По благословению Высокопреосвященнейшего Димитрия, архиепископа Тобольского и Тюменского, группа преподавателей и воспитанников Тобольской Духовной семинарии, Тюменского Духовного училища и Тобольской Православной гимназии общей численностью двадцать шесть человек в период с 13 по 29 июля 2004 г. находились в паломнической поездке. Паломники из Сибири посетили Раифский Богородицкий монастырь, Московский Кремль, монастыри и храмы Москвы и Нижнего Новгорода, Троице-Сергиеву Лавру, Пафнутиев-Боровский монастырь, Оптину Пустынь, Дивеево, Истринский Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, обители и храмы г. Мурома и других городов Центральной части России. Поездка совершалась на автобусе.
Раифский Богородицкий монастырь, в который мы приехали поздно ночью 15 июля, находится в тридцати километрах от Казани. Он был основан в середине XVII в. монахом Филаретом. В период советской власти, как и многие другие обители, монастырь был закрыт, и здесь размещалась колония для несовершеннолетних преступников. Возрождение монашеской жизни было положено в 1990 г. В обители находится чудотворный образ Божией Матери «Грузинская». Примечательно, что именно выходец Раифского монастыря, монах Нифонт, явился основателем Тюменского Спасо-Преображенского монастыря, позже переименованного в Троицкий.
В монастыре нас встретили очень приветливо. Наместник обители архимандрит Всеволод, несмотря на большую загруженность, сам провел для нас экскурсию, рассказал об истории монастыря, о его современном положении.
Современная деятельность монастыря имеет социальную направленность: насельники обители ведут духовное окормление близлежащих школ, больниц, исправительных учреждений. К нашему удивлению оказалось, что в монастыре есть пожарная команда со своей пожарной машиной.
Запомнилось посещение детского приюта, действующего в обители с 1994 г. В нем проживают до 25 человек. В основном это дети, по выражению отца Всеволода, «с чердаков». Живя в монастыре, они активно участвуют в богослужении, посещают государственную школу, с ними проводятся занятия по Закону Божьему, музыке, изобразительному искусству, гуманитарным наукам. Мы слышали, как дети поют за богослужением, и, надо сказать, очень неплохо.
Условия жизни детей нас также удивили и порадовали. В трехэтажном корпусе мы увидели чистоту, порядок и … достаток. Отец Всеволод рассказал, что к ним часто приезжает известный певец Юрий Шевчук и много времени проводит с детьми. Наверное, не без его влияния священноначалие обители разрешило воспитанникам приюта организовать свой ансамбль. Дети сами пишут стихи, сочиняют музыку, выступают перед паломниками монастыря и жителями близлежащих селений. Членами музыкальной группы не могут стать те, кто плохо учится. Естественно, желание участвовать в деятельности ансамбля стало большим стимулом к усердию в учебе.
Раифский монастырь расположен на территории Волжско-Камского заповедника. Интересно, что не только въезд, но и вход в него запрещен. Прямо возле стен обители находится Раифское озеро. Отец Всеволод рассказал нам, что в свое время живущие в нем лягушки, как это и положено, устраивали продолжительные концерты и, конечно, мешали братии монастыря молиться. Один из насельников обители, монах Феодул, усердно просил Бога, чтобы Господь помог братии. Молитва подвижника была услышана и с тех пор, несмотря на то, что лягушки в озере живут (мы сами их видели), ни одна из них не издает ни звука.
После обеда отец Всеволод прямо-таки отправил нас купаться на озеро, сказав перед этим продавщице расположенного возле монастыря продовольственного киоска, чтобы она дала нам, чего мы пожелаем. Братья пожелали сока, мороженого… Студенты, конечно, были очень довольны.
Перед отъездом мы приложились к чудотворному образу Божией Матери, искренне поблагодарили отца наместника за гостеприимство и отправились дальше. Наша следующая остановка была в Нижнем Новгороде. Здесь мы ненадолго задержались. Немного походив по Кремлю (пока еще не совсем обустроенному) и посетив несколько храмов, мы выехали в Троице-Сергиеву Лавру, куда прибыли поздно ночью 17 июля.
