Сибирская православная газета
  • О. Алексий Сидоренко
  • Анисин.А.Л.
  • Бакулин М.Ю.
  • Богомяков В.Г.
  • Дурыгин Д.Н.
  • Тихонов В.Е.
  • Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Современное состояние взаимоотношений Православной Церкви и медицины в Тюменском регионе - 2005 год

  • Рациональный выход из поста

  • Сообщение Д.Н.Дурыгина о взаимодействии епархии с областным Департаментом здравоохранения

  • О физиологии поста

  • Медицинская мафия

  • Станет ли Тюмень городом здорового образа жизни?

  • Путешествие на катамаранах

  • Физиология повседневности - 9 (особенности здоровья учащихся)

  • В рай силой никого не затащишь

  • Физиология повседневности. часть 8

  • Физиология повседневности. часть 7

  • Физиология повседневности. часть 6

  • Физиология повседневности. часть 5

  • Физиология повседневности. часть 4

  • Физиология повседневности. часть 3

  • Физиология повседневности. часть 2

  • Физиология повседневности. часть 1

  • Пост и беременность

  • Об очистке организма

  • Об оккультизме

  • О религиозной паранойе

  • О рациональности постов

  • О рациональном выходе из постов

  • О построении рациона

  • О монастырской медицине

  • О винопитии

  • О валеологии

  • Аборты

  • Об опыте и перспективах развития православной медицины при Свято-Троицком монастыре.

