|
||
|
К истории Благовещенского собора города Тюмени (1700-1932 гг.). Артур Васильевич Чернышев К 10-летию восстановления Тюменского Свято-Троицкого мужского монастыря Иерей Вадим Баранов. Храму святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Салехарде -110 лет Историческое обозрение о Всехсвятской (Кладбищенской) церкви города Тюмени |
История Ильинской церкви
После многих лет гонений и притеснений вновь возвращаются к жизни храмы и обители многострадальной Родины. Поруганные, обезображенные, встают они из руин и пепла. Очевидно, дошла очередь и до храма Пророка Илии в Тюмени, в котором с 1935 года находился ломбард, а с 1942 по 2002 годы - ликеро-водочный завод.
* * *Первые упоминания об Ильинской приходской церкви г. Тюмени относятся к 1586-1587 годам. Она размещалась первоначально в левом углу городского посада. В церковь царем Федором Ивановичем были пожалованы четыре иконы: образ Пророка Илии, образ Флора и Лавра, образ Владимирской Божией Матери и Деисус*. В 1620 году при приходской Ильинской церкви настоятелем Никоном была основана женская монашеская община, просуществовавшая, по разным данным, до 1764-1765 годов с последующим её преобразованием в приходскую Успенскую церковь. Обитель за свою полуторавековую историю имела несколько названий: Ильинская, Алексеевская, Успенская. Пожары 1687, 1695, 1705 годов уничтожали ее, но она вновь отстраивалась и существовала дальше. И только, пожалуй, пожар, произошедший в июле 1766 года, послужил разделению церкви и обители, хотя поводом для этого стало обращение тюменских жителей, поселившихся за городом в новой слободе, к епископу Тобольскому и Сибирскому Варлааму I (Петрову), в котором они просили разрешения на постройку новой деревянной церкви. После очередного пожара Ильинскую церковь восстанавливать не стали, а по благословенной грамоте того же архиерея 27 апреля 1769 года, начали строительство нового деревянного храма в полуверсте от прежнего места, вниз по течению реки Туры (на современной улице 25 Октября). 21 июня 1773 года состоялось его освящение. Так на карте города появился однопрестольный приходской храм во имя Ветхозаветного Пророка Илии. Новое молитвенное здание, находившееся на возвышенном берегу реки, просматривалось вдоль всего водного пути, как бы благословляя путников в дальнюю дорогу. Однако, судя по высказываниям жителей города и некоторых историков-краеведов не только нашего столетия, но и прошлых веков, существовало ошибочное мнение, что, якобы, на месте сегодняшней Ильинской церкви некогда размещалась монашеская женская община. Например, в "Тобольских губернских ведомостях" за 1864 год (№ 6. С. 44) Н.А. Абрамовым указывается, что "церковь в 1687 году сгорела, на месте её построена деревянная же. Настоящая каменная заложена в 1833 году, освящены: Покровская зимняя - в 1836, летняя Ильинская - в 1852 году. В котором году переведен от этой церкви девичий монастырь к Успенской церкви-неизвестно". В книге "Тюмень архитектурная", под редакцией Б.А. Жученко и С.П. Заварихина, на странице 91 повторяется эта точка зрения, а на странице 20 авторы сами себе противоречат, указывая, что Ильинская приходская церковь находилась восточнее, в левом углу городского посада, располагавшегося в районе современных улиц Кирова и Хохрякова. 26 июня 1803 года произошла закладка первого каменного молитвенного здания под руководством комиссара Дмитрия Мечева, которое первоначально хотели возвести на месте ветхого деревянного храма, построенного 30 лет назад. Однако, по неизвестным причинам, каменное здание было построено одноэтажным, а освящение его состоялось 9 марта 1811 года в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Из первой церковной описи 1823 года свидетельствует, что Ильинская церковь имела два придельных храма с отдельными входами: первый, деревянный, он же главный - во имя Ветхозаветного Пророка Илии и второй - каменный - во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Из описания второго придела, помимо церковной утвари, указываются иконостас голубого цвета с одиннадцатью помещенными в нем иконами и деревянная колокольня с шестью колоколами: благовестный или праздничный - весом 32 пуда 9 фунтов, воскресный -5 пуд., полиелейный -1 пуд 20 фунт., повседневный -1 пуд 10 фунт., малый -1 пуд и зазвонный -37 фунт. 17 октября 1828 года в Тобольскую Духовную Консисторию направляется прошение прихожан о сносе ветхой деревянной Ильинской церкви, в которой служить стало опасно из-за сгнивших стен, пола и потолка. 