|
||
|
Борьба огранов советской власти омской и тюменской областей с православными в 40-80-е годы (часть 2) Борьба огранов советской власти омской и тюменской областей с православными в 40-80-е годы (часть 1) |
Разговор по существу
В последнее время наметилось противостояние Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника Тобольско-Тюменской Епархии Русской Православной Церкви.
Плач по госатеизму
В местной печати появилось несколько публикаций на эту тему (материал А. Антипенко, видимо, по недоразумению причисляющего себя к мирянам, "Крест на прошлом Тобольска" - "Сибирская панорама" ¦¦ 45, 46 от 2 и 9 ноября 2000 г.; развязная и безграмотная статья некоего анонима "Прощай, Кремль?" в ¦ 45, претендующая, видимо, на официальное мнение редакции, поскольку напечатана жирным шрифтом на первой полосе), было выпущено также "Обращение коллектива научных сотрудников" музея от 12 октября сего года, направленное министру культуры Российской Федерации, представителю Президента РФ по Уральскому федеральному округу, губернаторам Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов, "Патриарху РПЦ Алексию II", председателю Российского комитета ИКОМ. Правда, обращение это также анонимное, под ним не стоит ни одной подписи; кто эти "научные сотрудники", можно только догадываться, но заявления и утверждения в нем помещены громкие, и чувствуется скоординированность усилий и руководства музея и руководства газеты...
И в газетных статьях, и в обращении, кроме чудовищных обвинений Епархии в "уничтожении культурных памятников", "вандализме", "пренебрежении к истинно российским ценностям и духовной культуре собственного народа", звучат выводы и обобщения, ставящие под сомнение необходимость возрождения Православия в России вообще. Процитируем из анонимного документа, направленного в высокие инстанции: "За прошедшие 10 лет (1990-1999) в общественном сознании были утрачены многие полезные иллюзии. Одна из них - о роли РПЦ в возрождении культурного (духовного) наследия российского народа". Утверждение сколь глобальное, столь и голословное. От чьего имени это пишется? Кто так считает? Писатели, художники, философы, депутаты? Или отдельные музейные работники, пламенные трибуны, разжигающие страсти на митингах и пресс-конференциях? Думается, анонимам тут изменяет чувство меры, и они желаемое выдают за действительное; хватит, прикрываясь демагогией, духовно окрадывать народ. Годы уже не те, надо бы сверить часы.
Рецидив
А часы у них идут странно-Читаем:"-Священнослужители, являющиеся, по сути своей, носителями ближневосточной, а не исконно российской (северной евразийской) культуры, демонстрируют пренебрежение к истинно российским ценностям и духовной культуре собственного народа-Их ценности находятся далеко отсюда, в диаметре нескольких десятков километров вокруг горы Синай v там, где ступала нога пророка Авраама и его супруги Сарры, там, где бродили вслед за Моисеем взбудораженные его проповедями иудеи". Кто это пишет? Прибыл ли сам Троцкий-Бронштейн в кожаной куртке, с маузером? Или восстал Ярославский-Губельман из "Союза воинствующих безбожников"? Это что же за издание, которое не стыдится печатать такой бред и содержать такого безграмотного сотрудника, которого бы выгнали из любого мало-мальски приличного места. Человек, по всему видно, как прочитал "Устав союза коммунистической молодёжи", да так и окостенел, остановился в своём развитии.
Не слыхивал ни о преподобном Сергии Радонежском, ни о Димитрии Донском, ни о преподобном Серафиме Саровском, ни о многих и многих "исконно российских" святых, не знает, видно, кто создал азбуку славянскую; православные Пушкин с Достоевским v для него пустой звук. Кто же это поучает и оскорбляет тысячи крещённых в православных храмах тоболяков; сотни тысяч прихожан 150 приходов Тобольско-Тюменской Епархии; жителей многих городов и сёл нашего обширного края, которые ориентируются в своём духовном возрастании на Православные ценности? Трудно узнать. Уж не представитель ли это таинственной "подчувашской культуры", который, как мамонт во льдах, каким-то чудом сохранился и добрёл до нас сквозь пласты времен, минуя всю нашу российскую историю?
