Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Иерей Сергий Тарасов, Благочинный Югорского благочиния. Сретение Господне

  • Рецепты от бабы Вари

  • 10-летие учреждения московского Подворья Православной Церкви в Америке

  • Визит на Алтай

  • 29 октября - осенний святительский день

  • Празднование 250-летия со дня рождения преп. Серафима Саровского

  • 14 (1) августа начинается Успенский пост. Как проводить дни Успенского поста

  • Рождественский пост

  • Праздник славянской письменности и культуры

  • Пятидесятница - день рождения Церкви

  • Вознесение Господа нашего Иисуса Христа

  • Постимся постом приятным

  • Иерей Евгений Пуртов. Пост - мать благочестия

  • Наступил великий пост. Интервью с Высокопреосвященнейшим Димитрием, архиепископом Тобольским и Тюменским

  • О соблюдении Рождественского поста

  • Торжества в Америке

  • 19 декабря - праздник святителя Николая Чудотворца

  • Еще раз про рождественский пост

  • Введение во храм Пресвятой Богородицы

  • Рождественский пост - средство стяжания любви и милосердия

  • Успенский пост

  • Традиционный Крестный ход на День святой троицы в Тюмени

  • Петров пост

  • Пасха в Чечне

  • Пасха в Чечне

  • Вознесение Господне

  • Пасха - светлое Христово Воскресение

  • Пасха - главный праздник года

  • Масленица веселая

  • Как провести Великий Пост

  • Рождественские радости

  • Календарь постов на 2002 год

  • Праздники декабря

  • Пост - деятельное начало

  • Сретенье Господне

  • Рождественский пост

  • Покров

  • Митр. Антоний: Сретенье

  • Рождество Христово

  • Петров пост

  • Как праздновать Рождество

  • День богоявления

  • Вознесенье Господне

  • Праздники декабря

         ДЕКАБРЬ – СТУДЕНЬ В народном представлении декабрь был переломным временем года, своеобразной его вершиной, в дни зимнего солнцестояния (солнцеворота), разделяющим его на тёмную и светлую половины. Декабрь, как своеобразная «полночь года», назывался в народе хмурень, но чаще — студень, стужала — из-за обыкновенных в эту пору стуж и морозов.

         1/14 Пророка Наума (VII до Р. Хр.)

         Его наш народ почитает помощником в умственных и механических занятиях, отчего он и называется Грамотником. В прописях и азбуковниках XVII в. можно читать следующую краткую молитву к пророку Науму о его содействии занимающимся науками: «Святый пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостию добре руководствию навыкати». В одном из «Азбуковников» XVII в. замечено: «Обычай есть многим (учащимся) совершати молебны свв. бессребреникам Косме и Дамьяну и св. пророку Науму и Ангелу своему, его же святаго тезоименитство имать». С этого дня в сельскохозяйственном быту наших предков появлялась возможность для обучения детей, и по этому поводу даже сложился весьма любопытный обряд посвящения в ученики.

         Для этого заранее условливались с приходским дьячком или другим лицом. Все семейство отправлялось в церковь, где после обедни служили молебен, испрашивая благословение на отрока. Учитель являлся в назначенное время в дом родителей, где его встречали с почетом и ласковым словом, сажали в передний угол с поклонами. Тут, держа сына за руку, отец передавал его учителю с просьбами научить уму-разуму и за леность угощать побоями. Мать, по обыкновению, стоя у двери, должна была плакать. Иначе худая молва пронеслась бы во всем околотке. Ученик, приближаясь к учителю, обязан был сотворить ему три земных поклона. Так установлено было нашими предками. После этого учитель ударял осторожно своего ученика по спине три раза плеткой. Мать сажала своего сына за стол, вручала ему узорчатую костяную указку, учитель развертывал азбуку, и начиналось велемудрое учение: аз-земля-ер-аз. Мать усугубляла свой плач и умоляла учителя не морить сына за грамотой. На одном азе оканчивалось первое учение. Учителя после трудов угощали, чем Бог послал, и дарили подарками. Отец награждал учителя платьем или хлебом, мать — полотенцем от своих трудов. Проводы и угощения продолжались до ворот. На другой день ученика отправляли к учителю с азбукой и указкой. Матушка снаряжала с сынком огромный завтрак и подарок для учителя, который состоял из домашних птиц. Иногда это мог быть большой горшок каши, густо усыпанный монетами.

