|
||
|
Иерей Сергий Тарасов, Благочинный Югорского благочиния. Сретение Господне 10-летие учреждения московского Подворья Православной Церкви в Америке Празднование 250-летия со дня рождения преп. Серафима Саровского 14 (1) августа начинается Успенский пост. Как проводить дни Успенского поста |
Вознесенье Господне Прошли радостные и светлые дни Пасхи Христовой. Прекра тилась победная песнь божественному восстанию Спасителя. И ныне воскресший Господь оставляет Своей плотью землю и возносится на небо. Св. евангелисты повествуют, что воскресший Господь неоднократно и в разных местах являлся Своим ученикам, тем, кто Его искренне любил, был близок душой к Нему, и беседовал с ними. Сегодня св. Апостолы собрались в Иерусалиме на последнюю встречу со своим Божественным Наставником. Многолюдный город погрузился в свою обычную житейскую суету. Видимо, он удовлетворился ложной вестью, что Христос не воскрес, а скрыт учениками, ибо смерть не отдает тех, кого поглотила. Книжники и фарисеи, распинатели Христа, постарались забыть слова псалмопевца Давида, что "врата смерти" "во власти Господа Вседержителя" (Пс. 67, 21). Забыли и то, что предсказывал Господь устами прор. Осии, задолго до Своего пришествия на землю: "0т власти ада Я искуплю..., от смерти избавлю... Смерть! Где же твое жало? Ад! Где твоя победа?" (Ос. 13, 14). С совершенно иным духовным устроением собрались в скромной горнице св. Апостолы: их помыслы сосредоточились на ожидании своего Учителя. И вот вдруг среди них стал "Сам Иисус... и сказал им: мир вам" (Лк. 24, 36). Началась последняя беседа... Чем характерны бывают такие беседы? - Тем, что в них обычно подводится итог прожитому и даются наставления, благословения тем, кто будет продолжать жить и трудиться. Так поступил и Господь: Он воспроизвел перед учениками длинный ряд ветхозаветных пророчеств о Нем, показал их исполнение в Его жизни, страданиях, воскресении и сказал, что отныне должно возвещаться "во имя Его" покаяние и прощение грехов "во всех народах". "Вы же, - продолжил Он, - свидетели сему" (Лк. 24, 44-48)... Приближался час прощанья. Божественный Учитель вывел Своих учеников из города и повел к Вифании на Елеонскую гору. Сюда, в дни Своего земного подвига, Спаситель любил восходить для уединенной молитвы. А теперь Он идет сюда с Апостолами, чтобы на этом же месте расстаться с ними. Господь оставляет им последнее завещание никуда не отлучаться из Иерусалима, но ждать обещанного Духа Святого, Который скоро сойдет на них и пребудет в Церкви до скончания века, будет укреплять, утешать и спасать всех, кто, внимая гласу Апостолов и их преемников - священнослужителей, пойдет за Христом Спасителем. Речь Господа закончилась. Он поднял Свои руки, благословил учеников и, продолжая благословлять, поднялся в небесную высоту (Лк. 24, 49-51). Ученики с грустью смотрели на Возносящегося. Облако уже "взяло Его из вида их" (Деян. 1, 9), а они продолжали грустить и смотреть. Но вот являются им два Ангела и возвещают им радостную весть: "Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Деян. 1, 11). Это явление и эта весть весьма утешили св. Апостолов, ибо они воочию убедились, что продолжают оставаться под тем же, особенным, покровом и попечением Божиим, каким пользовались при жизни Учителя, что Вознесшийся на небо не был один, когда благословлял их и отдалялся от них, а что здесь же было множество иных невидимых зрителей таинства домостроительства нашего спасения и что эти зрители будут участниками и помощниками в их предстоящем подвиге. Поэтому-то они, пережив минуты грусти, как повествует св. Евангелист, "возвратились в Иерусалим с великой радостью" (Лк. 24, 52). Так преславно закончилось земное служение нашего Спасителя. Он совершил все, что необходимо было для нашего спасения: открыл тайны Царствия Божия, разрушил узы зла, победил смерть, даровал возможность жизни вечной. И теперь Он восходит в вечную славу, туда, где был вечно. Туда, на небо, в место селения нашего Спасителя, и мы, дорогие отцы, братья и сестры, должны устремлять свой ум и сердце, если мы считаем себя верными Его учениками и последователями. Наше вечное отечество там, куда взошел Господь наш Иисус Христос со Своей прославленной плотью. Своим вознесением Он ясно указал нам, что мы должны жить здесь на земле для неба, устроять свою жизнь так, чтобы она была шествием к небу. А для этого нужно как можно больше, чаще думать о небе. Все начинается у нас с мыслей. Если наша мысль долго и постоянно занята каким-либо предметом, то этот предмет становится нам все ближе и ближе, все глубже и глубже входит он в нашу душу и заполняет ее собой: им мы радуемся, живем, о нем говорим. Точно так бывает с человеком и тогда, когда он часто возносится своей мыслью на небо: он постепенно отрывается от всего греховного, возвышается над ним и становится легким на совершение добра - становится небесным. "Мудрствовать горняя, - размышляет св. митрополит Московский Филарет, - это значит горнего, т.е. небесного, или иначе духовного и божественного, желать, о небесном думать, небесное делать, или, по изречению Евангельскому, делать дела Божии, небесное иметь в намерении, в небесном полагать блаженство"." Уже из сказанного следует, - но и еще подчеркнем, что мысль о небе, о вечности вовсе не требует полного отрыва от наших земных дел. Мы существа не духовные, а духовно-телесные. И пока живем в теле, мы несем на себе определенные обязанности семейные, общественные. Но все это мы должны исполнять под знаком вечности, с мыслью о небе, с верой и надеждой на Бога, а потому - с полной отдачей своих сил, без ропота, без зависти и, тем более, без клеветы. Вечность достигается человеком только через земной подвиг - через подвиг молитвы, совершения добра, через служение Богу и людям. Мысль о небе в жизни истинного христианина - это великая духовная сила, помогающая ему и зовущая его полагать уже здесь, на земле, начало райской жизни с ее благами и радостями. Зная, что за всякое дело нужно будет дать ответ в вечности перед судом Божиим, он старается не допускать какого-либо проступка, нарушающего волю Божию или причиняющего вред ближнему - образу Божию. Если мы так будем думать и жить, то удостоимся взойти на небо, "куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека" (Евр. 6, 20). Обратим же свой ум и сердце к небу, вступим на путь ко Спасителю, пока Он благословляет нас с Елеонской горы и зовет в обители Своего Небесного Отца! Вознесшийся на небо, Христе Боже наш, вразуми нас Своей благодатью и направь нас к Твоему Небесному Царствию! Аминь. К.Е.Скурат | |||||||||||||