Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Иерей Сергий Тарасов, Благочинный Югорского благочиния. Сретение Господне

  • Рецепты от бабы Вари

  • 10-летие учреждения московского Подворья Православной Церкви в Америке

  • Визит на Алтай

  • 29 октября - осенний святительский день

  • Празднование 250-летия со дня рождения преп. Серафима Саровского

  • 14 (1) августа начинается Успенский пост. Как проводить дни Успенского поста

  • Рождественский пост

  • Праздник славянской письменности и культуры

  • Пятидесятница - день рождения Церкви

  • Вознесение Господа нашего Иисуса Христа

  • Постимся постом приятным

  • Иерей Евгений Пуртов. Пост - мать благочестия

  • Наступил великий пост. Интервью с Высокопреосвященнейшим Димитрием, архиепископом Тобольским и Тюменским

  • О соблюдении Рождественского поста

  • Торжества в Америке

  • 19 декабря - праздник святителя Николая Чудотворца

  • Еще раз про рождественский пост

  • Введение во храм Пресвятой Богородицы

  • Рождественский пост - средство стяжания любви и милосердия

  • Успенский пост

  • Традиционный Крестный ход на День святой троицы в Тюмени

  • Петров пост

  • Пасха в Чечне

  • Пасха в Чечне

  • Вознесение Господне

  • Пасха - светлое Христово Воскресение

  • Пасха - главный праздник года

  • Масленица веселая

  • Как провести Великий Пост

  • Рождественские радости

  • Календарь постов на 2002 год

  • Праздники декабря

  • Пост - деятельное начало

  • Сретенье Господне

  • Рождественский пост

  • Покров

  • Митр. Антоний: Сретенье

  • Рождество Христово

  • Петров пост

  • Как праздновать Рождество

  • День богоявления

  • Вознесенье Господне

  • Еще раз про Рождественский пост


         Рождественский пост по строгости приближается к Петровскому. Во все дни, кроме среды и пятницы, разрешается растительное масло. Рыбу едят по большим праздникам и в субботы и воскресенья.

         Накануне Рождества (24 декабря/6 января) - день Навечерия Рождества Христова, или Рождественский сочельник ("сочевник"). Для более достойного приготовления к празднику Церковь усиливает предшествующий сорокадневный пост и предписывает в сочельник строгий пост, т.е. запрещается есть до окончания службы или, как говорили в народе, "до звезды", после чего впервые принимают пищу - едят сочиво: размоченные или вареные зерна пшеницы или ячменя, политые медом.

         В более древние времена сочиво называли "коливом" - это та же пшеница с медом и сладкими овощами. Готовили также "узвар" (взвар) из сухих яблок, груш, слив, изюма или вишен. Кутья и взвар - основные, традиционные блюда Рождественского сочельника. Кутью с медом в древности готовили для оглашенных, которые намеревались креститься в праздник Рождества Христова и готовились к таинству постом, а после крещения вкушали мед - символ сладости духовных даров.

         В России существовал обычай после вечернего богослужения (службы навечерия) приступить к рождественской вечере всей семьей. Перед началом вечерней трапезы обыкновенно зажигали лампаду у иконостаса, ставили свечи, читали молитвы, а затем уже принимались за еду. Кутью не везде готовили одинаково. Во Владимирской губернии ее делали на меду из овсяных зерен; в Архангельской губернии к рождественской вечере кутью готовили в виде жидкой каши из обдирного ячменя, пшеницы, отваренной в воде, подслащенной медом, называемой "сытою"; в Калужской губернии для кутьи брали сырой ячмень, толкли и приправляли его медом, а потом ставили в печь париться в закрытой посуде. В других губерниях, там, где это было возможно, варили рис с изюмом, наподобие поминальной кутьи. Кутья и взвар, сами по себе постные кушанья, предваряли постную же еду. И этого очень строго придерживались крестьяне. Например, в Орловском уезде Вятской губернии в сочельник стряпали "мусники". Их готовили так: ржаную муку замешивали на воде и раскатывали на тоненькие сочни, на них клали яровое квашеное тесто и пекли в печи. В Сарапульском уезде после вечерни тоже ели пресные сочни и кутью, приготовленную особым способом: конопляное семя толкли и пропускали сквозь сито, полученное "постное молоко" смешивали с ячменной кашей. В Енисейской губернии сибиряки в рождественский сочельник "в вечерю" ели хлеб, капусту с квасом, тертый горох. Хлебное сусло, переваренное с зернами пшеницы и сушеными ягодами черемухи, подавали как кутью. До вечери соблюдали пост строго: "Добры люди хлеба не едят". Есть начинали после службы, когда появится "вечорошна звезда".

