ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№2 2004 г.         

О физиологии поста

С 23 февраля по 10 апреля продлится Великий пост - самый строгий из всех постов в течение православного года. Предлагаем нашим читателям интервью с кандидатом медицинских наук, доктором Тюменского Свято-Троицкого монастыря Дмитрием Николаевичем Дурыгиным.

- У людей, приходящих к вере, или у наших оппонентов возникает множество вопросов о том, нужен ли нам пост и что он нам дает. Многие считают, что это ненужное и даже вредное истязание организма, которое ослабляет его и приводит к истощению. Давайте поговорим сегодня о физиологии поста.

- Да, действительно, в преддверии великопостного подвига вопрос очень злободневный и актуальный. В последнее время появились и широко пропагандируются официальные медицинские теории, что желудочно-кишечный тракт человека настроен на обязательный прием пищи через каждые 3-4 часа. И если этот ритм сбить, то обязательно последуют болезни. Или такая идея, что в каждый прием пища должна содержать белки, жиры и углеводы в соотношении 1:1:4. Эта официальная медицинская пропаганда рассматривает человека механически, как машину для переваривания пищи. Но человек – не машина, не механизм. Он живет в конкретных житейских обстоятельствах, подвергается стрессам, работает, устает и т.д. Весь этот комплекс воздействий ослабляет как нервную систему человека, так и желудочно-кишечный тракт. Под их воздействием функции желудочного сока изменяются, пищеварительные способности снижаются, и организм требует разгрузки и отдыха. Атеистическая пропаганда привыкла замалчивать прекрасные исследования диетологов и в первую очередь основоположника отечественной диетологии профессора М.И.Певзнера, доказавшего физиологичность и целесообразность постов. Проводя свои исследования, профессор Певзнер заметил, что при переходе с обычного мясного питания на углеводо-растительную диету организм как бы встряхивается, ферменты, расщепляющие белок, отдыхают и обновляются. Щелочной резерв крови повышается. Кровь становится менее «кислой», а значит, более жидкой, текучей. Это улучшает кровообращение и снижает раздражающие воздействия на головной мозг. Человек при этом становится более уравновешенным, спокойным. Стабилизируются проявления вегето-сосудистой дистонии.

Поэтому М.И.Певзнер назвал такие разгрузочные диеты «зигзагами в питании» и рекомендовал применять их два раза в неделю во всех клиниках, учреждениях и быту. Причем, особо хочу подчеркнуть, что было это в конце 30-х годов, в самый разгул сталинских репрессий и атеизма. Также Певзнер рекомендовал ежеквартальные овощные декадники, которые соответствуют четырем основным православным постам. В своей клинике диетологии он только разгрузочными диетами и «зигзагами в питании» лечил многие заболевания: подагру, артриты, хронический бронхит, вегето-сосудистую дистонию, неврозы, гастриты и другие.

- Все это убедительно доказывает установление Церкви о том, что для больного человека пост – это первое лекарство, а для здорового – профилактика болезней. Но очень часто возникает вопрос о том, что трудно поститься в связи с различными болезнями. Как тут быть?

- Вопрос понятен и вполне уместен. Начнем с того, что по учению Церкви пост – это не какой-то особый род диеты. Это особое состояние, в котором пребывает не только тело, но и душа, и дух человека. Постящиеся отказываются от белковой и жирной пищи потому, что белок и жир возбуждают гормональную активность. Избыточная гормональная активность отвлекает человека от молитвы. Человек отказывается также от плотских удовольствий. В этом заключается пост тела. Душа тоже постится всеми своими тремя частями – чувствами, разумом и волей. Человек не должен развлекаться телевизором, театром, модой, пустыми разговорами, чрезмерным увлечением компьютером и другими чувственными удовольствиями, провоцирующими в нем глубинные страсти. Пост разума заключается в постоянном контроле за своими помыслами, чтобы не допустить укоренения и развития греховных помыслов. Постящаяся воля как бы стоит на страже, не допуская физического совершения греховных действий и исполняя добрые побуждения души человека. Постящийся дух постоянно пребывает в молитве.

Итак: постящийся человек представляет собой гармоничное единство тела, души и духа.

- Послабления в посте даются только для тела как наиболее слабой и уязвимой части человеческого организма? Вы об этом хотели сказать?

- Да.

- Но какие же заболевания требуют послабления поста и в чем?

- Самое легкое послабление Великого поста – это разрешение на растительное масло. Следующее, уже более серьезное, послабление – на вкушение рыбы. Как мы знаем, рыба Великим постом разрешена только в Благовещение и Вербное воскресение. Далее послабление идет на молочные продукты, затем на яйца. И высшее послабление – это разрешение на мясо.

- То есть полное отсутствие физического поста?

- Да. В различных степенях послабления нуждаются больные, страдающие язвенной болезнью желудка, туберкулезом, сахарным диабетом, онкологическими заболеваниями в период лечения цитостатиками и лучевой терапией, некоторыми формами психических заболеваний, больные токсическим зобом, перенесшие тяжелые инфекционные заболевания, ослабленные и анемичные больные, а также беременные и кормящие матери, путешествующие и тяжело физически работающие люди. Степень послабления всегда необходимо решать индивидуально, исходя из рекомендаций врача и благословляясь у священника.

- То есть не я «себе любимому» молочко изредка разрешу постом, а «по благословению»?

- Нет. Это лукавство. Рекомендует врач, благословляет священник. Здесь должна быть честность в первую очередь перед Богом и перед собой и разумная, я бы сказал, трезвость.

- Еще вопрос. Почему некоторые люди так тяжело переносят пост?

- Причин несколько, назову самые главные. Первая – в связи с ослаблением нагрузки на пищеварительную систему организм мобилизуется и старается «выбросить из себя» накопленные шлаки и токсины. Поэтому у постящегося человека могут быть естественные реакции поста: неприятный запах изо рта, неприятный запах пота и других физиологических выделений. Может быть слабость как реакция организма на пост. Потливость, выделение мокроты.

Вторая причина плохой переносимости поста – неправильное формирование пищевого рациона. Сейчас, когда в значительной мере утрачена культура постов и в связи с урбанизацией, интенсивностью нашей жизни, мы забываем, что основой нашего питания должны быть злаковые продукты и овощи. А у нас происходит наоборот: основа питания – хлебо-булочные изделия, макароны и консервированные полуфабрикаты («Доширак», «Магги» и др.) – продукты, в которых содержится минимальное количество витаминов и биологически активных веществ. Пост переносится плохо не когда мало белка, а когда мало витаминов и микроэлементов, ферментов, пектинов, органических кислот, которые и активизируют обмен веществ.

Поэтому в православных семьях необходимо поддерживать традицию летних овощных заготовок. В осенне-зимний период мы переживаем два длительных поста, в течение которых основу нашего питания должны составлять овощи, ягоды, заготовленные летом. А также натуральные каши из цельных зерен гречки, овса, пшеницы. Желательно употреблять в пищу каши, приготовленные путем холодного настаивания.

Беседовала Т.Тепышева

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную

ИСКОМОЕ.ru
православная
поисковая
система
Русская неделя - интернет-журнал о современной православной культуре
Sudba.net - Портал православных знакомств Сербская Православная Церковь в Голландии Рейтинг ресурсов "УралWeb"
Современные сказки Религия и СМИ

Официальный сайт Тобольской митрополии

Сайт Ишимской и Аромашевской епархии

Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"

Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2018 г.