Рано утром мы прошли в Троицкий собор, к раке со святыми мощами великого подвижника преподобного Сергия. Оказалось, что петь на молебне особо некому, и мы более двух часов пели у его раки.
18 июля, как известно, празднуется обретение честных мощей преподобного Сергия. К этому дню в Лавру съезжается много архиереев, священников, паломников-мирян. С недавнего времени в этот день в Сергиевом Посаде проводится фестиваль воздушных шаров «Небо святого Сергия». Для нас, воспитанников сибирских Духовных школ, пребывание на празднике было интересным и назидательным: архиерейское богослужение, чинное пение, искреннее всенародное почитание преподобного Сергия – все это оставляло много сильных и добрых впечатлений. В этот день почти все участники нашей поездки причастились Святых Таин. На празднике мы встретились с нашим владыкой, архиепископом Димитрием.
После праздничного богослужения, во второй половине дня, мы посетили Гефсиманский Черниговский скит, в храме которого находится рака с мощами недавно прославленного угодника Божия преподобного Варнавы Гефсиманского, а также чудотворная Черниговская икона Божией Матери. Затем мы проехали в Хотьково, в Покровский женский монастырь. Здесь находятся святые мощи родителей преподобного Сергия Радонежского схимонахов Кирилла и Марии.
На следующий день, 19 июля, у нас было намечено посещение Московского Кремля, монастырей и храмов столицы. В Москве нам понравилось, особенно в Кремле и Храме Христа Спасителя. Мы также посетили Данилов и Донской монастырь. В Донском монастыре мы снова встретились с нашим владыкой.
Вечером наша группа выехала в Пафнутиево-Боровский монастырь. Здесь нас тоже встретили приветливо, накормили, устроили на ночлег.
Этот монастырь был основан в середине XV в. преподобным Пафнутием. Сюда на богомолье приезжали великие московские князья, монастырь посещали патриархи. Известно, что в начале XVI в. в обитель приезжал Великий князь Василий III с женой Еленой Глинской. Он усердно молил Бога о даровании наследника, и через год у него родился сын, будущий царь Иоанн IV Грозный. В 1812 г. в обители оказались отступавшие французы и разграбили ее. В советский период монастырь не действовал. Монашеская жизнь была возрождена здесь в начале 1990-х гг.
На следующий день, 20 июля, после Божественной литургии, экскурсии по монастырю и обеда, поблагодарив насельников обители за заботу и гостеприимство, мы выехали в Оптину Пустынь.
Следует сказать, что в дороге наш автобус нередко ломался. Километров за двадцать до Оптиной Пустыни мы в очередной раз поломались и до монастыря добрались только чудом (сцепление не действовало).
По программе мы должны были помолиться в Оптиной Пустыни на Всенощном бдении (на праздник иконы Божией Матери «Казанская»), а с утра выехать в Шамордино, в Казанскую Амвросиевскую женскую пустынь. Однако наш автобус поломался настолько серьезно, что из монастыря мы смогли выехать лишь через два дня. Такое изменение нашей программы нас нисколько не огорчило. Время, проведенное в монастыре, оказалось для нас интересным и очень назидательным.
Несомненно, Оптину Пустынь можно назвать одним из лучших монастырей России. Нам очень запомнилось дружелюбие и приветливость оптинских насельников, слаженное простое и молитвенное пение монастырских хоров, забота о нас наместника обители архимандрита Венедикта. Ни во внешнем виде монастыря, ни во внутреннем убранстве прекраснейших храмов, ни в буклетах об Оптиной Пустыни мы не увидели ничего показного, какого-то стремления представить действительность в более лучшем свете. Напротив, для нас было очевидным стремление к скромному, неприметному для других христианскому совершенствованию.
Очень запомнилось посещение подсобного хозяйства монастыря. Везде – идеальная чистота и порядок. Отец наместник сам здесь часто бывает и особенно, как нам показалось, любит заниматься с лошадьми. Эти животные здесь имеют кроткий и спокойный нрав. Глядя на лошадей, мы вспоминали русскую пословицу: «С кем поведешься, от того и наберешься».
