Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Иерей Сергий Тарасов, Благочинный Югорского благочиния. Сретение Господне

  • Рецепты от бабы Вари

  • 10-летие учреждения московского Подворья Православной Церкви в Америке

  • Визит на Алтай

  • 29 октября - осенний святительский день

  • Празднование 250-летия со дня рождения преп. Серафима Саровского

  • 14 (1) августа начинается Успенский пост. Как проводить дни Успенского поста

  • Рождественский пост

  • Праздник славянской письменности и культуры

  • Пятидесятница - день рождения Церкви

  • Вознесение Господа нашего Иисуса Христа

  • Постимся постом приятным

  • Иерей Евгений Пуртов. Пост - мать благочестия

  • Наступил великий пост. Интервью с Высокопреосвященнейшим Димитрием, архиепископом Тобольским и Тюменским

  • О соблюдении Рождественского поста

  • Торжества в Америке

  • 19 декабря - праздник святителя Николая Чудотворца

  • Еще раз про рождественский пост

  • Введение во храм Пресвятой Богородицы

  • Рождественский пост - средство стяжания любви и милосердия

  • Успенский пост

  • Традиционный Крестный ход на День святой троицы в Тюмени

  • Петров пост

  • Пасха в Чечне

  • Пасха в Чечне

  • Вознесение Господне

  • Пасха - светлое Христово Воскресение

  • Пасха - главный праздник года

  • Масленица веселая

  • Как провести Великий Пост

  • Рождественские радости

  • Календарь постов на 2002 год

  • Праздники декабря

  • Пост - деятельное начало

  • Сретенье Господне

  • Рождественский пост

  • Покров

  • Митр. Антоний: Сретенье

  • Рождество Христово

  • Петров пост

  • Как праздновать Рождество

  • День богоявления

  • Вознесенье Господне

  • Как провести Великий Пост

         18 марта начинается Великий пост, который предваряет праздник праздников - Пасху Христову. В этом году Пасха будет праздноваться 5 мая.

         Большинство людей ныне уже не сомневается в благотворном влиянии поста на душу и тело человека. Об этом написано много книг и газетных статей. Больным людям пост рекомендуют даже светские врачи. Но все-таки часть людей, сознавая важность и полезность поста, не находит в себе сил, чтобы поститься по-настоящему. Как выясняется из бесед с ними, пренебрежение постом, при осознании его полезности, является следствием равнодушного отношения к другим людям, следствием оскудения в сердце любви. Многие относятся к посту лишь как своего рода диете и прибегают к нему только тогда, когда им плохо, когда у них не складывается личная и семейная жизнь. То есть прибегают к посту лишь по личным эгоистичным побуждениям. При этом, постясь, они думают, что тем самым приносят какую-то особую жертву Богу, в ответ на которую Господь им дарует телесное и душевное здоровье, личное и семейное счастье. Но такая мотивировка поста совершенно неправильна.

         «К чему Мне множество жертв ваших»? — спрашивает Господь (Ис. 1,11). «Вот в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других» (Ис.58,3-4). «Жертва Богу — дух сокрушенный; сердце смиренно и сокрушенно Бог не уничижит...» (Пс. 50,19).

         Так для чего же тогда Церковью на протяжении года установлены посты? Почему большая часть дней в году постные?

         Блаженный Августин говорит: «Если вас спросят: для чего вы поститесь и мучаете себя? отвечайте: бешеную лошадь, которую нельзя укротить уздою, необходимо усмирять голодом и жаждою».

         В этом ответе содержится самая правильная мотивировка поста. Пост — это не жертва Богу (как считают католики, иудаисты, язычники), а это средство (узда) для обуздания нашей самолюбивой, злой, своекорыстной, завистливой души и плоти. Пост, подобно хорошо подобранной врачом мази, вскрывает и очищает на теле нашей души греховные гнойники и нарывы. Строгий пост утончает нашу душу, делает более способной для восприятия дара любви.

         «Вот пост, который Я избрал, - учит Господь, - разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу.., раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся » (Ис. 58, 6- 7).

         Именно по причине греховных гнойников и язв, которыми поражены все без исключения, люди часто пренебрегают, недооценивают и гнушаются нами, а мы гнушаемся ими. Из-за них бывают все личные и семейные скандалы и драмы.

