|
||
|
Ничто не бывает случайным. Михаил Михайлович Рябий, к.ф.н., ЮГУ, г. Ханты-Мансийск Обретение мощей священномученика Гермогена (Долганова), епископа Тобольского и Сибирского Геннадий Андреевич Крамор, г.Ишим. Прасковья Луполова: «подвиг веры и любви…» Мощи святых преподобномучениц Елисаветы и Варвары посетили Тобольско-Тюменскую епархию Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий посетил старейший монастырь Урала Святые мощи преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары прибыли в Россию Архиепископ Тобольский и Сибирский Варнава (Накропин) (1913-1917 гг.) Учение святителя Иоанна, митрополита Тобольского о промысле Божием Святитель Иоанн Максимович, Митрополит Тобольский с всея Сибири Святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири чудотворец и история его прославления. О канонизации священномученика Гермогена Долганева (1858-1918) Епископа Тобольского и Сибирского Краткий обзор космологических идей святых отцов и учителей церкви в первые века христианской истории О памяти Патриарха гор ливанских и всех молитвенников об Отечестве нашем |
День памяти Святителя Иоанна Святитель Иоанн Максимович, преемник по черниговской кафедре святителя Феодосия Углицкого, был сыном шляхтича Максима Васильковского (по городу Василькову), который любил называть себя печерским в признательность за то, что арендуя мельницы и земли Киево-Печерской Лавры, он нажил достаточное состояние. Шесть сыновей умного отца служили в звании хорунжих, сотников и войсковых писарей, а старший из них (Иоанн Максимович) пошел другой дорогой. Отец и его, Максимовича, предки, были уроженцами города Умани (Киевской губернии). Первый, занимаясь арендованием Лаврских имений, переселился в г. Нежин, в окрестностях которого находились арендуемые угодья, и этот город был местом рождения будущего святителя в середине ХVII столетия. По словам Высокопреосвященнейшего Митрополита Киевского Евгения (Болховитина), будущий святитель Максимович получил свое образование в Киевской академии и был в ней преподавателем. Здесь же он посвящен был в монашество Киевопечерским игуменом Гизелем с именем Иоанна, получил звание проповедника академии, а потом вскоре был избран и экономом Лавры. В 1678 году, когда Турция угрожала нападением на Малороссию, иеромонах Иоанн Максимович избран был послом в Москву умолять царя о помощи инокам Лавры в случае нападения турок на г. Киев и просить у царя монастырь, где бы иноки могли укрыться. Царь, отправив сильное войско, предоставил Лавре Свенский монастырь (находящийся в 3-х верстах от г. Брянска) с тем, чтобы иеромонах Максимович управлял монастырем в звании наместника. Так как святитель Феодосий Углицкий желал иметь в Елецком архимандрите преемника своей святительской кафедры, а как наместник Свенского монастыря Максимович был известен ему еще в Киеве с лучшей стороны, то святитель Феодосий, по совещанию с властями, вызвал к себе Максимовича (в середине 1695 года) и посвятил его в архимандрита Елецкого монастыря, которым дотоле сам управлял. Возмужавший в духовной жизни долгим подвижничеством, святитель Феодосий скончался 5-го февраля 1696 года. Смиренный архимандрит Елецкий Иоанн Максимович был ревностным исполнителем воли и распоряжений своего владыки, до последнего вздоха блаженного Феодосия Углицкого, который погребен был по правую сторону Борисо-Глебского черниговского храма в склепе, устроенном Иоанном Максимовичем. 