С недавних пор на российском телевидении появился новая передача для самых маленьких, а вслед за этим в магазинах запестрели видеокассеты и книжки с теми же героями. Телепузики стали частью нашей российской действительности. Неплохо было бы познакомиться поближе с этими нашими гостями, которые уже ведут себя как хозяева. Итак, слева направо: это – Дипси, это – Тинки-Винки, это – По, это – Ляля.
В целом сериал производит доброе впечатление, особенно удалось его создателям солнышко с лицом младенца, которое улыбается и агукает чрезвычайно мило.
Основными своими занятиями телепузики имеют прогулки, поедание пузи-блинчиков с пузи-сливками, танцы и объятия, и, конечно, просмотр на экранчике живота одного из них телесюжетов о жизни детей.
Несколько удручают монотонные повторы одних и тех же слов и действий и практически полное отсутствие сюжетного развития, но в конце концов передача делается для маленьких детей, которым как раз сложных сюжетных ходов и не надо, которые как раз очень любят не обремененные большим смыслом повторы одного и того же: от рекламы их не оторвать. Видимо, главной целью сериала является как раз приобщение прямо с пеленок к обществу телепотребления. Я уверен, что можно, конечно, даже и для самых маленьких делать мультики и передачи более богатые по содержанию, менее напоминающие жвачку, но не это главное. Несмотря на стилистическое своеобразие, все это было бы вполне безобидно и мило, если бы не сами образы телепузиков.
Кто они?
Вопрос, кто такие телепузики, весьма важен. Ребенок ведь отождествляет себя с героями книг и мультфильмов, и тот, кто «делает» искусство для детей, всегда это должен учитывать. Герой или даже любой второстепенный персонаж оказывает определенное воспитующее воздействие самим уже своим обликом. Положительный герой – пример для подражания, отрицательный – собирательный образ опасности. Если кому-то изложенное ниже покажется домыслами и натяжками, если кто-то считает, что не стоит сгущать краски и видеть в развлекательной передаче для ясельного возраста пропаганду каких-то идей, то факты опровергают это легковесное отношение. Телепузиков дети копируют и выучивают все, что они говорят, тем более, что каждая фраза повторяется как минимум четыре раза – по числу действующих лиц. Недавно слышал, что в Англии какая-то полуторагодовалая девчушка залепетала немецкие слова: у телепузиков научилась. Так с кем же предлагают отождествить себя ребенку создатели «телепузиков»?
Как нетрудно заметить, телепузики представляют собой помесь обезьянки и инопланетянина. Точнее – это инопланетные обезьянки в скафандрах с антеннами на голове и телеэкраном на животе. Считать их только обезьянками или только инопланетянами нельзя – это, видимо, некая пародия на единство двух природ в одной личности. Страна Телепузия тоже имеет два облика: некий холмистый зеленый ландшафт (в параллель с обезьянками) и помещение, сочетающее в себе кают-компанию космического корабля и площадку дискотеки (как образ инопланетной цивилизованности). Неудивительно поэтому, что дети, активно впитывающие «Телепузию», как стиль жизни, совершенно естественно приучатся смотреть на себя как на космических обезьянок. Теория происхождения человека от обезьяны и идеи об инопланетянах, высадивших нас на Землю в целях некоего эксперимента, давно уже никак не соперничают, они прекрасно уживаются в сознании современного человека, образуя парадоксальную шизофреническую целостность.
