10 декабря православные христиане отмечают престольный праздник храма иконы Божьей Матери «Знамение».
Ханты-Мансийск моего детства. Затерянный в лесных трущобах, отсечённый от мегаполисов тысячами километров. Размеренность и предсказуемость жизненного бытия. Только в середине 90-ых годов я, коренная жительница города, узнала, что Ханты-Мансийску как поселению - 360 лет. Мы были лишены этой истории, ни один из взрослых ни разу не рассказал нам о старом, дореволюционном Самарово. Никто не сказал, откуда это название пришло в нашу жизнь. Да и само название ассоциировалось исключительно с южной частью города.
Первое посещение церкви в Ялте. Как мираж, как полёт на Луну, как прикосновение к жизни, о которой никогда прежде не слышал. Не было у меня верующих бабушек, а в самом Ханты-Мансийске более шестидесяти лет не звонили колокола.
Сейчас, по прошествии многих лет понимаю, откуда это ощущение беспросветности, мучившее меня все юношеские годы. Святые отцы говорят, что город, в котором стоит церковь и служится литургия, устоит во все времена.
Но так определил Господь, и таково заступничество перед ним Царицы Небесной - покровительницы окружного центра, что после десятилетий духовной пустоты, в начале 90-ых, когда в городе ещё не было своего священника, вознёсся в небеса храм в честь иконы Божьей Матери «Знамение». Но его история, как вы понимаете, началась ещё раньше.
НАДЛЕЖАЛО БЫТЬ В САМАРОВО
В 1170 году князь Андрей Боголюбский, поставивший перед собой цель - объединить Русь, послал с войной на Новгород своего сына Мстислава. Силы были неравные. Новгород вот-вот должен был сдаться на милость победителю. Архиепископ Новгородский Иоанн три дня и три ночи с самого появления врагов стоял при алтаре Господнем в соборной церкви, ограждая свою паству неусыпными молитвами. В последнюю ночь, когда все знали, что следующий день решит свободу или рабство Новгорода, святитель услышал голос, повелевавший ему идти в церковь Спаса на Ильинской улице, взять оттуда икону Владычицы и вознести её на городскую стену – и «узриши спасение граду». Что и сделали. Тучи стрел летели на стену. Вдруг одна стрела какого-то суздальца вонзилась в икону – внезапно святой лик свой Она отвратила от нападавших и обратилась к городу. Слёзы падали из очей Богородицы, и святитель Иоанн, приняв их на свою фелонь, в умилении воскликнул: «О, дивное чудо! Как из сухого дерева текут слёзы? Царице! Ты даёшь нам знамение, что сим образом молишься пред Сыном Твоим и Богом нашим об избавлении града». Враг бежал в страхе. Все признали спасение Новгорода чудом от иконы Божией Матери "Знамение".
В 19 столетии икону Божьей Матери «Знамение» везли миссионеры в одну из церквей Иркутска. Отдохнув в Самарово, путники решили отправиться дальше, но троекратные попытки отчалить от берега не увенчались успехом. Бушевала буря, волна накатывалась на волну, грозя подмять под себя небольшое судно. Это обстоятельство послужило знамением - иконе надлежало быть в Самарово. В Самаровской церкви ей отвели придел, и она долго ещё несла любовь и свет местным жителям. Этот факт описывает в своей книге «Самарово» видный историк, публицист, наш с вами земляк Хрисанф Лопарев.
Дату рождения округа - 10 декабря большевики определили много позже. В то же время Ханты-Мансийск приобрёл статус окружного центра. Естественно, что решение это никак не соотносили с днём празднования иконы Божьей Матери «Знамение». Время всё расставило по своим местам. 10 декабря округ отмечает свой день рождения, а православные христиане Ханты-Мансийска, ставшего впоследствии окружным центром - престольный праздник первого после времён большевизма храма.
ЦЕРКОВЬ СТРОИЛИ ВСЕМ МИРОМ
И всё же даже в большевистские времена не переставала звучать в окружном центре молитва. Молились, в основном, бабушки, многие из них уже обрели вечный покой. Они собирались для молитвы на квартирах, а когда в конце 80-ых православному приходу достался дом, впоследствии освящённый архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием как молельный (он располагался на улице Комсомольской, сейчас там трапезная храма), радости не было предела. К слову, это был первый престол, который освятил Владыка в нашей епархии. Одна из первых прихожанок вспоминает, что алтарь находился за фанерной перегородкой, многого не хватало. К примеру, подсвечники сооружали из деревянных брусков, в центре которых вырезалось место под свечи. Здесь ставились свечи и за упокой, и за здравие. Анна Васильевна Медведева нередко повторяла «У Бога все живы». Сначала читали Акафисты и каноны. «Гласам» учились по магнитофонным записям. Головой всему была молитва. Искренняя, сердечная, выстраданная. Бабушки всем сердцем молились о том, чтобы в Ханты-Мансийске появилась своя церковь.
«Сложнее всего было решать вопрос с финансами, - рассказывает нынешняя староста Александра Павловна Соломатова. - Помню, как мы собирали деньги на народных празднествах и гуляниях, у каждого из нас был ящичек для пожертвований, продавали и церковную литературу, иконки - люди с удовольствием покупали, душа русская истосковалась по вере. Были и жертвователи среди предпринимателей, горожан. Ведь во все времена на Руси церковь строили всем миром».