29 октября последовало предписание с указанием: "Святой Антиминс немедленно представить в Тюменское Духовное Правление, святые иконы вынести в амбар, церковь разобрать и употребить на выпечку просфор и на топку каменной Покровской церкви. По разбору приходской церкви выстроить из того же леса на месте святого престола часовню". Однако осуществить предписание церковному причту так и не удалось, поскольку каменный придельный храм находился в аварийном состоянии из-за появившихся в стенах трещин. 3 июня 1833 года происходит закладка фундамента нового каменного молитвенного здания: во имя Ветхозаветного Пророка Илии и во имя Покрова Пресвятой Богородицы. План-проект в стиле "классицизма" был составлен губернским архитектором Трифоновым и утвержден архиепископом Тобольским и Сибирским Афанасием (Протопопов). Строительство велось под наблюдением окружного начальника Жилина. Одновременно пристраивались две храмовые сторожки, размещавшиеся под колокольней. 19 мая 1936 года состоялось освящение первого Покровского придела, и церковь вплоть до 12 ноября 1895 года называлась - Покровская. Освящение Ильинского придела состоялось в 1851 году, хотя иконостас был установлен лишь через год. 24 апреля 1837 года была построена и освящена новая каменная двухъярусная колокольня. Помимо пяти колоколов, которые были сняты с деревянной, появился шестой - благовестный, заново отлитый церковным старостой Василием Шапошниковым. Его вес составил 38 пудов 10 фунтов. В разные годы колокольня пополнилась еще двумя колоколами: в 1882 году купцом Колокольниковым подарен колокол весом 78 пудов 30 фунтов и в 1902 году - колокол, отлитый в г. Уфе на заводе Арсения Минина, весом 204 пуда 15 фунтов. 30 мая 1839 года с постройкой каменной (ротондовой**) церкви советником Дмитрием Воиновым вместо деревянной кладбищенской часовни во имя Всех Святых, она становится приписной к Покровскому приходу. Два года спустя приписными становятся также: часовня в деревне Букино во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, построенная в 1885 году тюменским купцом Иваном Воиновым, посвященная памяти коронации императора Александра III, и молитвенный дом в деревне Зайково во имя Великомученика Георгия Победоносца, построенный из бывшей ветхой часовни в 1911 году. Из описи Покровской церкви 1856 года мы имеем возможность представить не только внешний, но и внутренний вид храма, где сказано, что "каменное одноэтажное молитвенное здание имело размеры: длина - 15 сажень***, ширина - 5 сажень, высота - 8 сажень, а с колокольней - 11 сажень. Площадь церковной ограды - 24x44 сажени. В теплом Покровском приделе находилось шесть окон с железными решетками, в холодном Ильинском - девять. Пол в приделах деревянный, а в паперти - каменный. В церкви имелось два паникадила: в Ильинском приделе - медное с 12 подсвечниками и стеклянными шарами, расположенными в три ряда, весом 2,5 пуда, подаренное в 1855 году купцом Григорием Чмутиным и Евграфом Войновым; и в Покровском - медно-посеребренное с 14 подсвечниками и стеклянными шарами, расположенными в два ряда. Их вес - 1 пуд. Икон: в Ильинском приделе: в алтаре - 6, в иконостасе - 30 и храмовых - 12; в Покровском: в алтаре - 4, в иконостасе - 25 и храмовых - 18". 