Государь Император всемилостивейше изволил пожаловать к дню 10-го июня 1916 г. орден Св. Владимира 2-ой степени преосвященнейшему Варнаве, епископу Тобольскому и Сибирскому.1
А 5 октября того же года преосвященнейшему Варнаве был пожалован сан архиепископа. Наряду с другими сибирскими иерархами он остается в благодарной памяти сибиряков за то, что при его непосредственном участии и ходатайстве митрополит Иоанн (Максимович) был причислен к лику святых, причём, прославление это проходило в тяжелейшее для России время: шла мировая война.
В архивах сохранились некоторые фотографии владыки Варнавы. Пожилой архиерей благообразной внешности, спокойные и добрые глаза, широкая борода - таков его облик. Архиепископ Варнава, в миру Василий Накропин, родился в Олонецкой губернии в крестьянской семье в 1859 г. Окончил Петрозаводское городское училище. С юных лет он был "не от мира сего", прилежный постник и молитвенник, чуждавшийся мирских развлечений. В 1895 г. после нескольких лет странничества он поступил послушником в Клименецкий монастырь. Тихий и упорный, уже вскоре снискал любовь настоятеля. Спустя два года он принимает монашество с именем Варнава, затем удостаивается рукоположения в иеродиакона и иеромонаха, а в1899 г. становится настоятелем. Спустя пять лет Варнава возводится в сан игумена и вскоре перемещается настоятелем Палеостровского монастыря, с возведением в сан архимандрита. В 1908 г. митрополит Московский Владимир, ценя достоинства архимандрита, ходатайствует перед Синодом о перемещении о. Варнавы на должность настоятеля Коломенского Троицкого монастыря, в котором за два года он восстановил благолепное истовое богослужение и добрые порядки в иноческой жизни, так что владыка Московский, в воздаяние заслуг переместил его в первоклассный Коломенский Богоявленский монастырь. Столь быстрое продвижение о. Варнавы не могло не вызвать разноречивые мнения. О. Варнава не получил систематического церковного образования, которое в начале 20 в. было знаком определённого достоинства. Но будущий епископ брал не этим. Начитанный в святоотеческом наследии, обладая живым любознательным умом и смирением, он приобрел большую пастырскую мудрость. В народе о. Варнава прославился добрыми проповедями. Являясь человеком мягким, он оставался прост в общении. Своими проповедями собирал в храмы огромное количество народа, а после службы мог часами беседовать на духовно-нравственные темы со своими прихожанами. За советом к нему приходили все слои населения: и посетители придворных салонов, и крестьяне, и даже рабочие. Приезжали и старообрядцы. О. Варнава стал одним из немногих пастырей, к мнению которого прислушивались высшие слои общества. Его приглашали и ко двору, даже в Ливадию, на летнюю дачу царской семьи.
28 августа 1911 г. состоялась хиротония архимандрита Варнавы во епископа Каргопольского, викария Олонецкой епархии. Владыка начинает, как в молодые годы, странствовать вокруг своей земли подобно древним русским святителям. Его с почетом, при большом стечении народа встречают всюду. И каждый раз он произносит проповедь, которая "глаголом жжет сердца", очищает, врачует, воспитывает паству. О поездках по епархии еп. Варнавы рассказывают многие страницы олонецких газет. Автор одной из газетных статей так был переполнен впечатлениями, что ему понадобилось несколько дней, чтобы прийти в себя, записать увиденное и пережитое: "Пишущий эти строки, утомленный дорогою и впечатлениями дня, с трудом пробрался к выходу из собора, а неутомимый владыка все благословлял и благословлял..."2. В многочисленных поездках по плохим проселочным дорогам в любую погоду в апреле 1912 г. еп. Варнава сильно простудился и "в совершенно бесчувственном состоянии был доставлен своими почитателями в Каргополь, где были приняты энергичные меры к восстановлению здоровья владыки."3 Местом своей резиденции в Каргополе еп. Варнава избрал Спасо-Преображенский монастырь. За короткое время он снискал любовь братии, хотя был строг и подчас перемещал непослушных в отдаленные обители.
