|
||
|
Современное состояние взаимоотношений Православной Церкви и медицины в Тюменском регионе - 2005 год Сообщение Д.Н.Дурыгина о взаимодействии епархии с областным Департаментом здравоохранения Физиология повседневности - 9 (особенности здоровья учащихся) |
Физиология повседневности. Часть 5 - Доктор, давайте продолжим наш разговор о разработках "Монастырской аптеки". Поговорим о травяных маслах и мазях. - Масло настаивается на смеси растительных трав, а знаменитая "Лекарская мазь" - на животном жире. - Как их применяют? - Масла употребляются как наружно, так и внутренне. Внутрь любят употреблять репейно-донниковое масло, потому что оно улучшает функции печени, желчного пузыря, кишечника, бронхов. Прямо пьют чайными ложками, запивая молоком или водой. - Можно ли на Севере составлять специальные витаминные травяные сборы? - Конечно. Для северных регионов такие сборы должны обязательно включать в себя не только поливитаминные травы, но и компоненты, разжижающие кровь и лимфу, а также активизирующие ферментные системы.У нас в планах есть создание общеукрепляющих, тонизирующих и витаминных сборов и масел. Они могут быть полезны и для северян, и для наших местных жителей. - Предположим, человек достаточно стабильно пользуется травами, делает настойки. Он достаточно защищен от серьезных заболеваний? - В принципе да, потому что действующая на организм трава улучшает обмен веществ. Это способствует сжиганию шлаков и токсинов, улучшает защитные функции организма, но регулярное употребление одной какой-то травы ведет к привыканию. Не к наркотической зависимости, а к снижению чувствительности организма к этой траве, снижению эффективности. Поэтому рекомендуется менять траву через каждые две-три недели, если это одна трава. Если это многокомпонентный сбор, то его нужно менять через месяц, максимум - полтора, менять его компоненты или полностью весь состав. Желательно делать небольшие перерывы. - А с постами как связано? Пост тоже такое время физиологичное, рациональное. Организм очищается от шлаков. Когда лучше пить травы, в постное или непостное время? - Наш "Очищающий сбор" и "Репейно - донниковое масло" мы как раз предлагаем использовать в постное время, потому что они позволяют лучше очистить организм от токсинов и шлаков. - Знаю, что в область ваших интересов попали еще и пиявки. - Интерес к пиявкам проистекает, во-первых, от народных традиций, во-вторых, в результате нашего изучения микроциркуляции. Пиявка, исходя из современных данных, улучшает кровообращение тканей, а именно венозный отток. Это всегда находит свое применение при таких заболеваниях, как геморрой, варикоз, гипертония, внутричерепное давление, астма, все болезни, связанные с патологией печени, застойными явлениями нервной системы, в легких, недостаточностью кровообращения и многое другое. - Берутся специальные медицинские пиявки, которые разводятся особо, а не те, что водятся в водоемах... - Кстати, в наших водоемах не водятся эти медицинские пиявки. Их нужно покупать в аптеках. - Принцип действия пиявок? Главное у них - это слюна? - Действие пиявки многокомпонентно. Присосавшись, пиявка впрыскивает в кровоток слюну, которая содержит не только знаменитый гирудин, разжижающий кровь, но и множество других полезных организму компонентов. Во-вторых, она отсасывает кровь и разгружает перегруженный кровоток. В-третьих, действует на организм рефлекторно, как рефлексотерапия, то есть через нервную систему стимулирует кровообращение и иммунитет. Пиявок ставят в определенные места. Существует целая наука - гирудотерапия. Место приставки пиявок должен определять врач, потому что это целая система, куда, как, при каких заболеваниях ставить пиявки. Гирудотерапия - одно из перспективных направлений медицины. - Насколько оправданно применение в монастырской медицине систем су-джок, иглоукалывания, гомеопатии, как они соотносятся с православными традициями? - Конечно, су-джок и рефлексотерапия пришли к нам из других медицинских традиций, которые произросли на иных религиозно-философских основаниях. Естественно, в России сформировались свои школы су-джок и рефлексотерапии. Но традиционно считается, что лучшая рефлексотерапия все-таки китайская, потому что совершенствование в их лечебной системе всегда сопровождается медитацией. Они через медитацию получают совершенствование в своем искусстве. Не через логические какие-то умозаключения, не через наблюдения, как у нас, а через медитацию. Рефлексотерапия произошла от определенной религиозно-философской системы. Но физиология есть физиология, и некоторые физиологические моменты одинаковы