свобода? К свободе как условию духовного совершенствования. Не для того, что желает моя самость. Свобода предполагает ответственность человека, осознание им меры своей ответственности: ради чего этот дар ему вручен? Но как он сможет осознать свою ответственность, если он своей природы не может понять и осознать? Перед кем ответственность? Инстанций ведь нет. Инстанции отменены.

    Молодых людей не учат подлинной свободе

         Везде в мире наличествует природная необходимость, и только человек, как существо личностное, имеет примат свободы над необходимостью. Тем самым человек выделяется из всего сотворенного. Только в этом контексте может быть поставлена и объяснена проблема зла. Зло возможно, потому что человек может неправильно ориентировать свою свободную волю. Бог ответственен за зло? Ни в коей мере. Только человек, имеющий свободную бессмертную душу, отвечает за все то зло, которое он привносит в творение. Он за свободу несет ответственность. Где человек ответит? Материалистическое мировоззрение ничего об это не говорит. Ты смертен, сокрылся в глубинах земли – ответов нет. Почему так? Потому что нет понятия о Страшном Суде, который связан с категориями личности, свободы человека, бессмертной души, начала истории, конца истории. Мы говорили, что историю нельзя понимать как некую прямую восходящую линию, скорее это есть некие весы, на которых человечество как бы вызревает – в своих высших проявлениях и в самых низких падениях, которые только можно себе представить, вызревает для чего? Для некоего изъяснения, прояснения; конечного прояснения. На нашем языке это называется Страшный Суд. В современном сознании этого понятия также нет, это понятие запрещенное. Разве учащимся об этом кто-то говорит? Какая же тогда может быть ответственность?

    Наука нас не рассудит

         Таким образом, мир не сводим к точному знанию; наука занимается точным знанием, точными вычислениями. На самые главные вопросы наука ответа дать не может. Не потому, что она сейчас не может, а потому, что это не ее предмет: она никогда не сможет. У нее нет для этого языка. Она оперирует совершенно другими категориями. Мы говорим о языке философско-богословском, только в категориях этого языка и опознается человек и опознается его судьба. И только в этих категориях можно говорить о человеке. В иных категориях о нем говорить нельзя. Почему? Потому что человек поднимается над природной необходимостью. Какая наука, в таком случае, может говорить о человеке? Химия? Нет, там слова об этом нет. Физика? То же самое. О конечных судьбах человека кто будет говорить? Литература? Приблизительно. Это опыт художественного познания действительности, как бы осмысление судеб человека, но – не конечных судеб, конечно. Кто должен говорить об этом? Религия? Да. Богословие, философия. Но не материалистическая философия, поскольку в терминах той философии познать это невозможно.

    “Бритва Оккама”

         Уильям Оккам, средневековый философ, совершивший переворот в философии, изрек: “Entia non sunt multiplicanda praeter necessitatem”. “Сущности не должны быть умножаемы сверх необходимости”. Как это понимать? То есть, достаточно того, что мы здесь имеем – этот мир, это и есть сущность. А все метафизическое – душа, Бог, неизменное бытие, благая воля Божия, конец мира – это все сверх необходимости. Вот человек и замкнулся в эту природную необходимость, здесь он и блуждает…

    Самые важные истины уже высказаны, и высказаны религиозно

         Еще раз констатируем, что самые важные жизненные истины – вне компетенции науки. Но об этом учащимся необходимо сказать. Говорится ли об этом в школе сейчас? Когда я учился, об этом нельзя было говорить. Но сейчас-то можно…А говорится ли?

         Надо вопросы так и ставить. Что такое точное знание? То-то и то-то. Мы, допустим, исследуем молекулу, измеряем тяжесть. Но к вам, к душе это не имеет никакого отношения, вы имейте это в виду. О самом главном – кто будет говорить с человеком? Наверное, он появился не для того, чтобы узнать, как молекула устроена. Ну, подивился…Мир удивительным образом устроен: каждый лепесточек, каждая букашка поет славу Творцу своему – Невидимая Его от создания мира творенми помышляема видима суть, – но для этого надо иметь понятие о Боге, для того, чтобы через познание мира возводить свой ум к Творцу. Об этом кто скажет? Вне этих категорий, о какой нравственности можно говорить? Я не вижу других понятий… Кто их может внести? Государственная Дума? Или РОНО, ГОРОНО, или программу какую-то придумать? Это ведь опыт человечества. Как можно вне этого жить? Как можно человеку жить вне главного, как можно жить второстепенным?