26 июня 1864 года церковным старостой Ильинской церкви Алексеем Григорьевичем Глазковым направляется прошение архиепископу Тобольскому и Сибирскому Варлааму II (Успенскому) с просьбой о замене деревянной ограды на каменную. Она виделась с трех сторон огражденной железными решетками, а на четвертой - с каменной кладовой в виде часовни. Как свидетельствует опись за 1895 год, каменная ограда к тому времени уже существовала. В 1884 году по благословению епископа Тобольского и Сибирского Василия (Левитова) на средства пароходовладельца Ивана Ивановича Игнатова и прихожан заложен с северной стороны храма и построен 5 июля того же года новый Покровский придел, а прежний объединен с Ильинским пробитой аркой. Освящение состоялось 5 июля 1886 года. 25 января 1893 года в Покровском приходе открывается церковно-приходская школа, в которой обучались 12 мальчиков и 3 девочки. Обучение проходило в просторном двухэтажном здании, где помимо трех больших классных комнат, вмещавших до 125 учеников, находилась и квартира священнослужителя Ивана Гавриловича Грифцева. Здание в 1902 году было заново отремонтировано. Школа существовала до 1918 года и была закрыта в первые годы Советской власти, согласно декрету "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" (23.01.1918 г.), а помещение экспроприировано. В 1895 году окончен производившийся с апреля 1894 года капитальный ремонт храма по утвержденному проекту, выполненному епархиальным архитектором Б. Цинке при участии тюменского городского архитектора А. Пермякова. Проект был утвержден епархиальным начальством и Тобольским Губернским Правлением с преобладанием элементов русско-византийского стиля. Перестроены главный купол и колокольня, перед входом устроена небольшая каменная паперть**** без навеса. В главном приделе установлен новый иконостас в стиле эпохи Возрождения (Ренессанса); обновлен каменный пол и украшены живописью стены. В главном храме сделаны три арки: на западной стороне - во всю ширину его на высоте 1 сажень 2 аршина, а также устроены широкие хоры, окруженные деревянными перилами. В подвале помещен калорифер. В этом же году 12 ноября состоялось освящение Покровского обновленного храма, переименованного в Пророко-Ильинский, согласно первоначальному его наименованию. Само освящение происходило с большим размахом. Еще накануне вечером храм был освещен множеством электрических огней (более 2,5 тысяч лампочек, размещавшихся на колокольне, куполе и у входа в храм). Этим чудным освещением и внутренним благолепием попечитель храма Иван Иванович Игнатов и другие жертвователи создали всем участвовавшим в торжестве по случаю освящения придельного храма большую радость. Даже архипастырем Агафангелом (Преображенским) было отмечено, что Ильинский храм своей внутренней отделкой напоминает некоторые столичные. 3 марта 1910 года в храме прихожане прощались с протоиереем и настоятелем Дмитрием Андреевичем Космаковым, прослужившим в сане священника 60 лет, из которых 58 - в Ильинском приходе (с 23 августа 1891 года в сане протоиерея). Помимо пастырской деятельности, он активно участвовал на поприще просветительской деятельности. Более двух десятилетий занимал должность законоучителя Тюменского Уездного училища, а с 1881 года определился в приходскую школу деревни Букино, где преподавал Закон Божий в течение 29 лет. С 1885 по 1900 годы являлся благочинным церквей города. В 2 часа дня при большом скоплении молящихся тело почившего Д.А. Космакова было похоронено на территории храма. В 90-х годах XX века, по воспоминаниям рабочих, когда производились ремонтные работы на территории водочного завода, случайно наткнулись на гроб, который затем вскрыли. В гробу, в голубом бархате, находились человеческие останки и серебряные украшения, наподобие рюмочек. Как утверждают рабочие, им часто приходилось находить человеческие косточки, и не удивительно, ведь на территории храма хоронили священнослужителей. 6 февраля 1911 года, во время обозревательной поездки по югу епархии, епископ Тобольский и Сибирский Евсевий (Гроздов) по приезду в Тюмень посетил Ильинскую и Всехсвятскую церкви. Тогда представители прихода обратились к архипастырю с ходатайством о разрешении расширить церковь с тем, чтобы образовать еще один самостоятельный приход при храме Всех Святых, т.