Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • 29 октября - осенний Святительский день

  • Ничто не бывает случайным. Михаил Михайлович Рябий, к.ф.н., ЮГУ, г. Ханты-Мансийск

  • Обретение мощей священномученика Гермогена (Долганова), епископа Тобольского и Сибирского

  • Священномученк Гермоген, епископ Тобольский и Сибирский

  • Игумен Маркел (Павук). Легко ли быть святым

  • Татары, прославленные Богом

  • Матушка Любовь Цирке. Поездка на Святую Землю

  • Геннадий Андреевич Крамор, г.Ишим. Прасковья Луполова: «подвиг веры и любви…»

  • Мощи святых преподобномучениц Елисаветы и Варвары посетили Тобольско-Тюменскую епархию

  • Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий посетил старейший монастырь Урала

  • Прикосновение к святыням России

  • Святые мощи преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары прибыли в Россию

  • Страшное воспоминание

  • Митрополит Антоний Сурожский. О почитании святых

  • Я перебираю старые письма...Светлана Поливанова

  • Стилианос Каментзетзидис (Греция), православный издатель и богослов. Значение подвига новомучеников сегодня

  • Святые мощи на Тюменской земле

  • 100-летие канонизации преподобного Серафима Саровского

  • Серафим Саровский о судьбах России

  • Иоанн Кронштадский и тюмень

  • Архиепископ Тобольский и Сибирский Варнава (Накропин) (1913-1917 гг.)

  • Мученик Феодор Тобольский

  • День памяти Святителя Иоанна, митрополита Тобольского

  • Отошел ко Господу протоирей Николай Гурьянов

  • День памяти Святителя Иоанна

  • По Слову огласительному иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константина града, Златоустаго

  • Учение святителя Иоанна, митрополита Тобольского о промысле Божием

  • У преп. Сергия Шухтовского

  • Св.прав.Алексий Мечев

  • Житие Святителя Иоанна

  • 850 лет прославления Святителя Иоанна

  • Священномученик Илларион

  • Святые отцы о Кресте и Воскресении

  • Святитель Павел, митрополит Тобольский и всея Сибири

  • Святитель Иоанн Максимович, Митрополит Тобольский с всея Сибири

  • Святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири чудотворец и история его прославления.

  • О канонизации священномученика Гермогена Долганева (1858-1918) Епископа Тобольского и Сибирского

  • Краткий обзор космологических идей святых отцов и учителей церкви в первые века христианской истории

  • О памяти Патриарха гор ливанских и всех молитвенников об Отечестве нашем

  • Житие святых Георгия и Ксении

  • Житие Вонифатия

  • Святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири чудотворец и история его прославления.