Епископ Варнава выступал за подъем истинного древнего благочестия (за что его и уважали староверы) и был нелицеприятен в выражении своего мнения о нововведениях и послаблениях устава и правил поведения на службе в храме. Наиболее характерным является слово, произнесенное еп. Варнавой на одном из приходов: "Ваш пастырь при встрече назвал меня "опытным врачом духовным". Опытным врачом я назваться не могу, т.к. еще недавно на службе в сане епископа...". В этих словах видится пастырское смирение владыки. "...вся моя жизнь протекла в одной с вами губернии...".4 Здесь он подчеркивает свое единство с паствой. Далее епископ посвятил свою проповедь исполнению правил внешнего благочестия: начав с учительской униформы, которая в подражание петербургским людям обрела недопустимые формы, вплоть до декольте и шляпы при посещении храма, что, по мнению еп. Варнавы, развращало учеников и показывало пример неуважения церковной традиции. Второе, о чем пекся владыка, - это смешанные хоры, где мужские и женские голоса звучат не антифоном с разных клиросов, но сливаются в общем хоре, что создает атмосферу светского пения, и красота внешняя заслоняет молитвенную чистоту звучания. Свою мысль о разделении хоров преосвященный воплотил уже во время служения в Тобольске, где подвергся за эту справедливую строгость нареканиям от паствы.
После богослужения владыка обычно навещал членов местного причта, для каждого находил слова утешения, участия, ободрения. Любовь, которую он снискал в Каргополе и у паствы, и у духовенства, проскальзывает даже на страницах сухой хроники церковных событий: информация о служении еп. Варнавы сопутствуется эпитетами "ласковое", "задушевное", "теплое". 5
Почитателей у еп.Варнавы появлялось все больше. Что особенно замечательно, местные старообрядцы, обычно не подпускающие к своим молельням никого из духовенства и моющие руки после рукопожатия с "никонианцем", наперебой приглашали еп. Варнаву не только в дома, но даже просили служить молебны в своих часовнях. Благодаря его усердию служба повелась истовая, полная, длинная и торжественная, что так любят староверы, которые нередко стали заглядывать на архиерейские службы, вслушиваться в поучения владыки, всегда простые, мирные и глубокотрогательные".6 Результатом этого стало присоединение к Православию священника раскольничьего австрийского согласия Гавриилы Яковлевича Фомина, что "поповал в деревне Хрулевской".7
Знаменательное событие произошло в мае 1912г. "Неутомимый викарий Варнава, слабый, по-видимому, телом, но крепкий духом, предпринял путешествие с крестным ходом в Александро-Ошевенский монастырь (от Каргополя до монастыря 42 версты)".8 Такие ходы когда-то совершались ежегодно. Они всегда собирали большое количество людей. Ход продолжался несколько дней. "Его Преосвященство изволил шествовать в полном святительском облачении с архиерейским посохом в руках все первые 12 верст, не выказывая ни малейшего утомления". 9 В попутных деревнях, где были часовни, крестный ход останавливался, еп. Варнава совершал краткие богослужения. К крестному ходу присоединялись все новые люди, и к монастырю уже подходила огромная процессия длиной 8 верст. Навстречу городскому ходу из ворот Ошевенского монастыря вышел встречный крестный ход. По прибытию объединенного хода в обитель духовенство непрерывно служило молебны у раки прп.Александра Ошевенского. Затем сразу в трех церквях монастыря служили всенощную. На литию вышли одновременно из трех церквей. В ограде - вблизи раки - всенощное бдение было продолжено и прочтен акафист святому... Воспоминаний об этом крестном ходе у каргопольцев было очень много. Не забыл этого события и еп. Варнава. Через два года, будучи уже на Тобольской кафедре, он посвятил один из вновь построенных храмов глубокопочитаемому им святому - прп.Александру Ошевенскому, Каргопольскому чудотворцу.
Храм преподобного Александра Ошевского пос. Красный Яр
Личная дружба связывала владыку Варнаву с не менее известным нашим земляком Григорием Ефимовичем Распутиным. Каргопольский владыка даже приезжал к нему в с.Покровское. Вот свидетельство об этом Покровского священника о.Петра Остроумова: "20 июня (по-видимому, 1912г.) на пароходе к Распутину приехал преосвященнейший епископ Каргопольский Варнава и с ним Андрей иеромонах...Как только показались на пароходном трапе епископ и иеромонах, Распутин и вся его семья запели тропарь пятидесятницы. Еп.Варнава благословил его и затем они трижды облобызались... Погостив два дня, еп.Варнава и иеромонах отбыли из Покровского..." 10
Любовь каргопольцев к своему епископу все же не помешала его новому назначению: 2 ноября 1913г. он стал епископом Тобольским и Сибирским. 16 ноября 1913г. жители Каргополя провожали владыку. После торжественной литургии, на которой присутствовал чуть ли не весь город и 20 священников, каргопольцы поднесли ему икону св. апостола Варнавы, небесного покровителя владыки (память которого, кстати, празднуется церковью 11 июня, на следующий день после дня свт. Иоанна Тобольского). Когда владыка отбыл в Тобольск, за ним последовали двое иноков Спасо-Преображенского монастыря - библиотекарь и ключник - представители двух наиболее "интеллигентных" должностей, что свидетельствует о понимании и разделении убеждений своего владыки.
