Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • К истории Благовещенского собора города Тюмени (1700-1932 гг.). Артур Васильевич Чернышев

  • К 10-летию восстановления Тюменского Свято-Троицкого мужского монастыря

  • Иерей Вадим Баранов. Храму святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Салехарде -110 лет

  • Оскудевает храм Божий - оскудевает и село

  • Здравствуй, матушка Успение!

  • Под Покровом Божьей Матери

  • Мир граду твоему даруй...

  • Паломничество в поселок Харп в храм Рождества Богородицы

  • Храм Успения Божией Матери

  • Милосердия двери отверзи

  • Откровения от Владимира

  • Колокольный звон над красным яром

  • Александровская часовня

  • Храм Михаила Архангела в Тюмени

  • Молебен в Ильинском монастыре

  • История Ильинской церкви

  • Историческое обозрение о Всехсвятской (Кладбищенской) церкви города Тюмени

  • Собор Знамения Пресвятой Богородицы в Тюмени (часть 2)

  • Собор Знамения Пресвятой Богородицы в Тюмени

  • День святого апостола Андрея

  • Колокольный звон плывет над Успенкой

  • Церковь михаила Архангела

  • Еще о Вознесенско-георгиевском храме в г.Тюмени

  • Между прошлым и будущим

  • История Свято-троицкого монастыря

  • История одного храма

  • История Крестовоздвиженского храма

  • Иоанно-Введенский монастырь

  • Храм Михаила Архангела в Тюмени

         Время расцвета, забвения и возрождения 1781 - 2001 гг.

         Церковь Михаила Архангела расположена на пересечении улиц Ленина (бывшая Спасская) и Тургенева (бывшая Большая Архангельская, или Полицейская). Первое упоминание о ней относится к 1616 году, когда храм уже существовал, о чем встречаются свидетельства в книге "Тюмень архитектурная" (стр. 65). Однако, каких-либо подтверждающих или опровергающих доказательств нами не обнаружено и, вероятно, эта дата так и останется отправной точкой начала истории храма во имя Архистратига Божия Михаила, хотя и не бесспорной. Первая церковь, на месте которой сегодня величаво возвышается двухэтажное молитвенное здание, отреставрированное после закрытия и 62-летнего использования не по назначению, была деревянной и простояла до 1697 года, когда произошел пожар. На месте сгоревшего был заново отстроен деревянный храм. Он простоял чуть более 60 лет, а в 1766 году вновь был уничтожен огнем. Так, по крайней мере, свидетельствует историк-краевед XIX века Н.А. Абрамов.* 13 мая 1781 года в донесении Тюменского Духовного правления епископу Тобольскому и Сибирскому Варлааму I (Петрову) указывалось, что Михайло-Архангельский храм находится в ветхом состоянии, и прихожане просят разрешить вместо обветшалой деревянной построить каменную церковь, для чего уже заготовлен весь необходимый материал и даже найдены работники. Действительно, прихожане Михайло-Архангельской церкви указывали, что "вместо обветшалой желательно построить каменную церковь...", а также необходимо учесть и тот факт, что в июне 1766 года сильный пожар истребил почти весь город из 604 дворов, кроме Затюменья и Заречья, была уничтожена и Михайло-Архангельская церковь.

         Согласно запросу Тюменского Духовного правления епископу Тобольскому и Сибирскому Варлааму I о разрешении на строительство каменной церкви и подтверждении письменного согласия, ориентировочно в мае 1781 года началось возведение каменного храма с прежним названием в честь Михаила Архангела. Оно велось десять лет и 7 июня 1791 года игуменом Тюменского Свято-Троицкого монастыря Треадием, было освящено. При постройке храма блистали мастерством тюменские кирпичники: братья С. и Я. Ждановы, П. и М. Комаровы, С. и А. Лобозеровы, Г. и Б. Падерины, а также братья каменщики В., Я. и Ф. Кокорины. Кирпич для церкви изготавливал А. Хатунский. В 1788 году брат последнего, крестьянин Е. Хатунский, знавший толк "в каменном строении искусно", определил, что "фундамент заложен прочный и стены кладутся надежно".

