|
||
|
К истории Благовещенского собора города Тюмени (1700-1932 гг.). Артур Васильевич Чернышев К 10-летию восстановления Тюменского Свято-Троицкого мужского монастыря Иерей Вадим Баранов. Храму святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Салехарде -110 лет Историческое обозрение о Всехсвятской (Кладбищенской) церкви города Тюмени |
История одного храма В начале нашего века в ходе cтолыпинской реформы происходит переселение белорусов в Сибирь. Несколько семей строят жилье на берегу р. Иски, в 20-ти верстах от села Велижанское Тюменского уезда (ныне Н-Тавдинский район), осваивают землю, поселению дают название Красный Яр. Вот что рассказывает пожилая жительница деревни Мария Быкова: "Очень красивым был поселок. В окружении бора и речки, стоял на бугре, на яре. По берегам речки сплошняком цвела черемуха. Красноярские парни сватали в жены себе девушек из деревни Сартовой, тоже из белорусских поселенцев. А позже роднились и с чалдонами, поселившимися там раньше". Народ трудолюбивый и неприхотливый был, православный. Общими усилиями срубили небольшую церковь из "красного" леса. Стояла она посреди села добротная, красивая. Исходя из архивных данных, в июне 1914 г. в новый храм для пользы службы перемещен псаломщик с. Погодаевской церкви Ялуторовского уезда Михаил Владыкин (1) В 1917г., по благословению преосвященного Гермогена, туда же из Антроповской церкви Тюменского уезда переведен священник о. Петр Цветков. Он приехал с женой Марией и четырьмя детьми. А в 1921 г. его заменил о. Тимофей Кочетков, который прибыл из г. Спасска Тамбовской губернии с женой Еленой и двумя взрослыми дочерьми. Он был рукоположен Тюменским епископом Иринархом в сан священника, хотя имел лишь домашнее образование. Те времена помнит старожилка поселка Марфа Носырева, 1907 г.р.: "В Красноярской церкви меня крестили, там я и причащалась последний раз. Помню праздник Богоявления, ледяной Иордан в виде креста на р. Иске, мужики скидывали тулупы и ныряли. Батюшка был очень хороший, а главное - веселый, как-то он даже стал плясать на свадьбе, но матушка приструнила его". А вот что вспомнила Анна Кузьмина, 1914 г.р.: "Наша семья приехала из Белоруссии. Нам дали землю для хутора между п. Красный Яр и д. Тандашково. Помню службу в церкви на Пасху. Давно это было... Красиво пел церковный хор. Жители несли в корзинках куличи, яйца для освящения. Помню батюшку, дом, где он жил. Дом красивый - в резных наличниках..." Вскоре Россия покатилась в пропасть безверия, вседозволенности, беззакония. В 1934 г. новоиспеченный активист Красноярского сельсовета по кличке "Воробей" (Ф.И.О. история не сохранила) на глазах у собравшихся прихожан сбрасывает кресты и колокола с церкви. Народ молча наблюдает... Но кресты не пропали, их в течение нескольких десятилетий хранит в амбаре богобоязненный местный лесник Василий Нагорняк. В том же году староста церкви Надежда Носырева пишет жалобу в Омский облисполком о том, что в храм явились избач и председатель сельсовета в пьяном виде. Избач надел ризу и стал кадить, распевая песни. Церковное имущество они собрали в кучу и ушли, захватив ключи от храма. С тех пор он закрыт (2). "Батюшка с семьей куда-то уехал, а в 1937 г. бывший псаломщик Алексей Тарадюк был арестован чекистами. После ареста домой он не вернулся", - об этом поведал пенсионер Федор Нагорняк, сын того Василия-лесника, спасшего кресты от поругания. Здание же церкви стояло еще долго, сначала служило клубом, затем складом под зерно и удобрения, наконец, в недавнем прошлом оно сгорело. Поселок Красный Яр в ходе различных коммунистических сельскохозяйственных экспериментов к середине 80-х годов совсем пришел в упадок. Жители разъехались. Осталось три-четыре дома да оскверненная церковка. Сказывалось также значительное удаление его от дорог с твердым покрытием. Он бы мог совсем исчезнуть с лица земли, как исчезли близлежащие деревни Темная Речка, Пролетарка, Красная Армия и Ленинские дни, но в 1987 г. п. Красный Яр становится центральной усадьбой совхоза "Дорожник", одним из структурных подразделений мощного объединения "Запсибдорстрой". Начинается интенсивное возрождение поселка, совершенно нового и необычного типа. Строится дорога-бетонка, которая соединяет его с Велижанским трактом. Возводятся шикарные, по тем меркам, благоустроенные коттеджи, производственная база, школа, детский сад. Внешний облик поселка и архитектуру каждого его объекта в отдельности, строители-северяне тщательно и кропотливо согласовывают с зам. начальника объединения В.