Сибирская православная газета
  • О. Алексий Сидоренко
  • Анисин.А.Л.
  • Бакулин М.Ю.
  • Богомяков В.Г.
  • Дурыгин Д.Н.
  • Тихонов В.Е.
  • Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Современное состояние взаимоотношений Православной Церкви и медицины в Тюменском регионе - 2005 год

  • Рациональный выход из поста

  • Сообщение Д.Н.Дурыгина о взаимодействии епархии с областным Департаментом здравоохранения

  • О физиологии поста

  • Медицинская мафия

  • Станет ли Тюмень городом здорового образа жизни?

  • Путешествие на катамаранах

  • Физиология повседневности - 9 (особенности здоровья учащихся)

  • В рай силой никого не затащишь

  • Физиология повседневности. часть 8

  • Физиология повседневности. часть 7

  • Физиология повседневности. часть 6

  • Физиология повседневности. часть 5

  • Физиология повседневности. часть 4

  • Физиология повседневности. часть 3

  • Физиология повседневности. часть 2

  • Физиология повседневности. часть 1

  • Пост и беременность

  • Об очистке организма

  • Об оккультизме

  • О религиозной паранойе

  • О рациональности постов

  • О рациональном выходе из постов

  • О построении рациона

  • О монастырской медицине

  • О винопитии

  • О валеологии

  • Аборты

  • О рациональном выходе из постов.