Выбрать момент
Думается, что момент для нагнетания в городе напряженности выбран не случайно. Музейные работники поняли, что и Епархия и Тобольская Духовная семинария набирают силу, пользуются все возрастающим авторитетом не только в регионе, но и в стране, и что процесс этот уже необратим. Семинария имеет статус высшего учебного заведения, о чем свидетельствует лицензия, выданная Министерством образования Российской Федерации. (Кстати, инфраструктура и местоположение Семинарии сертифицированы специалистами Министерства образования, поэтому неуместно вести разговоры на тему "там" она располагается или "не там"). За эти годы в Семинарии побывало много именитых людей; естественно, люди стремятся посетить Семинарию, которая стала третьим - после Москвы и Петербурга - церковным образовательным центром Русской Православной Церкви (во всех её подразделениях обучается около 700 воспитанников), побывать на службе в самом древнем на Сибирской земле Софийско-Успенском соборе. Семинарию регулярно посещают паломники не только из нашей Тобольско-Тюменской Епархии, но и из других епархий Урала и Сибири, европейской части страны, из-за границы. Очень много приезжает детей, особенно, из северных городов; приходы устраивают бесплатные поездки для детей из малоимущих семей, для многих из них - это единственная возможность посетить древний Тобольск. Для таких групп предоставляется жильё и питание. При Семинарии действует паломническая служба, студенты с высшим светским образованием проводят экскурсии по Кремлю, Семинарии, организовывают автобусные поездки в Абалацкий и Иоанно-Введенский монастыри. Причём, надо отметить, ни с кого денег не берут. Думается, и в этом проявляется социальное служение Церкви, которое в упор не замечают ни анонимные музейные работники, ни прыткие "миряне". Количество миссионерских поездок преподавателей и семинаристов по области и северным городам автономных округов не поддаётся подсчёту; люди ждут этого, семинаристы встречаются с молодёжью, читают лекции, устраивают диспуты, проводят концерты духовных и народных песнопений. Это и есть путь к укреплению традиционной духовности и культуры. Кто бы это сделал? Музейные работники? Это не их стихия. Авторы "Обращения" называют это служение "иллюзией". Пусть люди судят, кто держится за старые безбожные иллюзии, а кто делает реальное дело по духовному укреплению нашего Отечества. Не оставлен и Тобольск. На базе Тобольской мужской православной общеобразовательной гимназии регулярно устраиваются семинары для учителей города и области по вопросам преподавания гуманитарных предметов; действует Епархиальный отдел катехизации и образования, где можно получить справку по интересующему вопросу, методические рекомендации по духовному воспитанию и образованию. Важным событием для города и региона было проведение на базе Тобольской Духовной семинарии 22-24 июня сего года совещания ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви, которые действуют не только в нашей стране, но и за рубежом. Необходимо подчеркнуть ту мысль, что одним из результатов деятельности Семинарии и Епархии является возрастание авторитета города Тобольска. На великие церковные праздники (Пасха, Рождество) сюда приезжают губернаторы, мэры северных городов, руководители крупных предприятий. И не потому только, что Тобольск славен своей историей, а потому, что здесь расположен духовный центр всей Сибири, здесь средоточие обширной Тобольско-Тюменской Епархии, здесь духовно-образовательный центр Сибири и Урала v Тобольская семинария. Думается, не будет преувеличением сказать, что в наше бурное время Епархия и Семинария несут объединяющее и умиротворяющее служение.
Волей-неволей, в этом процессе музейные работники оказываются на обочине, ибо то, что было оправданием их существования v сохранение исторических памятников, просвещение населения - успешно может осуществляться и без их участия, причем без бюджетных средств. До сих пор они присматривались, видимо, рассчитывая на провал. Провал не наступил, поэтому приходится теперь писать обращения да передёргивать факты.