         в 1990 году в "Журнале Московской Патриархии" в статье "Небесный Покровитель города Тобольска" протоиерей Василий Семенов писал, что "Святитель Иоанн почитается только Сибирью и Уралом. Каждый священник в Сибири и на Урале считает своей непременной обязанностью помянуть имя этого святого на отпусте за богослужением. В остальной части России он малоизвестен"1. Возможно, это и так, но были и иные времена.
         В 1916 году имя святителя Иоанна было у верующей России на устах. О нем писали известные по всей стране духовные журналы, писались и издавались книги и жития, говорили в Священном Синоде и императорском окружении. Возрадовались о нем и в Чернигове, где помнили его, бывшего Черниговского Архипастыря и молитвенника. Причина этого была в том, что наконец-то исполнились 200-летния чаяния сибиряков, и Священный синод определил: "Во блаженной памяти почившего Иоанна, митрополита Тобольского и Сибирского, признать в лике святых, благодатию Божией прославленных, а всечестные останки его - Святыми мощами, оставив их в гробнице, поверх земли для поклонения и чествования притекающих к ним с молитвою, и торжественное прославление святителя Иоанна совершить 10 июня 1916 года в день памяти его"2.
         На этом Синодальном определении государь император 21-го января 1916 г. Собственноручно изволил начертать: "Приемлю предложение Святейшего Синода с умилением и тем большим чувством радости, что верю в предстательство святителя Иоанна Максимовича, в эту годину испытаний за Русь Православную"3.
         И потекли ручейки паломников во всей России в Тобольск, к Святителю, а особенно же из сел и городов Сибири.
         Здесь надо сказать, что славен Святитель был еще при жизни. И этим обязан, в некоей степени, благочестивому родителю своему Максиму, который после приезда из Нежина в Киев арендовал земли Киево-Печерский Лавры, и был известен, как строитель и благоукраситель храмов в Киеве и других городах4. У него было семь сыновей, и их чаще называли не по своим именам, а по имени отца Максимовичами. Таким образом, отчество впоследствии стало фамилией детей и всех потомков.
         Святой Иоанн был старшим в семье (1651г.). И если большинство его братьев вступили в казачье малороссийское войско, то он избрал иной путь - служения Церкви Христовой. Успешно окончив Киево-Могилянскую Академию, оставлен преподавателем латинского языка, а потом он принимает постриг в Киево-Печерской обители и назначается на особую должность проповедника. Избирались для этого обычно наиболее образованные и ученые иеромонахи. Пять лет св. Иоанн проповедовал в нелегкое для Малороссии время католической пропаганды. В 1680 году назначен казначеем Лавры, потом наместником Свенского монастыря в Брянске, из которого, по ходатайству Святителя Феодосия Черниговского, поставлен в архимандриты Черниговского Елецкого монастыря. Посвящение было в 1696 г. в Москве, где Иоанна уже хорошо знали, ибо он неоднократно возглавлял малороссийские посольства в столицу (первый раз в 24 года). Встречался с царем Феодором Алексеевичем, его приемниками, встречался и с патриархом Иоакимом. Но через год снова пришлось ехать в Москву (10 января 1697 г.) на архиерейскую хиротонию. После кончины св. Феодосия св. Иоанн избран и рукоположен, уже патриархом Андрианом, во архиепископа черниговского. Именно тогда паства увидела в святителе избранника Божия, особенно после чуда его выздоровления на смертном одре. Следует сказать, что в Чернигове им была основана в 1700 году первая во всей России Духовная Семинария (коллегиум). Занимая Черниговскую кафедру, святитель Иоанн встречался с Петром Великим и предсказал ему победу над шведами, что и исполнилось в 1709 году во время Полтавской битвы.