С. Майдановым, непосредственным куратором стройки. Всяким безвкусицам и несуразицам поставлен был жесткий заслон. "Мы должны воспитать новое поколение людей на основе красоты и духовности", - говорил он, и при его участии генплан застройки предусматривал уже в 1987 г. строительство нового храма. Но время вносило свои коррективы. Перестройки, распад СССР, кризис экономики. Строительство поселка приостановилось. Часть людей разъехалась. Оставшиеся в 1997 г., отметив 10-тилетний юбилей возрожденного Красного Яра, собрались однажды у сгоревшего храма и рассудили так, что храм-то все-таки следует построить, может быть, не такой шикарный, как планировалось, а поскромнее, и никто кроме них самих не сделает это. Топоры в руках, вроде, не разучились держать, а воссоздать белорусский храм - дело немудреное. Главное - начать, а там... Господь поможет. 24 августа 1997 г. епископ Тобольский и Тюменский Димитрий благословил вновь избранного старосту на новостройку. Освящение закладки было назначено на 4 сентября. Оставался нерешенным один важный вопрос. В архивах не находилось данных, кому был посвящен старый храм, а новое посвящение сделать пока не решались. 1 сентября в очередной раз поехали в областной архив в надежде что-то найти и нашли! В клировой ведомости церкви п. Красный Яр за 1920-й год значилось, что в построенном в 1914 г. храме престол освящен в честь преподобного Александра Ошевенского. Час от часу не легче... Святой редкий. Житие - скудное. Икона, тропарь, акафист отсутствуют. "Что заставило переселенцев посвятить свой храм каргопольскому святому 15 века?" - терзали себя вопросами красноярцы. Такое посвящение - явление крайне исключительное, и храм прп. Александра Ошевенского, наверняка, - единственный в мире. 4 сентября 1997 г. благочинным Тюменского округа о. Тихоном освящена закладка храма. "Преподобный отче наш Александре, моли Бога о нас", - неслось над освященным Яром. И Каргопольский чудотворец молил. Его сильным предстательством за нас, грешных, милостью Божией стройка пошла стремительно. Появились благотворители, постоянно поддерживал духовно и материально о. Сергий Кистин - настоятель храма Трех Святителей г. Тюмени, окормляющий нас. В далекой деляне валили лес, на месте монтировали фундамент, на пилораме в с. Иска пилились доски. Сруб рос, как на дрожжах. Одновременно шел поиск сведений о святом Александре. Завязывались переписки, в том числе с Архангельской епархией, на территории которой пять веков назад подвизался преподобный, будучи игуменом построенной им Ошевенской обители. В приходе появилось "Житие прп. Александра", написанное в 1567 г. иеромонахом Феодосием. "Обширным и превосходным по содерджанию" назвал его историк В.К. Ключевский за сведения, которые всесторонне и ярко характеризуют жизнь Русского Севера XV-XVI столетий (3). Среди литературных памятников XVI в. вряд ли можно найти произведения, столь же богатое сведениями о различных сторонах жизни Севера, как житие Александра. Приведем лишь некоторые примеры. Автор рассказывает об обучении отрока Александра грамоте в глухой деревне Вещезеро "от ту сущих учителей", а затем в Кирилло-Белозерском монастыре "у некоего дьяка разумна искусна". Эти сведения расширяют наши знания о распространении грамотности и школ на Севере (4). В житие находим сведения о плотнике - "древоделателе" Василии, построившем в Ошевенском монастыре Никольскую церковь и, очевидно, славившемся на всем Севере, так что он был приглашен издалека - "от лук морских". Это одно из древнейших известий о северных зодчих, имена которых не дошли до нашего времеи. Житие сообщает о существовании в те же годы иконописной артели в Каргополе. (Ю.Н. Дмитриев. О творчестве древнерусск. художника. ТОДРЛ т. XIV. М.