Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • К истории Благовещенского собора города Тюмени (1700-1932 гг.). Артур Васильевич Чернышев

  • К 10-летию восстановления Тюменского Свято-Троицкого мужского монастыря

  • Иерей Вадим Баранов. Храму святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Салехарде -110 лет

  • Оскудевает храм Божий - оскудевает и село

  • Здравствуй, матушка Успение!

  • Под Покровом Божьей Матери

  • Мир граду твоему даруй...

  • Паломничество в поселок Харп в храм Рождества Богородицы

  • Храм Успения Божией Матери

  • Милосердия двери отверзи

  • Откровения от Владимира

  • Колокольный звон над красным яром

  • Александровская часовня

  • Храм Михаила Архангела в Тюмени

  • Молебен в Ильинском монастыре

  • История Ильинской церкви

  • Историческое обозрение о Всехсвятской (Кладбищенской) церкви города Тюмени

  • Собор Знамения Пресвятой Богородицы в Тюмени (часть 2)

  • Собор Знамения Пресвятой Богородицы в Тюмени

  • День святого апостола Андрея

  • Колокольный звон плывет над Успенкой

  • Церковь михаила Архангела

  • Еще о Вознесенско-георгиевском храме в г.Тюмени

  • Между прошлым и будущим

  • История Свято-троицкого монастыря

  • История одного храма

  • История Крестовоздвиженского храма

  • Иоанно-Введенский монастырь

  • Иоанно-Введенский монастырь

         Иоанно-Введенский монастырь - одна из древнейших обителей Тобольской епархии, расположенной на правом берегу реки Иртыш, на уровне 6 верст выше г. Тобольска. История его началась в 1653 году, когда Архиепископ Симеон заложил на том месте церковь во имя Иоанна Прадтечи. С этого времени на этом месте был образован мужской монастырь. Особено важное значение имела эта обитель для сибирского церковно-общественного и миссионерского строя жизни по своему географическому положению, поместившись на горной части Иртыша, на земле татарского хана Кучума. Таким образом эта обитель служила оплотом от грабежей и насилия окружающих магометан. Так мужской монастырь продолжал свое существование до 1864 года, исполняя свое назначение и проливая блага просвещения среди окрестного населения. В этом году по представлению Епархиального начальства этот монастырь был обращен в женскую обитель, так как в г. Тобольске имелись мужские монастыри и не было женских. 15 декабря 1864 года Указом Консистории вышла в свет к исполнению резолюция Преосвященного Варлаама: "по недостаточности монахинь полного пострижения и впредь до полного образования женской обители признать в должностях, указанных настоятельницей, монахинь и послушниц: в должности казначеи послушницу Анастасию Лыжину, ризничей монахиню Агнию, в должности экономки монахиню Иларию и на должность свечницы монахиню Евпраксию, а монахиню Серафиму именовать правящею должность". Первым священником при женской обители был назначен Преосвященным Варлаамом старец Абалакского монастыря о. Анастасий1.

         ОТКРЫТИЕ МОНАСТЫРЯ
         Открытие монастыря торжественно было совершено Преосвященным Варлаамом, в присутствии начальника губернии господина Зиновича и многих почтенных лиц г. Тобольска. При самом начале открытия монастыря дочерью статского советника, девицею Екатериною Непряхиной было пожертвовано два билета, каждый по 1000 рублей, на вновь открываемую обитель.

        НАЧАЛО ДУХОВНОГО ПОПРИЩА ЖЕНСКОЙ ОБИТЕЛИ
         27 декабря 1864 года с молитвою выступила женская обитель на житейское поприще и при трудных обстоятельствах с первых же шагов определила характер своей будущей деятельности. С первых дней устроив школу для обучения дочерей духовенства, обитель стала служить делу воспитания и образования юных дочерей духовенства обширной епархии. Во главе этого монастыря для выполнения трудной задачи религиозно-просветительской деятельности и правильной организации монастырской жизни стали люди, вполне соответствующие своему назначению. Таковыми были приснопамятные игумении: Дорофея, Августа, Евсевия, Миропия. В начале этот монастырь был крайне бедный. Но благодаря стараниям игумений и сестер, обитель возросла в целый каменный городок, обнесенный каменною стеною и башнями по углам и заново отстроенною трехпрестольною церковью во имя Святой Троицы, вмещающей более 4000 человек. Собор строился с большими перерывами 12 лет. Постройка производилась хозяйственным способом наемными рабочими, но большая часть принадлежит сестрам обители2.

