|
||
|
Андрей Леонидович Анисин, к.ф.н. Религиозно-нравственный смысл христианского брака Сельский час,или Конец того начала, которым начинается конец |
Вечность истории
Как многому учит нас храм! Поистине - это Небо на земле: снаружи он похож на маленькую жемчужину, затерянную в суете и безобразии современного мира, на ту жемчужину, нашедши которую, так радостно продать все, что имеешь, чтобы владеть ею (Мф. 13, 46), а изнутри, - изнутри храм оказывается больше самого мироздания, ибо непосредственно причастен Божественной Вечности. Тот, Кто говорит: "Аз есмь Альфа и Омега", всецело пребывает здесь, наполняя все глубоким духовным смыслом. Пасхальное торжество, переживаемое сейчас нами, не закрывает от нас, а напротив - озаряет ясным светом весь годичный праздничный круг. И в первую очередь - двенадцать главных торжеств года, иконы которых составляют второй, "праздничный" ярус иконостаса. К нему-то и стоит вдумчиво приглядеться. Шесть икон к северу и шесть к югу от Царских врат. И в левой, северной половине очень заметно, как первые три события предвосхищают, прообразуют вторую тройку. Рождество Богородицы, Введение Ее во Храм и Благовещение Пресвятой Девы предвосхищают Рождество Христово, Сретение Господне и Святое Богоявление. Рождение Пречистой Девы, плод веры и молитвы состаревшихся в бездетности Иоакима и Анны - это подъем на предельную вершину, на которую способно взойти человечество при непрестанном содействии благодати Божией, но еще вне реального соединения с Господом.
Это Рождение есть последняя ступень подготовления человечества к "великой благочестия тайне" - явлению Бога во плоти. Рождество Богородицы вплотную подводит к тому, чтобы состаревшееся в духовном бесплодии человечество пережило и приняло Рождество Спасителя. Вводится Дева во Храм: входит Храм нерукотворенный в Храм выстроенный людьми, Храм одушевленный в Храм каменный, Храм благодати Нового Завета в Храм ветхозаветного закона, - проходит трехлетняя девочка в Святое Святых... И это уже последняя ступень перед тем, как в Свой храм внесен будет Сам Господь Вседержитель, и праведный Симеон, и в нем - весь Ветхий Завет скажет перед лицом Воплощенного Слова: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко..." Благовествует Архангел Гавриил о Том, Имеющем родиться, Кому даст Бог престол Давида и Кто будет царствовать над домом Иакова во веки (Лк. 1, 31-33), благовествует еще прикровенно, ибо и самая чистота и самая невинность не способна пока принять до конца всю невместимость События. Но это уже последняя ступень перед тем, как отверзнутся небеса и Дух Святой видимо почиет на Крещаемом и во всеуслышание возвещены будут пронзительные слова: "Ты еси Сын Мой возлюбленный: в Тебе Мое благоволение!" (Лк. 3, 21-22). Первые три события - еще человеческая история, еще только приготовление людей к принятию Спасителя и к истории Богочеловека. Вся эта предыстория обретает смысл и плоть отливаясь в события жизни Христа. Так же надлежит и нам взлелеять бережно в себе все светлое и лучшее, принять от Бога по примеру Иоакима и Анны чистый плод покаяния и молитвы. Нам надлежит все это лучшее в себе, этот дар Божий, рожденный в нас, посвятить Богу же: ввестись во Храм Закона Божьего, по крутым его ступеням со внешнего Двора во Святое Святых. Нам надлежит, подобно Пресвятой Деве, во смирении и крепкой простоте веры внять Промышлению Божьему о нас. - Для того, чтобы в яслях нашей души родился, чтобы "изобразился в нас Христос", по слову Апостола (Гал. 4, 19), для того, чтобы смогли мы, как праведный Симеон, принять в своей жизни на руки свои Божественное Слово, и по милости Божьей узреть однажды отверзшиеся небеса и обрести Духа Святого на себе, и внять Гласу Отчему, усыновляющему нас. Недосягаема для нас эта высота, "человекам это невозможно, Богу же все возможно" (Мф. 19, 26). Вторая половина праздничного ряда есть, напротив, - прообразование в событиях жизни Христа-Спасителя нашей должной жизни на земле после того, как будем мы поставлены Богом на ту высоту усыновления, о которой сказано. Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим и Вознесение дают начало и силу - Пятидесятнице, Успению Пресвятой Богородицы и Крестовоздвижению. Подобно чуду Фаворского Преображения Дух Святой в Пятидесятницу преображает апостолов, творя из человеческого сообщества Богочеловеческих организм Церкви, льющий в тварном бытии нетварный Божественный Свет. То, что для Христа есть принадлежность Его Собственной Божественной природы, то, что открывается Им на Фаворе, - эта Божия Слава, дается в дар людям, причащая их к Богу. Вход Господень в Иерусалим - это шествие Его на страдания и смерть, но и к предуготованной Славе. "Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! Избавь Меня от часа сего? Но на сей час Я и пришел. Отче! Прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю" (Ин. 12, 27-28). Таково и Успение Божьей Матери. "Оброки греха смерть" (Рим. 6, 23), и умирает Пречистая за грех прародительный, будучи причастна этой всеобщей испорченности человеческого естества. Но и не только в смерть входит Она, но и в Вечную Славу, - в Царствие Небесное Она входит как Царица. Последование Христу предполагает последование за Ним в пучину смерти: погружение во Христа есть погружение в Его смерть (Рим. 6, 3), но оттуда, из смертной горечи разлуки с жизнью, с Богом, с самим собою, Спаситель вызволяет душу праведника в Свои объятия, как видим мы Его на иконе Успения, держащим младенчески чистую душу Богородицы. Наконец, Вознесение Господне - Вознесение Его в Славу сопрестольности Отцу, когда Превечный Бог, ставший человеком, понесший все последствия греха, вознесший их на Крест и умертвивый их Своим смирением и Своею смертью, воскресивший с Собою первого Адама и все человечество для жизни в Боге, когда Он с этим телом человеческим, естеством человеческим, возрожденным и преображенным, воссел, наконец, одесную Бога-Отца на Престолах, Херувимах и Серафимах, - это торжество ведет нас к Крестовоздижению. Именно оно открывает нам смысл Крестовоздвижения. В Кресте сходится все для нас, в Нем все для нас исполняется. Приняв на свои плечи, и потом всею своей жизнью вынося и вознося свой Крест, прилепляясь к нему, мы имеем несомненный залог причастия Божественной Славе Христа, ибо именно на этом-то Кресте мы только и можем быть вознесены к ней. Это нам представляется, что мы берем и поднимаем Крест, что мы Его воздвигаем, а на самом деле это Он Своею Силою воздвигается из позора и смерти, из мрака преисподнего и возносится к Небесной славе, поднимая и вознося с Собою нас, если мы успели с Ним сродниться и срастись. Итак, уже будучи усыновлены Богу, мы должны стяжать дары Святого Духа и преобразиться ими, мы должны вослед за Христом "войти во Иерусалим", совершая путь жизни внешне славный и победный, но имеющий на самом деле смысл добровольного шествия на смерть, не славу и царство, но крест и смерть принять в мире. Нам надлежит, наконец, вознестись из смерти именно этим крестом к небесной славе Бога-Отца. "Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1 Кор. 2, 9). Андрей Анисин | |||||||||||||
Сибирская Православная газета, 2024 г. |