|
||
|
К истории Благовещенского собора города Тюмени (1700-1932 гг.). Артур Васильевич Чернышев К 10-летию восстановления Тюменского Свято-Троицкого мужского монастыря Иерей Вадим Баранов. Храму святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Салехарде -110 лет Историческое обозрение о Всехсвятской (Кладбищенской) церкви города Тюмени |
Между прошлым и будущим
Молебны в храме Симеона Богоприимца С тех самых пор, как в Крестовоздвиженской церкви я увидел объявление о молебнах, проходящих по воскресным дням в храме Симеона Богоприимца, что в самом центре города, по улице Республики, решил обязательно туда попасть. Ведь в этом здании не был с зимы 1983 года, когда сдал экзамен по анатомии, учась в тогдашнем Тюменском мединституте. И вот, наконец, мне представилась такая возможность. Внешне здание изменилось мало, разве что разбитые и заставленные щитами ДСП окна молча свидетельствовали о мерзости запустения в некогда богоугодном заведении. Но то, что я увидел, едва перешагнув порог бывшего анатомического корпуса, заставило меня застыть в совершенном недоумении... Вот так разруха!.. Пол на первом этаже, где была студенческая раздевалка - разобран. Грунт вынут метра на полтора. Как кости ископаемого чудовища торчат из земли подводящие коммуникации. Перекрытия первого этажа сняты, и видны учебные комнаты второго этажа... Даже забыл, зачем пришел. Но, осмотревшись, увидел на стене образ Спасителя, троекратно перекрестился с поясными поклонами и продолжил свой путь по импровизированному деревянному мосту. Господи, Иисусе Христе, помилуй мя грешного! Память воскрешает из прошлого картины студенческой жизни. Вот мы на первом курсе, со страхом, робея от высоты потолков и запаха формалина, переступаем порог назначенной нам расписанием аудитории. Вот, с видом укротителя, заходит преподаватель в белом халате: "Кто будет отвечать?" "Так ведь нам ..." - "Еще ничего не задали?", - грубо перебивает он. Вот, впервые из ванной мы брезгливо достаем магический "препарат" - фрагмент того, что когда-то называлось человеческим телом. А уже и вовсе освоившись, упражняемся в совершенном отсутствии брезгливости - спокойно жуем булочки, запивая их кефиром, во время изучения этих "препаратов". Вспоминаются строгие предупреждения преподавателей не обсуждать изучаемое в общественном транспорте и проказы студентов. Один, отрезав ухо у трупа, молча демонстрирует его пассажирам вышеупомянутого общественного транспорта, отнюдь не пускаясь в обсуждение изучаемых тем. Другой накачал "препарат" формалином так-то и так-то. Третий ... Сейчас становится жутко от таких воспоминаний, а тогда было весело. Думаю, что здесь, в этом здании, формировалась определенная медицинская циничность относительно творения Божия. С другой стороны, попробуйте, представьте себе брезгливого доктора, которому, видите ли, неинтересно, как от вас пахнет. Ведь известно, что для установки диагноза даже в конце 19 века иногда требовалось испробовать человеческую мочу, подолгу визуально изучать и более тяжелую часть его физиологических отправлений. Сейчас самому смешно от того, какие у нас были физиономии, когда мы в "инфекционке" нюхали горшки. Пройдя по мостку, оказываюсь в коридоре первого этажа. Налево - препараторская, где нам выдавали мелкие "препараты". Прямо по коридору преподавательские комнаты. Всюду штукатурка со стен сбита. Но дверь в одной комнате все-таки сохранилась, покрытая лакированным шпоном - эдакий признак доперестроечной респектабельности. У выходящего из нее мужчины с чайником спрашиваю: "Где же молебен?" "Наверху", - отвечает он. Я, видимо, все еще не пришел в себя и спрашиваю: "А как туда подняться?". "Вот, в конце коридора лестница". "Ах да! Вспомнил!" - сокрушенно мотаю головой. Справа от лестницы, в пристрое, было помещение, где замачивали в формалине "свеженьких". Поднялся, иду по второму этажу. Здесь были учебные комнаты, здесь музей, здесь кабинет зав. кафедрой. Повернул направо и понял - не успел. "Радуйся праведный старче Симеоне..." - пели, и зазвучал голос священника. Еще несколько шагов, - и я в бывшем лекционном зале. Поднимаю вверх глаза - какой высокий купол. Почему-то раньше этого не замечал. Поневоле сравнил себя тех времен с бессловесной скотиной, смотрящей только себе под ноги. Слова акафиста согревают, я чувствую себя