ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№6 2005 г.         

Перейти в раздел [ Святые угодники ]

Татары, прославленные Богом


Преподобный Пафнутий Боровский

Преподобный Пафнутий родился недалеко от Боровска в своем родовом селе Кудинове. Происходил он из татар: дед его был баскаком, т.е. татарским правителем в Боровске, принявшем крещение. В двадцать лет он постригся и стал духовным сыном старца Никиты, постриженника прп. Сергия Радонежского, который был потом игуменом Высоцкого монастыря и основал в Костроме Богоявленский монастырь, где умер и был погребен. Тринадцать лет пробыв игуменом своего монастыря, прп. Пафнутий удалился на безмолвие в леса, где и возник новый Пафнутиев-Боровский монастырь. Братии он был живым образом подвижнической трудолюбивой жизни: преподобный работал в саду, рубил дрова, зимой плел сети. Святой Пафнутий так строго хранил целомудрие, что совсем не смотрел на женщин и даже не дозволял говорить о них при себе. За свою святую жизнь он удостоился дара и прозорливости, и чудотворения. По взору узнавал, добрыми или худыми мыслями занят человек. Первой добродетелью св. Пафнутий считал милосердие и нищелюбие, во время голода он кормил ежедневно более 1000 человек и роздал все монастырские запасы. Строгий к себе, он отличался большой рассудительностью и был снисходителен к другим, так что не только иноки, но многие и из мирян имели его своим духовником. 63 года он провел в иночестве, и в 1478 году скончался 83 лет от роду. Мощи его почивают открыто в приделе главного храма его обители.

Мученики Стефан и Петр


Мученики Стефан и Петр пострадали в Казани в XVI веке. Оба они были татарами, обратившимися в христианскую веру.

Святой Стефан, когда пришел ко Христу, был уже пожилым человеком. Пожелав креститься, он явился к соборному протоиерею и сказал: «30 лет я болел ногами, так, что не мог твердо стоять на них. Когда же власть Московского царя стала сильной в нашей стороне, и с нею стал известен Бог христианский, я начал думать: велик Бог, в которого веруют христиане; Он может дать здоровье и моим ногам, буду же веровать Ему и крещусь. И внезапно в день решимости моей ноги мои стали здоровы. Теперь я пришел исполнить обещание, крестите меня».

На что протоиерей заметил ему, что соотечественники могут заставить его возвратиться к магометанству, но Стефан отвечал, что готов терпеть все за Христа. Так он был крещен.

Примерно в это же время принял Святое Крещение и Петр. Обстоятельства его обращения не известны. После вывода русских войск из Казани вспыхнуло восстание. Имея возможность бежать, св. Стефан принял решение остаться в городе, и за твердость в христианской вере был изрублен на части, тело его разметали, дом разграбили.

Петра же родные забрали домой: отец и мать, братья и сестры, дальние родственники, друзья, знакомые – все пытались его склонить к отречению от христианства. При этом они называли его прежним мусульманским именем, на что св. Петр им отвечал: «Во Святом Крещении дано мне имя Петр, а не то, каким вы меня называете». Видя его непреклонность, семья отдала его на истязания. Пытки, которым подвергали святого, продолжались несколько дней, но до самой смерти святой повторял: «Я христианин».

Преподобный Серапион

Преподобный Серапион происходил из знатного татарского рода. Был пленен во время взятия Казани. Оказавшись в плену, Турнас, в числе многих прочих пленных, доставленных в Москву, изъявляет просьбу сподобить его Таинства Крещения. О причинах, побудивших его к тому, доподлинно ничего не известно. В особо стесненных обстоятельствах человеку бывает проще принять решение, переворачивающее всю его жизнь. Приняв крещение, он так полюбил Христа, что решился оставить мир и посвятить себя иноческой жизни. На пустынном берегу озера Коже он встретил подвижника Нифонта и остался жить с ним. Пищей для отшельников служили трава и ягоды. Когда узнали о подвижниках, то начали являться к ним люди, желавшие подвизаться под их руководством. Собралось достаточное количество пустынников, и тогда начали хлопотать о построении обители. Скоро Нифонт умер, и святой Серапион уже один устроил обитель в 1590 г. Скончался он в 1611 г., оставив после себя монастырь с 40 иноками.

В настоящее время мощи преподобного Серапиона почивают под спудом в возрождённом после 80 лет запустения Богоявленском Кожеозерском монастыре.

Петр Ордынский, Ростовский царевич

Когда св. Александр Невский стал великим князем, то первой его заботой было восстановление разоренной татарами Руси. В самой Золотой Орде он учредил, с разрешения хана, епархию для русских пленников и главным его помощником был епископ Ростовский Кирилл. Во время посещений Орды этот святитель исцелил сына хана Берке и своими повествованиями о вере христианской обратил в нее племянника хана. Когда владыка Кирилл покинул Орду, новообращенный царевич последовал за ним. В Ростове, еще со времен вел. кн. Константина, богослужения совершались с особыми благовониями, причем на одном клиросе пели на славянском, а на другом на греческом языке. Глубоко поразило все увиденное царевича. Он принял крещение с именем Петр. После кончины святителя Кирилла в 1261 году, царевичу Петру явились святые апостолы Петр и Павел и вручили ему серебро и золото для основания монастыря. С благословения нового Ростовского епископа Игнатия, новый монастырь, во имя святых апостолов, был создан на озере Неро. Царевич Петр женился на знатной татарской девице, проживавшей в Ростове со своими родителями, и имел многочисленное потомство. Он дожил до глубокой старости и принял перед кончиной постриг в Ростовском Петропавловском монастыре.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.