         ВНУТРЕННАЯ ЖИЗНЬ МОНАСТЫРЯ
         Церковная и внутренняя жизнь монастыря строго распределена между сестрами: уход ха скотом, присмотр за чистотою, работы полевые, наблюдение за мельницей, пасекою, - все это исполняется самими сестрами. Обитель старалась обойтись без наемного труда. С этой целью в монастыре заведены мастерские: сапожная, столярная, живописная и рукодельная. Иконы, писанные при монастыре сестрами, распространялись и по многим другим храмам епархии. Богослужение в монастыре совершалось чинно, стройно, с соблюдением монастырского Устава. Сестер в обители к концу XIX века насчитывалось 225 человек. Были из старших сестер и старицы - принявшие великую ангельскую схиму. За стенами монастыря существовала миссионерская школа с приютом детей крестьян из окрестных селений и для обращения магометан в православие. С этой же целью имеет монастырь особое отделение среди язычников и на дальнем севере в Кондинске, для обращения и подготовления ко святому крещению самоедов (ненцев) и остяков3. Монахиня Серафима, поставленная на должность настоятельницы обители, была уже в преклонных летах и время ее служения было менее 1 года, после чего (с благословения правящего архиерея) она оставила должность настоятельницы монастыря и выехала в Туринск на покой.

         МОНАХИНЯ ДОРОФЕЯ
         16 марта 1865 года была назначена настоятельницей монастыря монахиня Дорофея. Она была вызвана из Екатеринбургского Новотихвинского первоклассного монастыря, где она состояла на должности казначея. С нею прибыли три старших монахини и четыре рясофорные послушницы. Из них старшая - Мария Назимова, указом от 25 марта 1865 года, была назначена казначеем обители взамен убывших сестер, Муза Ведерникова - церковницею, Фекла Ефреинова - благочинной и приехавшая из Туринска Мария Янова - экономкой. Все сестры обители помещались в одном настоятельском корпусе, кроме этого был еще один каменный корпус, где готовилась пища и помещалась трапезная. По примеру Екатеринбургского монастыря - мать Дорофея установила разные занятия для сестер обители - золотошвейные, бисерами, шелками и гарусами. Было обращено внимание и на новый источник доходов для обители - выделку восковых свеч. Преосвященный Варлаам благосклонно отнесся к устройству свечного завода, при этом на здание, где размещался свечной завод, был надстроен деревянный корпус, где разместились сестры-рукодельницы. Летом этого же года на пожертвованные 3000 рублей натальей Дмитриевной Пущиной из Москвы, были построены 3 сарая для выделки кирпичей, засеяно 3 десятины хлеба и пашня обнесена изгородью. Указом, 17 июня 1865 года было решено выделить одно из монастырских зданий для образования училища девиц духовного звания.

