Сибирская православная газета
  • О. Алексий Сидоренко
  • Анисин.А.Л.
  • Бакулин М.Ю.
  • Богомяков В.Г.
  • Дурыгин Д.Н.
  • Тихонов В.Е.
  • Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Современное состояние взаимоотношений Православной Церкви и медицины в Тюменском регионе - 2005 год

  • Рациональный выход из поста

  • Сообщение Д.Н.Дурыгина о взаимодействии епархии с областным Департаментом здравоохранения

  • О физиологии поста

  • Медицинская мафия

  • Станет ли Тюмень городом здорового образа жизни?

  • Путешествие на катамаранах

  • Физиология повседневности - 9 (особенности здоровья учащихся)

  • В рай силой никого не затащишь

  • Физиология повседневности. часть 8

  • Физиология повседневности. часть 7

  • Физиология повседневности. часть 6

  • Физиология повседневности. часть 5

  • Физиология повседневности. часть 4

  • Физиология повседневности. часть 3

  • Физиология повседневности. часть 2

  • Физиология повседневности. часть 1

  • Пост и беременность

  • Об очистке организма

  • Об оккультизме

  • О религиозной паранойе

  • О рациональности постов

  • О рациональном выходе из постов

  • О построении рациона

  • О монастырской медицине

  • О винопитии

  • О валеологии

  • Аборты

  • О винопитии

         После публикации в "Сибирской православной газете" моей статьи "О рациональном выходе из поста" я получил очень грозные отзывы от представителей общества борьбы за трезвость, которые усмотрели в ней медицинское разрешение и непосредственный призыв к спаиванию русского народа. Обвинение это весьма серьезно, поэтому я должен на него ответить пояснением. В начале авторы писем указывают с негодованием на то, что сторонники "культурного" пития, "как всегда", ссылаются на апостола Павла, мотивируя свое неприятие, этой ссылки тем, что мир за 2 тысячи лет изменился к худшему.
    Однако, богодухновенные Писания были даны не для общественных формаций, а для людей: мир, общественные отношения изменились, но люди по своей греховной сути. и физиологии были и остались прежними и нуждаются не в смене общественных отношений, а в спасении души. Поэтому "отыскивание ошибок" и "устаревших мнений" в Писаниях, на свой лад понятых, не вполне соответствует званию христианина. К письму прилагалась газета Союза борьбы за народную трезвость "Соратник" за апрель 1998 года, с которой я подробно ознакомился. Из газеты видно, что общество преследует благородную цель борьбы за трезвый образ жизни. Но как понимается этот трезвый образ жизни? Он представляется (насколько это мне удалось понять из газеты и писем) как абсолютный отказ от любых количеств спиртного, причем, чем меньше доза, тем больший гнев соратников она вызывает. Теперь обратимся не к пресловутому вопросу о дозе, а к весьма щекотливому и главному вопросу, - почему люди спиваются и становятся алкоголиками? Неужели потому, что дома, в кругу семьи, за хорошим столом, после трудового дня или в праздник человек выпил немного хорошего вина? Если так, то почему не спились древние греки, почему не выродились кавказские долгожители, которые сотни и тысячи лет с самой юности своей едят мясо, запивая его виноградным вином (лучше красным); как относиться к тому, что практически все народы, населяющие землю, имеют в своем пищевом рационе те или иные продукты винного брожения? Алкоголь - это яд, но, как любой яд, он имеет две фазы действия: первая фаза малых доз оказывает стимулирующее и лечебное воздействие на организм (в медицине широко используются многие и более сильные яды - стрихнин, кураре, кумарины, производные белладонны, опиума, змеиный яд и т.д.), вторая фаза - токсическая, когда начинается разрушение клеток и гибель организма. Лечебный эффект малой дозы много уже был описан, однако повторю самый основной - это седативное, релаксирующее действие, когда вино "веселит сердце, но не помутняет разум". Живя постоянно под тяжелым физическим и психо-эмоциональным напряжением, человек имеет нужду в расслаблении, снятии стрессовой нагрузки. Данные, приведенные в газете "Соратник", о том, что все физиологические отправления в организме гораздо лучше протекают без алкоголя вообще, и что алкоголь даже в малых дозах губительно влияет на клетки, верны, но верны только относительно, и применимы к условиям здорового человека в идеальных бесстрессовых условиях и испытаны in vitro, то есть в пробирке. Но человек с самого начала не был пробиркой, а жил в трудных природных и общественных условиях, что всегда гарантировало наличие стресса. Человек - не механическая сумма клеток, а сложная саморегулирующаяся система, где постоянно идут процессы разрушения и восстановления клеток и клеточных структур под контролем нервной системы и эндокринных желез. Стресс - это типический патологический процесс, при развитии которого в организме процессы разрушения начинают преобладать над процессами восстановления, а это ведет к развитию хронических заболеваний. Реакцию стресса