к. Пророко-Ильинский приход был слишком велик. Последующие десятилетия истории Ильинской церкви не ознаменовались какими-либо событиями и лишь с приходом советской власти судьба храма и его прихода, как и по всей многострадальной стране, кардинально изменяется. Трудно и для историка, и для верующего описывать эпоху красного террора, где человеческие ценности в одночасье превратились в попранную свободу совести, миф о мнимом коммунистическом братстве, где все равны и счастливы, без веры идеалам христианской морали и её оплота - Церкви, чем жили наши предки. Обескровливание веры народной велось на протяжении нескольких десятилетий после Октябрьской революции и прошло разные этапы. Наиболее масштабными из них были: лишение Церкви юридических прав и запрещение духовенству с 1918 года просветительской деятельности; национализация церковного имущества; вскрытие в 1920-х годах святых мощей; изъятие в 1922 году церковных ценностей; закрытие и разрушение в 1920-1930-х годах храмов и монастырей и, наконец, физическое уничтожение иерархов, священнослужителей и монахов. Достаточно вспомнить, что в 1924 году по сравнению с 1913 - м число молитвенных зданий, а попросту церквей, только в Тобольском округе уменьшилось на 28,7 процента, а священнослужителей на 41 процент. В Тюмени же в 30-х годах были уничтожены: Благовещенский собор, Успенская и Единоверческая церкви, а остальные храмы, кроме Всехсвятской, использовались под иные цели. Итак, 23 февраля 1922 года, постановлением ВЦИК была объявлена фактически война против Церкви, предусматривающая поголовное изъятие всех её ценностей и имущества (кресты, оклады, ризы, кадила, парчовые одежды, книги и т.д.), что по церковным канонам рассматривается как святотатство (73-е апостольское правило). Особо удивляет спешность уездных и городских чиновников в исполнении этого постановления - только в Тюмени эта акция была проведена за 26 дней (с 8.04 по 2.05). Что касается изъятия ценностей в Ильинской (Покровской) церкви, то в ней было экспроприировано разной серебряной утвари весом 6 пудов 48 золотников и жемчуга 1 золотник 84 доли. В апреле 1923 года в Ильинской церкви проходит общее собрание верующих, на котором рассматриваются вопросы: о регистрации общины, заключении договора аренды молитвенного здания с горсоветом и выборы приходского совета храма. Первым церковным старостой был избран Г.В. Белоусов. В состав церковного совета вошли: И.А. Митюков, И.Д. Слепнец, А.К. Казанцева, Н.К. Громов, А.П. Пудовиков, П.Г. Балуев, А.К. Белоглазов, И.С. Рыбаков, Р.Л. Сеченов, И.Ф. Максимов, И.Г. Беляев, С.Г. Пахомов, Л.К. Лукашин, А.М. Ковязин, И.Г. Велижанин, А.В. Пашнина. Кандидатами в члены совета избрано 6 человек. 31 августа того же года в час дня через сломанное окно алтаря неизвестными злоумышленниками был похищен серебряный крест. Следствие продолжалось более полумесяца, однако похитители так и не были найдены, а крест был исключен из описи церковного имущества. В марте 1924 года в Ильинской церкви происходит повторное собрание с расширенной повесткой дня, на котором рассматривались следующие вопросы: об оценочном налоге за аренду храма в размере 51 рубль 75 копеек золотом; об оплате трех рублей золотом за квартиру дьякона Львовского и о предстоящем епархиальном Съезде духовенства и мирян. В отношении последнего вопроса 30 марта того же года состоялось расширенное собрание верующих храма, на котором присутствовало 74 человека. Повестка дня состояла из одного вопроса: о церковном расколе и резолюции Съезда от 24-27 марта 1924 года о присоединении Тюменской епархии к Патриарху Тихону. Прихожане Ильинского храма единогласно подтвердили свое неприятие церковного "обновленческого" раскола и выступили за возрождение "староцерковных" (тихоновских) позиций. Как известно, "живоцерковники", столь ратовавшие за обновление канонов Русской Православной Церкви, были больше приверженцами новой советской власти, которых коммунисты использовали для осуществления раскола внутри Церкви. С июня по сентябрь 1925 года верующими производится капитальный ремонт храма, в ходе которого отремонтированы крыша, водосточные трубы, произведена покраска купола, оштукатурены и побелены стены, покрашены полы и вымыты стены. В сторожке отремонтирована печь, а в кочегарке - заменены трубы. В октябре произведенные ремонтные работы оценивались как удовлетворительные. 