Сибирская православная газета
  • О. Алексий Сидоренко
  • Анисин.А.Л.
  • Бакулин М.Ю.
  • Богомяков В.Г.
  • Дурыгин Д.Н.
  • Тихонов В.Е.
  • Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Современное состояние взаимоотношений Православной Церкви и медицины в Тюменском регионе - 2005 год

  • Рациональный выход из поста

  • Сообщение Д.Н.Дурыгина о взаимодействии епархии с областным Департаментом здравоохранения

  • О физиологии поста

  • Медицинская мафия

  • Станет ли Тюмень городом здорового образа жизни?

  • Путешествие на катамаранах

  • Физиология повседневности - 9 (особенности здоровья учащихся)

  • В рай силой никого не затащишь

  • Физиология повседневности. часть 8

  • Физиология повседневности. часть 7

  • Физиология повседневности. часть 6

  • Физиология повседневности. часть 5

  • Физиология повседневности. часть 4

  • Физиология повседневности. часть 3

  • Физиология повседневности. часть 2

  • Физиология повседневности. часть 1

  • Пост и беременность

  • Об очистке организма

  • Об оккультизме

  • О религиозной паранойе

  • О рациональности постов

  • О рациональном выходе из постов

  • О построении рациона

  • О монастырской медицине

  • О винопитии

  • О валеологии

  • Аборты

  • Физиология повседневности. Часть 4

         - Скажите, доктор, что является причиной стрессов? У православных людей существует определенный порядок духовной жизни, и тем не менее, от стресса никто, кажется, не застрахован.

         - Стрессовые ситуации могут быть самые разные, ведь стресс - это реакция организма на какое-то чрезмерное воздействие, в качестве которого может выступить любая ситуация, которая встречается в нашей жизни. Это может быть и психологическая проблема, и болезнь, и физическое переутомление, и так далее. Ответная реакция организма на внешний раздражитель может быть разного характера: на один и тот же раздражитель у одних людей происходит повышение активности и мобилизация защитных сил организма (так называемая реакция активации или реакция тренировки), у других - стрессовая реакция, заканчивающаяся разрушительными процессами в организме - разрушением клеток нервной, эндокринной и иммунной систем. В конечном итоге реакция стресса дается организму дорогой ценой. Поэтому так важно предотвращать в нашей жизни развитие стрессов, особенно хронических.

         - Состояние неофита, человека, который пришел в Церковь только что, наверняка ведь связано с какими-то определенными переборами и потому порождает стресс. Можно ли сказать, что воцерковление порождает определенную стрессовую ситуацию в организме человека?

         - Как правило, стресс возникает у неофита тогда, когда он, придя в Церковь с благими представлениями, вдруг натыкается на повседневную, а тем более "закулисную" жизнь, и эта жизнь, не всегда согласуясь с его идеализированными представлениями, вызывает некое шоковое состояние, стресс. При нормальном же ходе жизни спокойный молитвенный ежедневный труд действует благотворно и активизирует организм, заставляет его мягко мобилизовывать все ресурсы, что предотвращает развитие болезненных процессов, даже при наличии хронических очагов инфекции. Молитва сосредоточенная, умная, ежедневная, в которой есть определенная ритмика, конечно же, помогает снятию стрессовых состояний.

         - Чем Вы посоветовали бы по возможности снижать общий фон стрессовых ситуаций?

         - Большинство стрессовых ситуаций в нашей жизни психогенны. Традиционная врачебная фраза "избегать волнений и стрессов" для обычного человека мало о чем скажет. И в этом плане элементарное соблюдение заповедей Божьих является лучшей профилактикой психогенных стрессов. Если разобрать первую и вторую заповеди, кто и что является для христианина истинной ценностью в этой жизни? Не человек, не земная жизнь с ее благами, не сиюминутное здоровье, а жизнь вечная. Система ценностей меняется, а значит, меняется порог стресс-восприимчивости. Наоборот, когда во главе угла стоят какие-то земные приобретения, тогда потери этих вещей становятся просто непереносимыми, человек получает мощный стресс, который будет постепенно разрушать его организм. Если система ценностей иная, значит, иная оценка дается происходящим событиям. Когда человек скромен, когда не превозносится, не претендует на особое к себе отношение, он, по крайней мере, предохраняет свою нервную систему от избыточных перегрузок, от самовозвеличивания, самовосхваления и от неисполненных надежд на признание, крушения собственного имиджа. Меняется система самооценки, оценки и восприятия окружающего мира. Это является первой и лучшей профилактикой стресса.