         В 1711 году Чернигов прощался со своим любимым пастырем. Возведение в сан митрополита и назначение на Тобольскую кафедру было почетным, но все-таки это была ссылка. Произошло это по проискам Меньшикова. Рассказывают, что в одном из имений знаменитого временщика князя Меньшикова в черниговской епархии было назначено освящение храма. День освящения назначил князь. Архиепископ сказал, что день назначить дело его, а не князя, и установил сам время освящения. Кроме этого, как обычно отказался от угощения. Так он поступал и всю жизнь, нарушив свой обычай только однажды, когда ездил на обед к Тобольскому губернатору князю Гагарину. Итак, Меньшиков обиделся5. Когда святитель узнал, в чем дело, произнес: "Да, далеко мне ехать, но он будет еще далее меня".
         14 августа 1711 года накануне праздника Успения к берегу Иртыша напротив Знаменского монастыря пристало два дощаника. Тобольский воевода Бибиков вошел на митрополичий дощаник приветствовать Владыку, а на берегу от пристани до самого Знаменского монастыря стояли строем три казачьих полка. Владыка сошел на берег, вошел в монастырь. Был отслужен молебен и, благословив народ, святитель возвратился на дощаник. На следующий день утром, облачившись в полное архиерейское облачение, в сопровождении духовенства, крестного хода, властей и войск, убеленный сединами шестидесятилетний старец-митрополит вступил в город, поднялся в Софийско-Успенский собор и совершил Божественную Литургию. Был день Успения Пресвятой Богородицы. Всю жизнь святитель провел на юге, а перед кончиной Промыслом Божиим оказался в Сибири, но это обстоятельство еще больше его прославило. Какой была тогда Сибирская митрополия? Необъятна, непросвещена, духовенство необразовано, многочисленные некрещеные племена. Храмы в некоторых местах годами оставались без пастырей, верующие жили и умирали без Святых Тайн. Объехать митрополию было невозможно, ибо это значило объехать всю Сибирь. Из прибывших с митрополитом Иоанном остались немногие, большинство вернулось из суровой Сибири назад. Но святитель не пал духом, имея опыт в управлении, избрал надежных помощников и за четыре года сумел поправить положение. Было начато просвещение сибирских племен. В этом много помог схимник-митрополит Филофей Лещинский. Была отправлена духовная миссия в Китай, благоустроен Иркутский край. Начато строительство новых храмов. Святитель поддерживал своими личными средствами основанное в 1703 году духовное училище. Там где горе и нужда - была его сфера. Любил ходить в тюрьмы, утешал, учил. "Едино у него увеселение было, - говорит летописец, - писать душеполезные сочинения"6. Для паствы он был молитвенником и отцом. Тоболяки видели в нем ни архиерея, ни ученого мужа, ни митрополита, а подвижника, святого, монаха, и погребен он был по монашескому чину. Святая и тихая кончина его 10 июня 1715 года всем известна, о ней подробно говорится и в Акафисте Святителю. Итак, жизнь его земная была славна! Вскоре после его кончины началось почитание его, стали совершаться чудесные исцеления. Слава все более возрастала, но до всероссийского прославления должно было пройти 200 лет! Что же произошло за эти годы? В 1741 году деревянный придел Софийского собора в честь преп. Антония и Феодосия Киево-Печерских, где был погребен митрополит Иоанн, был из-за ветхости разобран, и могила Святителя у северной стены оказалась под открытым небом. Жители Тобольска, благоговейно чтившие его память, были недовольны этим обстоятельством. Существуют предания о неоднократном явлении Святителя Тобольским митрополитам Антонию II (Нарожницкому) и Сильвестру (Гловацкому). С упреком и скорбью он говорил им: "Могила моя в пренебрежении, и псы бегают над гробом моим. Успокойте меня и возобновите придел"7. В 1753 году на пожертвования почитателей придел был восстановлен и освящен в честь св. Иоанна Златоуста, небесного покровителя св. Иоанна, митрополита Тобольского. Могила осталась в алтаре с правой стороны, над ней было сделано резное надгробие и повешен вверху портрет Святителя. А примерно через 100 лет после кончины Святителя произошло следующее. От самого свода собора до того места, где находилась могила св. Иоанна прошла трещина и стала постепенно увеличиваться. Пришлось обследовать фундамент, но как быть с могилой, ибо внутри собора копать было нельзя. Архиепископ Тобольский Евгений Казанцев в июне 1826 года представил дело Синоду, после чего пришло решение: "Переложить в новый гроб и перенести на другое место, но в том же алтаре ... и без огласки"8. 