Сибирская православная газета
  • О. Алексий Сидоренко
  • Анисин.А.Л.
  • Бакулин М.Ю.
  • Богомяков В.Г.
  • Дурыгин Д.Н.
  • Тихонов В.Е.
  • Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Современное состояние взаимоотношений Православной Церкви и медицины в Тюменском регионе - 2005 год

  • Рациональный выход из поста

  • Сообщение Д.Н.Дурыгина о взаимодействии епархии с областным Департаментом здравоохранения

  • О физиологии поста

  • Медицинская мафия

  • Станет ли Тюмень городом здорового образа жизни?

  • Путешествие на катамаранах

  • Физиология повседневности - 9 (особенности здоровья учащихся)

  • В рай силой никого не затащишь

  • Физиология повседневности. часть 8

  • Физиология повседневности. часть 7

  • Физиология повседневности. часть 6

  • Физиология повседневности. часть 5

  • Физиология повседневности. часть 4

  • Физиология повседневности. часть 3

  • Физиология повседневности. часть 2

  • Физиология повседневности. часть 1

  • Пост и беременность

  • Об очистке организма

  • Об оккультизме

  • О религиозной паранойе

  • О рациональности постов

  • О рациональном выходе из постов

  • О построении рациона

  • О монастырской медицине

  • О винопитии

  • О валеологии

  • Аборты

  • Физиология повседневности. Часть 2

         - Говорят: скажи мне, что ты ешь, и скажу, чем ты грешишь. Есть какая-то связь между рационом питания и наклонностями характера? Чрезмерное употребление, скажем, острого, соленого? Связана ли гневливость с острой пищей, а пересоленная - с сердечными заболеваниями? Если человек кладет себе 5-6 кубиков сахара, то у него проблемы с алкоголем? Можно проследить такие связи физиологически?

         - Конечно, когда человек впадает в какую - либо крайность, это уже состояние нездоровое.

         Замечено: пересаливают те люди, которые имеют слабые надпочечники, то есть с низким давлением, вялые, эмоционально очень лабильные, у которых то всплески каких-то экзальтированных эмоций, то, наоборот, падение до уныния, часто болезненное. Это так называемые меланхолики. А этот досол, в конечном итоге, может привести к нарушению сердечной деятельности, стойкой гипертонии, а в психологическом аспекте - усилению меланхолических "взлетов и падений" от "бури в стакане" до классического невроза.

         - Можно сказать, что соль является отчасти наркотиком и сам процесс досола, растворения соли в воде перед употреблением - это особый раздражитель рецепторов на языке? В принципе, соли-то человеку нужно немного...

         - Действительно, соли нам нужно немного - от 3 до 5 граммов в день. Мы обычно употребляем 7 - 9 граммов. Но пересол - это уже 10-15 граммов в день и более, когда человек все досаливает не глядя. Сказать, что соль - это определенного рода наркотик, можно только в том случае, когда у человека нет надпочечниковой недостаточности, а сформировалась вредная привычка.

         Вот перец дает явное быстрое перевозбуждение нервных окончаний, что приводит к вспышкам гнева, агрессивности, ярости, повышению артериального давления, учащенному сердцебиению. При этом происходит быстрое изнашивание сердца, на печень и желчный пузырь ложится лишняя нагрузка. Хотя в небольших количествах перец улучшает пищеварение.

         Сладости в больших количествах - это блокираторы опиатных рецепторов, что можно рассматривать как некий функциональный эквивалент наркотика. В головном мозге человека есть так называемые опиатные рецепторы, которые раздражаются эндорфинами, то есть веществами, которые вырабатывает сам мозг, они-то и вызывают чувство удовлетворения. Подобны им наркотики, которые мощно стимулируют рецепторы, вызывая эйфорию. Выработка собственных эндорфинов - это процесс очень сложный и нужный для организма. На нем строится и инстинкт продолжения рода, и стремление к прекрасному, и сохранение благоприобретенных навыков, и чувство религиозного удовлетворения и мистического экстаза.

         Ведь когда человек делает, что ему нравится, он испытывает от этого чувство морального удовлетворения. Оно реализуется в головном мозге через выработку эндорфинов, стимулирующих опиатные рецепторы.

         В прошлом веке замечательный врач Захарьин метко сказал, что те несколько сладостных минут морального удовлетворения от помощи больному, которые переживает врач, порою достаточно для того, чтобы ради этих минут люди работали в медицине практически за гроши, чуть ли не бесплатно. Общество, государство бессовестно их эксплуатируют, но это уже другой разговор.

         Моральное удовлетворение, действительно, схоже с эйфорией. То же происходит и в некоторых других профессиях, например, спасателей, педагогов, спортсменов, военных и др.

         Когда человек по какой-то причине лишается опиатной стимуляции, организм испытывает нечто вроде абстиненции, "ломки", и человек ради возможности испытать внутренний комфорт, удовлетворение, расслабление, стремится найти стимуляторы, обеспечивающие изменение его психоэмоционального состояния.