-Л., 1958. Стр.551). Здесь можно найти и ряд сведений, рисующих связь Каргополья с Новгородом и Москвой. Наконец, в житии содержится много чисто бытовых эпизодов из жизни иноков и мирян. Это рассказы о различных тяжбах, кражах и торговых сделках, о путешествиях по быстрым рекам. Они воссоздают реальную обстановку повседневного быта. В Красноярском приходе появляется также тропарь и кондак святому, написанные тем же священноиноком Феодосием в 1566 г., а также фото с иконы святого. Первый престольный праздник отметили 3 мая 1998 г., через 8 месяцев после закладки, уже в готовом срубе, только не было еще крыши. На праздник храма, по старой русской традиции, были приглашены гости из других приходов. Сделать предстояло немало: украсить храм, снабдить его утварью, закупить продукты, найти посуду, изготовить столы и лавки, найти и подготовить помещение для трапезы, крещения и много другого. А тут еще разбушевалась погода, повалил снег, и все вокруг раскисло. Начал ломаться транспорт, работники получали травмы, отключался свет. Трудности возрастали, настроение падало. "Где вера ваша?" - спрашивал Господь учеников, напуганных бурей. И мы верили, что Он поможет нам все устроить наилучшим образом. В житии прп. Александра есть описание чуда, которое произошло пять столетий назад в Ошевенском монастыре и которое имело место повториться в п. Красный Яр 3 мая 1998 г.: "Настал праздник чудотворца Николая, и, по Божию строению, погода потеплела. Снега обратились в воду, и не только не было для возов дороги, но и пешим трудно было идти. Игумен Максим был смущен этим и думал про себя: "Никого не будет на празднике..." - и решил оставить праздник без службы. Слегка задремав, услышал он, что застучали доски, и было ему видение, что из гробницы вышел светоносный старец Александр и сказал игумену: "Как, брате, хочешь ты такой праздник оставить без службы! Все недостатки ваши Бог восполнит, и праздник честно устроит, и пошлет вам обилие..." Тотчас пробудившись, он дивился чуду, прославляя Бога и прп. Александра, и стал готовиться к службе, и провел всю ночь без сна. В это время небо прояснилось, снег примерз к морскому льду, и установилась прежняя дорога. Множество народа от окрестных мест шли к монастырю, и был путь их легок. С духовным веселием праздновали они друг с другом. Не оставил преподобный и наши молитвы без внимания. К утру 3 мая выпал снег и приударил морозец. Отпала необходимость прокладывать тротуар от дороги до церкви. Кроме того, снег прикрыл пушистым, искристым ковром все наши строительные недоделки... В назначенное время, когда невдалеке от храма остановились автобусы с гостями и стали подтягиваться местные жители, со стороны недостроенной звонницы их встречал колокольный звон. И возликовала окрестность преисполненная давно забытыми звуками. Навстречу колокольному звону к церкви двинулся Крестный ход. Впереди несли Животворящий крест, за ним церковные знамена - хоругви. Ход возглавлял о. Сергий. Окружающий морозный воздух наполнился благовонным запахом кадящего ладана. Церковный хор запел пасхальный тропарь "Христос воскресе из мертвых Хор медленно подходил к церкви, обойдя вокруг. Колокола не смолкали. Крест был воздвигнут в прошлом году на освящении закладки храма. На стенах и над алтарем - иконы. Под иконами букеты верб и еловых лап. Над головами вместо куполов - небосвод и яркое, яркое солнце. Началась служба. Батюшка читал просительную Ектению Господу о спасении душ наших, о мире, о веси сей, об изобилии земных плодов, об избавлении нам от всяких скорбей, гнева и нужды, о создателях храма сего. Свечи держали в руках. Сердца наши чувствовали, что с нами присутствует Господь, ибо нам сказано: "Где двое или Трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них". А нас было собрано во Имя Господа более ста человек. На глазах многих были слезы. Конечно, описать сейчас, что мы тогда чувствовали, невозможно. Ведь вера, так же, как и любовь, выходит за пределы человеческой логики. Отслужили водосвятный молебен в честь святого. Батюшка прочитал небольшую проповедь о нем. Родился преподобный 17 марта 1427 г. в 80-ти верстах от Белозерска, за несколько месяцев до кончины прп. Кирилла Белозерского - ученика прп. Сергия Радонежского (+ 9 июня 1427 г.), с которым был связан духовными узами всю жизнь. Александр был сыном благочестивого землевладельца Никифора Ошевена и супруги его Фотинии. Сама Матерь Божия явилась к ним однажды и пообещала: "Подаст вам Бог сына знаменитого, сим его, и многие через него спасение получает". С ранних лет Александр являл особенное благочестие, любил пост и молитву. Монашеский постриг он принял в Кирилло-Белозерском монастыре в 20-тилетнем возрасте. В 1465 г. основал обитель близ нового места жительства своих родителей - Ошевенской слободы, в глухом лесу. 27 лет прп. Александр трудился в основанной им обители, уча братию. Понуждая их к благоразумию: "Молю вас, братие, попечемся о спасении душ наших от путей лукавых, которые суть сии: любоядение, воровство, клевета, пьянство, объядение, братоненавидение; от всего этого, братие, уклонимся. Покаемся во грехах своих: покаяние же есть путь, ведущий к небесному царствию, и без него нельзя войти туда; покаяние есть путь, вводящий в рай". 