24-го ноября того же 1696 года в доме архиепископа собралась малороссийская рада (избирательное собрание) для избрания преемника почившему архипастырю, на которой присутствовали полномочные от Киевского Митрополита, гетмана и всего войска. Доверенными гетмана были полковник черниговский Яков Лизогуб и генеральный бунчужный Скоропадский, а от мещанства черниговский войт. После различных разногласий и жалоб, по единогласному желанию всего мирского и монашествующего духовенства, избран был Иоанн Максимович и составлен акт об избрании за подписью первых мирских и духовных лиц. Отправляя в Москву Максимовича, гетман письменно просил царя за Максимовича, а также и патриарха о посвящении избранного. Посвящение совершено было 10-го января 1697 года. В ставленной грамоте подтверждено право служить в саккосе. Царь же своей грамотой подтвердил права кафедры на имения. Иоанн Максимович во всех отношениях был примерным архипастырем - жизнь его, по выражению преосвященнейшего Филарета, сияла высокими добродетелями, особенно же смирением и молитвой. Это ясно отразилось во многочисленных его творениях христианско-нравственного содержания. В языке произведений Максимовича много слов и оборотов латинских, польских, простонародных; стихи, как и у других южных его современников, силлабические, но по содержанию они заслуживают полного внимания, дышат искренним благочестием, с мыслями назидательными и умными. Памятником любви преосвященнейшего Максимовича к духовному просвещению служит заведенная им в Чернигове Духовная семинария, носившая первоначально имя коллегиума, в котором получали образование не только дети духовных лиц, но и дети дворян, казаков и мещан. Подавая собой пример добродетельной жизни, святитель со всей ревностью неусыпного деятеля писал душеспасительные сочинения, предлагая их в том виде, в каком они могли нравиться в его время. Вот список названий их и время издания в свет:
Не можем пройти молчанием о двух событиях в жизни архиепископа Черниговского Иоанна Максимовича, произведших на него большое впечатление относительно совершенного предания себя в волю Божью. Из них последствием первого было открытие входа в гробницу блаженного Феодосия Углицкого, а последствием второго - спасение чести и жизни Максимовича от позорной казни за мнимую измену царю и отечеству. Первым событием была тяжкая долговременная болезнь святителя Максимовича, доведшая его до совершенного изнеможения продолжать жизнь. В последнюю ночь своего страдания обратился он мысленно к усопшему своему благодетелю блаженному Феодосию Углицкому, который немедленно явился болящему объявить милость Божью, дарующую ему чудное исцеление, говоря: не скорби, брат, Господь услышал молитву твою и дарует тебе здравие - встань с одра и приготовься к утру отслужить благодарственную литургию - это тебе знамение! Болящий, очнувшись от чудного видения, встал с постели и позвал своего келейника, сказав: "сходи к наместнику и скажи, что я сегодня буду служить литургию, чтоб было готово все к служению." Все изумились, полагая, что преосвященный говорит в горячечном бреду, пока на деле не уверились, что он в здравом уме и совершенной памяти. Второе. Пастырь-патриот едва не пострадал во время открытия (в 1708 году) измены Мазепы Петру I, по милости клеветы и злости. Мазепа, злясь на тех, кто не поступал по его надеждам и желая возбудить ропот против Петра, если бы он наказал невинных, обвиняемых ложно - послал казака менской сотни Пархоменка объявить, что он послан Мазепой с письмами к архиепископу Максимовичу, к глуховскому сотнику Туранскому, к князю Четвертинскому и к глуховскому атаману Карпеке, и что письмо к архиепископу передано через служителя его, а прочим лично. Казак, пойманный, объявил то же самое, даже в присутствии обвиняемых лиц, но Петр допытался правды, и невинность была подтверждена. Царь Петр Великий, желая более и более распространять просвещение святой веры между языческими инородцами Сибири, не находил более к тому способного архипастыря, как только архиепископа Черниговского Иоанна Максимовича, и вследствие этого 1712 года в марте месяце по указу Царского Величества Черниговской епархии боголюбивый архиепископ Иоанн Максимович переведен на престол Сибирской митрополии. Сибирской паствой состарившийся святитель-подвижник управлял около трех лет и скончался 10-го июня 1715 года. Погребен в Тобольском кафедральном соборе Софии, Премудрости Божьей. | |||||||||||||