         Первоначально предполагалось, что каменное здание будет одноэтажным с приделом во имя Архистратига Божия Михаила, но оно имело маленький объем и довольно обширную трапезу** с 2-х ярусной колокольней. Однако, в процессе строительства были внесены кардинальные изменения и принято решение возвести 2-х этажное здание с размещением на верхнем этаже придела во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Итак, первый - теплый, где богослужения проходили только зимой, был освящен 7 июня 1791 года, второй - холодный, освящен 10 августа 1824 года архимандритом Тюменского Свято-Троицкого монастыря Амвросием.

         По существу в 1824 году была закончена реконструкция всего храма, строившегося около сорока трех лет. Он простоял без изменения до конца XIX века. В 1898 году к северной (левой) стороне придела Архистратига Божия Михаила начался пристрой одноэтажного придела во имя святого Симеона Верхотурского.

         Создание церковного комплекса происходило на стыке двух архитектурных стилей: сибирского барокко*** и классицизма, в таком виде он сохранился и до наших дней.

         После освящения 10 августа 1824 года придельного храма на втором этаже, нижний придел уже нуждался в ремонте: необходима была замена иконостаса, престола и пола. Спустя два года все ремонтные работы были завершены. На исправление их было затрачено около 550 рублей, пожертвованных камышловским купцом, проживавшим в то время в Тюмени, Евграфом Щепетильниковым. Освящение отремонтированного нижнего придела состоялось 24 сентября 1824 года. После того, как Михайло-Архангельская церковь приобрела нормальный вид, церковным старостой тюменским купцом первой гильдии В. Трусовым и причтом, при помощи прихожан, началось благоустройство территории храма. В 1836 году были построены: деревянная сторожка, каменная церковная ограда с железными решетками на двое ворот, одни-железные, вторые- деревянные, и небольшая каменная лавка в виде часовенки для продажи свечей, которая эстетично вписалась в интерьер у железных ворот с восточной стороны ограды. В 1840 году по инициативе церковного старосты Василия Трусова храм с внешней и внутренней сторон был отреставрирован: оштукатурены и побелены стены, отремонтирована и покрашена зеленой краской крыша, обновлены позолотой маковицы с крестами, на крыше установлены железные трубы для стока дождевой воды. Спустя два года были заменены полы верхнего и нижнего этажей. В ноябре 1856 года, по инициативе В. Трусова, на территории церкви вместо ветхого, построенного в 1819 году для богадельни**** дома, началось строительство нового деревянного, который предназначался для проживания священно-церковнослужителей.

         Что касается личности В. Трусова, то хотелось бы особо подчеркнуть, что за время пребывания в должности церковного старосты Михайло-Архангельского храма, он не жалел средств и сил на его благоустройство. Как видно из реестра-отчета, составленного Тюменским Духовным правлением в Тобольскую Духовную Консисторию от 16 марта 1859 года, им на приобретение икон, риз, хоругви, а также ремонт храма, церковных построек и прочего было пожертвовано около 21500 рублей.

         Из описи Михайло-Архангельской церкви, которая была составлена священно-церковнослужителями в мае 1853 года, мы имеем возможность более подробно представить внутренний и внешний вид храма. Особо хотелось бы остановиться на некоторых деталях этой описи. Первое - на колокольне церкви находилось семь колоколов: 1-й = 266 п. 18 ф.; 2-й = 161 п. 30 ф.; 3-й = 34 п.; 4-й = 6 п. 9 ф.; 5-й = без веса; 6-й = 10 ф.; 7-й = без веса, тогда как в описи имущества церкви за 1803-1865 годы значилось всего 6 колоколов. Первый колокол весом 266 п. 18 ф. не значился и, вероятно, был отлит и установлен накануне перед составлением указанной описи. Второе - четыре иконостаса: два - предалтарных и два - размещенных по левую и правую сторонам у входа в трапезную второго этажа были голубого цвета. Третье - в храме находился представлявший особую ценность серебряный с позолотой крест, с мощами угодников Божиих: Варфоломея и Варнавы, великомучеников Спиридона и Феодора Тирона, царя Константина и Ефрема Сирина, царицы Феодоры и Анны Кашинской, весом 38 золотников. Он был подарен в 1843 году статским советником Петром Жилиным.