         Этим стимулятором часто оказывается пища, прежде всего сладости (шоколад, кофе, какао), содержащие фенамины. Поэтому много едят шоколада, шоколадных тортов и прочих конфет и сладостей те люди, которые имеют какую-то психоэмоциональную неудовлетворенность, нереализованность в жизни. Проблема ожирения, проблема многоедящих людей - это, прежде всего, проблема людей, неудовлетворенных в жизни чем-то, которых мало любили в детстве или мало любят теперь, а иного рода любви - Божественной - они почему-то не понимают. Поэтому и удовлетворяют себя путем поглощения большого количества пищи.

         - Обратимся к повседневности. Некоторые начинают день с кружки крепкого кофе или пьют очень крепкий чай. Это нормально?

         - Это люди, у которых по какой - либо причине не хватает собственной энергии, и им требуется какой-то стимулятор. Какие могут быть причины? Часто это какая-либо бывшая ранее психологическая зависимость от стимуляторов иного рода. Например, человек бросил пить или курить: физическая зависимость уходит, а психологическая остается, она должна быть чем-то компенсирована. Человек, например, с водки или табака переходит на крепкий чай, кофе. Происходит эффект замещения одного стимулятора другим. Или, например, человек бросает большой спорт, который сам по себе является допингом, ему опиатные рецепторы надо чем-то стимулировать - без этого уже не может. Или человек страдает от комплекса неполноценности, неудачной личной жизни. Здесь проблема психологической неудовлетворенности, вследствие чего у человека от недостатка стимуляции опиатных рецепторов головного мозга появляется дефицит жизненной энергии. Чтобы чувствовать себя комфортно, продолжать свою жизненную деятельность, ему нужно подстимулировать рецепторы кофе или крепким чаем, сладостями (кстати, шоколад, кофе, какао содержат психостимуляторы типа фенаминов), большим количеством пищи (проблема переедания) или избыточным количеством пряностей типа перца, аджики, горчицы, майонеза и т.д.

         - Поговорим о сое, соевых продуктах, которые все больше и больше входят в рацион православных людей. В этом есть какая-то доля лукавства, на мой взгляд, - постное мясо, постные ростбифы, шницели, сосиски, постный майонез и так далее. Вы рекомендуете современным православным людям включать в постную диету соевые продукты?

         - Соя содержит большое количество растительного белка, а во время постов в организм резко ограничено поступление белковой пищи и тугоплавких животных жиров. Что нам это дает? Недорасщепленный в организме белок и тугоплавкий жир являются основой шлаков и токсинов, засоряющих организм и являющихся причиной формирования большинства тех болезней, от которых страдает человечество. Ограничение этих продуктов дает организму возможность отдохнуть, переработать залежи шлаков, что будет способствовать профилактике и даже лечению различных хронических заболеваний, а также увеличит щелочной резерв крови, то есть уменьшит закисленность внутренних сред организма, которая действует возбуждающе на нервную систему. Таким образом, в период поста мы комплексно разгружаем организм. Если мы во время поста опять нагружаемся белком, пусть растительного происхождения, но белком, то физическую, физиологическую цель поста мы практически выхолащиваем. Получается, что во время поста мы должны освободиться от шлаков и токсинов, должны разгрузить нервную систему, а она у нас не разгружается: мы едим столько же белка, сколько и раньше. Тогда уж, в принципе, лучше есть нормальный, обычный мясной белок, а не этот суррогат.

         Тем более, что все соевые продукты, вообще бобовые культуры - соя, фасоль, горох, чечевица, люцерна - интересны еще и тем, что содержат некоторое количество женских половых гормонов растительного происхождения, фитостероидов, которые влияют на гормональный обмен, на гормональный баланс любого человека и могут его изменить в ту или иную сторону. То есть повлиять на женщину в сторону похотливости, а на мужчину, наоборот, в сторону снижения сексуальности; кроме того, это может отразиться и на детородной функции. Особенно настораживает избыточное кормление детей соевыми продуктами и пищевыми добавками, содержащими сою. Конечно, соя - это ценный диетический продукт, но он хорош, когда, действительно, есть заболевания пищеварительного тракта, например, нарушено переваривание молочного сахара, аллергия на белок коровьего молока у грудных детей, проявляющаяся в дизбактериозе кишечника, дерматитах, детских экземах, вот тогда мы должны, вынуждены уже переходить на иной характер питания, на соевые смеси. Но всех-то детей зачем ими кормить? Тем более нам, взрослым, есть соевые продукты постоянно в период поста нет большого резона. Если только постящийся болен, - например, у него язва желудка или двенадцатиперстной кишки, гастродуоденит, хронический колит, ему тяжело держать пост, - конечно, тогда мы можем ему порекомендовать соевое молоко, соевые продукты, это его значительно поддержит. Поддержит больного человека, но здоровому, который нормально себя чувствует, вполне можно обойтись и без этого. И еще один момент. В нашей русско-сибирской популяции соевые и вообще бобовые продукты, которые содержат много растительных белков и углеводов, достаточно плохо перевариваются в кишечнике. Эти продукты являются большой нагрузкой для ферментов пищеварительной системы, для кишечника. Отсюда то, что в народе называют "музыкальные супчики". Бобовые культуры традиционны для Америки и Индии, люди этих регионов имеют более приспособленную для их потребления пищеварительную систему, у них больше соответствующих ферментов, способных расщепить эти бобовые продукты, в результате чего, например, индусы могут позволить себе полное вегетарианство. У нас таких ферментов, как правило, меньше.