3 сентября Преосвященный, призвав Ректора Семинарии, соборного протоиерея и ключаря, приготовили новый гроб и, решившись держать пост до перенесения, а потом еще три дня, стали готовиться. 5 сентября, исповедавшись и переменив белье, отслужили литургию в соборе и, не давая никому знать, приступили к перенесению9. Новая могила была выкопана (в левой стороне алтаря у жертвенника), старая также откопана. Ничего не вкушая, отслужили у могилы панихиду, окропили себя и новый гроб св. водой и, разоблачившись, спустились в могилу. Когда открыли склеп и убрали проломившуюся крышку, обнаружили, что клобук и мантия совершенно целы и полностью покрывают останки. Тогда, не открывая останков, преосвященный вместе с ключарем, читая 50 псалом, протянули под останками полотно и с пением "Святый Боже" подняли на холсте, как на плащанице. Положили в новый гроб, окропили святой водой и накрыли пеленой. Потом прибили крышку, обвязали голубым шнуром и концы у ног припечатали архиерейской печатью. Оставалось перенести. Но перенести просто не позволяли важность сана Святителя и общая к нему вера10. Решили на следующее утро, отслужив в этой церкви раннюю Литургию и панихиду, перенести гроб, пригласив секретно городских священников и четырех купцов. Так и совершили все. Доски от старого гроба о обломки крышки положили вокруг нового. Потом засыпали и поставили надгробье точно также, как оно стояло с правой стороны. Духовенство после 40 дней служило в этом храме раннюю Литургию, поминая Святителя. Тогда же архиепископ Евгений свидетельствовал о великой вере в Святителя в Тобольском крае и о многих чудесах. Это было первое обретение мощей. В 1844 году на средства ростовского купца Мясникова устроен был мраморный памятник в форме круглого столба, поверху которого была мраморная митра с крестом и омофором. Особенно следует отметить 1868 год. Придел был увеличен, пристроен новый алтарь, а прежний алтарь вошел в состав среднего храма. Таким образом место погребения оказалось в храме, святитель как бы заново явился народу.
         10 июня 1891 года Тобольскому духовенству Преосвященным Иустином было сделано распоряжение, названное "завещанием", в котором он просил, молил и властью от Бога данной приказывал, чтобы "в Иоанно-Златоустовском приделе в течение года, кроме великих постов, на все будущее время неотложно совершаемы были Божественные Литургии, с поминовением Святителя Иоанна за упокой и панихидами по нем, да сопричтет его Господь Бог к лику святых угодников Своих, и молитвами его помилует и спасет нас, грешных, почитателей святой памяти его!"11. а все, желающие себе спасения, записали бы святое имя усопшаго в свои поминальники.12
         собственноручннаписанное епископом Иустином завещание было помещено в особую рамку под стекло о повешено на откосе окна у гробницы митрополита Иоанна. Хотя следует сказать, что по заказу почитателей, Литургии и до этого совершались почти ежедневно. Почитание Святителя все более расширялось, от народа, как видим, поднималось к высшей Церковной власти. В городе Тобольске, как и в епархии, имелось много прижизненных портретов Святителя. Также и на стене собора над местом прежнего погребения митрополит Иоанн был изображен во весь рост в белом клобуке и голубой с источниками мантии с крестом в правой и жезлом в левой руке. Видно было, что Святитель был высокого роста, мужественен, имел седые волосы и такую же бороду, длинную и окладистую. На бледном лице запечатлелось глубокомыслие, кротость и человеколюбие13.