         В мае 1860 года церковному старосте и причту дано разрешение из тюменского Духовного правления на осуществление ремонтных работ: производство штукатурки и побелки храма, ограды и ворот, а уже через год производятся ремонтные работы и замена иконостаса на втором этаже придельного храма во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи.***** По завершении реставрационных работ причтом Михайло-Архангельской церкви началось строительство в деревне Саврасковой, позднее переименованной в Патрушева, новой деревянной часовни. Разрешение на это было получено 23 декабря 1861 года, и строительство велось около пяти лет. Закончилось оно 17 июня 1866 года. Все расходы взял на себя тюменский купец первой гильдии Яков Корнеевич Щетинин. Вторая часовня - в деревне Плеханова - была построена 13 февраля 1895 года усердием жителей деревень Плеханова, Дербышей, Дударева и также являлась приписной к Михайло-Архангельской церкви г. Тюмени.

         В 1897 году прихожанами Михайло-Архангельской церкви рассматривается вопрос о строительстве придельного храма в честь святого праведного Симеона, Верхотурского чудотворца и покровителя Сибири, к левой (северной) стороне. Основной мотивировкой этого стала малая вместимость церкви, что особенно было заметно в двунадесятые или храмовые праздники, когда многим молящимся не было возможности пройти не только в саму церковь, но даже поместиться на паперти и приходилось оставаться под открытым небом. Предложение верующих о строительстве третьего придельного храма архиереем было одобрено и уже в мае составлена смета на предполагаемые затраты в сумме 6256 руб. 93 коп.

         В ноябре того же года епархиальным архитектором Б.Б. Цинке составляется проект на постройку к церкви двух приделов с южной и северной сторон. Однако закладка фундамента была осуществлена только с северной стороны, а на пристрой с южной стороны проект не был утвержден. Итак, после ряда согласований и с благословения епископа Тобольского и Сибирского Антония IY (Коржавина), 10 мая 1898 года происходит закладка фундамента придельного храма во имя святого праведного Симеона, Верхотурского чудотворца и покровителя Сибири. Чин закладки состоялся после Божественной литургии, начавшейся в 9 часов утра, его совершали благочинный церквей г. Тюмени Михаил Иноземцев и приходской священник Василий Арефьев. Возведение одноэтажного придельного храма велось оперативно и уже 3 октября следующего года состоялось освящение.

         В 1892 году при Михайло-Архангельской церкви впервые открывается в приходе одноклассная церковно-приходская школа. К тому времени в городе существовала только одна духовная школа при Троицком монастыре, в которой учились 14 мальчиков. Первоначально церковно-приходская школа была смешанной, в ней училось 60 мальчиков и 21 девочка. Однако уже через год, с 6 февраля занятия проходили в специальном доме, купленном в Малом городище Тюменским мещанским обществом для приходов Спасской и Михайло-Архангельской церквей и называлась она Спасо-Архангелькая школа. Духовное учебное заведение существовало до 1898 года, когда Спасская мужская школа была переведена в новое каменное здание, построенное на средства по завещанию купца Г.Т. Молодых и частично на средства прихожан указанной церкви. Архангельская же осталась с одним женским отделением. Через год при школе открывается отделение и для мальчиков. Последующие пять лет в Архангельской школе сохранялось разделение классов по половому признаку, и только в 1904 году два класса были преобразованы в одну смешанную с 4-х годичным курсом обучения школу, которая существовала до 1908 года. Совмещение классов произошло после покупки в 1904 году Тюменским мещанским обществом 2-х этажного дома, к дню рождения царевича Алексея Николаевича. Здание было поделено на две части: на втором этаже находились два учебных класса, в которых обучалось до 70-ти учащихся, учительская комната с библиотекой и раздевалкой, а первый этаж использовался под квартиры для учителей. При школе имелись небольшой флигель, амбар, погреб, кладовая и конюшня.