Именно эти бабушки вынесли на себе весь тяжкий груз строительства первой, после коммунистических времён, церкви в Ханты-Мансийске. Анна Васильевна Медведева вспоминает, как приходилось вручную копать канавы под фундамент, как таскали на своих немощных плечах доски и прочий стройматериал, как переживали за неудачи строительства. Мне кто-то из прихожан сказал однажды, что каждое брёвнышко строящейся церкви омыто слезами этих бабушек. Но такая вера и любовь к Богу горела в их сердцах, что никакие трудности не могли остановить этих великих женщин трудиться во славу Божию. Степанида Ипатьевна Иванова, Анна Васильевна Медведева, Александра Павловна Соломатова, Васса Григорьевна Гаврилова, Анна Ефимовна Милютина, Прокопий Матвеевич Воронцев, Иван Слинкин, Анна Ямзина, Полина Федосеевна Сафонова, Анна Васильевна Ковалёва, Ангелина Ивановна Басова, Александра Санникова, Анна Васильевна Ковалёва, Татьяна Константиновна Баженова, Вера Кондратьевна Касаткина, Галина Ивановна Слинкина, Лидия Николаевна Близнюк, Николай Глухарев, Агафья Яковлевна Рыбьякова, Антонина Судейкина. Низкий Вам поклон.
САМ ГОСПОДЬ УПРАВЛЯЛ
СТРОЙКОЙ
Владимир Семёнович Семёнов в начале 90-ых работал заместителем главы администрации города по капитальному строительству. Его судьба схожа с сотнями судеб его сверстников. Пионерия, комсомол, партия. «Перестройка» разрушила все его прежние представления о жизни. «Почему - нередко задавался он в начале 90-ых вопросом, - так легко разрушилось то, чем жили люди десятилетия? Почему в магазинах нет сахара, а табак по талонам? Что осталось от прежней хозяйственной системы?» Скорее по долгу службы, чем по велению сердца (хотя пути Господни неисповедимы), начал курировать строительство церкви. Вспоминает, что проект её состоял из пяти листочков. Дело-то в те времена было новое. «Не успел проконтролировать, - вспоминает Владимир Семёнович, - приехал, а вход в церковь установили не с той стороны, как положено по канонам».
Именно Владимир Семёнович Семёнов написал от имени администрации города прошение епископу Тобольскому и Тюменскому Димитрию. И тот благословил начать строительство церкви.
Было чрезвычайно сложно. Денег не было, в организаторах – бабушки, но, казалось, сам Господь управлял этой стройкой. Духовно окормлял православный приход окружного центра и строительство церкви иконы Божьей Матери "Знамение" архимандрит Зосима, который приезжал из Тобольска по благословению Владыки. Большую помощь в строительстве практическими советами и реальными делами оказала Ангелина Евгеньевна Есняцкая.
А Владимир Семёнович Семёнов в 1994 году в уже зрелом возрасте «покрестился». И в 1996 году возглавил новое строительство, теперь уже церкви в честь иконы Покрова Пресвятой Богородицы.
И ГОРОД ЗАМЕР ПОД
СЕНЬЮ КРЕСТА…
(Монолог прихожанки
рабы Божьей Татьяны)
В молельном доме всегда звучала молитва. В какой бы день ни пришёл. Постоишь 20-30 минут, а зёрнышко любви в сердце останется. Нас вела молитва. Сила за неё прибавлялась. Батюшка приедет – даст послушание. А через послушание и смирение духовно укреплялись и мы сами, и дети наши. Внешне наша жизнь не менялась. Но постепенно на первый план выходила духовная жизнь.
В это время и завершилось строительство храма. Это была «великая» стройка. Вспоминаю, как поднимали крест. Строители, как и все мы, долгие годы жившие без Бога в душе, недоумевали, мол, сами установим – какие проблемы? В это время в город приехал отец Иоанн из Урая, мы звонить в Тобольск, к протоиерею Алексию Сидоренко, благочинному по округу, который немало помог в становлении православной общины окружного центра, он благословил поднять крест. Для нас это было, как Воздвижение Креста Господня. Такое благолепие. Казалось, город затих под сенью креста.
Храм поднимался, а горожанин, видя, как поднимается бревно за бревном – созревал духовно. Он уже не мог пройти мимо. И когда выросла Церковь, в преддверии Пасхи, на Вербное Воскресенье, это было в 1995 году, помню, что люди стояли с вербочками напротив поликлиники. Так «изголодалась» душа по Богу.
ХРАМ – ЭТО НЕБО НА ЗЕМЛЕ
«Святые отцы сравнивают храм Божий, - рассказывает иерей Сергий Кравцов, который был назначен настоятелем храма в честь иконы Божьей Матери «Знамение» в 1996 году, - с кораблём, плывущим по бушующему морю зла и страстей, путь которого лежит в тихую гавань – Царствие Небесное. Кормчий, капитан – сам Господь. Люди спешат на корабль под Покров Божьей Матери, чтобы найти утешение и опору. Каждый входящий в церковь чувствует, как легко становится на сердце, как оно оживает. Наши предки, приходя на новое место, сначала рубили храм, а затем возводили дома. Ведь храм – основа жизни».
|