ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

         С И Б И Р С К А Я    П Р А В О С Л А В Н А Я    Г А З Е Т А

№3 2003 г.         

Иоанн Кронштадтский и Тюмень

В «Сибирской торговой газете» за 1900 год прочитала «Телеграмму», адресованную в Кронштадт Иоанну Сергиеву. Святого праведного Иоанна Кронштадтского благодарили тюменцы за помощь в строительстве Михаило-Архангельского храма. Известно, что основное строительство храма было завершено в 1824 г. В мае 1898 года на пожертвования был заложен придел с левой стороны, освященный 3 октября 1899 года во имя святого праведного Симеона, Верхотурского чудотворца. Можно предположить, что из маленького городка, расположенного на острове Котлин в Финском заливе, пришли в Тюмень деньги на строительство и молитвенная помощь.

Встретила и другие сведения в разделе «Хроника» за 25 марта того же года: «Объявляется благодарность епархиального начальства о. протоиерею Кронштадтского Андреевского собора Иоанну Сергиеву за пожертвование 200 рублей на постройку храма в селе Ярковском, Тюменского уезда».

Вера отца Иоанна была живой и деятельной, он помогал нуждающимся не только словом молитвенного и нравственного одобрения, но и материальными средствами. Во многих городах стоят храмы, построенные с его помощью.

Кстати, другая публикация в тюменской газете «Трудовой набат» за 1924 г. сообщает о том, что ярковчане решили церковь разобрать и построить школу. Так и сделали - разобрали. В тюменских храмах не встречала я иконы с изображением Иоанна Кронштадтского, кроме окна церковной лавки в храме Симеона Богоприимца.

В Кронштадте к моменту блаженной кончины святого праведного Иоанна 20 декабря (по старому стилю) 1908г. насчитывалось восемь православных церквей и соборов, пять отдельных часовен, 12 домовых церквей. Кроме того, действовали римско-католический и лютеранский храмы. Всего 27. Ну и, конечно, священнослужители находились во всех воинских частях и на кораблях. Ведь Кронштадт - военно-морская крепость, и военные разных вероисповеданий имели возможность выбрать храм по своей вере.

Из всех храмов Кронштадта самый грандиозный - Морской собор. Высота собора вместе с крестом 70,62 метра, диаметр купола 26,7 метра. Все моряки по собственному желанию отчисляли от своих жалований по 1 % для строительства храма. Собор имеет в плане общие черты со знаменитым храмом Софии в Стамбуле. Здание строилось с 1902 по 1913. Еще при закладке этого собора отец Иоанн предсказал свою кончину: «А когда стены нового храма подведут под кровлю, то меня уже не станет». В 1908 г., когда стены храма были подведены под кровлю, отец Иоанн, невзирая на крайнюю немощь и «предсмертное истощение» сил телесных, посетил собор и с помощью людей поднимался до самого купола... После этого протоиерей Кронштадтского епархиального собора Иоанн Сергиев и император Николай II обменялись приветственными телеграммами. Долгие годы храм стоял без крестов. Установили центральный крест только в 2002 году со второй попытки.

Такое большое количество культовых учреждении на территории города-крепости размером 2х4км. Сам же остров Котлин, на котором велением Петра I выстроен город, находится в Финском заливе и занимает площадь всего в 15 квадратных километров. Крепость выстроена для защиты северной столицы. И, находясь в 25 километрах от Санкт-Петербурга, все триста лет надежно защищала столичные рубежи. Ни один корабль неприятеля ни разу не прошел мимо Кронштадта к Неве.

Андреевский собор, в котором служил отец Иоанн, строили Чарлз Камерон и Андреян Захаров, авторы известных архитектурных сооружений - камерной галереи в Царском Селе (г.Пушкин) и Адмиралтейства. Статуи, рельефы, росписи, иконостас выполнили академики живописи и скульптуры. На службы о. Иоанна приезжали верующие со всей страны, и храм вмещал до 5-6 тысяч человек. В этом храме о. Иоанн прослужил 53 года, с 1855 года. Храм разобрали в 1932 г. До сих пор старые жители Кронштадта вспоминают этот храм со словами: “Какой красивый был, как лебедь белый”!

То, что именно в Кронштадте прославился о. Иоанн, наверное, не случайно. Выстроенный и заселенный по царскому указу город, хоть и построен был лучшими архитекторами, из-за своего островного положения долгие годы оставался для населения гибельным местом. И причина не только в островном положении города и неумении распорядиться свободным временем людям, для которых дом - это морской кубрик с казенной койкой и пищей. Мужчины, уставшие от военной службы со строгим распорядком дня, ночных вахт и частых экстремальных ситуаций, на берегу пускались, что называется, во все тяжкие грехи. В свои нечастые увольнительные дни и часы засиживались в питейных и ночных заведениях. Автор «Путевых записок», изданных в 1865 году, В.П. Невельской задался целью подсчитать, сколько в Кронштадте питейных заведений, и «насчитал их что-то чересчур много - кажись, до 200».