20 апреля 1479 г. святой мирно скончался в сане иеромонаха. Видя приближение своего конца, он призвал братию проститься. Братия, горько рыдая, говорили: "Молим тебя, отче, не оставь нас в твоем отшествии. Кто же будет нам наставником и вождем ко спасению". На что блаженный отвечал им: "Чада мои! Отходя от вас, я предаю вас Всемогущему Богу и Пречистой Его Матери. Он будет вам прибежище и стена от сетей вражьих. И молитвенника ко Господу вы имеете у себя, великого чудотворца Николая, и всех святых. Я же, если телесно отхожу от вас, но духовно с вами неотступно пребуду..." Впоследствии, при построении в обители нового храма во имя свт. Николая, мощи прп. Александра были обретены нетленными, и до конца существования монастыря не оскудевали благодатные исцеления от святых останков его первоначальника... О. Сергий поздравил всех с праздником. По очереди подходим, поклоняемся иконе святого, целуем крест. Батюшка кропит всех святой водой. Богослужение закончено. Предусмотрительные прихожане с баночками тянутся за святой водой. Все садимся в автобусы и едем в местный дом культуры. В специально подготовленном помещении батюшка начинает Таинство Святого Крещения. В этот день более 20 жителей Н-Тавдинского р-на получают свидетельство о крещении. Пока идет крещение, приходской совет рассказывает присутствующим об истории поселка, церкви и о прошлом, настоящем и предполагаемом будущем России. О том, что в недалеком 1913 г. страна наша по многим отраслям занимала 1-е место в мире; о том, что наши товары вытесняли на рынке японские и английские, в силу своей дешевизны и высокого качества. О том, что урожай зерна в России был на треть больше, чем в США, Канаде и Аргентине, вместе взятых. О том, что Россия, в силу своей святости, была житницей всего мира. И еще о том, что за 70 лет советского периода Россия дала нашей Церкви мучеников больше, чем за всю прежнюю христианскую историю. И, наконец, о том, что у страны нет будущего без опоры на Православие. Приходской совет также обратил внимание присутствующих на то, что недалеко время, когда 1-я Божественная Литургия совершится на Н-Тавдинский земле после длительного перерыва, и во время ее произойдет главное таинство Церкви - причащение Телом и Кровью Христовой. И о том, что мы в силах приблизить это величайшее событие посильными своими лептами на строительство храма. Приходской совет поблагодарил всех благотворителей, вручил им благодарственные грамоты, а также - непосредственных строителей храма, которым приходилось работать по 10-12 часов в трескучие морозы и дождь. Своим трудом они собрали себе "сокровище на небесах". Мы можем что-то забыть. Господь ничего не забудет. Господь обещал награду за чашу студеной воды, поданной во имя ученика его, тем более Он ущедрит того, кто принесет жертву во имя Его. Они и в этой жизни и в будущей удостоятся благоволения Божия. Церковный хор запел "Многая лета" благотворящим на святые храмы. После общей молитвы батюшка пригласил всех к столу на трапезу. Красноярские дети подготовили грандиозный концерт. Рассказывали пасхальные стихи, пели народные песни, танцевали. Им были вручены подарки... Нас благодарили и расходились, унося с собой благодатные воспоминания и баночки со святой водой. Не преминул о. Сергий заехать к 90-летней Марфе Матвеевне Носыревой, исповедовал и причастил ее Преждеосвященными Дарами. Марфа ждала этого более, чем полвека... "Русь святая. Храни Веру Православную". С тех пор богослужения в строящемся храме стали регулярными. О. Сергий приезжал к нам раз в месяц. Служились молебны, проводилось крещение, отпевание и др. требы. Строительство шло своим чередом. За лето появилась крыша, полы. Еще в сентябре прихожане с тревогой думали о неутепленном здании церкви и грядущей зиме. Но Господь в очередной раз помог: сложена печь, сварено отопление, изготовлены двери. Причем все это сделано безвозмездно жителем с. Упорово Андреем Муравецким, который откликнулся на нашу просьбу о помощи. Так, благодаря нашим Боговозлюбленным благотворителям, храм