"Домик Грабовского"
Для музея Тобольский кремль v "Домик Грабовского", удобная кормушка, потерять которую некоторые музейные работники, естественно, очень боятся. Тоболяки должны бы поинтересоваться, куда пошли немалые бюджетные средства, регулярно выделявшиеся Тобольскому музею. Что было восстановлено из архитектурного наследия? Пусть покажут. Музей ведь государственный, содержится на народные средства. Пусть народ и спросит. Призвать бы из Ханты-Мансийска Малышкина, бывшего директора музея, поинтересоваться у него. Уж очень легко человек спланировал в другое кресло. Тут журналисты все грозят прокуратурой. Вот и надо прокуратуре этим делом заняться. Или никак голова не поворачивается в ту сторону? София до передачи ее Епархии стояла десятилетия в страшном запустении, в мусоре, стены были испещрены непотребностями, мозаичные полы были украдены, стыдно было внутрь заводить людей. Туда их и не пускали. (Лишь в приделе собора открылась в конце 80-х годов выставка). Почему музей не пускал людей внутрь Софии? "Мирянин" А. Антипенко, задайте этот вопрос руководству музея, проявите бескорыстную смелость. Потому, видимо, что было стыдно остатками стыда, да и боялись: пусти, еще начнут требовать эти тоболяки, чтобы храм использовался по своему прямому назначению. Даже на праздник 1000-летия Крещения Руси невозможно было войти внутрь; на дверях Софии висел замок, музейщики людей внутрь не пустили, и православные служили Литургию на площади, перед Софийско-Успенским собором. Что же тогда не лили слезы о "погибающем культурном наследии"? Пол придела Софийского собора был замурован толстым слоем бетона, который туда уложили безбожники не то в 20-е, не то в 30-е годы. Естественно, все это пришлось расчищать. Ведь в приделе покоятся мощи архипастырей Тобольских, в том числе - и священномученика Епископа Гермогена Тобольского. По логике "защитников культурных ценностей", всё, что сделали атеисты, должно оставаться в неприкосновенности. Пусть лежит "исторический" мусор, и никто не смей копнуть-Так почему же десятилетиями не убирали бетон, он ведь к памятнику не имеет никакого отношения? Сейчас Софийский собор преобразился, каждый человек - будь он верующий или неверующий - может бесплатно войти в древнейший храм на Сибирской земле; музей за экскурсионное обслуживание, можно не сомневаться, брал бы мзду. Вот ещё один "памятник культуры" - Консистория; до передачи её Епархии она стояла в руинах, на крыше росли деревья, за консисторией размещалась безобразная, разваливающаяся кочегарка, которую почему-то построили на территории "государственного архитектурного музея-заповедника". По кучам угля елозил бульдозер, сотрясая всё вокруг. Пышно разросся бурьян, здание до окон первого этажа было завалено мусором. Почему музей не восстановил Консисторию, государственные средства на это ведь отпускались? Почему это безобразие в "государственном архитектурном музее-заповеднике" длилось десятилетиями? Куда смотрело областное управление культуры, многочисленные ведомства, которые "охраняли" памятники? Кто должен ответить по всей строгости закона за разрушение памятника? Где те отважные журналисты, которые бы задали эти вопросы? Вопрос "мирянину" Антипенко и его анонимному сотоварищу с первой страницы. Вы же там грозите уголовными статьями. Или так должно быть? Пока "фас" не крикнут - сидим тихо, язык к гортани прирос. В здании Красной гостиницы до передачи его Епархии размещались сами "научные работники", поэтому оно было функционирующим, хотя без специальных мер предосторожности войти в него было опасно, поскольку вы рисковали угодить в какую-нибудь ловушку и повредить здоровье: пол проваливался, стены обваливались. Безопасно по нему передвигаться можно было только с поводырями, знающими обстановку-Сейчас оно отреставрировано, город получил представительное место, где могут останавливаться именитые гости, посещающие Тобольск. Лучше стало, чем было, или хуже? По логике "защитников культурных ценностей", пусть уж лучше будет хуже, пусть будет разруха, зато "наша". Особый разговор об Архиерейском доме. По соглашению о передаче зданий Епархии он уже должен был быть передан Епархии, но музей его передачу сначала увязывал с реставрацией исконного музея (бывший дом пионеров), а теперь, похоже, и