ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№11 2005 г.         

Перейти на страницу автора

Современное состояние взаимоотношений Православной Церкви и медицины в Тюменском регионе

Медико–церковные отношения имеют глубокие корни и богатые традиции. Человек во всей своей полноте всегда был и остается субъектом воздействия, как религии, так и медицины, с той разницей, что медицина проявляет попечение о восстановлении и сохранении преимущественно телесного и анимально–душевного здоровья, а Церковь – о сохранении и приумножении здоровья душевного и духовного.

После заключения Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии между Департаментом здравоохранения Тюменской области и Тобольско–Тюменской епархией прошло два года. За это время окончательно сложились и структурно оформились некоторые направления совместной медико–церковной деятельности.

  1. Движение милосердия. Сестричества и братства милосердия.
  2. Помощь социально уязвимым группам людей.
  3. Устройство молитвенных комнат – часовен и больничных храмов.
  4. Деятельность обществ православных врачей.
  5. Возрождение народной медицины и медицинская деятельность на приходах.
  6. Деятельность благотворительных фондов.
  7. Распространение медицинских знаний среди священнослужителей.
  8. Миссионерская деятельность среди медицинских работников.

Одним из возможных вариантов взаимодействия стало создание на базах лечебных учреждений православных молитвенных комнат–часовен и больничных храмов. Одной из первых комната-часовня была устроена в Областном онкологическом диспансере по инициативе главного врача М.М. Наумова, а затем появился больничный храм в Областной клинической больнице №1. В настоящее время молитвенные комнаты устроены в Областной больнице интенсивного лечения, детском противотуберкулезном санатории «Верхний Бор», городском противотуберкулезном диспансере; идет активное строительство больничного храмового комплекса на территории Областной клинической больницы №2.

Движение милосердия зародилось до заключения Соглашения: существовали сестричества при медакадемии в 1995г., при Знаменском кафедральном соборе и при Свято–Троицком монастыре в 2002 году. Соглашение придало этому движению новый импульс, способствовало притоку новых сил. В октябре – декабре 2004 г. при Центре повышения квалификации средних медработников прошли первые курсы подготовки сестер по программе «Младшая медицинская сестра по уходу за больными», где прошли обучение 26 женщин–активных участниц движения. Они получили необходимые теоретические знания и практические навыки по уходу и удостоверения государственного образца, позволяющие им входить в лечебные учреждения и контактировать с больными. В ходе трехмесячного курса обучения сестры сплотились, почувствовали уверенность в своих силах, был образован городской Союз Милосердия – организация, координирующая деятельность приходских сестричеств по части выполнения ими своих профессиональных обязанностей. Были образованы новые отделения движения: в детском противотуберкулезном санатории «Верхний Бор», Тюменском хосписе, ОКБ №2, наркологическом стационаре, социальной гостинице, монастырской лечебнице, патронажная служба.

В настоящее время при Центре повышения квалификации вновь организован и с 4 октября проходит второй цикл обучения сестер милосердия, где обучаются 22 сестры.

За время работы сложились следующие формы деятельности сестер. Основная форма – душепопечение, осуществляемая в форме миссионерства. Основная задача сестры: подготовить больного к встрече с Главным Врачом душ и телес – Христом. В этом состоит основополагающая традиция и отличительная черта православного движения милосердия. Поэтому сестры милосердия, работая в государственных лечебных учреждениях, не должны полностью подменять собой постовых сестер и санитарок, но, выполняя свою основную душепопечительскую работу, по мере возможности, оказывать больному и помощь по уходу за ним в пределах своей компетенции.

