|
||
|
Андрей Леонидович Анисин, к.ф.н. Религиозно-нравственный смысл христианского брака Сельский час,или Конец того начала, которым начинается конец |
Тепло, еще теплее...Обзор прессы
В своих прошлых обзорах прессы мы неоднократно говорили о примерах неуважительного отношения к вере и Церкви со стороны журналистов и о тех причинах, которыми такое отношение диктуется: духовная неразборчивость, религиозная безграмотность, погоня за дешевым эффектом. Все эти беды, доставшиеся в тяжкое наследие от старого режима, а также приобретенные за годы псевдолиберальной распущенности, не могут, конечно, быть изжиты быстро. Ничего здесь невозможно решить ни обличительными выступлениями, ни памфлетами, ни увещеванием, нужна долгая работа по духовному просвещению и нравственному возрождению русского народа. Однако сегодня нам хотелось бы отметить, что некоторые положительные сдвиги в общей атмосфере СМИ происходят уже сейчас. Нельзя не видеть того, что в последнее время существенно увеличилось количество материалов, освещающих церковную жизнь, да и сам тон их заметно изменился. Журналисты, кажется, перестают рассматривать Православие как экзотический заповедник и повод для разоблачительного зубоскальства. Вместо этого с газетных страниц все чаще звучит готовность к вдумчивому уважительному диалогу. Средства массовой информации постепенно осознают не только тот факт, что Русская Православная Церковь имеет свою неконъюнктурную, взвешенную и глубокую позицию по вопросам общественной жизни, но и то, что эта позиция достаточно востребована российским обществом. Взять, к примеру, газету "Труд". Еще в советские времена, будучи профсоюзным печатным органом, она была самой "завлекательной" из тогдашних газет, в ней можно было прочитать и о "снежном человеке", и о "лох-несском чудовище", и даже о "летающих тарелках". Эпоха гласности, открывшая информационные шлюзы, наводнила подобной горячей тематикой практически все газеты, породив и собственно бульварную прессу различных оттенков желтизны и голубизны. В этом бушующем море "Труд" несколько потерялся и несколько изменился в духе времени. Он и теперь не чужд "ходовой тематики", щекочущей воображение и нервы (особенно в своем еженедельном варианте "Труд-7"). Но, вместе с тем, как это ни удивительно, газета практически совсем избавилась от модного упоения оккультной, восточно-мистической, уфологической, астрологической ахинеей и завела себе постоянную рубрику "Лампада" для освещения церковной хроники. А недавно, в номере от 4 сентября, "Труд" поместил очень большое обстоятельное интервью со Святейшим Патриархом, поздравив его с сорокалетием архиерейской хиротонии.
В отношениях Церкви со средствами массовой информации, а также со светскими властями постепенно намечается тенденция к сотрудничеству. Нельзя не отметить очевидную роль личности президента Путина в этом процессе. Никто, конечно, не давал указаний нынешней свободной прессе, и вряд ли можно сказать, что она "подлизывается" к власть предержащим. Просто меняется атмосфера, времена наступают иные, и сам дух времени уже не тот. Теперь, когда первый человек страны отстаивает церковные службы и проводит отпуск по святым местам, особо этого не афишируя, наступает "не сезон" для легкомысленного неуважения к Церкви.
Из местных публикаций выделим одну. "Тюменские известия" от 24 августа публикуют на первой полосе материал под заголовком: "Счеты с жизнью сводят подростки-толкиенисты". Факты, приводимые в заметке, показывают, что "клубы любителей Толкиена" нередко заводят молодые души в духовный тупик. Этот сигнал звучит тем более актуально, что и среди православной молодежи произведения английского фантаста находят своих почитателей. Действительно, эти книги учат добру, в них дышит христианский дух, они могут быть хорошим увлекательным чтением для православного человека. Но когда молодость с ее максимализмом ставит эпопею о Властелине Колец на религиозный пьедестал, когда эти истории переносятся в реальность через инсценировки и делаются подобием культа, когда к этой сказочной иллюзии сводится вся духовная жизнь подростка, - вот тогда начинается беда. То, что может быть усвоено во благо и украсить жизнь человека, имеющего прочные духовные основы, делается медленной отравой для тех, кто пытается только этим и жить.
| |||||||||||||
Сибирская Православная газета, 2024 г. |