16 октября 1914г. преосвященный епископ Тобольский Варнава, движимый чувством особенного благоговейного почитания свт. Иоанна как избранного сосуда благодати Божией с подобающей честью переложил святые мощи свт. Иоанна из склепа в серебряную раку. 11 С этого момента начинается ежегодное празднование обретения мощей свт. Иоанна.
3 мая 1916г. глубокой ночью еп.Варнава совместно с митрополитом Московским Макарием обрядил святые мощи свт. Иоанна Тобольского в святительское облачение, а 10 июня стал соучастником его прославления. Это был последний прославленный Церковью святой Царской России. Государь Император Николай II из ставки отправил владыке телеграмму: "Сердцем и душою был сегодня в молитвенном единении со всеми присутствовавшими на светлом торжестве прославления святителя Иоанна Максимовича. Твердо уповаю на молитву его о спасении Руси православной и о помощи свыше доблестному воинству нашему". 13 Оправдались ли тогда эти упования царя-страстотерпца? Да! На фронте, после длительного затишья и неудач, русские войска под руководством генерала Брусилова прорвали позиционную оборону врага и заняли значительную территорию. Знаменитый Брусиловский прорыв продолжался до 31 июля 1916г. Противник потерял тогда 1,5 млн. человек. 14 Но наступала другая эпоха. Безумный разгул богоотступничества в России уже переполнил чашу Божьего терпения. Россия должна была пройти крестным путем страданий и великих испытаний. В ночь на 17 декабря 1916г. убит раб Божий Григорий Распутин. 23 февраля 1917г. началась антирусская, антихристианская революция.
2 марта 1917г. в Пскове Государь Император Николай II отрекся от Российского престола.
8 марта Император и его семья арестованы Временным правительством.
В тот же день 8 марта архиепископ Варнава был беззаконно удален с Тобольской кафедры распоряжением Временного правительства и уволен на покой вместе с рядом архиереев (митр. Московский Макарий, митр. Петроградский Питирим, архиеп. Сарапульский Амвросий). 15
После удаления с Тобольской кафедры владыка Варнава был фактически сослан в Высокогорский Воскресенский монастырь Нижегородской губернии. В 1918 году архиеп.Варнава подвергался аресту и был заключен в Бутырскую тюрьму в Москве, где претерпел допросы и унижения новоявленной рабоче-крестьянской власти.
3 июня 1919г. он был назначен настоятелем Троицкого Калязина монастыря Тверской епархии. В 1920г. владыка Варнава назначен архиепископом Архангельским, но к месту назначения, по-видимому, по состоянию здоровья не поехал. 13 апреля 1924г. архиепископ Варнава скончался в Москве. Погребен там же. Чин отпевания совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон. 16
В.Язов,
староста храма
прп.Александра Ошевенского
Примечания.
1. Святитель Христов Иоанн Максимович, митрополит Тобольский и всея Сибири. Дни торжеств прославления. 1916г., с.7.
2. Деятельность первого викария Олонецкой епархии епископа Каргопольского Варнавы. М.А.Смирнова. Архангельск. 1996г., с.2.
3. Там же, с.3.
4. Каргополь. Историческое и культурное наследие. И.Ю.Чмырева. Каргополь. 1996г., с.157.
5. Там же.
6. См. п.2,с.4.
7. Там же.
8. Олонецкая Неделя, №25, 1912г., с.13.
9. Там же.
10. Неизвестное о Распутине. В.Л.Смирнов. Слово. Тюмень, 1999, с.43.
11. Житие святителя Иоанна (Максимовича), митрополита Тобольского и всея Сибири. Тобольск, 1995, с.23.
12. Светочи земли Сибирской. В.Сафронов. Екатеринбург, Уральский рабочий, 1998, с.249.
13. См. прим.1, с.4.
14. Николай II. Венец земной и небесный. В Губанов. М., АО "Форма-пресс", 1997, с.432.
15. На рубеже двух эпох. Митрополит Вениамин (Федченков). М., Отчий дом, 1994, с.412.
16. За Христа пострадавшие: гонения на РПЦ 1917-1956. Биографический справочник. Кн.1. М., Православ. Св.-Тихоновский Богослов. ин-т, 1997, с.215.
|