В разных лечебных учреждениях объем сестринской помощи бывает разный. Так, в онкодиспансере и хосписе он минимальный – в связи с серьезностью заболевания и тяжестью прогноза больные находятся в состоянии переоценки личностных ценностей и более нуждаются в грамотном «уходе за душой», чем в уходе за телом. В ОКБ №2, где много острых и социально неблагополучных больных, традиционно складывается гораздо больший объем сестринской, а также социальной помощи. В детском противотуберкулезном санатории миссионерская деятельность переросла в систематическую педагогическую работу с детьми, которые оздоравливаются там в течение полугода, а также большое место занимает и социальная помощь необеспеченным детям личными носильными вещами. В работе сестричества при социальной гостинице объем социальной помощи соперничает с миссионерской: трудно говорить о высоких истинах голодному, раздетому и бездомному человеку. С большим творчеством и даже художественной самодеятельностью сопряжена миссионерская работа сестричества при наркологическом стационаре. По-другому обстоит организация труда в медицинских учреждениях, находящихся в ведении Церкви. На сегодняшний день это медицинские пункты Тобольской семинарии, православных гимназий, а также лечебница Тюменского Свято–Троицкого монастыря. Здесь в работе сестер превалирует непосредственно медицинская деятельность. Вся работа сестер милосердия строится на добровольной и безвозмездной основе (за исключением медицинских пунктов учебных заведений), но, будучи одухотворенной высоким идеалом служения Богу через ближнего, движение растет и набирает силы. Однако в работе встречаются и объективные трудности: недостаток помещений для социальной работы.

Деятельность благотворительных организаций невозможна без аккумулирования средств из различных источников. Поэтому в июне текущего года был образован Благотворительный фонд возрождения православных традиций российской медицины во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. Мы сразу ощутили его работу и помощь: появился центр социальной реабилитации свт. Николая, стали выделяться средства на текущую работу сестричеств, а они, хотя и небольшие, но, будучи обеспечиваемы ранее из собственного кармана, значительно сокращали семейный бюджет многих сестер. Постоянно сестры раздают больным нательные крестики, простые иконки, молитвословы, памятки к исповеди и причастию. Приходится приобретать аудиоматериалы, устраивать молитвенные комнаты, шить спецодежду для сестер, одевать, оформлять документы, лечить и кормить социально неблагополучных людей.

Медицинская деятельность на приходах имеет свои особенности. Сегодня существуют два типа церковных медицинских учреждений. Во–первых, это медицинские пункты при Духовных учебных заведениях, они носят закрытый характер и обеспечивают только собственные нужды. Во–вторых, это монастырская лечебница при Тюменском Свято–Троицком монастыре, а также врачебные консультативные пункты при крупных приходах, например, в г. Нефтеюганске. Они открыты для всех прихожан. Работа врачебных кабинетов основана на принципе добровольных посильных пожервований и является социально доступной всем нуждающимся. Считаем, что наличие и развитие таких медицинских пунктов на каждом приходе является очень своевременным, социально необходимым и перспективным делом. Также считаем перспективным и нужным организацию православной больницы с преимущественным использованием в ее работе естественных методов оздоровления.

Распространение медицинских знаний среди священнослужителей и мирян также является доброй традицией и перспективным направлением деятельности. С 1998 года, по благословению владыки Димитрия, в Тобольской Духовной семинарии был введен постоянный курс «Основы медицинских знаний» в объеме 72 часов. «Сибирская Православная газета» регулярно публикует материалы медицинского содержания в интерпретации православных врачей. При монастырской лечебнице нами в 2004 году прочитан курс лекций для прихожан по основам здорового образа жизни и оздоровлению естественными средствами. В 2003–2004 годах состоялись медико–просветительские лекции для прихожан и священнослужителей во время поездок по городам области: Ялуторовск, Ханты–Мансийск, Нефтеюганск, Тобольск, Сургут.

Тюменское Общество православных врачей было образовано в январе текущего года. Основной деятельностью общества стало проведение ежемесячных семинаров, посвященных обсуждению различных этических проблем медицины: аборты и контрацепция, психиатрическая помощь, оккультизм и секты в современной медицине и др. Постепенно сложился актив Общества. Вторая форма работы складывалась стихийно, но сейчас начала обретать все более организованные черты: это конкретная квалифицированная медицинская помощь прихожанам, оказываемая православными врачами на своем рабочем месте.