что у китайца, что у русского. Рефлексогенные зоны есть и у того, и у другого. Их описывал еще наш русский православный врач Захарьин в 19 веке. Поэтому использование рефлексогенных зон, биологически активных точек вполне возможно, но мы, русские, никогда не достигнем в этом деле тех результатов, каких достигают китайцы. Мы не используем медитативных техник, с помощью которых они видят точки, каналы. Не работаем мы и по ментальным каналам системы Су-джок, что сопряжено с влиянием на психику, хотя правило прямого соответствия, работающее через простую рефлекторную дугу, не вызывает возражений. - Можно сказать, что у русских сплошной рефлексогенный массаж - это русская баня? - В принципе да. - Итак, развитие восточных медицинских практик в медицине насколько подходит для русского человека? - Сибирь вообще находится на стыке Европы и Востока, и здесь издавна сочетались разные традиции, в том числе и медицинские. Наша задача - не отрицать полностью все, что идет с Востока, просто из религиозных соображений. Нам, врачам, нужно взять самое лучшее, не в философском аспекте, а в медицинском - телесном, физиологическом. Еще раз повторяю: физиология, она везде физиология. Где-то использовали один спектр физических законов, в другом месте - другой. Все это можно разумно сочетать и улучшать. - То есть палитра лекарственных способов, методов православного врача значительно шире? - Она расширяется больше, чем у обычного врача. - Методики су-джок, акупунктуры все-таки становятся безопаснее от того, что ими пользуется православный человек, принцип которого не просто "не навреди", но и "возлюби ближнего, как самого себя"? - Самое главное, православный врач не будет далеко залезать в философскую практику этих течений. Ведь в су-джоке есть, например, правило прямого или обратного соответствия, правило лечения по меридианам и правило лечения по психическим меридианам. Одно дело, когда мы используем обычное правило прямого или обратного соответствия, ничего страшного в этом нет. Другое дело, когда мы начинаем лечить по психическим меридианам, это уже внедрение в какие-то элементы психики человека через биологически активные точки. Конечно, православный врач поостережется от таких вещей. Здесь еще важно не впасть в другую крайность: в поиске "врага" не начать огульное отрицание всего, что незнакомо. Ведь привычные нам антибиотики и транквилизаторы, гормоны и противоаллергические средства, не говоря уже о психолептиках и наркотиках, намного мощнее влияют на психическое состояние больного, чем рефлексотерапия. Ко всему нужно подходить с рассуждением, особенно если это касается возможности помочь больному человеку. Если новый метод имеет четкое физиологическое обоснование, не противоречит Евангельским Заповедям и не наносит ущерба физическому и психическому здоровью человека, то может быть заимствован и внедрен в нашу медицинскую практику. - Несколько слов о гомеопатии. - Этот метод лечения известен и используется в России с начала XIX века, то есть уже около 200 лет. Он основан на использовании в качестве лечебного средства очень малых доз сильнодействующих веществ растительного, минерального и животного происхождения по принципу подобия. Эффект их воздействия на организм вовсе не относится к области самовнушения и психотерапии, а имеет четкое физиологическое обоснование. Гомеопатические средства не проникают в кровь, не создают там определяемых концентраций, а воздействуют рефлекторно через нервные окончания слизистых оболочек и кожи, представляя собой вариант не гуморальной, а нервной регуляции функций органов и систем. Сигналы с рецепторов поступают в головной мозг, обрабатываются там, и организм сам регулирует нарушенные функции именно в той мере, в какой ему это необходимо. Поэтому при гомеопатическом лечении не наблюдаются побочные токсические явления со стороны печени, почек, кишечника, иммунной системы и пр. Данный метод является более предпочтительным, так как задействует собственные защитные силы организма. При изготовлении гомеопатических средств никаких заговоров и заклинаний не произносится, сам этот процесс строго регламентирован Временной Фармакопейной статьей и соблюдается в аптечном производстве. Есть исторические сведения о том, что Святитель Игнатий Брянчанинов использовал гомеопатию для себя и своих многочисленных прихожан; святитель Феофан Затворник и преподобный Серафим Вырицкий положительно отзывались о ней и рекомендовали своим духовным чадам. Отрадно, что этим методом сейчас все шире пользуются в своей практике многие врачи. | |||||||||||||
Сибирская Православная газета, 2024 г. |