Их нравы…
Различаются космические обезьянки по трем признакам: имя, рост и цвет скафандра с формой антенны. Есть Тинки-Винки – самый большой и в синем скафандре, есть Дипси и Ляля – одного роста, но Дипси зеленый, а Ляля желтая, и есть По – самый маленький и красный телепузик. Впрочем, кроме того, у Дипси более темная мордочка. Может быть, все это помогает детям научится цвета различать, – не знаю… Вряд ли. Но вот простой вопрос: кто из них мальчик, а кто девочка? И оказывается, что невозможно точно ответить на него, судя по внешнему виду телепузиков. Совершенная неопределенность в этом смысле с По, Ляля – вроде бы девочка в силу имени, Тинки-Винки – вроде бы мальчик, потому что самый большой и синий, Дипси – тоже непонятно кто, но скорее всего мальчик – и по имени (хотя…), и по оттенку мордочки (хотя…). В русском варианте сериала, в отличие от английского есть невольные подсказки: иногда, говоря о телепузиках, употребляют прошедшее время, и тогда проскакивает «сел» или «села», «придумал» или «придумала». То есть, судя по некоторым обмолвкам и невнятной интуиции, получается, что Тинки-Винки и Дипси – мальчики, а Ляля и По – девочки, но не удивлюсь, если кто-то решит немножко по-другому.
Я с детства привык, что люди должны делиться на мальчиков и девочек, я считаю, что это правильно. Притом дело здесь не в анатомических деталях, а во всем целостном облике человека. Мальчики и девочки по-разному одеваются, ведут себя по разному, у них кроме общих игр есть игры отдельные – мальчишечьи и девчоночьи. Мальчишки и девчонки – два мира, два детства. Потому и возможна супружеская любовь и таинство брака, что мужчина и женщина – это очень разные люди, но одна плоть. Если космические обезьянки предлагаются нашим детям как образец для подражания, то было бы естественно это деление у них увидеть. Однако в сериале мы совершенно не замечаем никаких намеков на разницу социальных ролей. Ждать, что телепузики начнут играть в «дочки-матери» было бы, видимо, слишком оптимистично, но уж, по крайней мере, могли бы Тинки-Винки с Дипси хоть раз продемонстрировать свою мужественную готовность взять на себя какие-то заботы и хлопоты, а Ляля и По показать свою скромность и нежность. Трудности у телепузиков бывают не так часто, но все-таки… Однажды Дипси разлил пузи-сливки на свой стульчик, никто не хотел туда садиться (виновник в том числе), и телепузики на два круга уступали друг другу места, горячо благодаря друг друга и обнимаясь, пока не пришел мульти-терминатор – живой пылесос Ну-Ну, который и подтер замаранный стульчик.
В современной западной культуре различие полов подчеркивается как раз там, где не нужно, например, у кукол и пупсиков всегда изображаются между ног те или иные причиндалы. Я не очень удивлюсь, если когда-нибудь телепузики пойдут в баню, и эти причиндалы у них обнаружатся. Но по их поведению, не говоря уже об одежде никак не понять кто есть кто. Полный УНИСЕКС, тем более, что обнимаются они друг с дружкой напропалую. К чему такая модель поведения ведет – нетрудно догадаться. Если по всем своим социальным ролям и функциям все люди одинаковы – не ни жен, ни мужей, ни отцов, ни матерей, – то их анатомические различия представляют собой не более, чем еще один повод повеселиться. Телепузиков всего четверо, а комбинаций по два получится целых шесть, а если еще добавить варианты группового секса, то уже одиннадцать, а можно и «тихо сам с собою» – итого пятнадцать способов поразвлечься для немножко повзрослевших Тинки-Винки, Дипси, Ляли и По. Мальчик – мальчик, девочка – мальчик, девочка – девочка, два мальчика – одна девочка, два мальчика – другая девочка, две девочки – один мальчик, – и так пока язык не смозолишь. Нужны ли нам такие педе… , то есть простите, – передачи?! – Думаю, нет.
Post scriptum.
Должен признаться, что обнаружение в безобидно-тупом мультике ТАКОЙ подоплеки мне самому кажется не совсем убедительным, настолько бессмысленным этот мультик кажется на первый взгляд. Однако, если все-таки попробовать над этим маразмом задуматься, выводы будут именно такие, как сказано выше. Складывается впечатление, что нарочитый примитивизм этого сериала работает не только на эффективное программирование детских умов, но и для маскировки содержания этого программирования.
|