         Издавна монастыри и храмы были средоточием и центрами помощи больным и страждущим не только духовно, но и телесно. Монастырская медицина процветала и являлась неотъемлемой составной частью исцеления души и тела. Поэтому в восстанавливаемом Тюменском Свято-Троицком монастыре и Духовном Училище началось возрождение православной медицины. В силу того, что наш опыт еще небольшой, ограничивается только полугодием, это время позволило нам осмыслить тенденции, проблемы и перспективы развития православной медицины, о чем и будет наше сообщение.
         Основной вопрос, который возникает при изучении проблемы - что такое православная медицина и чем она отличается от обычной, государственной - только ли ведомственной принадлежностью? Это весьма серьезное обстоятельство, т.к. официальная медицина за 80 лет намного опередила в своем развитии медицину храмовую и народную, но все ли достижения и успехи современной медицинской науки совпадают с характером Православия? Для нас остаются незыблемыми те киты, на которых строится любая медицина - морфология, физиология, патология, клинический метод. Однако, кроме этих общих черт, имеются существенные различия.
         1. Государственная медицина не признает существования иного субстрата своей деятельности, кроме физического тела, что существенно сужает и извращает ее диагностические и лечебные возможности.
         Православие содержит учение о духе и душе, но эти понятия не адаптированы для непосредственного медицинского использования, а это создает разрыв, "ножницы" между глубоким знанием врача по анатомии и физиологии тела и туманно-умозаключительным представлением об анатомии и физиологии души и духа. Эти понятия требуют приведения в соответствие для реального, практического использования в повседневной медицинской практике в необходимом и дозволенном объеме.
         Элементарная духовная безграмотность, отсутствие четких представлений о строении и функции души, духа и тела приводит врачей и других медработников в оккультизм, секты, что весьма широко процветает в наши дни. Духовно безграмотные врачи, с которыми большинство больных общается больше, чем со священно- и церковнослужителями, поощряют экстрасенсорное лечение пациентов. Официальная психология и психиатрия также не отвечает нашим требованиям, т.к. тоже, являясь разделами государственной медицины, не имеют предмета изучения - души и духа, рассматривая их как отвлеченное понятие - производное функции клеток головного мозга. Имеющиеся в малом количестве книги о взаимоотношении души и тела либо оперируют устаревшими понятиями ("Об устроении человека", св. Григорий Нисский - IV век), либо недостаточно полно и конкретно освещают вопрос ("О духе, душе и теле", арх. Лука (Войно-Ясенецкий), "Основы искусства святости", еп. Варнава, "Современная медицина и Православие", А.М.Силучнова). современные издания касаются, в основном, описания эффектов воздействия на физическое тело изменений на духовном уровне. Нам же необходимы более конкретные, адаптированные к современным научным достижениям знаний о строении и функции души и механизмах взаимодействия духа, души и тела. В этом случае наша практика будет максимально эффективна для тела и полезна душе, а ее побочные эффекты сведены к минимуму.
         2. Развитие государственной медицины, особенно в связи с введением страховой медицины, и подготовка врачей в ВУЗах ориентированы на дорогостоящие высокие технологии, интенсивную терапию, конкретную нозологическую единицу. Однако, 98% патологии человека - это хроническая патология, требующая не интенсивного лечения, а совершенно иных подходов, длительного кропотливого труда в амбулаторных, а не стационарных условиях, где высокие и дорогие технологии неприемлемы. Поэтому имеется еще и древний народный опыт, почти забытый сегодня, мало затратный по ресурсам, но высокоэффективный, особенно при хронических заболеваниях.
         Хронические болезни сами по себе, в виде отдельной нозоформы являются крайней редкостью, чаще это все-таки комплекс проблем, затрагивающий несколько органов и систем: нервную, пищеварительную, эндокринную, иммунную и др. Этот комплекс часто имеет один корень - грех (личный или наследственный), и развивается на основе одного диатеза или преморбидного фона, затрагивающего нарушение регуляторных механизмов жизнеобеспечения. Вследствие этого лечебными мероприятиями воздействовать приходится не на нозоформу, а нарушенные механизмы нервной и гуморальной регуляции.
         3. Современная медицина построена на фармакотерапии, которая основана на галеновском принципе извлечения и использования одного, наиболее значимого компонента, клторый назначается с учетом массы тела, возраста или типа возбудителя, нанося при этом удар по смежным органам и системам в виде побочных эффектов. Эта терапия оказывает "точечное" воздействие именно на отдельную болезнь, а не на больного в целом. Православная медицина, учитывая иерархическую соподчиненность тела и души, должна принимать во внимание в первую очередь состояние нервной системы, как системы воспринимающей, кодирующей и отображающей поступающую информацию и регулирующей все функции организма. Возможности такой регуляции через нервную систему отражены в народных и неклассических лечебных системах, таких как фитотерапия, гомеопатия, рефлексотерапия в широком смысле (это и массаж, и баня, мануальное воздействие, терапия по биологически активным точкам и зонам, техника народного танца, песни, борьбы, игр и прочее), диетотерапия и физиотерапия.
         4. В плане организационного построения православной медицины более рациональным является открытие при приходе или монастыре амбулаторного врачебного приема. Один или несколько врачей (в зависимости от величины прихода) размещаются либо в храме, либо в приспособленном помещении вне его. Подчиняются в работе только настоятелю храма или наместнику монастыря, используют минимум учетно-отчетной документации (амбулаторная карта, амбулаторный журнал). Приходской врач - это православный человек, имеющий широкое образование (в условиях нашего региона это возможно через факультет семейной медицины ТГМА), владеющий необходимым спектром диагностических (ЭКГ, ото-рино-офтальмоскопия и др.) и лечебных мероприятий (различные виды массажа, рефлексотерапия, физиопроцедуры).
         5. В задачу приходского врача должна входить не только и даже не столько лечебная работа, сколько деятельность по пропаганде, разъяснению православного образа жизни и действий человека по сохранению и укреплению его здоровья. Потребность же в этой работе огромная: количество прихожан в храмах растет, а люди приходят, обремененные болезнями физическими, разуверившиеся в официальной медицине, ориентированной на острую патологию, в надежде обрести помощьне только духовную, но и физическую. Религия начинает лечение с корня зла - греха, но и в чисто физическом плане человек должен получить помощь, как онкретную лечебную, так и в виде знаний о правильной организации образа жизни, питания, быта, труда, отдыха, отношения к своей болезни и т.д. причем эти знания должны быть достоверны и давать их надо в комплексе с духовными знаниями, т.к., несмотря на образованность, даже наличие высшего медицинского образования не дает комплексного понятия о жизни, ее целях и задачах, ее обустройства. Поэтому с целью широкой пропаганды медицинских знаний, учитывающих комплексную структуру строения человека, необходимо широкое издание газет, брошюр, листовок для прихожан. Ведь практически в каждой семье, где есть хронический больной, найдешь сочинения Г. Малахова, Семеновой и др. - их все знают и цитируют, а настоящая информация людям оказывается недоступна - ее просто огромный дефицит. Таким образом, храм должен не только лечить душу, но и оказать реальную помощь телу в его недуге, поэтому забота о здоровье людей, приходящих в храм, помощь врачу в его просветительской и лечебной деятельности должна быть в центре внимания прихода и приходского совета.
         6. В своей работе приходской врач часто использует лекарственное сырье, растительное и животное, чаще местного происхождения. Рынок переполнен ширпотребом, качество которого часто сомнительно, а ассортимент узкий, больные не знают как правильно его приготовлять и использовать. Существуют много народных рецептов и прописей приготовления различных средств из лекарственного сырья, которые весьма эффективны на практике, но в Фармакопее не содержатся. Решая эту проблему, врачу приходится брать на себя смелость и ответственность, руководствуясь только своей совестью и знаниями, эа применение этих средств, т.к. для официального признания даже одного препарата уходят годы, а прописей - десятки, сотни.
         Поэтому врачу целесообразно организовать свою мини-аптеку, работающую на местном лекарственном сырье к пользе больного, и являющуюся экономической базой его врачебной деятельности.
         7. В основу врачебной деятельности должен быть положен принцип результативности (не отработанные часы и не количество принятых больных). Поэтому в своей работе врачу приходится использовать не только местное, но и привозное лекарственное сырье, а также применять методы лечения, заимствованные у других народов без их религиозной основы. Если они приносят наибольший эффект и наименьший вред душе и телу больного, то должны заимствоваться и использоваться. Эффективное лечение , особенно если врач принимает не только своих, но и иноверцев и неверующих, будет зачастую являться лучшей пропагандой Православия, чем тонны богословской литературы.
         Таким образом, считаю, что развитие и восстановление православной медицины - современный и закономерный этап развития как медицины, так и православного движения. Приходская медицина в наше трудное время сумеет сохранить лучшие традиции как российской земской, так и сугубо монастырской, храмовой медицины, и это слияние в дальнейшем даст обильные плоды на древе медицинской науки и практики.

    Дурыгин Дмитрий Николаевич.


    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.