         Не ожидая решения Синода, сибиряки, видя святость митрополита Иоанна и убеждаясь в этом многочисленными чудесами, которые уже более 100 лет записывались в памятной книге собора (с1798 г.), готовились к прославлению. В день памяти Святителя Иоанна 10 (23) июня 1879 года торжественно совершался крестный ход по городу с чудотворной иконой Спасителя из Кафедрального собора. Жители города оставляли в этот день все свои обычные занятия, торговля прекращалась. В 1912 году в храме Михаила Архангела началось чтение жития Святителя и его творений. Храм не мог вместить всех желающих. "Как было бы радостно, если бы мы, почитатели Святителя Иоанна, в предстоящий торжественный день (200-летия со дня блаженной кончины) смогли бы воспеть Святителю не вечную память", а "величаем тя, Святителю отче Иоанне..."14, сказал протоиерей Кафедрального собора Дмитрий Смирнов на первом чтении. В 1900 году вместо мраморного надгробия по распоряжению Епископа Антония (Каржавина) сооружена серебряная рака с позолоченной сенью. На крышке раки образ св. Иоанна Златоуста, как Небесного покровителя митрополита Иоанна. В эту раку при епископе Варнаве (Накропине) с верой в ближайшее прославление, ибо приближалось 200-летие со дня блаженной кончины, 16 (29) октября 1914 года были переложены честные останки Святителя15 . это было уже второе обретение мощей. Также как и при первом обретении честные останки угодника Божия были освидетельствованы комиссией. На этот раз комиссия состояла из епископа Варнавы, епархиального миссионера-проповедника архимандрита Августина, настоятеля кафедрального собора протоиерея Никанора Грифцева и ключаря того же собора Григория Тутолмина. Как сообщается об этом в Тобольских Епархиальных ведомостях за 1916 год "Господь прославил Своего угодника нетлением и благоуханием костей, подобно большинству открыто почивающих Святителей Российской Церкви и преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского и других"16.
         В январе 1915 года епископ варнава сделал доклад в Синоде о результатах работы комиссии, а также о зафиксированных 40 случаях благодатной помощи17. Но в 1915 году в связи с Первой мировой войной, прославление не состоялось. Однако, святейший Синод принял важное и радостное для тоболяков решение - произвести необходимое для канонизации расследование. В декабре 1915 года по высочайшему повелению в Тобольск прибыл архиепископ Литовский Тихон (Белавин) для выяснения обстоятельств местного почитания (будущий Патриарх Всея Руси). Он записал новые исцеления и предоставил отчет Синоду, осмотрел останки и опчатал гроб своей печатью. "Тщательная проверка дает "полное основание для Всероссийского прославления"18, приспел час для совершения сего светлого праздника", - писал он в своем донесении Синоду. 200 лет земля Сибирская ждала этого праздника и, наконец, в двести первую годовщину, он наступил.
         10 (23) июня 1916 года - день торжественного прославления. Народ начал прибывать задолго до праздника. Приезжавшие из Центральной России удивлялись стоявшей томительной жаре. Соборное духовенство не успевало исповедовать всех желающих. Народ спешил очистить себя покаянием, страшась нечистыми устами прикоснуться к святым мощам Святителя. На помощь градским священникам с 1(14) июня пришло епархиальное духовенство аналои с крестами и Евангелиями были поставлены на Соборной площади и более 30 священников ежедневно исповедовали, служили молебны, панихиды, проповедовали прямо под открытым небом. На этой же площади соорудили временный открытый храм с помостом и крышей над помостом. Администрация города приняла необходимые меры на период праздничных дней. Просило население, живущее вдоль тракта Тюмень - Тобольск, оказывать гостеприимство и помощь всем паломникам. Все домовладельцы Тобольска и Тюмени обязаны были принять определенное количество гостей. Но всех по домам разместить было невозможно, поэтому построили временные помещения для ночлега. Принято было множество других необходимых мер, т.к. прибыло столько гостей, сколько никогда еще не было в Тобольске и вряд ли будет. Зарегистрировано было более тридцати тысяч человек, тогда как в городе проживало местного населения около 20 тысяч.