    Проблема адекватного языка – наиважнейшая проблема

         На каком языке мы говорим о человеке? Мы же начали с того, что – измените язык и вы можете манипулировать человеком. У нас есть инструмент познания? Если бы не было химии, то как я могу говорить о химическом составе? И если нет, допустим, физики, как я могу говорить о физической природе чего бы то ни было? У нас есть ли язык для той реальности, которая пред нами, а пред нами – человек? Оказывается, этот язык не может быть допущен. Почему? Это конфессионализм; у нас ведь школа отделена от религии. Поэтому этим языком разговаривать запрещено, нельзя. Не рекомендуется… Ну, можно – после занятий, по согласию родителей и директора школы, – можно, для некоторых. А вообще-то – нельзя. То есть, о главном говорить нельзя.

         Мы утверждаем, что метафизические вопросы – это первые вопросы, это главные вопросы, которые должен задавать человек. Не вопрос о молекулах и не сумма информации, которую он получает, а вопрос этот: для чего человек живет, куда он направляется, какова его судьба? Что говорили об этом мудрейшие люди, которые были до нас? Прогресса – мы еще раз говорим – здесь нет. Позже – это не значит лучше. Самое ценное – позади нас; там – самые крупные личности и фигуры. Ничего близкого сейчас даже и появиться не может в области богословия и философии. Это такие гиганты, перед которыми современные мыслители – просто карлики… Кто об этом скажет?

         Высший смысл истории. Категория, которая почти не просматривается в современных наших рассуждениях. Высшая цель истории, как и высшая цель человека, – какая? Путь ко спасению. Господь именуется Спасителем. Судьба человеческой души связана с ее спасением. Спасением от чего? От греха, от рабства греху… Вопрос о цели истории – наиважнейший. Человек вправлен в историю. История имеет начало. Будет иметь конец? Для современного сознания – наверное, не будет иметь никогда. История будет иметь конец – во второе и славное Пришествие Христово. Может ли быть цель в самой истории? Христианство исторично и метаисторично. Оно есть в истории, объясняет человека в истории, но оно ведет его и за историю, в сверхисторию. История рассматривается в христианстве как свободное усвоение или отвержение плодов Боговоплощения. История рассматривается как борьба двух Градов – Града земного и Града небесного. Это утвердил блаженный Августин в своем творении “О граде Божием”…

    Итак, только христианство способно дать этическое наполнение личности человека

         Я считаю, что преступно лишать молодых людей этого знания; преступно лишать их этих понятий, не учить их этому. До осознания этого должно подняться все общество.

         Вопрос не должен быть сводим к конфессионализму: преподавание религии в школе. Вопрос не должен так ставиться. Директор при такой постановке вопроса спрашивает: что же, придет православный, потом придет адвентист седьмого дня, потом должен прийти иеговист, потом должен прийти католик? Во что же превратится у нас школа? Я слышал, что так это понимается и государственными деятелями, они высказывают такое опасение.

         Православие как духовное явление и как культурное явление, которое образовало Россию, – вот правильная постановка вопроса. Мы живем в России. И эту составляющую нашей самобытности и нашей культуры, эту традицию должны знать все граждане России, которые обучались в наших школах. Как они должны знать русский язык. Это не вопрос конфессионализма, не вопрос какой-либо конфессии…

         Это, пожалуй, самое важное, что я хотел сказать.

    Протоирей Алексий Сидоренко, проректор Тобольской духовной Семинарии, кандидат богословия



    ИСКОМОЕ.ru
    православная
    поисковая
    система
    Русская неделя - интернет-журнал о современной православной культуре
    Sudba.net - Портал православных знакомств Сербская Православная Церковь в Голландии Рейтинг ресурсов "УралWeb"
    Современные сказки Религия и СМИ

    Официальный сайт Тобольской митрополии

    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии

    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"

    Православный Сибирячок

    Сибирская Православная газета 2017 г.