         ОТКРЫТИЕ УЧИЛИЩА
         21 ноября 1866 года, в день храмового праздника в обители, Высокопреосвященным Варлаамом торжественно была совершена Литургия, после которой был отслужен молебен при начале учения, и училище было открыто на 30 воспитанниц. Должность попечительницы возложена на настоятельницу - монахиню Дорофею; смотрительницею была назначина Капитолина Лапина (жена священника), помощницею ее была послушница обители Стефанида Миронова; законоучители - местный священник и диакон. Первые ученицы: дьяческая дочь Стефанида Капылова, диаконская дочь Елена Лукианова, дьяческая дочь Агриппина Рождественская и пономарская дочь Евдокия Остроумова. С течением времени количество воспитанниц стало быстро возрастать так, что в следующем 1867 году пристроен деревянный двухэтажный дом с баней, на счет училищных сумм. Деятельность настоятельницы этим не ограничилась. В этом же году разрешено было сделать каменную пристройку к свечному корпусу по Указу Консистории за 1 сентября №7715. Внутри монастыря выкопан колодец, глубиною 14 сажен. Устроен поместительный подвал для хранения воска. Эти две работы произведены самими монахинями. На их плечи ложился и покос сена, разведение огородничества, существовал и скотный двор. Число проживающих в обители значительно увеличилось. В 1868 году были приняты в обитель из сострадания две слепых девицы, в память избавления Государя Императора Александра II от двухкратной опасности, угрожавшей его жизни 4 апреля 1866 года и 25 мая 1867 года. Игуменья Дорофея ходатайствовала пред Епархиальным начальством устроить новый икрностас. Тобольский мещанин, живописец Иван Козлов обязался в течение года устроить иконостас. Окончания этого дела игуменья не дождалась. После непродолжительной болезни и Святого Причастия она скончалась 10 августа 1874 года. Она управляла монастырем 9 лет и 5 месяцев. 3 марта 1873 года она возведена в сан игуменьи Преосвященным Ефремом, им же и совершено над нею погребение 13 августа 1874 года4.

         МОНАХИНЯ МАРИЯ
         На должность настоятельницы монастыря разрешено было избрать казначея - монахиню марию Низимову. Но она по слабости здоровья уклонялась от этой должности. Епархиальное управление наметило вызвать на эту должность монахиню из другого монастыря. Временное же управление монастырем поручено монахине Марии, которая пробыла на этом послушании 9 месяцев.

         МОНАХИНЯ АВГУСТА
         19 мая 1875 года, Указом Духовной Консистории за №4643, на место настоятельницы Иоанно-Введенского монастыря утверждена прибывшая из Екатеринбургского монастыря монахиня Августа Бердникова 42 лет, доч священника. Она поступила в Кунгурский монастырь в 1865 году, была учительницей при Верх-Теченском и Екатеринбургском монастырях. Монахиня Августа управляла монастырем только 2 года и 2 месяца. Указом Консистории от 4 апреля 1877 года, по состоянию здоровья уволена. При ней 10 декабря 1875 года устроена деревянная гостиница, для странников. В селе Каштакском куплен новый дом. 18 августа 1876 года исправлено ветхое каменное помещение для хранения свеч5.

         МОНАХИНЯ ЕВСЕВИЯ
         28 июня 1877 года прибыла из Владимирского Успенского монастыря монахиня Евсевия, 63 года, вдова из мещанского звания. Она поступила в Успенский монастырь 23 октября 1862 года, пострижена в монашество и проходила должность благочинной с 1870 года. 14 июля 1877 года утверждена настоятельницей Иоанно-Введенской обители. Она обращала внимание преимущественно на свечное производство, при этом сократив хозяйственные работы. Дом и мельница были проданы, хотя от 19 сентября 1881 года было предписано устроить новый дом. Училище 5 мая 1881 года преобразовано из трехклассного в шестиклассное. Указом Священного Синода, от 13 апреля 1880 года за №1417 монахиня Евсевия удостоена сана игумении. В том же году она получила знак Красного Креста за пожертвования на войну. Игуменья Евсевия управляла обителью 7 лет и 8,5 месяцев и скончалась в преклонных летах 31 марта 1885 года.