         5 (18) июня начался приезд архиереев. Первым прибыл маститый старец, апостол Сибири, Высокопреосвященнейший митрополит Московский Макарий (Невский). Ему поручено было возглавить торжества. На следующий день по приезде он посетил родную Тобольскую Семинарию, которую закончил в 1855 году. Встречен был о. Ректором и духовенством, осмотрел родные стены, но из сверстников 81-летнего старца не нашлось никого. Расписался в книге для почетных посетителей: "Питомец этой Семинарии, убогий Макарий, Митрополит Московский"19. С Митрополитом Макарием прибыли: епископ Евсевий Псковский, бывший Тобольский, при прощании с тоболяками в 1912 году он обещал обязательно приехать на прославление; епископ Мелетий Забайкальский, уроженец Тобольской епархии и выпускник Тобольской Семинарии; епископ Варсонофий Каргопольский; митрофорный протоиерей, синодальный миссионер-проповедник, будущий новомученик Иоанн Вострогов. 6 (19) июня прибыли:
    архиепископ Иоанн Иркутский;
    епископ Анатолий Томский;
    епископ Никон Енисейский;
    епископ Мефодий Оренбургский;
    епископ Серафим челябинский.
    7 (20) июня прибыли:
    епископ Вениамин Гдовский, викарий Петроградский, будущий новомученик;
    епископ Серафим Екатеринбургский.
         9 (22) июня прибыл епископ Сильвестр Омский, скончался в заключении в Омске 26 февраля 1920 года.
         Всего в прославлении участвовало 13 архиереев.
         В шесть часов вечера 8 (21) июня раздался благовест 16-титонного соборного колокола - призыв к торжественному заупокойному молению о "в Бозе почивающем святителе Иоанне, блаженной памяти родителях и сродниках его и архипастырях Тобольский". Последование парастаса совершал митрополит Макарий на Соборной площади в сослужении архиепископа Иркутского и семи епископов. Также архиерейским чином совершались одновременно заупокойные служения в Кафедральном и покровском соборе, и приходскими причтами во всех церквах Тобольска.
         Во время пения "непорочных" Владыка Митрополит оставил помост и в сопровождении соборного о. Ключаря и архипастырей удалился в придельный храм св. Иоанна Златоуста. Здесь при закрытых дверях в глубокой тишине до часу ночи совершалось омовение мощей, возложение нового облачения, мантии, малого омофора, на главу возложена митра, лицо покрыто воздухом. Святые мощи положены были в новый серебряный ковчег и новый кипарисовый гроб, сделаный наподобие гроба Святителя Ермогена Московского в Успенском московском соборе. И ковчег, и гроб привез Владыка Макарий. Новый гроб, с мощами Святителя , Владыка Митрополит закрыл на ключ с двух сторон, обвязал шнуром и запечатал печатью. Гроб был поставлен по правую сторону престола. На утро 9 (22) июня были совершены заупокойная Литургия, а на улице, перед западными вратами собора, при общем собрании иерархов, последняя панихида о Святителе. Последний раз пропели "Со святыми упокой..." и "Вечная память...". Многие плакали.
         Паломники продолжали прибывать. Прибыл крестный ход из Абалака с чудотворной иконой. Из Тюмени на пароходе - обер-прокурор Святейшего Синода, гофмейстер А.Н. Волжин. Император Николай II и Императрица тоже желали приехать на торжества, но отложили поездку до окончания боевых действий. На торжествах присутствовала жена Г.Е. Распутина и две его дочери, сам он приехал уже после прославления.
         В шесть часов вечера начался благовест ко всенощному бдению - первой службе, на которой Святитель Иоанн, митрополит Тобольский стал прославляться в лике святых. Во время благовеста мощи Святителя Иоанна руками священников во главе с протоиереем Иоанном Востроговым были перенесены из придельного храма на середину Софийско-Успенского собора и установлены на особом возвышении. У гроба стали рипидодержцы с рипидами, иподиаконы с дикирием и трикирием и по углам священники. Преосвященный Варнава тобольский начал бдение. Он же читал с хором 103 псалом по уставу Кавсокаливского скита на Афоне20. Кафисма первая прочитана также им. Лития совершена вне храма, ектении произносились на ступенях у западного входа.