         В сам праздник Рождества Христова независимо от того, на какой день недели он приходится, можно есть всякую пищу. К празднику готовили разнообразные блюда в зависимости от традиции в каждой местности. Наиболее часто делали блюда из свинины: щи, холодец (студень), колбасу, ветчину. Н.И.Костомаров сообщал, что еще в Древней Руси многие откармливали свиней в течение года, а перед праздником Рождества кололи. Последние ярмарочные торги перед Рождеством бывали особенно многолюдны, на них закупали к празднику все необходимое: муку для пирогов, пшеницу, солонину, бычьи ноги и губы на студень.

         Надо сказать, что Рождественский пост не ограничивался лишь постной пищей: запрещалось петь и плясать, напиться пьяным тоже считалось грехом.

         За Рождеством наступают святки - дни радости о воплотившемся Спасителе, поэтому с 25 декабря до 4 января (по старому стилю) в среду и пятницу поста нет. Принято считать, что святочные дни отличались широкими гуляниями и разгулом, но это не вошло в культуру русских повсеместно. В Нижегородском крае, например, после Рождества начинались посиделки, но они имели не праздничный характер: игр не затевали, девушки занимались рукоделием, пели песни, к ним заходили парни. Посиделки продолжались до Великого поста.

    Сочиво из пшеницы с сытой

    Стакан зерен лущеной пшеницы (можно пшеничной крупы) залить холодной водой, варить до размягчения и откинуть на дуршлаг. Мед развести водой 1:2 и этой смесью (сытой) залить пшеницу, поставить на слабый огонь, довести до кипения и охладить.

    Сочиво из риса с миндалем и изюмом

    Перебрать и тщательно промыть рис. Залить его водой, довести до кипения, откинуть на сито, облить холодной водой, снова положить в кастрюлю и варить в большом количестве воды до мягкости. Откинуть на сито и остудить. Миндаль ошпарить кипятком, очистить от шелухи, порубить и истолочь в посуде, предназначенной для кутьи. Добавить сахар, подлить немного холодной кипяченой воды, размешать, соединить с подготовленным рисом, изюмом, предварительно вымытым, ошпаренным и обсушенным. Если вместо caxapa используется мед, то развести его в пропорции 1:2. Перемешать, придать форму полусферы, слегка посыпать сахарным песком. Пропорции продуктов выбираются по вкусу.

    Сочиво из риса с вареньем

    Сварить рис и положить в него стакан ягод и фруктов, взятых из варенья, но без сиропа. Подлить немного сладкой кипяченой воды.

    Икра свекольная с яблоками

    Свеклу сварить и натереть на терке, добавить натертое яблоко и чеснок. Заправить растительным маслом, сахаром, солью, соком лимона.

    Салат из стручковой фасоли

    Отваренные стручки фасоли переложить в салатник, добавить соль, молотый красный перец, мелко нарезанный репчатый лук, полить уксусом, растительным маслом и перемешать. Сверху посыпать мелко нарезанным укропом.

    Суп из овсяной крупы с черносливом

    Перебрать и промыть овсяную крупу, залить горячей водой (2,5л), поставить на огонь и варить, время от времени снимая пену. Когда крупа будет совершенно мягкой, а отвар станет густым, протереть его через сито или дуршлаг и посолить. Отварить в небольшом количестве жидкости хорошо промытый чернослив, выложить его в тарелки и залить горячим овсяным отваром. Сахар и корицу добавить по вкусу.

    Также можно использовать вместо чернослива изюм, сушеные яблоки или груши. 1 стакан овсяной крупы, 1 стакан чернослива.

    Голубцы с овощами и рисом в маринаде

    Белокочанную капусту без кочерыжки отварить в подсоленной воде до полуготовности, после чего вынуть из воды, охладить и отделить листья, а черешки слегка отбить тяпкой. Для приготовления фарша пассировать репчатый лук с мелко нарезанной морковью, смешать с отваренным рассыпчатым рисом и нарезанной зеленью. На подготовленные листья уложить фарш, свернуть лист в форме конверта, положить на смазанный растительным маслом противень, смазать сверху растительным маслом и обжарить в духовом шкафу до образования румяной корочки. Обжаренные голубцы залить овощным маринадом с томатом, добавив горячую воду, и тушить 10-15 минут. Затем охладить. Для маринада натереть морковь на терке, мелко нарезать лук, пассировать на растительном масле, затем добавить томатную пасту и жарить еще 3-5 минут. Пассированные овощи развести водой, добавить уксус, сахар, специи и тушить в закрытой посуде 15-20 минут. В конце варки в маринад положить соль по вкусу.



    ИСКОМОЕ.ru
    православная
    поисковая
    система
    Русская неделя - интернет-журнал о современной православной культуре
    Sudba.net - Портал православных знакомств Сербская Православная Церковь в Голландии Рейтинг ресурсов "УралWeb"
    Современные сказки Религия и СМИ

    Официальный сайт Тобольской митрополии

    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии

    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"

    Православный Сибирячок

    Сибирская Православная газета 2017 г.