         МОНАХИНЯ МИРОПИЯ
         16 июня 1885 года по Указу Духовной Консистории в должность настоятельницы Иоанно-Введенской обители вступила монахиня Миропия. Она воспитывалась с детского возраста в Туринском Николаевском женском монастыре. В 1867 году переместилась в Иоанно-Введенский монастырь. Здесь монахиня Миропия была пострижена в монашество 1 октября 1884 года игуменом Мемноном, проходила разные послушания - клиросное и рукодельное и исполняла разные поручения по делам обители. В первый год своего управления монастырем настоятельница Миропия озаботилась заготовлением строительных материалов для предполагаемых построек. По мысли вновь прибывшего Преосвященного Авраамия нужно было устроить церковно-приходскую школу для распространения грамотности не только между детьми православного населения, но и между детей татар, вблизи живущих. Внутри монастыря также предстояло немало поправок: свечной корпус был тесен, часовня, устроенная на месте алтаря первоначального холодного храма, совершенно обветшала. В следующем 1886 году, с разрешения Епархиального начальства, начались постройки. Над свечным корпусом надстройка была разобрана и возведен новый деревянный этаж и покрыт железною крышею. Часовня выстроена заново и иконы в ней отреставрированы. Ограда монастырская была надстроена деревом, заштукатурена, обелена и покрыта железом.
         В 1887 году вне монастыря был выстроен деревянный двухэтажный дом для училища, где на полном содержании монастыря обучались 20 татарских мальчиков и несколько детей крестьян из Ивановского селения. В одной половине нижнего этажа устроен приют для престарелых и сирот духовного звания. Теплый храм, неасколько позволяла возможность, расширен. Для ризницы же возведена каменная надстройка над алтарем. Заботы настоятельницы Миропии не ограничиваются одним внешним благоустройством обители, немало усердия и трудов полагает она на удовлетворение внутренних нужд многосчисленной своей духовной семьи, возросшей до более 200 человек. Сельское хозяйство во многом, против прежнего, расширено, скотоводство увеличено. На конец 80-х годов XIX века насчитывалось рогатого скота более 40 голов, рабочих лошадей 50 штук. Свечное производство приняло обширные размеры и Указом Духовной Консистории от 11 декабря 1887 года было постановлено обязательно для всей Тобольской епархии, кроме Туринского округа, где имеется при монастыре свечной завод, покупать восковые свечи в Ивановском монастыре6.

         ИКОНЫ МОНАСТЫРЯ
         Обитель освящена присутствием глубокочтимой народом чудотворной Почаевской иконы Божией Матери, спасшей г. Тобольск от губительной болезни холеры. В 1859 году на эту икону Тобольским купцом Неволиным выписана из Москвы новая серебропозлащенная риза весом 7 фунтов 26 золотых. Вторая досточтимая икона св. Иоанна, Предтечи Господня, по преданию, как и первая, ознаменована благодатными явлениями. Икона святителя и чудотворца Николая Мирликийского, писана в 1645 году своеручно архиепископом Герасимом и находилась в часовне. Икона Тихвинской Божией Матери - точный список с Чудотворной иконы в серебропозлащенной ризе, устроенной усердием игменьи Дорофеи. Икона святаго великомученика Пантелеимона, выписанная с Афона. Икона Казанской Божией Матери - блогословение епископа Ефрема. Икона Преподобного Сергия, игумена Радонежского - благословение епископа Василия. Икона Божией Матери "Неопалимой купины" - выписана с Афона усердием настоятельницы, монахини Миропии.

         УЧИЛИЩЕ ПРИ ТОБОЛЬСКОМ ИОАННО-ВВЕДЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ЖЕНСКОГО ПОЛА ДУХОВНОГО ЗВАНИЯ
    Отделение I
    1. Училище ... открыто на основании утвержденных 9 февраля 1866 года Святейшим Синодом правил. Оно состоит под главным управлением Епархиального Преосвященного и непосредственным заведованием тех лиц, которые им для того будут избраны.
    2. Назначение этого училища состоит в том, чтобы дать приют и содержание беспомощным сиротам девицам местного духовенства, не имеющим ни крова, ни пропитания, и вместе с тем дать им приличное и соответственное их будущему назначению воспитание и образование, дабы со временем они могли быть достойными супругами служителей алтаря Господня, благопопечительными матерями семейств, сведущими и опытными хозяйками в доме.
    3. Кандидатка на поступление в училище должна быть не моложе 10 и не старше 12 лет от роду, по возможности не слабая здоровьем, и имеющие родителей или родственников должны быть обучены по крайней мере чтению...
    4. Училище помещается в принадлежащем монастырю каменном одноэтажном корпусе... и во вновь пристроенном к оному в 1867 году деревянном двухэтажном на каменном фундаменте здании, которое и состоит под непосредственным попечением настоятельницы монастыря.
    5. Курс учения в училище продолжается 6 лет и разделяется на три класса: младший, средний и высший.
    6. Программа предметов: чтение по-русски и по-славянски, чистописание, церковное пение по обиходу и по напевам, священная история, пространный катехизис, первая часть арифметики на счетах, всеобщая география краткая и более подробно Российской Империи, обучение разного рода рукоделию и прочему домашнему хозяйству.
    7. Преподавание этих предметов возлагается:
    церковное пение - на местного монастырского диакона или дьячка, смотря по способности..., Закон Божий, Священная история и прочие науки - на местных священников, а рукоделие и домашнее хозяйство на помощницу смотрительницы училища или опытных сестер обители.
    8. Настоятельница монастыря есть попечительница училища, поэтому училище состоит в непосредственном ее ведении и полном управлении по всем частям.
         Плата за содержание как штатных воспитанниц, так и пансионерок, полагается по 36 рублей в среднем в год. Независимо от сего, каждая пансионерка вносит в училище на содержание училищного дома по 3 рубля в среднем за год7.

    ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА 1885 ГОД
         8 сентября 1885 года при Иоанно-Введенском монастыре было открыто училище по словесному приказанию Преосвященного Авраамия. 9 сентября началось обучение. Первыми учащимися были восемь монастырских послушниц, четыре сельские девочки и четыре мальчика. Всего 16 человек. Монахиня Миропия, являясь настоятельницей монастыря, взяля на себя попечительство о жизни училища. К 1887 году в училище уже обучалось 32 человека, из сословий мещанских, чиновнических, духовных, крестьянских. На 1888 год есть указание на обучение в училище татарских мальчиков в количестве 16 человек8. Программа училища была утверждена за 1867 год. Есть также указание, что это училище является церковно-приходской школой смешанного типа. За обучение плата не взималась. Продолжительность учебного года была с 1 сентября по 24 июня. Училище размещалось в деревянном доме, вне монастырской ограды. Школа содержалась только на монастырское пособие. Преподаватели: священник монастыря отец Иоанн Копылов, монахиня Анна и одна монастырская сестра Физва Лепехина. В письме к Преосвященному Авраамию настоятельница монастыря делает акцент, что монастыри должны являться центрами духовно-просветительской деятельности для русских, но главное для иноверцев, ходящих еще без света Веры Христовой9. На предложение открытия этой школы татары отнеслись подозрительно. Отцы и матери учеников высказали свое недовольство, сказав, что школа эта не более, как предлог к постепенному и незаметному привлечению детей в Христианство. Здесь пришлось много объяснять, что веры их детей никто касаться не намерен, а получение ими образования несет общероссийскую пользу. Монастырь же только исполняет заповедь Христову считать своими ближними не только единоверцев, но и иноверцев. Беседы в таком духе все же привели к устроению школы. Возникали также опасения, что обучившихся будут привлекать в солдаты. На это многие из их же собратий возражали: "Что же, если Царю парень понадобится, как не отдать? Ведь Царь-то свой!"10. отсюда можно сделать вывод, что устроенная монастырем школа расшевелила апатию татар, заставила их вдуматься во всеобщее дело Народного Просвещения. Впоследствие обучение мальчиков и девочек разделилось на группы. На 1890/91 учебный год насчитывалось 19 татарских мальчиков и 19 русских девочек. В 1892 году в помещении школы был пожар и занятия с января месяца 1892/93 учебного года были прекращены за неимением помещения, и школа закрыта на неопределенное время11.

    1 Тобольские Епархиальные ведомости, 1 июля 1902г., №13, стр.189
    2 Там же, стр.190-191
    3 Там же, стр. 191-192
    4 Тобольские Епархиальные ведомости, 1 и 16 января 1889 года, №1 и 2, стр. 399-405
    5 Там же, стр.432
    6 Там же, стр. 438-441
    7 Ф197 дело32, лист 9-11
    8 Ф197 дело65, 1-5 листы
    9 Там же, 10, 20 листы
    10 Там же, лист21
    11 Там же, лист 53


    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.