продолжал строиться. В январе 1999 г. принялись за изготовление иконостаса. О. Сергий направил к нам 2-х мастеров Петра и Аркадия. Не оскудела Россия талантами! Приближался очередной престольный праздник, к которому мы хотели приурочить 1-ю литургию. И ребята с иконостасом уложились в срок. В 1-м ярусе не хватало лишь храмовой иконы, иконы прп. Александра. Был у нас тогда всего лишь один образок святого, переснятый с жития. Пробовали увеличить - не вышло. Когда мы еще год назад обратились по поводу написания иконы к о. Алипию - руководителю Тобольской иконописной школы, то он пообещал выполнить нам заказ не раньше, чем лет через десять. - О. Алипий! Как же нам без храмовой-то иконы? - вопрошали мы. - У меня кафедральный собор без храмовой иконы, - парировал батюшка. - Сочувствуем. Где же выход? - Терпение и смирение! - мудро заканчивал затянувшийся диалог батюшка. Год смиренно терпели. Молились. Наконец, икона преподобного - кстати, замечательно написанная учащейся иконописной школы Ольгой Большаковой - заняла свое место в храме. За несколько дней до "престола" смонтировали главный купол с крестом. Обретенный кованый крест вернулся на свое прежнее место через 65 лет. Как мы помним, Василий Нагорняк спас кресты от поругания в 1934 г. После смерти Василия и его жены Зиновии кресты установили на их могилы. Их-то нам и отдал Федор Васильевич Нагорняк. Вообще 1999-й год был для нас богатым событиями. В праздник крещения Господня впервые совершили Крестный ход на Иордан, освятили р. Иску, купались в ледяной купели. В Светлое Христово Воскресение силами приходского совета провели ночную праздничную службу. В Радоницу совершили литию и панихиды на кладбище. Наконец, подошли к главному событию: 3 мая, по благословению Высокопреосвященнейшего Димитрия, священноигуменом Тихоном в храме совершена 1-я Божественная Литургия. Храму в тот день исполнилось 85 лет. "Стекался верующий люд к храму, - пишет Н-Тавдинская газета, - здесь в 8 утра был водосвятный молебен, а накануне прошло вечернее богослужение, проведенное о. Сергием Кистиным. Пришли на престольный праздник местные жители, приехавшие гости из г. Тюмени, Велижан, Иски, Н-Тавды". И вот - чудо, небольшой храм вместил всех. После литургии совершился Крестный ход вокруг церкви. По окончании службы о. Тихон произнес проповедь, он поздравил присутствующих с великой милостью Божией, что Господь дозволил нам построить здесь эту церковь. Затем жители Н-Тавды И.Ф. Воробьев и Г.И. Дубских передали в дар храму большую икону Божией Матери и икону Господа Саваофа, которые много лет хранились у них. О. Тихон и о. Сергий благословили всех иконами и занесли их в алтарь. Праздник закончился трапезой и концертом детского коллектива "Солнышко", который был уже знаком нам с 1-го престольного праздника. О. Сергий поблагодарил детей и их руководителя Шевелеву Л.В. и пригласил коллектив принять участие в областном православном фестивале детских хоров, который должен состояться осенью в г. Тобольске. "Дай Бог, чтобы не иссякнул источник доброты и милосердия, истекающий из стен Свято-Александровского храма, единственного храма в нашем районе", - писала тогда Н-Тавдинская газета. Праздники прошли, а строительство продолжалось своим чередом. Строилась электролиния, облицовывался кирпичом цоколь здания, крыша покрывалась жестью, изготовлялся шатер колокольни, купола. Продолжался и поиск материалов. Многочисленные вопросы требовали своего разрешения. Каково сегодняшнее состояние Ошевенского монастыря? Что с чудотворными мощами прп. Александра? И снова: почему переселенцы-белорусы посвятили наш храм каргопольскому чудотворцу?! В июне 1999 г. снарядили в паломническую поездку нашего духовного брата Андрея Муравецкого - в далекий Каргополь Архангельской области. Сначала отрицательные новости путешествия: монастырь осквернен и полуразрушен, точное местоположение мощей святого не обозначено. Теперь - положительные. 1. Святой не забыт. Регулярно к разрушенному Успенскому собору в Ошевенский монастырь приезжает из г. Каргополя о. Борис, настоятель единственного действующего храма, и служит молебен прп. Александру. 2. У о. Бориса имелся рукописный акафист святому, который и был добросовестно переписан нашим паломником. 