10 января 1930 года в административный отдел горсовета поступает заявление от группы верующих "обновленческого" движения с просьбой передать им одну из церквей города: Успенскую или Ильинскую, а также икону Знамения Божией Матери и комплекты архиерейского облачения (митру, посох, орлицы, 10 детских и 3 дьяконских стихаря и 3 ораря), находящихся в Знаменском соборе. Согласно акту обследования культовых зданий города административным отделом горсовета Ильинская церковь предназначалась под школу или клуб. На заседании Президиума Тюменского горсовета 26 января 1930 года принимается постановление о расторжении договора с религиозным объединением, якобы, за нарушение договорных отношений прихожан Ильинской церкви, а именно: "отсутствие учета культового имущества, уклонение от необходимого ремонта здания и несвоевременную уплату налогов и сборов, с появлением крупной суммы недоимок". Здание и все находящееся в нем имущество и ценности из ведения религиозной общины решено было изъять и передать горкомхозу. В ответ на это решение верующими Ильинского прихода направляется письмо в Тюменский горсовет о решительном несогласии и с просьбой отменить это постановление. Однако их прошение было отклонено и еще раз было подчеркнуто, что "ввиду обнаружения ряда нарушений договора со стороны религиозной общины и постановлением последней с ходатайством о роспуске и расторжении договора, согласиться с постановлением Тюменского горсовета от 26 января с.г. (протокол № 47 § 2) о расторжении договора с Ильинской общиной, с передачей здания горкомхозу для культурных нужд и просить облисполком об утверждении этого решения". Можно с полной уверенностью сказать, что причиной расторжения договорных отношений с религиозными объединениями служили не ложные заключения Президиума горсовета, а лишь злобная ненависть к Русской Православной Церкви. Согласно постановлению от 26 января 1930 года, Ильинская (Покровская) церковь закрывается, а уже в феврале заведующим окрархивом Г.И. Бронниковым, главой окружного совета "безбожников" Миглау и председателем комиссии по изъятию церковного имущества Игнатьевым, составляется акт-осмотр приходской библиотеки, в котором подчеркивалась необходимость "богослужебные книги литературно-религиозного характера сдать тюменскому агенту Госторга для утилизации, а архивный материал целиком передать Тюменскому окрархиву для разборки". Следом вывозятся дрова для нужд горсовета, разбираются верхние ярусы колокольни, снимаются с куполов кресты, а чуть позднее и колокола. В 1935 году городское коммунальное хозяйство передает храм под ломбард. Спустя семь лет у церкви появляется новый хозяин - "Водликертрест", который, переоборудовав молитвенное здание, использует его для розлива ликеро-водочных изделий. И лишь 30 марта 1987 года Ильинская (Покровская) церковь берется под государственную охрану как памятник архитектуры и включается в реестр архитектурно-монументального искусства местного значения. 31 января 2002 года тюменскому водочному заводу исполнилось бы 60 лет. В 1995 году городской администрацией и дирекцией завода рассматривался вопрос о переезде его в район Метелево, на место бывшей воинской части, после нескольких настоятельных просьб Тобольско-Тюменской епархии. Однако прошло семь лет, пять из которых завод продолжал изготавливать спиртное зелье, а остальное время находится в закрытом (опломбированном) состоянии. 19 июля 2001 года Арбитражный суд Тюменской области признал ОАО "Тюменский водочный завод" банкротом с кредиторской задолженностью только по заработной плате перед работниками завода в 2.629.090 руб. Через месяц (9.08) Департамент имущественных отношений Тюменской области предупреждает управляющего водочным заводом Колпакова Н.Ф. о прекращении договора аренды недвижимого имущества с передачей здания Ильинской церкви до 1 сентября 2001 года ГУ "Дирекции реестра и содержания государственной собственности". Далее в этом же документе указывается, что здание Ильинской церкви может быть передано Тобольско-Тюменской епархии для использования его по назначению.