Правительство ссылало в Кронштадт убийц, воров и прочих уголовных преступников. Жизнь ссыльных была ужасна. «Темнота, грязь, грех, - писал современник, - здесь даже семилетний становился развратником и грабителем».

Подавляющее большинство населения Котлина принадлежало к военному сословию. Корабли уходили в кругосветные плавания, в холодные и теплые моря, во все океаны и возвращались к месту своей приписки. Одерживали победы в морских сражениях и делали географические открытия. Кронштадт – родина радио, образец фортификационных сооружений.

С развитием промышленности в середине XIX в. население города стало увеличиваться. Если раньше существовали только небольшой кирпичный да пивоваренный заводики, то затем к ним прибавились полукустарные портовые мастерские, канатный, чугунолитейный заводы. Число «мастеровых» и «цеховых» людей стало возрастать. В марте 1858 г. открылся Пароходный завод. Работала швейная фабрика, на которой трудились женщины. Она выполняла военные заказы, изготовляла обмундирование для флота. В военных портовых мастерских работали 11 экипажей - около 10 тысяч человек. После отмены рекрутчины их заменили 4 тысячи вольнонаемных. Возникали и другие предприятия.

В разгар навигации на Кронштадтском рейде скапливалось до 26 пароходов. Предприниматели пользовались избытком рабочей силы. Безработица ощущалась здесь гораздо острее, чем в столице. Платили же кронштадтским рабочим гораздо меньше, чем петербургским собратьям. Нехватка жилья была на руку домовладельцам. Деревянные домишки на окраине сдавались малоимущим.

Положение матросов было не легче. Причинами их болезней были сырость казарм, грубое обращение, тяжелая работа, плохое питание, жестокие наказания.

К ним добавлялись нехватка и дороговизна продуктов. В тех же «Путевых записках» В.П. Невельской отмечал, что «огурцы ... в Кронштадте ценою наравне с апельсинами в Петербурге». Существовал целый промысел по продаже питьевой воды. Колодезная вода была бурой и мутной, а морская - солоноватой. В городе часто вспыхивали эпидемии. После одной из них пришлось открыть сиротский дом для детей, потерявших родителей.

В период ледохода и ледостава Котлин был совершенно отрезан от мира. Газета «Кронштадтский вестник» писала: «Кронштадт периодически по два раза в год подвергается осадному положению, налагаемому на него природою». На зиму порт замирал, и тысячи людей полгода бедствовали, перебивались случайными заработками, ждали помощи благотворительных обществ. Это осложняло жизнь горожан. Такая концентрация бедствующих и грешных людей нуждалась в духовном пастыре.

В 1882 г. о. Иоанн открыл в городе Дом трудолюбия - символ братского христианского соучастия в беде. Это большое четырехэтажное здание вобрало в себя все формы помощи бедным: бесплатную столовую, мастерские, в которых работали в течение года 25 тысяч человек, школу для детей на 300 мест, ясли, бесплатную лечебницу, загородный летний дом.

Был отец Иоанн законоучителем в городском училище, а когда в 1862 г. открылась классическая гимназия, с неподдельной радостью преподавал в ней Закон Божий.

Батюшка Иоанн для всех находил и слово утешения, и оказывал материальную помощь. Он не разбирал, что привело человека к нищете и падению, а подавал потому, что человек нуждался. Не раз возвращался домой или босиком, или без пальто. Отдавал неимущим. Прихожане приносили матушке обувь, говоря ей: «Твой отдал кому-то обувь, придет босым». Скоро он убедился, что такая благотворительность недостаточна для общей бедности. В 1874 г. основал православное христианское братство «Попечительство святого апостола Андрея Первозванного». Он прожил 53 года в одной квартире и не искал лучшей обстановки. Сейчас эта квартира по адресу ул.Урицкого,21 отдана верующим, которые снова едут в Кронштадт к батюшке Иоанну.

В годы служения отца Иоанна ежегодно Кронштадт посещало более 20 тысяч паломников, а позднее их число достигало 80 тысяч. Только на первой неделе Великого поста собиралось до 10 тысяч человек. Много тысяч душ он извлек из тины греха, многих спас от отчаяния, утешил, возвратил к честной трудовой жизни.

А.П.Чехов, описывая свою поездку на Сахалин, заметил: «В какой бы дом я не заходил, я везде видел на стене портрет отца Иоанна Кронштадтского». Бывал А.П. Чехов и в Тюмени.

Знал отец Иоанн нужды тюменцев. И помогал им. Радостно было бы видеть в наших храмах иконы Иоанна Кронштадтского!

Надежда Антуфьева Пушкинская библиотека, г.Тюмень.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.