         - Сейчас мы часто сталкиваемся с большими проблемами в семье; по существу, распадается сама традиция семейной жизни, семейные ценности уходят из общества. У нас в Тюмени на 16 тысяч браков 14 тысяч разводов, а Россия занимает первое место по разводам. В семейной жизни можно ли как-то гасить стрессовую ситуацию?

         Большинство семейных стрессовых ситуаций так или иначе связано с нетерпимостью супругов друг к другу, к каким-то проявлениям друг друга. А любая нетерпимость - это следствие той же самой гордыни, самовосхваления, самовозвеличивания, постановки себя на первое место, самолюбия и земного жизнелюбия. Поэтому, естественно, глубокая внутренняя работа по осознанию системы первоочередных ценностей для православного христианина позволяет по-иному оценить взаимоотношения людей не только на улице, но в первую очередь в семье. Традиционный взгляд на семью, исходящий из православных ценностей, становится в этой ситуации весьма важным и актуальным. Муж - глава семьи, добытчик и "домашний священник"; жена - помощница мужчине, она не пытается взять главенство в семье, она - хранительница очага. И каждый член семьи должен знать свои обязанности и место в семье, находить собственный жизненный путь через осознание своей роли в этой общей семейной жизни. Если такая установка обретается через молитву, то вся система жизни человека выстраивается в органическую целостность, и это предохраняет его самого и его семью от стрессовых ситуаций и от распада семьи.

         - А если все-таки невроз уже налицо, и человек имеет стрессовую ситуацию, что бы Вы посоветовали? Какие терапевтические средства можно применять для снижения общего фона тревожности?

         - Здесь можно сказать следующее. Мы, врачи, получая образование, в первую очередь всегда изучаем патогенез, то есть науку о развитии болезни, но чего мы не знаем, чему не учат в вузах и чему нас учит природа и старые традиции православной монастырской медицины, - это то, что человек - самовосстанавливающаяся и саморегулирующаяся система, и в самом организме заложен громадный потенциал лечебных сил. Поэтому самое главное - нам надо помочь человеку, дать ему возможность реализовать этот потенциал с как можно меньшим применением лекарственных и иных воздействий извне. Если мы посмотрим, как раньше осуществлялось лечение различных заболеваний, возникающих на нервной почве, то увидим, что соблюдались два условия. Во-первых - время: любое заболевание все-таки лечится временем. Во-вторых - отдых: человек должен уметь отдыхать. Сочетание этих факторов - отдыха и времени - дает колоссальный терапевтический эффект, который практически не идет в сравнение с нашим медикаментозным воздействием.

         Другое дело, что в наше неспокойное время мы очень торопимся, спешим, мы не даем себе отдыха, не умеем правильно отдыхать, не даем себе времени ни поболеть, ни выздороветь. Главной целью часто является как можно быстрее восстановить уровень исходной работоспособности - не здоровья, а именно привычного уровня работоспособности, для того чтобы опять бежать на работу и зарабатывать на хлеб насущный. У нас нет осознания того, что и здоровье, и болезнь - это реалии жизни, без которых жизнь невозможна. Невозможно прожить жизнь и не поболеть, мы должны уметь и поболеть, когда болезнь приходит. Поэтому лучшей основой для лечения любых невротических заболеваний являются время и отдых, общение с природой, удаление от стрессообразующей ситуации. Нужно сменить обстановку, сменить образ действий, набраться терпения на некоторое время. Кстати, чем отличаются православные больные от обычных больных, так это тем, что православные люди очень терпеливы, они с терпеливым пониманием относятся к болезни и готовы терпеть, потому что знают, откуда болезнь берется. По грехам болезнь дается, чтобы человек немножко подумал, имел бы время на размышление о своей жизни. Время и отдых - это главное, это основа, а далее - уже дополнительные воздействия. Конечно, желательно применять натуральные лечебные средства из арсенала традиционной народной медицины.