3. Андрей отснял фотопленку с видами монастыря. Итак, Александро-Ошевенский монастырь. Преподобный основал его на реке Чурьеге, притоке р. Кены, в 60-е годы XV в. На месте том Александру было знамение от Бога, поэтому место выбрано удачно - в излучине реки, на слегка возвышенном месте, не заливаемом в половодье. Комплекс монастыря хорошо был виден с верхнего и нижнего плесов реки. Здесь же, в излучине, до сих пор существует роща, связанная когда-то с языческим культом. Монастырь должен был способствовать утверждению христианства. О возникновении монастыря свидетельствует житие его основателя: "В Каргопльской области есть волостка Слобода завома, над рекою Чюрьюгою и об ону страну тоя реки есть место угодно к монастырскому строению" (ГИМ, собр. Барсова №783, л.63). Каким же условиям отвечало место "угодно к монастырскому строению"? Прежде всего - это близость реки, обеспечивающая постоянный рыбный промысел и удобную связь с тогдашним новгородским торговым путем, проходящим по р. Кене и Онеге к Северной Двине и Белому морю. Имела значение и живописность места: "бор бяше, лесом же и езеры исполнено велии и красно бяше отовсюду..." Основываясь на житии, можно проследить историю строительства монастырских храмов. Первый - Никольский - был возведен еще самим Александром, второй - Успенский - возник при его преемнике игумене Максиме. В конце 30-х годов XVI в. Никольский храм был заменен новым, сооруженным "древоделателем" Василием. Заново был срублен и второй храм - Успенский. В середине XVI в. обе церкви сгорели, однако вскоре были восстановлены: " ...двум летом минувшим по пожаре создана бысть церковь теплая ... Успения, велия и преславна...", а вслед за ней и Никольская. На этот раз обе церкви простояли до 6 мая 1706 г., когда монастырь почти целиком сгорел от молнии. После этого пожара в Александрово-Ошевенском монастыре стали возводиться, главным образом, каменные постройки, часть из которых сохранилась до наших дней (Мильчик М.И. Деревянная архитектура Русского Севера. Л., 1981, стр.78). За все время существования монастырь так и не стал большим и особых богатств не нажил, но для всего Северного края он был, как для средней Руси - Троице-Сергиева Лавра. Отсюда пошли монастырики, скиты и пустыньки обширного севера, святые преподобные Пахомий Кенский, Антоний Сийский, Никодим Кожеезерский, Кирилл Сырьинский. Основатели Макарьевского монастыря на Хергозере, Вознесенской, Макарьинской, Спасской пустыней тоже были выходцами от Ошевенского монастыря. В духовной связи с прп. Александром находилась обитель св. Дамиана (в схиме Диодора) Юрьегорского. Так распространялась на Русском Севере традиция монашеского подвига, идущая от Сергия Радонежского. Первую жалованную грамоту в пользу святой обители дал в 1540 г. царь Иоанн Васильевич (Грозный) на право "владения землею с згодьями", крестьянами до 650 душ, на рыбные ловли, безвозмездные солеварни и бесплатную продажу соли. Не забывали монастырь и последующие правители Руси. Из "Олонецких Епархиальных ведомостей" за 1907-1908 гг. мы узнаем, что монастырь имел 30 коров и 10 лошадей, пахотные и сенокосные земли, лесные наделы, рыбный промысел да капитал 23 тыс. рублей. Облик монастыря до опустошительного пожара 1706 г. помогли восстановить иконы. На одних показан монастырь от реки с востока, на других он представлен с запада. Изображение монастырского ансамбля с противоположных точек обзора - явление в древнерусском архитектурном пейзаже совершенно исключительное. Основное место в нем занимают храмы. Главный из них, Никольский, относился к шатровым крестообразным церквям. На иконах хорошо видны прирубы, крытые бочками. Переход от них к восьмерику выполнен в виде 2-х ярусов кокошников. Одноглавый клетский храм, показанный на иконах с южной стороны Никольской церкви, являлся пределом Александра Ошевенского, в котором находились мощи святого. Высоту церкви считают равной 40 метрам, а Успенской - 35 (Л. Глиневич. И да откроется вам! Каргополье, 1991 г., 19 дек.) Кстати, если обратиться к иконе из собрания Н.