Духовно–просветительская деятельность среди медицинских работников. В ноябре – декабре 2003 года на базе Ялуторовской ЦРБ совместно с Ялуторовским медколледжем был проведен цикл для старших сестер по традициям православного милосердия, желающих прослушать его оказалось очень много. Также священники, окормляющие больничные храмы и часовни, православные врачи, сестры милосердия проводят беседы, участвуют во врачебных планерках в своих лечебных учреждениях. Сейчас разработан краткий, 20-часовой курс лекций по биомедицинской этике с точки зрения Православной Церкви для медицинских и социальных работников, который мы планируем проводить на благотворительной основе в лечебных учреждениях.

Тюменская область является экспериментальной площадкой, где активно апробируются различные инновации в управлении, экономике, образовании и здравоохранении. Не все эти изменения воспринимаются и оцениваются однозначно. Во–первых, традиционная для нашего культурно–исторического сознания патерналистская медицинская система быстро изменяется на систему информированного согласия. Это предполагает равноправное участие больного в процессе лечения, что вовлекает в медицинский процесс структуры, представляющие и обеспечивающие права пациента: страховые компании, органы контроля за качеством медицинских услуг, а также налоговые и юридические органы. Все это увеличивает объем оформляемой учетно–отчетной документации и предъявляет к ним повышенные требования при сохранении прежних временных нормативов для работы с одним пациентом. Качество врачебной деятельности при этом значительно снижается, а значит, падает моральная удовлетворенность врача своей работой, что создает момент внутреннего напряжения и неудовлетворенности намного больший, чем неудовлетворенность заработной платой. К тому же, у врача нет времени для разъяснительной работы с больным, поэтому информированного согласия не получается, а возникает профанация и дискредитация этой медицинской модели. Считаем, что департаменту здравоохранения совместно с медицинской академией необходимо выступить с инициативой о пересмотре нормативного времени работы с больным и максимального сокращения документации до реально необходимого минимума.

Во–вторых, в ходе проводимых преобразований в партнерстве «врач – пациент» появился явный перевес в сторону пациента и врач из «заботливого отца» превратился в дряхлого, бессильного и бесправного старика – нахлебника, вынужденного отбиваться, изворачиваться и искать защиты от окрепшего, возмужавшего и обнаглевшего внука – пациента. Юридическая и экономическая безграмотность и беззащитность подавляющего большинства врачей также депрессирует и угнетает. Считаем, что медицинской академии, департаменту здравоохранения необходимо уделять больше внимания юридическому и экономическому образованию специалистов, без которого равноправное партнерство врача и больного невозможно. Также считаем, что органам управления здравоохранением необходимо больше внимания уделять вопросам не только экономической и юридической, но и моральной защищенности врача, что будет способствовать в дальнейшем росту авторитета и престижа врачебной профессии.

В–третьих, происходит значительное дистанцирование и обособление управленческих структур здравоохранения от реальной медицинской работы на местах, что создает впечатление того, что управление недостаточно хорошо знает создавшуюся на местах ситуацию. В создаваемой системе информированного согласия пациент может повлиять на врачебные действия, а врач как–то влиять на ход непосредственно его касающихся реформ и действия управленческих структур не может. Это увеличивает чувство незащищенности, создает дополнительный момент внутренней нестабильности и общественного напряжения во врачебной среде. Общество православных врачей в этой связи считает необходимым создание и постоянную работу этической комиссии при департаменте здравоохранения и крупных медицинских подразделениях.

Таким образом, во взаимоотношениях Церкви и медицины определены многочисленные точки соприкосновения. Мы не желаем быть и не будем выступать в роли просителей: у нас накоплен достаточный положительный опыт, есть силы и людской резерв, а главное – желание работать, служить и приносить пользу конкретным людям – жителям нашего города и области. В этом мы надеемся на поддержку и сотрудничество с представителями городского и областного управления, а также с общественными организациями и частными лицами.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.