вовсе не думает отдавать. Предлоги выдвигаются разные, в основном связанные с нехваткой площадей. Хотя эту проблему можно было бы разрешить возвращением библиотеки Тобольской Духовной семинарии её исконным владельцам: ведь, согласно Уставу, зарегистрированному в органах юстиции, возрождённая в 1989 году Тобольская Духовная семинария является правопреемницей той, закрытой в 1919 году, то есть, нас до конца не убили, мы ещё живы. На книгах стоят штампы, свидетельствующие, что они принадлежат нам, их у нас украли бандиты в 1919 году, - будьте добры, верните похищенное, некультурно ведь пользоваться краденным. Как же это всё объяснять туристам, как выкручиваться перед представителями молодого поколения. Воровать ведь плохо, удерживать краденное - тоже. У нас также есть библиотека, ею пользуются все желающие, не только семинаристы, часто приходят студенты и преподаватели Тобольского пединститута, других учебных заведений, мы никому не отказываем. Отдайте нам наши книги (этот призыв адресуем и архиву, поскольку там тоже содержится краденое движимое имущество). Необходимо вернуть и иконы, если они краденые; да и откуда им взяться в музее как не из закрытых насильственно храмов, не от репрессированных верующих? Иконописцы писали их не для выставок и галерей, а для того, чтобы перед ними творилась бы молитва, это воля тех, кто эти иконы заказывал и создавал. Почему же мы её попираем? Но, похоже, мы задаём риторические вопросы.. Архиерейский дом возвращать упорно не хотят. И для подкрепления своей позиции выдумывают небылицы. Одна из них v будто после возвращения тоболяки не смогут его посещать. Это ложь, которую распространяют недобросовестные журналисты. После передачи здания Архиерейского дома доступ в него будет открыт v и не за плату, как сейчас это делает музей, а бесплатно. Что касается его использования в дальнейшем, то сейчас прорабатываются различные варианты. Во всяком случае, то, как используется он теперь, является надругательством над памятью наших предков и не соответствует статусу памятника "Архиерейский дом": там никогда не стояли чучела птиц, животных, шалаши, вигвамы, юрты, перед входом не было там пушек; там была домовая церковь, которую безбожники осквернили, а музейные работники продолжают защищать тех святотатцев. (Одно время там красовался стенд с фотографиями местных бандитов-революционеров, которые уничтожали и традиционную культуру православного русского народа и носителей этой культуры). Между прочим, осквернение святыни, каковой является церковь (как и использование икон не по прямому назначению), оскорбляет чувства верующих, что влечёт за собой ответственность перед законом. Здание Архиерейского дома, можно видеть, теперь уже нуждается в ремонте, по фасаду пошли трещины, музейным работникам заняться бы его спасением , но им всё недосуг: устроили за зданием летучую автомастерскую и варят металлические конструкции, напряжение в сети из-за этого постоянно прыгает, что грозит порчей оборудованию Семинарии; мы уже несколько раз обращались с просьбой прекратить безобразие в "историческом заповеднике", но бесполезно v приработок для них важнее.
Истинная причина упорства музейщиков, думается, заключается в том, что они понимают: уйди они с Софийского двора, и потеряют мощную подпитку со стороны Епархии и Семинарии, поэтому и не торопятся с реставрацией музейного здания, что-то не видно их там на субботниках. (Представить невозможно, чтобы батюшки ходили бы пять лет вокруг здания Консистории и ждали бы, когда добрый дядя её восстановит).
Подмена
Музей занимает Архиерейский дом незаконно. Начать с того, что незаконно в 1926 году здесь был создан Музей Тобольского Севера, ибо до этого разграблены были православные святыни, убиты православные архиереи, священники и миряне, храмы осквернены. Невозможно отрицать, что это было вопиющим насилием и глумлением над людьми, над культурой, над памятниками. И вот именно с этого кровавого, позорного деяния музей ведёт свою родословную. Чем тут хвалиться? Уж бы лучше молчать-Незаконным также было создание в 1961 году Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, ибо этим решением "узаконивалось" совершенное беззаконие. Нынешний музей создан на крови, на слёзах православных, которых гнали большевицкие вандалы.