П. Лихачева, известной как "Явление Св. Троицы Александру Свирскому", то можно уверенно сказать, что перед нами изображение не Свирского монастыря, а Ошевенского. Вероятно, в процессе поновления иконы изменили и ее посвящение. Дополнительным подтверждением этому служит текст на нижнем поле иконы: "Сей прп. Александр родился во области града Белаезера отца землевладельца сын..." (Памятники культуры: Новые открытия: Ежегодник, 1978 - л, 1979 - 510 с). Каменный монастырь, который частично сохранился до наших дней, повторяет прежний деревянный лишь в самых общих чертах. Напротив находится оставшаяся еще с язычества Святая роща. Раньше от монастыря в рощу вела живописная аллея, с высадками восточных роз. В роще стояла часовня прп. Александра, замененная в начале XX в. обетными крестами, которые сохранились и поныне. Что же сталось с монастырем после октябрьского переворота 1917 г.? В монастыре в 1922 г. остались только последний настоятель о. Досифей и монах Димитрий. В том же году, по инициативе коммуниста Н. Попова, в присутствии местных жителей, представителей волостного и уездного Советов, была вскрыта рака святого. Кощунники ничего там не обнаружили, т.к. мощи святого находились под спудом. С этого момента монастырь считался закрытым (Строитель коммунизма. 1998. 22 марта. Арх. обл., Плесецкий р-он). С 1923 г. в монастыре разместилась школа. С весны 1930 г. в истории Ошевенска начался новый разрушительный период - коллективизаций. Монастырь превращен в развалины. "Здесь не были гунны, на стены не карабкались воины Александра Македонского, не докатились сюда и кровожадные отряды Чингисхана. Это дело рук "варваров 20 века", - так выразил свое возмущение житель деревни Погост М. Широких в письме в газету. А ведь под плитами алтаря Успенского собора - святое место, там спит святой первоначальник монастыря. В подшивках Каргопольских газет можно обнаружить сведения о том, что в 1968 г. затрагивалась тема реставрации монастыря. В 1970 г. в его развалинах трудились московские студенты, пытались что-то сделать, подкрепить, прибрать... А теперь еще немного интересной информации о преподобном. В XVII в. иконы с изображением Ошевенского монастыря получили широкое распространение: они разносили по всей Руси славу о святом и его обители. Именно тогда в Московском Успенском соборе был установлен особый праздник в честь прп. Александра Ошевенского. И еще одно интересное место в житие прп. Александра, на которое обратили внимание составители Троицкого патерика - сказания о святых, живших под благодатным водительством прп. Сергия Радонежского: "... и едва мог я поднять три верхних перста, чтобы сложить для крестного знамения, два же перста нижних прикорчились". Вот как в обители прп. Александра в 1562 г. слагались персты для крестного знамения - в самые дни Стоглава. Какое обличение для наших мнимых ревнителей старины (Троицк. патерик. Репр.изд. 1896 г. Св.-Тр. Серг. Лавра, 1992. Стр.232). Это же подтвердил акафист святому: " Стена тверда ести Церковь... ея же веление Тремя перстами креститеся... Радуйся учителю креститеся тремя перстами, преподобне Александре, Ошевенски чудотворче" (акафист, икос 10). Время неумолимо летит вперед. Наступило Рождество Христово 2000 г. Ночную службу провели без батюшки, опять силами приходского совета. Затем круговерть событий. Рождественская елка в школе, подготовка ледяной купели к Богоявлению и концерты, концерты приходского детского коллектива "Солнышко" по Тюменскому району. Десятки километров пути, усталость, искушения. И вот, как утешение - заказная бандероль из Архангельской областной библиотеки. Ответ на наш очередной запрос с копиями очень ценных для нас материалов, связанных с прп. Александром и его монастырем. Среди различных документов, на первый взгляд, ничем не приметная дореволюционная статья в газете "Оленецкая неделя",№25.5.1912 г. под названием "Крестный ход в Александро-Ошевенский монастырь из Каргополя и обратно". Читаем пожелтевшие от времени строки статьи: "25 мая 1912 г. и последующие 3 дня надолго останутся в памяти жителей г. Каргополя и окрестных местностей. Неутомимый викарий Оленецкой епархии Преосвященный Варнава, епископ Каргопольский, слабый по-видимому телом, но крепкий духом, в сей день, совершив, по случаю дня рождения Государыни Императрицы Александры Феодоровны, торжественное богослужение в соборе с сонмом многочисленного духовенства, предпринял путешествие с крестным ходом в Александро-Ошевенский монастырь (от Каргополя до монастыря 42 вер.)