         Одновременно всенощные бдения совершались Преосвященным в Покровском соборе, в Никольской церкви (на горе), на помосте на площади и в архиерейской церкви. К полиелею Преосвященные из всех из всех этих церквей с крестными ходами прибыли в Софийско-Успенский собор. Наступал самый торжественный момент. Что же привело это море народа к мощам Святителя? Почему такое поклонение и почитание св. мощей? Церковь учит, что у праведных и тело причастно благодати Духа Божия "ибо Бог создал человека для нетления" (Прем. 2:23). Мощи святых - это напоминание о будущем нетлении тела и об участии его вместе с душой в бессмертии21. Св. мощи для христиан издревле были неоценимым сокровищем ради благодати, обитавшей в святых останках.
         И вот в Кафедральном соборе в 9.30 вечера раздалось громогласное и могучее "Хвалите имя Господне..." Хор несколько сот человек. Длинная вереница священнослужителей исходит из алтаря. Раздаются свечи. Один из участников торжеств передает свои впечатления:
    "Свечами сияя светло,
    Народ волновался, как море,
    Торжественно бдение шло
    В Софийско-Успенском соборе..."
         Ключарь собора на блюде, покрытом пеленой, подает митрополиту Макарию ножницы и ключи от гроба. Наступила тишина... Все, затаив дыхание, следят за тем, что сейчас должно свершиться. Приняв от ключаря ножницы, митрополит обрезает шнуры на гробе, отмыкает замок. Крышка снимается... и взору всех предстал Святитель Божий в мантии, омофоре и с митрой на главе...
         Раздалось первое величание, и вся церковь, и вне собора вся площадь с 50000 богомольцами опустилась на колени. Двенадцать иерархов благоговейно поднимают гроб Святителя и сопровождаемые многочисленным духовенством в белых парчевых пасхальных ризах (300 комплектов пожертвовало московское духовенство), с целым лесом хоругвей, в благоухании кадильного фимиама исходят из собора. Шествие идет долгим путем мимо Покровского собора, архиерейского дома, Консистории, через Никольские ворота, выходит на соборную площадь, проходит мимо Никольской церкви, далее мимо Духовного училища, тюрьмы, а на помосте среди площади поставляются св. мощи. Пение величания не умолкает, во всех церквах города колокольный звон. Но вдруг звон всюду смолкает. Произносится малая ектения... читается Евангелие, и все начинают прикладываться к мощам. Богомольцы подходят по двое к мощам, два архиерея помазывают св. елеем. В час ночи крестный ход возвращается в собор, а мощи остаются на площади для всеобщего поклонения.
         На следующий день после встречи и облачения митрополита и иерархов на западной паперти собора все духовенство при колокольном звоне "во вся" идут к помосту, при пении канона богородице и других песнопений подъемляют мощи и несут их в собор на то место, где они стояли на всенощном бдении. Преосвященный Варнава служит на площади, прочие архиереи в церквах, а митрополит Макарий совершает Литургию в Софийско-Успенском соборе. На малом входе при пении "Приидите поклонимся..." святые мощи вносятся в алтарь царскими вратами и поставляются на горнем месте. Божественная Литургия совершается далее как бы в предстоянии святого митрополита Иоанна.
         После запричастного стиха были прочитаны "Деяния" Св. Синода о канонизации Святителя Иоанна. По окончании Литургии св. мощи снова были вынесены и поставлены перед западными дверями собора. Владыка митрополит, став на верхней ступени паперти, сказал: "Ныне исполняется давнее желание и ожидание обитателей града сего и всея сибирския страны. Днесь светло красуется град Тобольск, древняя митрополия святителей, здесь почивающих. Ныне священнолепно износятся, яко сокровище многоценное, из недр земных честныя и целебныя мощи Святителя Иоанна, яко светильника пресветлого..."22 По окончании слова был отслужен молебен, первый молебен Святителю Иоанну и провозглашены многолетия Царствующему дому, Святейшему Синоду, Преосвященным архиереям, иереям, всем участникам торжества, всем православным христианам. Затем гроб со святыми мощами снова внесен в собор и поставлен в раку на уготованном месте.