Почему бы не вести свою родословную от дореволюционного музея, не ориентироваться на его статус и границы. (Но тут уж нужно благородство, а где его взять-то?) Дореволюционный Тобольский губернский краеведческий музей никогда не претендовал на церковное наследие, авторитет его был высок как в светской, так и в церковной среде. В послереволюционные десятилетия произошло незаконное расширение понятия "Тобольский музей" за счёт включения "кремлёвского компонента", произошла подмена понятий. Тобольский музей желает считать себя и преемником губернского музея (здание которого, будем надеяться, когда-нибудь всё-таки восстановят) и наследником "Музея Тобольского Севера" 1926 года, которому большевики отдали наши святыни, и "Музея 1961 года". Отказались бы музейные работники от тех двух большевицких музеев, да остались бы при одном губернском v вот и разрешился бы весь вопрос. А уж сохранить свои памятники мы сможем сами v в рамках соответствующих обязательств перед государственными контролирующими органами.
Как это было
Факты требуют признать, что музей относился к сохранившемуся наследию преступно халатно. Софийский двор был превращен в бомжатник, тут регулярно собирались пьяницы, наркоманы, вечерами жгли костры "у дуба", перед входом в Тобольский государственный музей-заповедник; молодежь, разгоряченная спиртным, горланила песни прямо перед Софийским собором. А кого бояться-то? Музейные работники, отбыв на службе положенное время, ставили здание музея на сигнализацию и со спокойной совестью уходили домой. А тут хоть трава не расти. Жемчужина Сибири оставлялась на ежедневное поругание, поскольку любой человек (не обязательно с добрыми намерениями) в любое время суток мог беспрепятственно войти на территорию "государственного музея-заповедника". И никого такое положение дел особенно и не волновало v денежные средства поступали исправно, жить было можно. Молчали смелые журналисты, молчал "коллектив научных работников", до сих пор бы молчали, длись это безобразие дальше. Софийский двор был в заброшенном состоянии, а ведь на восстановление его регулярно отпускались народные денежки, только куда они ушли, вот в чем вопрос. (Наверное, "на Домик Грабовского". Знали бы бедные ссыльные, сколько у них тут кормится опекунов). Епархия, получив в пользование Софийский двор, естественно, озаботилась тем, чтобы навести элементарный порядок в доступе к историческому месту: по согласованию с администрацией города, он открыт для посещения ежедневно с 7 до 22 часов, было установлено дежурство семинаристов, которые следят за порядком, были развешены плакаты с призывами достойно вести себя в святом месте, установлены фонари по всему периметру двора, посажены клумбы; семинаристы почти ежедневно выходили и выходят на послушания по благоустройству территории (вот только музейных работников мы ни разу за этим занятием не видели). Ни один человек не пожаловался на то, что он как-то ограничен в своем праве пользоваться памятниками культуры. На Софийском дворе всегда много народа; его обязательно посещают молодожёны, даже те, кто не венчаются; а вот сомнительная публика как-то разлюбила это место, видимо, потому, что здесь стало неудобно заниматься тем, чем она привычно тут занималась. И паломникам и туристам понятен и тот регламент доступа, в соответствии с которым ночью Софийский двор закрыт. Ведь нигде такого нет, чтобы заповедная территория оставалась бы на ночь бесхозной, это только "музей-заповедник" мог такое выдумать-Территория же вокруг Софийского двора доступна круглые сутки. Ещё раз подчеркнём, что никогда доступ на Софийский двор не прекращался; естественно, этого не будет и в будущем. Ограничения существуют лишь для Монашеского корпуса, ибо там расположены кельи монахов, и там живут монахи - не мумии и не восковые фигуры, а живые люди, поэтому корпус и называется "монашеский"; однако, мы же не заходим без спроса в дома других людей. Без разрешения нас, к примеру, и в административное здание музея не впустят, не то что в квартиры музейных работников.