необходимо остановить, вовремя прервать. Малая доза алкоголя тормозит наиболее активные в данный момент клетки головного мозга, составляющие стрессовый очаг возбуждения. Таким образом, защита от большого повреждения происходит путем малых потерь. Почему для этой цели используется алкоголь, ведь подобным действием (торможения очага) обладают и другие наркотические вещества и седативные травы? Алкоголь - это наиболее доступное и наименее опасное из всех подобных веществ, так как он в минимальных дозах содержится в тканях самого организма, как продукт обмена веществ, а значит, в организме всегда есть запас ферментов, способных расщепить его небольшое дополнительное количество. В отличие от седативных трав, алкоголь при своем расщеплении дает еще дополнительную энергию для восстановления обменных процессов, затраченную на стрессовую реакцию. Можно ли совсем обойтись без вина? Да, можно, но это удел людей сильных, и не столько даже физически, сколько духовно, людей, в молитве черпающих помощь от "частых недугов".. Мы же, люди слабые, умеренно употребляем вино, относясь к этому процессу спокойно, разумно, без излишней экзальтации. Потребность же в больших дозах появляется тогда, когда у человека нарастает психо-эмоциональное напряжение на основе неразрешенного внутреннего конфликта (чаще это невозможность самореализации в творчестве, на работе, в личной жизни), а молитвенный порыв, устремление к Богу ослабевает или исчезает совсем (если оно вообще у человека было). При этом происходит смещение акцентов, и целью становится не спасение души (в которой Господь помогает ищущему), а некий конкретный земной интерес, которым заведует князь века сего и играет с человеком в поддавки, то приближая, то удаляя от желаемого. Вначале человек ведет активную борьбу за свое "счастье", но силы быстро истощаются, он не знает, что делать, и начинает черпать их в вине или других наркотиках. В силу элементарной духовной безграмотности человек не знает, что силы нужно просить у Бога и искать .Его, так как сказано: "Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас". Христос не запрещал употребление вина, иначе не стал бы превращать воду в вино на свадьбе в Кане Галилейской. Но Он дает нам молитву, через которую мы имеем меру пития, ту "золотую середину", которую упорно не приемлют соратники по борьбе с зеленым змием. В данных нам заповедях осуждения пьянства, как такового, нет, но оно подразумевается во второй Моисеевой заповеди, где говорится о несотворении кумира, ибо вино для пьющего, для пристрастного к вину, делается кумиром и богом. Как явствует из газеты, многие соратники, изрядно в своей жизни послужив одному кумиру - вину, резко впали в другую крайность - абсолютную трезвость, обратившись к другому лику того же кумира, как ко Второму лицу древнего Януса: Их бог - трезвость. Христос, о Котором они говорят порою, на деле, в контексте, выступает не как цель, а как средство для достижения главной цели - трезвого образа жизни. Фактически - это еще одна секта "православного" целительства, где Бог не есть цель, но средство для достижения телесного здоровья. Православие никогда не запрещало употребления вина, но и сурово осуждало страсть винопития, как способ ухода от реальной действительности и своего предназначения в этом мире. Православие дает ясные рекомендации, что делать, если эта реальная действительность человека не устраивает (а это чувство совершенно нормально: плохо, если человека вполне устраивает эта поврежденная его грехом действительность), - нужно обратиться внутрь себя, увидеть главную причину этого неустройства: "...моя же суть бесчисленная согрешения...", покаяться и обратиться к Богу за помощью. И от Бога будет нам благодатное укрепление в решении наших, проблем, а не от вина и не от общества трезвости и не от "сухого закона". Православие - это путь к Богу сосредоточенного сознания, контролирующего нашу внешнюю жизнедеятельность, а не путь внешних запретов или предписаний, составляющих суть фарисейства. Если авторы писем прислушаются к голосу Церкви, а не только к своему собственному, то услышат, что причиной разгула разврата, наркомании, проституции и пр., причиной деградации нашего общества Церковь считает не вино, а грех отпадения от Бога! Не вино причина греха, а грех причина алкоголизма! Да, необходимо просвещать народ, разъяснять пагубность страсти винопития, но при этом в первую очередь надо нести народу Слово Божие, звать людей к покаянию и молитве, а не на курсы Шичко (и, между делом, в церковь - тоже, говорят, помогает). Поэтому не нужно смешивать понятия в порыве "праведного" негодования по поводу "пятидесяти миллилитров", - не в них дело, не в "сухом" внешнем законе, а во внутреннем нравственном законе каждого человека ведущего в Царство Небесное, а люди всегда были и, пока живут на земле, останутся прежними - и в евангельское время, и в наши дни.


    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.