... И раньше устраивались подобные ходы, но они не имели такой торжественности, как в настоящий раз, теперь возглавлял его сам Владыка. Погода была жаркая, было душно, пыльно, но на это никто не обращал внимания. Его Преосвященство изволил шествовать в полном святительском облачении с архиерейским посохом в руках все первые 12 верст, не выказывая ни малейшего утомления". Далее, говорится в статье, о том, Владыка двигался самостоятельно на экипаже, совершая при этом служения в приписных церквях, говорил слова назидания, а затем, догонял крестный ход и, выйдя из экипажа, шествовал за ним, любуясь процессией. Вечером он отбыл в Ошевенский монастырь, посетив по пути храмы. С утра совершив литургию в монастыре, двинулся навстречу городскому крестному ходу с монастырским ходом. По прибытии объединенного крестного хода в обитель прп. Александра духовенство беспрерывно служило молебны у раки святого. Затем была всенощная, которую служили сразу в 3-х церквях монастыря. "В верхней церкви служил Преосвященный Владыка с Протоиереем, 14 священниками и двумя иеромонахами, при архидиаконе и множестве диаконов. На правом клиросе пели псаломщики Каргопольского Спасопреображенского монастыря, а на левом - хор Ошевенских девиц под управлением местного крестьянина. На "литию" вышли одновременно из 3-х церквей. ... Народу присутствовало бесчисленное множество, но порядок был образцовый... В ограде, пред окном храма - вблизи раки, было продолжено всенощное бдение и прочтен акафист святому. На следующий день торжество продолжилось, а еще через день крестный ход отбыл обратно в Каргополь". Далее автор статьи выражал глубокую благодарность епископу Варнаве за организацию торжества, на которое "даже старообрядцы обратили благоговейное внимание". Итак, неутомимый Владыка Варнава. Кто он? Да, несомненно, наша догадка оправдалась! В 1912 г. он еще был викарным епископом Каргопольским, а в 1913 г. Святейший Синод перемещает Владыку на Тобольскую кафедру, которую он и занимает до 1917 г., и появление в его новой епархии храма, посвященного Каргопольскому святому теперь становится вполне логичным и обоснованным. Немного о жизни Преосвященного. Родился он в 1859 г. в семье крестьянина Оленецкой губернии. Как вспоминают его товарищи, он с молодых лет был "не от мира сего" - постником, усердным церковником и пламенным ревнителем православия. В 1897 г. принимает монашество в Клименецком монастыре, затем удостоивается рукоположения в иеродиаконы и иеромонахи. Всеми, кто знал о. Варнаву, отмечалось, что хотя он не заканчивал духовной академии, но будучи человеком любознательным, путем самообразования приобрел такие знания, что был призван к высокому епископскому служению. Человек мягкий, он оставался простым в обращении, своими проповедями собирал в храмы огромное количество народа, а после окончания службы мог часами беседовать на церковно-нравственные темы со своими прихожанами. 28 ноября 1911 г. происходит хиротония архимандрита Варнавы во епископа Каргопольского. 13 ноября 1913 г. - перевод в г. Тобольск. 3 мая 1915 г. Высочайшим указом он награжден орденом Святой Анны I степени. 8 июня 1916 г., глубокой ночью, епископ Варнава, совместно с митрополитом Макарием, обряжал священные мощи святого Иоанна Тобольского, а 10 июня стал соучастником его прославления. 5 октября 1916 г. был возведен во архиепископа Тобольского и Сибирского. 7 марта 1917 г. уволен, согласно прошению, на покой. Скончался он 13 апреля 1924 г. в Москве, где и был погребен. Отпевал его Святейший Патриарх Тихон. Можно смело утверждать, что наряду с другими сибирскими иерархами, архиепископ Варнава останется в благодарной памяти сибиряков уже за то, что при его непосредственном участии и ходатайству митрополит Иоанн (Максимович) причислен к лику святых Земли Русской ( Светочи земли сибирской. В. Сафонов. Екатеринбург. "Уральский рабочий", 1998, стр. 249-252). Вот мы и закончили историю нашего маленького храма, которая корнями уходит в далекое прошлое Святой Руси и вливается в историю Русской Церкви, историю деяний и подвигов святых подвижников, устроителей монастырей, православного народа, который, несмотря на гонения и репрессии, сохранил живую веру, и ныне с надеждой и любовью восстанавливать порушенные святыни. Возрождается церковно-приходская жизнь во всем ее многообразии, и люди возвращаются к своим духовным истокам. Литература: 1. (Тоб. Еп. вед. №13-36, 14г., стр. 257 за №5068). 2. ("Черные дни русского православия". А.В. Чернышов). 3. (В.О. Ключевский. "Древнерус. жт. Святых"). 4. (А.Н. Соболевский. Образование Московской Руси XV-XVII веков. СПб., 1894, стр. 4). Владимир Язов, староста Свято-Александровского храма. Пос. Красный Яр Н-Тавдинского р-на. | |||||||||||||