в храме. Бегло оглядываю молящихся, их не больше двадцати. А вот и знакомые... Немного освоившись, начинаю осматривать стены. Многочисленные культурные слои сбиты, обнажена кирпичная кладка. Кирпичные стены, кирпичная перегородка, кирпичный купол - как все здорово устроено, так просто и основательно. Да, когда-то здесь рассаживалось до 150 человек. Точнее сказать, должно было рассаживаться, потому что студенты, они, как говорится, и в Африке студенты, - лентяи и прогульщики. Поэтому и в проходах не стояли, места хватало всем. Сколько же тогда молящихся может вместить зал? Точнее - неф! Впереди - алтарь. Раньше его отделял большой занавес. Я не представлял, что там так много места. Перед алтарем - икона Сретения Господня. Но что это я? Вдруг все пространство храма, как солнечным светом, заливается дивной красоты звучанием - голосом спокойным, молитвенно чистым, уверенным, трогающим сердце. Это та матушка, что справа от священника. Скажу вам, что подобное чувство охватило меня, когда этой зимой побывал в Москве на литургии в Храме Христа Спасителя, перед открытием традиционных Рождественских чтений. Там - от красоты убранства, неземного пения хоров, торжественности момента (служил Патриарх Алексий II) - я чувствовал себя на небе. Здесь же от храма остались только стены, но небо и теперь было рядом со мной. По окончании акафиста настоятель отец Вячеслав Горшков сообщил, что молящихся становится больше, что у прихода появился и диакон - отец Вадим, что работы впереди предстоит очень много. Но он не оставляет надежды на то, что в скором будущем в этих стенах другой работы, кроме как молиться Богу, не будет. В душе я порадовался оптимизму священника, так как о строительстве в условиях финансово-стеснительных знаю не понаслышке. Испросив благословение, спрашиваю: "Какие инструменты необходимы на первых порах?" "Молоточки, топорики", - скромно ответил батюшка. Какие там молоточки, топорики! Нужно - все! Носилки, леса, шпатели, правила, напильники, отбойные молотки, цемент, а главное - живые человеческие руки. И если мы с вами, дорогие читатели, одним миром мазаны, значит всем православным миром и должны поднять святыню в центре нашего города. Вернуть частицу неба на землю. Трофимов А.В. Обращение прихожан храма св. пр.Симеона Мы живем во времена, когда вопреки всем внешним обстоятельствам восстанавливаются храмы, разрушенные так же, как и наши души. Тысячи и тысячи людей, чьи родители не смогли дать им веры, пришли ко Христу. В жизни человеку выпадает много дорог и испытаний, но если он встает на одну, ведущую к Богу, то Господь благословит все его начинания и сохранит в испытаниях. Храм - это врата на пути к Богу. Возрождение Православной Церкви очевидно, и многие называют его вторым крещением Руси. Открываются приходы, восстанавливаются и строятся храмы. Самое главное - преображаются души людские. Наши соотечественники находят смысл и средоточие жизни в вере, оживотворяющей всю их деятельность. Обретение веры - это тайна, таинство веры совершается в душе человеческой незримо и в каждом по-своему. Во все времена к вере приходят потому, что Бог призывает. Можно сказать: подталкивает в церковь, ко крещению. Надо, чтобы за внешним, видимым восстановлением исконного места Православной церкви в жизни страны последовало истинное духовное возрождение человека. Вера - это действие. Вера требует поступка. Наши предки отвернулись от Бога, разрушили, надругались над святынями, но мы, их дети, внуки, всем миром, как испокон веку на Руси водилось, соборно должны восстановить разрушенное. В восстановлении храма будет наше покаяние. В этом святом деле регулярно участвуют дети из интерната № 2. Каждую субботу они приезжают для уборки мусора, которого за время бесхозяйственности скопилось немало внутри и снаружи храма. Всех желающих потрудиться во славу Божию для возрождения храма Симеона Богоприимца мы ждем каждую субботу в 10, 13 или 15 часов, кому как удобнее. Каждое воскресенье в 14 часов в храме служится акафист праведному Симеону. Для передачи пожертвований лучше придти в это время или договориться по телефону 45-14-57. Восстановленный храм послужит духовному возрождению народа, приобщению к многовековой традиции Православия. Председатель приходского совета храма св.прав.Симеона Богоприимца Трунилова Т.Н. | |||||||||||||