Итак, что мы имеем? Завод закрыт и опечатан, в помещениях до сих пор находится оборудование водочного завода. Новый конкурсный управляющий Вишневский Андрей Владимирович, из-за отсутствия финансов для вывоза производственного оборудования в район с. Яркова и строительства нового завода, предлагает епархии выкупить все производственные помещения, находящиеся на территории церкви, оценочная стоимость которых составила 580.500 рублей. Однако следует напомнить, что еще в феврале1941 года решением исполнительного комитета Тюменского горсовета безвозмездно передана "Водликертресту" не только бывшая церковь, но и земельный участок (4790,96 м2) со всеми строениями, где, кстати, помимо разных храмовых построек, находились: одноэтажное здание, встроенное в стену забора, служившее подсобным помещением, и церковно-приходская школа с квартирами для церковных работников, в которой сегодня находится Дом для престарелых людей. Естественно, процесс передачи Ильинской (Покровской) церкви Тобольско-Тюменской епархии - вопрос времени, а между тем уже сегодня православные матушки и послушницы будущего женского монастыря с игуменьей Ниной ежедневно совершают молебен с крестным ходом, молясь Господу Иисусу Христу и пророку Илии о скорейшем возвращении и возрождении женской монашеской общины, как в далекие 1620-е годы.
Вчитываясь в эти стихотворные строки и всматриваясь в полуразрушенные и обезглавленные храмы Тюмени, вольно или невольно задаешь себе один и тот же вопрос: почему это произошло, откуда такая ненависть и за какие грехи наши?.. Так или иначе, но это факт нашей истории и то, что веками по крупицам накапливалось и хранилось, как благодать Святого Духа, в одночасье превратилось в руины. 20-й век - эпоха красного террора, цвет крови отмечен в нашем сознании. В период великих преобразований за "светлое будущее", которые происходили на протяжении всего столетия, мы пришли в никуда. Да, что посеешь - то пожнешь. Мы получили униженную и искалеченную Россию, национальное достояние которой вывозилось за её пределы и продавалось за бесценок. Престарелые и детские дома переполнены брошенными детьми и родителями, а тюрьмы забиты до предела. Детская беспризорность из года в год увеличивается, только в Тюмени, по статистическим данным за 2001 и первое полугодие 2002 года, насчитывается около семи тысяч бездомных детей. Люди спиваются, а воровство достигло неимоверных размеров. То, что мы имеем, - это результат нашей совести, безнравственности, бездуховности; результат болезни наших душ, как синдром проклятия за поругание Святой Руси.
Однако, Слава Богу, черные тучи рассеялись над Россией. Церковь, как врачеватель душ, хоть и с трудом, но встает с колен, а значит, есть и надежда на возрождение прошлого, чем жили наши предки, создавая и украшая молитвенные храмы, как райские островки среди мирской суеты.
| |||||||||||||