Льют слёзы о каких-то мифических "кремлях", которые где-то вроде бы были, по-над оврагом, за Сиро-питательным корпусом. Так чего же их не раскопали, ведь зарплата выплачивалась исправно? Не знаю, как насчёт "кремлей", не видел, но вот пьяниц и наркоманов в том углу было преизрядное количество, ступать туда было опасно. Епархии пришлось, совместно с городскими властями, взять на себя сложную заботу о расселении тех, кто здесь жил. Здание было приведено в порядок, расчищена заваленная мусором территория. Музею бы и подключиться на этом этапе к расчистке завалов, но v выжидали. Вот когда выждали положенное время, тогда и выяснилось, что тут были "кремли".
А что они восстановили?
Музейные работники, а вслед за ними и журналисты используют хитрый приём, который фокусники обычно применяют "для отвода глаз": акцентировать внимание на одной детали с целью притупить внимание к другим. Фокус у наших здесь заключается в том, чтобы говорить и писать только о Кремле и только о Софийском дворе, совершенно умалчивая о других объектах, за которые, как известно, музей несёт прямую ответственность. Ну, "Домик Грабовского", положим, уже стал символом, от него и внуки будут вздрагивать. Но есть ещё Дом Фонвизина, который вроде бы тоже грозились восстановить, есть ещё Дом Ершова в нижней части города, есть бесхозная теперь Рентерея, в которой уже много лет собирались что-то устроить, но так и не устроили; есть Дом наместника, куда можно было бы при желании перевести экспонаты музея, есть Госпиталь возле здания администрации, который вроде бы также является историческим зданием, музею бы им и заняться. А памятники в нижней части города, бросить бы стратегам взор и туда, там бы покопаться.
"И дело пойдет, пойдет"
Но, похоже, их волнуют не музейные ценности, не наука и не памятники, а бизнес. Аноним в "Сибирской панораме" проговаривается насчёт того, что памятники могли бы приносить солидный доход, "нужен только дельный человек с широким умом и хваткой коммерсанта" (Выделено нами. - Прот. А.). То есть, грезится им, как бы ловчее стричь купоны с исторических памятников. А для того, неплохо было бы их как-нибудь приватизировать - через различные ОО, ТОО, наплодить бы каких-нибудь "возрожденческих" фондов v "-и дело пойдёт, пойдёт". Не сомневаемся, что пойдёт, только вот куда. Понятное дело, тут же вспоминаются неимущие, инвалиды, обездоленные старики, с которыми "наши" - широкие души - собираются в перспективе даже чем-то поделиться. (Разве что досками от "Домика Грабовского"). Но тут все карты путает Епархия с Семинарией, затесались и не дают развернуться любителям старины. Надо их дискредитировать и отправить в нижнюю часть города, разрешив, впрочем, в строго отведённое время совершать службы в соборах Кремля: необходимо ведь туристам показывать живых священнослужителей. Это не химера v таков уровень восприятия действительности отдельными музейными работниками. Они хотели бы Церковь подмять под себя, сделать нас музейными экспонатами, потому что им так удобнее. Тоболяки должны понимать, что идёт совершенно бессовестная спекуляция интересами города и горожан; будто кто-то сейчас мешает городу организовывать туристический бизнес, используя то историческое наследие, которое в нём располагается. Логика изумительная. Аноним в "Сибирской панораме" пишет, что сейчас город получает прибавку к бюджету от посещения города туристами, и продолжает "Теперь, оказывается, мы настолько богаты, что просто так готовы расстаться с прибыльным и необходимым для нас делом". Это почему же надо расставаться-то? Не расставайтесь. Если музей вернётся в своё здание, это не будет означать, что он ликвидируется, и что туристы не будут посещать Кремль, и что город и горожане потерпят какие-то убытки. Зачем пугать людей? В Троице-Сергиеву Лавру v действующий монастырь, Семинарию и Академию - едут люди со всех концов света, едут и туристы и паломники к святым местам, и город Сергиев Посад, конечно, использует это благоприятное обстоятельство. Не надо упускать из виду и того, что Епархия, как юридическое лицо, предоставляет рабочие места многим тоболякам, только за прошлый год ею было выплачено 1,5 миллиона рублей в пенсионный и другие фонды. Радоваться бы этому.