         Объяснения, почему этот обычай приурочен к имени и дню св. Наума, напрасно мы стали бы искать в жизни этого угодника. В Ветхом Завете, правда, существовали со времён пророка Самуила пророческие школы, но проще всего обычай этот объясняется тем, что зимнее время есть самое сподручное и свободное для занятий сельских детей книжным делом. Естественно также, что при мысли о занятии наукой — делом умственным — кто-либо из наших простодушных начетников мог подумать, что самое имя пророка — Наум имеет отношение к образованию ума, потому и сложились в народе поговорки: «Батюшка Наум, наведи на ум» или: «Один пророк Наум наводит на ум». В этой последней поговорке кроется вера народа в то, что не только со дня св. Наума, но и по всякое время года хорошо начинать учить детей с молитвы этому пророку.

         6/19 Свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца (345)

         О степени почтения к этому святителю в церкви православной вообще можно судить по тому, что ему по четвергам в каждую неделю положена особая служба наряду с апостолами. Этим главным образом объясняется тем, что русские люди издревле с особенным усердием чествовали св. Николая и чаще, чем к другим святым, обращались к нему с молитвой.

         Древние наши калики перехожие в одном из своих стихов поют про св. чудотворца Николая, что он — чудотворец, Богом силен, он всем помощник. Подобным образом и нынешние малороссийские старцы поют в своих стихах о св. Николае Чудотворце:

    Ой! хто, хто Миколая любит,
    Ой! хто, хто Миколаю служит,
    Тому святый Миколае
    На всякий час помогае.

         В «Сказании о святых» святителю Николаю полагается даже особая молитва о заступлении от всяких бед и несчастий. Исстари ни одному угоднику в православной Руси не воздвигалось столько храмов и приделов, как св. Николаю Чудотворцу, а имя св. Николая является до сих пор одним из употребительнейших имён, какими только привыкли украшать себя русские. 0браз св. Николая можно постоянно встретить почти во всех православных русских домах. Пред ним русский человек молится о помощи во всех более или менее трудных обстоятельствах своей жизни; пред ним же он заявляет часто свои самые простодушные желания и надежды.

         Простолюдины русские говорят о св. чудотворце Николае: «Нет за нас поборника супротив Николы», «Попроси Николу, и он скажет: “Спасу”», «Оставил вор на дороге — Никола подбери». Сознавая особенную близость и покровительство св. чудотворца Николая, русский народ замечает о нем: «Всем богам по сапогам, а Николе боле, что ходит боле», или: «От Холмогора до Колы тридцать три Николы», или еще: «Благому чудотворцу Николаю два праздника в году, а Касьяну немилостивому один в четыре года»; «Что криво и слепо, то Николе свету» и т. д.

         Столь глубокое уважение русских людей к святителю Николаю, объясняемое главным образом, как мы заметили, ежедневною службой ему, дошедшей к нам из Греции, поддерживается еще сказаниями о его чудесах и жизни.

         В «Четьи-Минеи» замечается, что он «многа великая и преславная чудеса сотвори на земли и на мори, в бедах сущим помогая, и от потопления спасая, и из глубины морская на сухо износя, от тления восхищая и принося в дом, от уз и темниц избавляя, от мечного посечения заступая, и от смерти свобождая, многим многая подаде исцеления: слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание. Многих в убожестве и нищете последней страдающих обогати, гладным пищу подаде, и всякому во всякой потребе готовый помощник, теплый заступник и скорый предстатель и защитник показася, и овым такожде призывающим его помогает и от бед избавляет. Весть великаго чудотворца сего,— заключает описатель его жизни,— восток и запад, и все концы земнии ведят чудотворения его». В частности, в сказаниях о чудотворце Николае заключается весьма много случаев, в которых этот св. угодник является помощником людей в самых затруднительных житейских обстоятельствах.

         По этой причине, не раз испытав на себе благодетельную помощь этого Угодника Божия, предки наши естественно сочли его ближайшим своим поборником и заступником во всех трудах и скорбных обстоятельствах своей жизни.

         Так свт. Николай отличался во время своей жизни открытостью в защиту угнетаемой невинности и прямотой в защиту православной веры, решительностью в спасении погибающих и смелым заступничеством за неправедно осуждённых и гонимых. Эти качества особо близки открытой, смелой, простой и доброй русской натуре. Даже самый лик Николая Угодника в глазах русского человека был очень привлекательным и достойным уважения. Известны, например, случаи во времена петровских гонений на бороды, когда простолюдины наши после бритья забирали бороды с собой, велели потом положить эти бороды с ними в гроб, дабы на Страшном Суде засвидетельствовать перед св. Николаем свою веру.

         Многочисленные народные легенды (например, о купце Садко, о св. Николе Можайском, о соперничестве св. Николая и Пророка Илии по делу одного крестьянина и др.) говорят о чистосердечном, простодушном и близком отношении простого верующего люда к Николаю Чудотворцу.