         - Как лучше распределить приемы пищи в течение дня? Святые отцы, например, не советуют порой есть до полудня, а это звучит для многих непривычно.

         - Да, мы все помним старинный принцип нашей классической диетологии о том, что "завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу", но это в принципе неверно. Епископ Варнава (Беляев) во втором томе своих "Основ искусства святости" приводит перевод интересного стишка из легендарной книги "Корабль дураков":

    Тот бог, кто ест на день однажды,
    Человек - кто ест дважды,
    А трижды кто - скот, кто четырежды - бес,
    А пять - его матерь лишь ест.

         По современным рекомендациям мы должны питаться шесть раз в день, что, видимо, соответствует дедушке беса. Должны быть первый завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин и за полчаса до сна еще кефир или яблоко, некий "малый ужин". Это, конечно, организму трудно выдержать, желудочно-кишечный тракт должен иметь время на отдых, на то, чтобы восстановить слущенные клетки эпителия, эрозии слизистой, трещинки и так далее, восстановить энергетический потенциал, наработать ферменты для пищеварения. Поэтому важно разобраться, когда лучше есть и какие приемы пищи можно без вреда для организма опустить. Мы знаем, что 80% населения - это "совы", то есть люди, которые спят утром, а вечером бодрствуют. И утром у них снижена работоспособность и общее настроение, они не имеют аппетита.

         Это значит, что организм рефлекторно, подсознательно отказывается от еды, потому что утром у них эта еда и не переварится, она будет лежать в желудке мертвым грузом, камнем, давить на желудок, и организм будет тратить энергию, необходимую для утренней работы, на переваривание этой пищи. Переваривание пищи - это очень энергозатратный для организма процесс. Потом уже, когда пища перейдет к клеточкам тела, тогда появляется энергия, а пока она идет через желудок и кишечник, организм тратит очень много дорогой энергии.

         Поэтому мы вполне можем обходиться без первого и даже без второго завтрака, то есть начинать прием пищи мы можем с 10, 12 и даже 14 часов дня совершенно безболезненно для себя. Большинство нашего населения может начинать прием пищи после 11, 12 часов дня и при этом не только не будет никаких вредных последствий, напротив, человек будет чувствовать себя в утренние часы, а затем и в течение дня намного более бодрым, работоспособным, чем если он с утра поест что-то, даже просто попьет чаю или кофе. Утром и в нашей православной практике не рекомендуется есть до обеда, пока идет литургия, даже если мы не ходим на службу. То есть пока идет где-то литургия в храме, мы, как бы в солидарность, не должны принимать пищу. Единственно, что можно рекомендовать утром сделать, это будет полезно, - встав от сна, выпить святой воды. Конечно, желательно выпить объем побольше, для того чтобы расшевелить деятельность желудочно-кишечного тракта, - не один-два глотка, а хотя бы полстакана или стакан воды. Можно же освятить и целый стакан, влив в него несколько капель крещенской воды. И вот мы освятились, помолились и пошли на работу, и будем чувствовать себя намного лучше.

         А кушать я бы советовал два раза в день: в обед и вечером. Если есть такая потребность, то перед сном можно перекусить, но немного. Нежелательно есть уже за полтора-два часа перед сном, и конечно, не переедать, если перекусили. Пища, принятая на ночь, возбуждает нервную систему, это будет нам навевать различные сновидения, помыслы, и утром мы будем чувствовать себя еще хуже, усталыми и разбитыми, плохо отдохнувшими, отечными. Возбуждение вечером нервной системы будет обострять нам и заболевания желудочно-кишечного тракта, и аллергические заболевания, и вегетососудистую дистонию.

         Таким образом, разумное самоограничение в количестве и составе принимаемой пищи является одним из важнейших способов профилактики и лечения большинства недугов современного человека.

         - Спасибо за беседу. Мы надеемся, что и впредь с Вашей помощью будем стараться освящать подобную тематику. А нашим читателям мы предлагаем активно включаться в обсуждение насущных пролем телесного и духовного здоровья, присылать нам в редакцию вопросы для доктора, рецензии, полемику.



    ИСКОМОЕ.ru
    православная
    поисковая
    система
    Русская неделя - интернет-журнал о современной православной культуре
    Sudba.net - Портал православных знакомств Сербская Православная Церковь в Голландии Рейтинг ресурсов "УралWeb"
    Современные сказки Религия и СМИ

    Официальный сайт Тобольской митрополии

    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии

    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"

    Православный Сибирячок

    Сибирская Православная газета 2018 г.