         В 1898 году, 16 декабря, в Михайло-Архангельской церкви проходит чествование отца Василия Арефьева в связи с 34-летием служения в сане священника и 15-летием работы в этом храме. Торжество началось после Божественной литургии. В поздравлениях особо отмечались его заслуги в открытии церковно-приходской школы, его внимательное отношение к духовому просвещению детей, законоучительство в этой школе; а также заслуги в строительстве левого придельного храма в честь святого праведного Симеона, Верхотурского чудотворца. На торжествах о. Василию был вручен наперсный крест.

         1 февраля 1902 года редкие монотонные удары колоколов Михайло-Архангельской церкви возвестили о печальном факте - смерти отца Василия Яковлевича Арефьева, которому исполнилось всего 60 лет. Через два дня, в 9 часов утра, при большом стечении верующих была совершена заупокойная литургия, которую вёл товарищ его по школе и сослуживец, законоучитель Александровского реального училища протоиерей Иоанн Лепехин. Тело покойного отца Василия погребли на территории Тюменского Троицкого монастыря.

         Последующие семнадцать лет о жизни церкви и его прихода сохранилось мало сведений, за исключением того, что в 1911 году церковь дважды посещал епископ Тобольский и Сибирский Евсевий (Гроздов), первый раз - 16 июня, второй - 16 июля. Эти посещения проходили во время обозревательной поездки владыки по югу епархии. Во время второго посещения он внимательно осмотрел храм и обратил внимание на стены, которые нуждались в ремонте, а также указал на необходимость покрытия иконостасов алюминием. Да и недавно сделанный иконостас в приделе во имя святого праведного Симеона Верхотурского требовал ремонта.

         В следующие годы Михайло-Архангельская церковь переживала ряд глубоких потрясений. В октябре 1919 года в губернский отдел юстиции поступают сведения о состоянии православной общины Михайло-Архангельской церкви, которые свидетельствуют, что церковная община состоит из жителей Большого и Малого городищ, центральной части города и шести близлежайших деревень: Патрушева, Дударева, Дербыши, Плеханова, Труфанова и Маринина.

         23 февраля 1922 года ВЦИК издал декрет, согласно которому местным Советам предлагалось изъять из церквей все имущество и драгоценности (золото, серебро и ценные камни), якобы для помощи голодающим Поволжья. Изъятие церковного имущества в Михайло-Архангельской церкви происходило 28 апреля, количество конфискованной серебряной утвари и ценных камней составило 5 пудов 31 фунт 47 золотников 30 долей.******

         В 1925 году Михайло-Архангельская церковь вновь стала объектом нападок и притеснений со стороны государства. 12 июня Президиум Тюменского окружного исполнительного комитета принял постановление о передаче храма из пользования верующих тихоновского течения верующим-обновленцам. Как отмечалось в докладной записке т. Шебова, численность общины составляла всего 71 человек. Причиной расторжения договора в 1923 году послужило, якобы, невыполнение ряда договорных обязательств, касающихся ремонта храма. Передача Михайло-Архангельской церкви со всем находящимся богослужебным имуществом, числящимся по описи, состоялось 13 июня в 11 часов дня представителю обновленческого Тюменского епархиального совета протоиерею В.А. Марсову. Процесс передачи молитвенного здания проходил в спокойной обстановке и без каких-либо инцидентов.

         16 марта 1926 года из Михайло-Архангельской церкви передаются Плетневскому религиозному обществу Юргинского района 19 икон и 2 хоругви, принадлежавшие когда-то церкви Тюменского Сиропитательного заведения, а спустя год - 12 апреля - 8 икон в Никольскую церковь деревни Шадринское.

         В конце 20-х годов исполнительным комитетом г. Тюмени, под давлением заинтересованных лиц, осуществляются акты закрытия храмов с целью использования их для других целей. Основой таких действий послужила ленинская поправка к 13 статье декрета "О свободе совести и вероисповеданий" от 23 января 1918 года. Михайло-Архангельскую церковь предполагалось использовать под общежитие или школу.