         Утомленные Владыки и почетные гости отправились в покои Преосвященного Варнавы. Здесь после кратковременного отдыха была предложена всем трапеза.
         Колокольный звон Тобольских церквей не умолкал до самого вечера. Из Ставки Верховного Главнокомандующего Государя Императора получена телеграмма: "Сердцем и душой был сегодня в молитвенном единении со всеми присутствующими на светлом торжестве прославления Святителя Иоанна Максимовича; твердо уповаю на молитвы его о спасении Руси Православной и о помощи свыше доблестному воинству нашему. НИКОЛАЙ."23 пришло еще много телеграмм: от императрицы Александры Федоровны, Великой Княгини Елизаветы Федоровны, от архипастыря и паствы Чернигова и от многих лиц.
         В 4 часа дня состоялось торжественное собрание Тобольской городской думы, на которое были приглашены все прибывшие иерархи и почетные гости. Среди прочих решений было принято просить Высочайшего соизволения на присвоение имени Святителя новооткрываемому в Тобольске учительскому институту. Губернатор от лица города выразил благодарность митрополиту Московскому Макарию, епископу Тобольскому Варнаве за содействие торжеству, приветствовал прочих иерархов и гостей.
         На следующий день состоялся крестный ход по городу с чудотворной иконой Божией Матери. Вечером была получена телеграмма из г. Кургана с ходатайством освятить первый престол во имя Святителя Иоанна в деревне Мало-Чусовой.
         Высокие гости начали отбывать из Тобольска, но народ еще несколько дней не убывал. Буквально на глазах народа была исцелена в эти дни от сильнейших припадков 19-летняя девушка. Ее внесли изможденную в собор вне очереди, а вышла она сама со светлым и радостным лицом.
         Итак, канонизация состоялась - последняя в Синодальный период. Знал ли об этом Священный Синод? Знали ли тысячи участников этого торжества, что и им скоро, очень скоро, придется исповедовать свою веру "даже до смерти". Святого прославили святые. Некоторые, участвовавшие в подготовке к прославлению и в торжествах прославления, уже сами причислены к лику святых - Св. Патриарх Тихон и митрополит Вениамин Петроградский, другие почитаются народом как новомученики - Император Николай, протоиерей Иоанн Вострогов.
         Отмечая восьмидесятилетний юбилей прославления Тобольского Святителя, необходимо помнить, что канонизация, это не просто акт, который делает простого человека святым, а осознание святости, прозрение, увидение человека, уже прославленного Богом на небесах24. Восемьдесят лет назад у народа было такое прозрение, но приобретение этой способности духовного видения - задача каждого нового поколения.
    Тобольск 1996 г. Священник Михаил Денисов.
    1 Журнал Московской Патриархии, 1990, №11, с.71
    2 Ордовский-Танаевский Н.А. Воспоминания. М.-СПб., 1993, с.576
    3 Там же.
    4 Житие святителя Иоанна, митрополита Тобольского. М., 1916, с.4
    5 Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. СПб., 1905, с. 157
    6 Житие святителя Иоанна, митрополита Тобольского. М., 1916,с.38
    7 Ордовский-Танаевский Н.А. Воспоминания. М.-СПб., 1993, с. 574B
    8 тобольские Епархиальные ведомости, 1897, с.520
    9 Там же.
    10 Там же, с.521
    11 Тобольские Епархиальные ведомости. Тобольск, 1912, с.334
    12 Там же.
    13 Там же, с.333
    14 Там же, с. 351
    15 Тобольские Епархиальные ведомости. Тобольск, 1916, с.102
    16 Там же.
    17 Там же.
    18 Там же.
    19 Святитель Христов Иоанн Максимович, митрополит Тобольский и всея Сибири. Тобольск, 1916, с.53
    20 Там же, с.16
    21 Канонизация святых. ТСЛ, 1988, с.9
    22 Вострогов И., протоиерей. Тобольские торжества, М., 1916,с.17
    23 Там же, с.19
    24 Радонеж, М., 1996, №17-20, с.6


    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.