         Выход из поста является сложным и неоднозначным процессом для человека. Это происходит в силу нескольких причин. Во-первых, многие люди не осведомлены о "правилах работы" своего организма и невнимательно относятся к своему физическому здоровью. Во-вторых, распространенность среди населения заболеваний желудочно-кишечного тракта чрезвычайно высока, а значит, резервы этой системы организма невелики и быстро истощаемы от воздействия любого стрессового фактора.
         Резервы пищеварительной системы это - прежде всего пищеварительные ферменты, количество которых при заболеваниях уменьшается.
    Также к резервам отнесем и энергетические запасы желудочно-кишечного тракта, нервной, эндокринной систем, которые дают нам возможность легко и быстро выработать и выдать эти нужные ферменты для переваривания белков, жиров и углеводов в нужное время в нужном количестве.
    При уменьшении энергетических резервов организм не может быстро и легко перестроиться с одного типа питания (во время поста преимущественно углеводного) на другой (обычный - белково-жировой).
         Стрессом для организма может стать любое чрезвычайно сильное воздействие, приводящее к нарушению работы органов и систем. Однако, величина этого сильного воздействия для каждого человека всегда будет разная. Для больных и ослабленных людей стрессом будет и переход на другой тип пищевого рациона, усугубляемый естественным межсезоньем - переменой погоды, скачками атмосферного давления и пр.
         За семь недель поста организм привыкает к определенному, в основном углеводно-растительному характеру пищи и вырабатывает только такие ферменты, которые расщепляют крахмал, сахар, клетчатку, небольшое количество растительного белка и жира. Для того, чтобы желудочно-кишечный тракт стал вырабатывать меньше этих и больше других ферментов, переваривающих мясо и животный жир, нужно время и энергия, причем тем больше, чем более ослаблен человек.
         Зачастую же, люди, радуясь окончанию поста, начинают есть сразу все подряд, что повкуснее да пожирнее, доводя свое пищеварение до срыва и обострения гастродуоденита, язвенной болезни, панкреатита, холецистита, колита, геморроя и т.п., чем вызывают немалое злорадство скептиков и противников постов, особенно из медицинской среды.
         Такое пренебрежительное отношение к соблюдению правил построения пищевых рационов является не только подрывом собственного здоровья, но и дискредитацией системы постов, и Православия в целом, в глазах наших ближних. Даже у здоровых людей выход из поста должен длиться не менее недели (Пасха длится неделю), а страдающие хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта, особенно тяжело протекающими, должны растягивать этот период на 2-3 недели.
         Вначале рацион нужно расширять за счет мяса или рыбы. "Пусть съедят мясо его в сию самую ночь,... с пресным хлебом и с горькими травами" (Исх. 12). Это повеление Господа евреям не случайно. Мясо дает нам белок, из которого будут вырабатываться нужные ферменты. Горькие травы стимулируют секрецию пищеварительных соков и сами содержат некоторое количество готовых ферментов, помогающим нашему кишечнику при расщеплении пищи. Мясо в первые дни должно быть не жирное, не жареное, а рубленое, мелкокусковое, отварное, тушеное или запеченное. В качестве гарнира подать блюдо из капусты, томатов, кабачков, свеклы, моркови, листовой зелени, кислых ягод - клюквы, брусники. Не сочетать мясо с макаронными изделиями и кашами.
         Горькие травы употреблять сейчас не модно, но при наличии значительных проблем с пищеварением желательно принять перед едой настой из полыни или папоротника, или проглотить 2-3 щепотки засушенных и измельченных листьев этих трав.
    Нежелательно начинать период выхода из поста с такой тяжелой для желудка пищи как пельмени, чебуреки, манты, растягаи, мясные пироги и иные сочетания мяса с тестом, а также шашлыки, сало, жирная свинина, блины, сливки, сыр. Ими можно только закончить адаптационный период. Нежелательно сочетать мясо с грибами и бобовыми продуктами, так как эти сочетания тяжелы для желудка. В праздник не нужно переедать пасхальных яиц (не более 1-2 штук в день) и куличей. Объем пищи в каждом случае должен быть умеренным: "Только досыта ничего не вкушай, оставляй место Святому Духу", - по слову преп. Серафима Саровского, - ферментов сразу на все не хватит!
         Здоровые люди с первого или второго дня, а больные и позже, могут расширять рацион молочными продуктами, начиная с кисломолочных - кефира, ряженки, йогурта. Затем постепенно переходить на цельное молоко, творог, сливки, масло, сыр.
         Особо следует оговорить вопрос о вине. Алкоголь не является абсолютным злом, к которому нужно относиться как к чуме. "Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно. Что за жизнь без вина? Оно сотворено на веселие людям. Отрада сердцу и утешение душе - вино, умеренно употребляемое вовремя; горесть для души - вино, когда пьют его много, при раздражении и ссоре". (Сирах., 31, 31-34).
         Алкоголь в норме всегда присутствует в организме человека в малых количествах, являясь одним из промежуточных продуктов обмена веществ. Поэтому у человека есть ферменты, способные расщеплять небольшие количества алкоголя безболезненно для организма. Даже наоборот, малые дозы вина оказывают благотворное воздействие: сам винный (этиловый) спирт при расщеплении быстро дает большое количество энергии, что позволяет ощущать легкость в теле, снять усталость. В натуральных виноградных и ягодных винах содержится большое количество витаминов, микроэлементов, ферментов, органических кислот, которые улучшают пищеварение, поэтому столовые вина полезно подать к мясным и рыбным блюдам. При этом следует помнить, что столовые вина - это чаще сухие вина, то есть кислые, с низким содержанием сахара или без него. Они улучшают переваривание белковой пищи, поэтому подаются как аперитив перед блюдом. Шампанские и иные шипучие вина являются десертными, и не сочетаются с мясными и жирными блюдами, а подаются к фруктам и сладостям. Однако, если человек имеет подагру, камни в почках или желчном пузыре, деформирующий артроз суставов, высокое давление, то натуральные виноградные вина для него нежелательны - они содержат виннокаменную кислоту, которая у таких людей усиливает отложение солей и камней, увеличивает давление. Для них более предпочтительны водка или коньяк, хотя они и не содержат витаминов и ферментов, но усиливают продукцию организмом своих собственных ферментов. Пиво также содержит много витаминов, микроэлементов, ферментов и биологических стимуляторов и может подаваться к разным блюдам, особенно полезно пиво людям, склонным к гнойничковым заболеваниям.
         Каковы же допустимые количества употребляемого алкоголя? Существует стандарт, предложенный врачами-кардиологами для профилактики атеросклероза: энергичный, подвижный мужчина среднего роста и комплекции 33-36 лет может употребить не более 22 мл. 96% спирта в сутки в алкогольных напитках. Это значит, что водки или коньяка можно выпить 50мл. в сутки, крепленого вина (18-20°) - 100 мл. в сутки, натурального некрепленого (8-12°) - 200-250 мл., пива, медовухи (4-8°) - 300-500 мл. в сутки.
         Сравним медицинский стандарт с указаниями Типикона (гл. 35): "Вино же, аще прилучитися недостоит дати-ся по уставу в ин день, но в неделю или в господские праздники, или в другая нуждная утешения: черпати же тогда потребно есть во все лето на таковые, по единой чаше, или по две, или множицею по три, и ино ничтоже. Две бо, или три чаши, не по уставу рекохом, но по нужде бывати." Одна чаша здесь - красавуля, емкостью примерно 300 мл.; вино - кагор, разбавленный водой 1:1. Таким образом, одна чаша содержит суточную стандартную дозу. Увеличение числа чаш, допускаемых уставом, возможно за счет роста и массы тела человека, характера его работы - физический труд на воздухе, нервно-психологическое напряжение - это ситуации, когда алкоголь расщепляется быстрее. Для людей молодых, пожилых, слабых здоровьем, субтильных и пр. дозы значительно уменьшаются.
         К вину необходимо вырабатывать спокойно-осознанное отношение, как к горчице или уксусу - приправа улучшает аппетит, пищеварение и вкус блюда, бодрит, а много не съешь! По слову Апостола Павла: " Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов". (1 Тим, 5,23).
         Таким образом, не только сам пост но и выход из него является мероприятием весьма ответственным, требующим определенных знаний, сдержанности, сосредоточенности, чтобы принести пользу, не расплескав ее, своей душе, телу и утверждению Православной Веры.

    Врач Н.Д. Дурыгин.


    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.