         Святитель Николай почитается у нас хранителем не только вообще от всех бед и несчастий, но особенно помощником в плаваниях. Русские мореходцы почти всегда имели икону этого угодника и в случае опасности выносят ее на палубу, умоляя его об избавлении от кораблекрушения и бури. И «раб Господень, — говорится в «Четьи-Минеи»,— морю и ветрам повелеваше и послушливы ему бываху».

         Ko дню 6 декабря в честь св. Николая приурочены были в старину так называемые братчины. О братчинах встречаются весьма частые упоминания в летописях и других древних наших памятниках, где братчины, совершавшиеся на празднике св. Николая, получили название Никольщины.

         С особою торжественностью в старину совершались Никольщины во время храмового праздника в честь св. Николая. Тогда наши предки собирались в церковь, служили св. Николаю молебны, ставили сообща этому угоднику большую свечу и затем заключали свои собрания угощениями и весельем.

         9/22 Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы

         В народно-русском быту во многих местах день зачатия св. Анны празднуется беременными женщинами. Как видно, основанием такого обычая у наших простодушных матерей послужило простое сближение своего состояния с состоянием св. Анны, зачавшей св. Деву Марию. Беременные женщины, имевшие послабление на Рождественский пост, всегда в этот день постились.

         17/30 Пророка Даниила и трёх отроков: Анании, Азарии и Мисаила (600г. до Р. Хр.)

         В старину этот день называли Даниловым днём, а поскольку он предпоследний в месяце декабре, то обычно приговаривали: «Даниил декабрь поторапливает». В ребячьей среде бытовал в этот день обычай разыгрывать «Пещное действо» – своеобразную театрализацию известного библейского рассказа о Данииле-пророке и трёх отроках, брошенных язычниками в печь, но милостью Божией чудесно в ней сохранённых и вышедших невредимыми.

         Для такого маленького спектакля дети наряжались в воинов - халдеев (надевали красные платья) и вводили избранных трёх отроков в импровизированную печь. Затем пели переделанные на свой лад богослужебные песни, призывая Господа Бога спасти их. Вдруг дверцы печи открывались и “спасённые чудом” отроки выходили.

         «Пещное действо» организовывалось и готовилось самими детьми, а потому очень им нравилось и с неподдельным интересом воспринималось старшим поколением. До Рождественских Святок остаётся чуть более недели, и взрослые тоже понемногу готовятся к празднику: устраивают «вертеп», собирают средства на устройство «звезды», разучивают «Виноградье» и т.д.

         19/1 Мч. Вонифатия (290), прп. Илии Муромца, чудотворца Печерского (1188). Начало гражданского новолетия Св. мч. Вонифатий широко известен в нашем народе как целитель от недуга пьянства и от винных запоев. Основание к такому убеждению даёт его «Житие», где замечено, что св. Вонифатий сам первоначально страдал от недуга пьянства: «в нечистоте валяшеся и пьяница бяше». Но потом, оставив свою страсть, «имене Господня исповедник и страдалец славен показася». Страсть к винопитию, как свидетельствует история, к сожалению, издавна была бичом нашего народа. Она сокрушала здоровье сильных людей, расстраивала семьи, повергала одержимых ею в тяжкие грехи и пороки. И не вино, пиво или меды были виноваты в человеческом падении. Они в некоторых случаях не только полезны, но как продукты питания и лекарства даже необходимы. Причиной пьянства и связанного с ним безобразия всегда была человеческая непомерность. Многим известно, что обычай праздновать Новый год 1 января ввёл Пётр I, но не все знают, какую заповедь в то же время дал помогавший Петру святитель Воронежский Митрофан:

         «Употреби труд, храни мерность - богат будеши,воздержно пий, мало яждь - здрав будеши, твори благо, бегай злаго - спасен будеши».

         Особенно следует помнить это «Правило мудрых мужей» в праздничные дни, поскольку духовная радость в невоздержных душах легко может обезобразиться, превратиться в страсть, и, таким образом, получится не праздник, а мука. К сожалению, так нередко случается и в день св. мч. Вонифатия, когда мы вступаем в новый год по календарю гражданскому. До 26 января 1918 года, пока в России сохранялся юлианский календарь, встреча нового года приходилась на Святки. Теперь же мы называем этот день «старым» или «петровским» Новым годом и встречаем новолетие за неделю до Рождества. Православные христиане делают это, не нарушая поста, но люди суеверные, думая, что проведённый в удовольствиях первый день наступающего года есть признак его дальнейшего благополучия, предаются разного рода излишествам. Однако, ещё св. Иоанн Златоуст обличал эту глупость. Он призывал таких проявить своё благочестие в молитвенной встрече Нового года, на что Господь непременно ответит благословением и помощью во всех делах. С этой целью по всем храмам нашей Церкви 1 января совершаются молебные пения на гражданское новолетие.

    Иерей Евгений Пуртов



    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.