         - Человек, склонный к стрессам, живущий в стрессовой среде, должен ли как-то ограждать себя от возбуждающих средств? Скажем, чай, кофе - помогают они здесь или наоборот?

         - Человек, который подвержен стрессовым ситуациям, должен ограждать себя, в первую очередь, от чрезмерных зрительных и слуховых перегрузок. 85% информации идет через зрение, 10% - через слух и только оставшиеся 5% - через остальные анализаторы. Поэтому то, что перевозбуждает нервную систему, поступает к нам, прежде всего, по этим каналам, через глаза и уши, и мы должны ограничивать широкие социальные и техногенные контакты, то есть телевидение, компьютер, радио, музыкальные проигрывающие устройства и многочисленные беседы, не всегда полезные нам. И, естественно, необходимо склонным к стрессам людям ограничивать употребление возбуждающих веществ: чая, кофе, алкоголя, табака, не говоря уже про наркотики. Кроме того, для таких людей очень важно соблюдать постоянный режим дня, который является благотворной основой для любых лечебных воздействий на психику человека. Он должен предполагать четкое чередование сна и отдыха с трудом, а также смену видов трудовой деятельности, чередование интеллектуального и физического труда. Это очень способствует снижению стресс-восприимчивости. В профилактике стрессов важен и пищевой рацион. Святые отцы говорят, что пища мясная, белковая, жирная действует возбуждающе на нервную систему и предрасполагает к излишней нервозности, агрессивности, вспыльчивости. Пища же растительная, молочная, напротив, дает сбалансированность и успокоение.

         -Мы начали говорить о естественных стрессоподавляющих средствах. Что Вы могли бы посоветовать из них?

         - Из лечебных мероприятий очень хорошо на нервную систему действует русская баня, особенно с уже упоминавшимися березовыми вениками. Очень хорошо воздействует массаж. Из тех трав, которые произрастают в нашей местности, многие обладают седативным эффектом. Это всем известные валериана, пустырник, мята, мелисса, душица, марьин корень (он же пион), синеголовник, змееголовник, иссоп, боярышник, сушеница, полынь.

         - В каком виде их лучше употреблять?

         - Медицинские препараты, использующие высокоэкстрагированные вещества, несут и свои ограничения в виде усиления токсических эффектов и уменьшения содержания сопутствующих веществ: витаминов, ферментов. Традиционная народная медицина использует неконцентрированные экстракты, то есть отвары, настойки и настои. Что лучше?

         В принципе, алкоголь усиливает действие трав, так как он сам по себе является универсальным транквилизатором и, принимаемый в малых дозах, снижает возбудимость нервной системы, тревожность, повышает устойчивость к стрессу. Но только в малых дозах, как например, алкоголь, настоянный на лекарственных травах, то есть те настойки, которые есть в аптеках или делаются в домашних условиях. Однако, некоторые люди не могут употреблять спиртосодержащие препараты и продукты - это, в первую очередь, больные, страдающие повышенным внутричерепным давлением, судорожной готовностью, тяжелыми эндокринными заболеваниями. Для них подходят только масляные или водные настои и отвары трав, которые вполне могут им помочь. Мы в свое время здесь, в монастыре, готовили "Сбор успокаивающий", он очень нравился прихожанам, и мы намерены продолжать эту традицию. Снижению возбудимости нервной системы способствует и наш чай "Сибирский разнотравный", который, не содержа кофеина, мягко стимулирует активность и повышает порог стресс-восприимчивости.



    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.