Имея лицензию Министерства культуры на реставрационную деятельность, Епархия привела в порядок Софийский двор, Софийско-Успенский собор, другие памятники ("Добрая воля", общественная организация, в своё время также потрудилась на восстановлении некоторых памятников); сейчас не стыдно и привезти людей, без этих усилий в Тобольске можно было бы показывать разве что музейные руины.
"Держи вора"
Вопрос о собственности в немаловажный в этом деле. Епархия исходит из того, что незаконно отобранное церковное имущество должно быть возвращено пострадавшей стороне v православному народу, интересы которого в стране представляет Русская Православная Церковь, а в Тобольске v Тобольско-Тюменская Епархия. Музейные же работники (не все, надо заметить) и отдельные журналисты выступают в данном случае продолжателями дела тех, кто церкви грабил и уничтожал. Так, товарищ Антипенко, возмущается в газете тем, что Епархия просит вернуть ей церкви и другие здания, исторически ей принадлежавшие; по его разумению, ничего из награбленного нельзя возвращать верующим в бараки их. Надо констатировать, что в рамках существующего законодательства едва ли возможно справедливое решение вопроса о памятниках, входящих в состав Софийского двора Тобольского кремля, ибо церковное недвижимое имущество создавалось православным народом с конкретной религиозной целью v служить делу единения человека с Богом; теперь же оно является собственностью государства, которое частично изменило предназначение этого имущества, что является нарушением воли исконных владельцев, то есть православного народа. Это имущество было отнято насильно (многочисленные факты насилия документированы), а значит v незаконно. Государство, именующее себя "правовым", должно признать акт изъятия имущества незаконным, вернуть его владельцам, а также компенсировать материальный и моральный ущерб. Любая иная постановка вопроса будет оправданием актов вандализма и грабежа, которые были совершены гонителями Церкви в годы воинствующего атеизма.
Надо сказать, что шаги в правильном направлении со стороны высшей государственной власти делаются. Так, Распоряжение Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 года "О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества" гласит: "Совету Министров v Правительству Российской Федерации: осуществить поэтапную передачу в собственность или пользование религиозным организациям культовых зданий, строений и прилегающих к ним территорий и иного имущества религиозного назначения, находящихся в федеральной собственности, для использования в религиозных, учебных, благотворительных и других уставных целях, связанных с деятельностью конфессий; [-]
При передаче культовых зданий и иного имущества учитывать по возможности интересы культуры и науки, имея в виду обеспечение сохранности памятников культуры, доступа к ним туристов, экскурсантов, всех граждан".