         С 1934 по 1945 годы здание церкви трижды капитально перестраивалось. Первый раз - в 1934 году сняли купол, колокола и реконструировали помещение под клуб, контору, склады и гараж; второй раз - в 1941 году оборудовали гарнизонную прачечную, что вызвало новые капитальные перестройки; третий раз - в 1945 году, под столовую и общежитие. Далее, в 1948 году, здание церкви использовалось строительно-монтажным управлением (ОСМУ-3) завода строймашин, что привело к полной бесхозяйственности, и 3 августа договор на эксплуатацию с указанным предприятием был расторгнут. Кто в последние годы являлся хозяином церковного здания, неизвестно.

         5 июля 1976 года Михайло-Архангельская, как и другие церкви города, берется под государственную охрану и включается в реестр архитектурно-монументального искусства местного значения. Решением исполкома Тюменского областного Совета народных депутатов было определено передать храм на баланс управления культуры, которое в месячный срок должно было заключить охранно-арендный договор на право его эксплуатации.

         Спустя 62 года после закрытия и использования Михайло-Архангельской церкви не по назначению, 18 июля 1991 г., она передается Тобольско-Тюменской епархии и становится приписной к Знаменскому Кафедральному собору г. Тюмени. Процесс возвращения Михайло-Архангельской церкви являлся сложным, т.к. еще 21 августа 1989 года Тюменский городской Совет принял решение о передаче здания-памятника в аренду Омско-Тюменской епархии с целью создания в нем миротворческого и экуменического центра. Однако, церковь не была передана ни в этом, ни в следующем году.

         Медлил с передачей её арендатор - Тюменский областной краеведческий музей (директор Т.М. Исламова), не желавший расставаться с Михайло - Архангельской церковью и комплексом Тюменского Свято-Троицкого монастыря.

         С 1995 года на территории Михайло-Архангельского храма начинаются строительно-восстановительные работы на площади в 0.27 га земли и составляется проект воскресной школы Знаменского Кафедрального собора, одобренные распоряжением главы администрации города Тюмени.

         В 1997 году, в ночь на 1 июля, из Михайло-Архангельской церкви исчезли три иконы, одна из которых - 16 века. В ходе кропотливой работы оперативниками был вычислен грабитель и его место жительства. По горячим следам две иконы обнаружены в городе Кургане, а третья, особо ценная, не найдена.

         С 1997 года началось восстановление церкви. До этого года велись в основном подготовительные работы: вывоз мусора и заготовка материалов. Особое внимание было уделено строительству колокольни, которое продолжалось около трех лет. В 1998 году началась внутренняя отделка двух приделов и лестницы, ведущей на второй этаж. Первый придел (нижний) - во имя Михаила Архангела; второй (верхний) - в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Нижний уже через год смог принять молящихся к престольному празднику. Иконостас и большие киоты были изготовлены мастерами резьбы по дереву из города Йошкар-Ола - братьями Волковыми, а иконы пожертвованы верующими города.

         Что касается третьего (левого) придельного храма во имя Симеона Верхотурского, то основные реставрационные работы должны начаться в ближайшее время, а пока подыскиваются мастера, материалы и прочее. На территории храма предполагается строительство православной гимназии.

         В мае 2000 года, после 70-летнего перерыва, был назначен настоятель Михайло-Архангельской церкви - отец Николай Егоров. С его приходом сформирован церковный совет из трех человек: о. Николай, А.Н. Пермяков и А.Ю. Верейкин.

         Недалек тот день, когда полностью восстановленный молитвенно - архитектурный комплекс будет вновь, как и сто лет назад, изумлять жителей и гостей города своим видом и изяществом. С восстановлением внешнего храма будет обновляться и внутренний храм - храм души человека.

    ПРИМЕЧАНИЕ:

    * Тобольские губернские ведомости. - 1858. - № 51. - С. 727.
    ** Трапеза -внутренний, основной притвор.
    *** Термин "сибирское барокко" условен. Он принят по аналогии с уже существовавшими обозначениями русских архитектурных школ с элементами барокко в композиции. - Ред.
    **** Богадельня - приют для инвалидов и нищих. - Ред.
    ***** Начиная с описи церковного имущества 1853 года, придел во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна стал называться Усекновение главы Иоанна Предтечи.
    ****** 1 пуд = 16 кг., 1 фунт = 0,409 кг., 1 золотник = 4,266 г., 1 доля = 44,43 мг.

    Владислав Александрович Курмачев



    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.