Трапезничали мы вместе с братией обители.
22 июля, в первой половине дня, искренне поблагодарив отца Венедикта и насельников обители за заботу и гостеприимство, мы выехали в Шамордино. Побыв здесь немного, мы отправились в Калугу. Переночевав в этом старинном городе в Духовной семинарии, мы выехали в г. Истру, где находится Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь.
Этот необычный монастырь, расположенный в пятидесяти километрах от Москвы, был основан в 1656 г. Патриархом Никоном. Его история и замысел тесно связаны с церковно-государственными отношениями и культурной ситуацией в России того периода. Монастырь строился как раз в то время, когда Патриарх Никон самовольно покинул столицу. Обитель была задумана как топографический и смысловой центр архитектурно-ландшафтного комплекса, создаваемого «в образ и подобие» Святой земли. Река Истра именовалась Иорданом, возвышенность на востоке – Елеонской горой, высокий холм на северо-западе получил название Фавор. Здесь также были Вифлеем, Назарет, Кана, Гефсиманский сад и т.п. Сам Воскресенский собор являлся (и является) оригинальным и необычным сооружением. До сих пор точно неизвестно, сколько в нем было приделов. По мнению некоторых историков – от двадцати до сорока. Здесь есть своя Голгофа, Кувуклия, камень помазания и другие христианские святыни. «Русская Палестина», таким образом, создавалась как грандиозная икона христианской Палестины и, будучи подобием, образом Святой Земли, должна была, по замыслу Патриарха Никона, получить благодать первообраза.
Все задуманные работы так и не были завершены. Монастырь, однако, действовал. В его истории были и светлые, и темные страницы. В настоящее время это ставропигиальный мужской монастырь с немногочисленною братией, в который приезжает немалое число туристов. Мы пробыли в нем более часа, послушали интересную экскурсию, приложились к местным святыням и выехали дальше, на Муром.
В этом древнем русском городе мы пробыли недолго. Переночевав в Спасо-Преображенском монастыре, мы посетили Благовещенский мужской монастырь, где приложились к раке со святыми мощами благоверного князя Константина и чад его Михаила и Феодора. Затем мы прошли в Свято-Троицкий женский монастырь. Здесь находятся мощи покровителей брака и семейного благополучия благоверного князя Петра и княгини Февронии. Также мы побывали в храме «Николы-Набережного», где приложились к раке с мощами святой праведной Иулиании Лазаревской.
Затем наша группа выехала в Дивеево. Как известно, в июле святые мощи преподобного Серафима Саровского находились на его родине, в городе Курске. Однако накануне нашего приезда они были привезены в Дивеево. Мы многократно прикладывались к ним, а однажды братьям, как студентам Духовных учебных заведений, вместе со священнослужителями разрешили приложиться к открытым мощам.
Паломников в монастыре, к нашему удивлению, было немного. Нас очень хорошо встретили. В воскресенье, после Божественной литургии, мы посетили все источники. Некоторые братья с трудом могли заставить себя искупаться в одном, а некоторые окунулись в четырех. Вечером мы ходили по Святой Канавке.
Из Дивеево мы выехали 26 июля, в понедельник, а в родную епархию приехали 28 июля. На следующий день в домовом храме Тюменского Духовного училища мы отслужили благодарственный молебен.
Поездка оставила у нас много добрых и назидательных воспоминаний и впечатлений. Мы лучше узнали друг друга, прикоснулись к истории нашего Отечества, посетили древние святыни Русской земли. Преподаватели и студенты Тобольской Духовной семинарии, Тюменского Духовного училища и Тобольской Православной гимназии выражают искреннюю благодарность Высокопреосвященнейшему Димитрию, архиепископу Тобольскому и Тюменскому, за предоставленную возможность совершить паломничество по святым местам. Подобные поездки для учащихся Духовных учебных заведений, как будущих пастырей, очень полезны и поучительны.
Иеромонах Филарет (Cковородин), проректор Тюменского духовного училища
|