Церковь, со своей стороны, предпринимает неослабные усилия по возвращению незаконно отнятого церковного имущества. Так, участники Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, проходившего 13-19 августа 2000 года, обратились с письмом к Президенту В. В. Путину, в котором, в частности говорится: [-] "Причиной обращения к Вашему Превосходительству стали просьбы многих пастырей и верующих Русской Православной Церкви, обеспокоенных проблемой возврата церковного имущества. Сегодня Церковь стремится быть созидательной силой, имеющей первой своей заботой возрождение в обществе нравственных ценностей и отеческой веры, которые, по нашему убеждению, явятся твердым основанием возрождения и обустройства народной жизни в экономической сфере, в области государственного строительства и во всех других областях. Но общественное служение Церкви не может развиваться без должной материальной основы, которой мы сегодня лишены вследствие многолетних гонений. В годы лихолетья государство беззаконно изъяло у Церкви собственность, созданную трудами многих поколений верующих и, что гораздо более важно, посвященную Богу, то есть заведомо не подлежащую никакому отчуждению. Без этой собственности сегодня практически немыслимо полноценное возрождение нашей Церкви, осуществление ее просветительного, миссионерского, социального служения, в плодах коего нуждаются страна и народ[-] Во многих странах Центральной и Восточной Европы церковная собственность вновь полностью передана верующим. В России этот процесс не только не завершен, но по-настоящему и не начат. Бесспорно, Ваш предшественник на посту Президента России немало сделал для возвращения храмов и некоторых других церковных зданий, святых мощей и икон, священных предметов. За это мы весьма благодарны светской власти. Однако чада Церкви по-прежнему обеспокоены тем, что наиболее значительная часть возращенных зданий и предметов не передана в церковную собственность. Государство не предпринимает почти никаких усилий хотя бы для частичной компенсации утраченных строений, земель, ценных предметов искусства. Заботясь о благе народа, Церковь не желает претендовать на весь объем собственности, бывшей в ее распоряжении в течение того или иного исторического периода. Однако храмы, иконы и святыни не могут более оставаться изъятыми из богослужебной, молитвенной жизни. Мало того, каждый приход нуждается в помещении для воскресной школы, библиотеки, приюта, места собраний, каждый монастырь v в земле для приусадебного хозяйства, каждая епархия v в зданиях для региональных церковных учреждений и богословских учебных заведений. Памятуя о том, что возврат исторически принадлежащего ей имущества является международно признанным правом Церкви, просим Вас употребить все возможные усилия для подтверждения этого права и на национальном уровне, за чем должны последовать переговоры о полной или частичной компенсации утраченного. Проблемы нынешних пользователей не могут становиться непреодолимым препятствием к возврату церковной собственности. Надеемся, что просьбы верующих будут услышаны и Церковь, доныне ослабленная последствиями многолетних гонений, вновь сможет полнокровно служить Богу и людям, активно содействуя возрождению Отечества.
С глубоким уважением
Забота о сохранении и поддержании в должном порядке церковного имущества в городе Тобольске должна быть возложена в полной мере на Тобольско-Тюменскую Епархию, что уже отчасти и делается - через охранные договора, заключенные между государственной инспекцией по охране памятников и Епархией. Музей, также государственная организация, здесь третья сторона и не может выступать ходатаем о нашем православном наследии, ибо всем хорошо известны приёмы атеистической пропаганды, которую он вёл, используя это наследие.
Мы не искали конфронтации
Ошибается тот, кто считает, что Епархия ищет конфронтации с музеем. Мы исходили из того, что всё, что Церкви принадлежало, должно быть ей возвращено; но мы должны были бы быть соработниками в изучении этого наследия. В этом деле, считали мы, пригодился бы и научный потенциал сотрудников музея, можно было бы вести совместную научно-исследовательскую работу; тем более, что образовательный уровеннь Тобольской Духовной семинарии год от году возрастает: при Семинарии успешно действует Иконописная школа, где есть грамотные преподаватели, где занимаются восстановлением древних икон и написанием новых с соблюдением всех канонических норм; пишутся кандидатские диссертации. Почему же нам быть друг против друга, если мы болеем за российскую культуру?
Что же дальше?
Последнее развитие событий не позволяют питать даже слабый оптимизм в скором решении этого вопроса. 17 ноября из программы Тобольского телевидения мы с удивлением узнали, что мэр города В. М. Воробьёв распорядился создать комиссию по проверке фактов, изложенных в лживых газетных публикациях, им было высказано также пожелание, чтобы городская прокуратура занялась бы этим делом. В "Сибирской панораме" от 16 ноября неугомонный Антипенко сообщает о встрече мэра с сотрудниками музея, на которой тот пообещал передать Кремль музею, "чем сорвал аплодисменты". "Аплодисменты срывают", товарищ Антипенко, только актёры да клоуны. Кроме того, Тобольский кремль является федеральной, не муниципальной, собственностью. Так что аппетиты надо бы поумерить, да не мешало бы и вспомнить евангельское: "-Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" (Мф. 22:21).
| |||||||||||||
Сибирская Православная газета, 2024 г. |