         Основная проблема ныне в том, что большинство людей, которые воспитывались в довольно благополучные атеистические 60-80 годы, не чувствуют на себе этих греховных гнойников и ран. В их плоть и кровь впитались советские гуманистические лозунги: «Человек - это звучит гордо», «Человек—мера всех вещей», «Мы — самые хорошие, а все другие люди плохие», «Будет хлеб - будет и песня».

         Так мыслит пока еще большинство воспитанных на ложных коммунистических и материалистических идеях людей. Люди не приучены искать причину всех бед не в других людях, а в самих себе. Они не подозревают, что других людей, даже если они творят зло, пренебрегают нами, завидуют, осуждают, поносят, обманывают, надо учиться любить. Так же, как мы любим родных и близких, которые при тяжелой болезни, страдая от сильной боли, иногда кричат и злословят нас. Полюбить других людей, даже при виде их злых греховных недостатков и язв, искоренить из своего сердца злобу по отношению к другим как раз помогает пост.

         Итак, если мы согласны с таким ответом на первый вопрос, для чего нужно поститься, легко будет найти ответ и на второй вопрос: как правильно поститься?

         Пост как лекарство для обуздания сидящего внутри нас злого, гордого и самолюбивого «Я» требует соответствующей дозировки. Наиболее идеальная та дозировка, которая установлена богослужебным уставом Церкви. Она дается в православном церковном календаре.

         Индивидуальная дозировка поста опять же зависит от меры нашей любви к другим людям. Чем больше в нашем сердце страстей гордыни, злобы, зависти, блуда по отношению к другим людям, тем больше требуется пищи для восстановления затраченной энергии по удовлетворению этих страстей. Чем чище наше сердце, чем больше в нем мира и любви, тем меньше наше тело нуждается в телесной пище. Вот почему великие святые, живя в пустыне, очищая свою душу от страстей, могли проводить без пищи много дней. Питались они очень скудно. В их рационе был сухой хлеб, вода, корешки растений, немного овощей. Преподобный Антоний Великий даже стеснялся принимать пищу при других. Кому приходилось бывать в монастырях, тот не мог обратить внимание на то, что при скудном рационе монастырской пищи она необыкновенно вкусная. Она намного лучше изысканных ресторанских блюд, потому что приготавливается с любовью.

         А как быть тем, которые только начинают постигать суть духовной жизни в Церкви, которые еще не увидели в себе глубокие язвы греха, а также тем, у кого слабое физическое здоровье?

         Таким людям надо начинать пост с малого. В начале необходимо поститься (не вкушать мясо, молоко) хотя бы в пятницу. Затем прибавить еще один день — среду. В период Великого поста еще более усугубить пост — попоститься первую и последнюю неделю перед Пасхой. Таким образом, пост постепенно обратится в навык. И сама душа, ради стяжания мира, любви, милосердия, будет жаждать поста.

         Кроме воздержания от скоромной пищи, надо резко ограничить просмотр развлекательных телепередач, слушание современной расслабляющей и питающей человеческую гордыню и агрессивность рок- и поп- музыки. В начале дня обязательно надо прочитывать утренние молитвы, в конце дня - вечерние (Молитвословы продаются при каждом православном храме за довольно умеренную цену). Пост и молитва — это два крыла и никак их нельзя разделять, ибо с одним крылом никуда не улетишь. Кто постится без молитвы, без примирения со своими ближними, тот может очень сильно навредить своему здоровью. Каждое воскресенье необходимо посещать храм Божий и хотя бы один раз в месяц исповедовать свои грехи и причащаться св. Христовых Тайн. В храме каждый раз как бы проводится заседание генерального штаба по спасению души, на котором внимательным людям даются важные указания и благодатные силы для претворения этих указаний в жизнь.

         И еще одно очень важное правило, которое дает постящимся Сам Господь: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры,

         ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6,16-18).

        

    Итак, пост - это в первую очередь средство для обуздания нашего гордого и самолюбивого «я». Во вторых, пост — это средство для стяжания нелицемерной любви к Богу и ближним. Кто отвергает пост, боясь за свое здоровье и указывая при этом на других непостящихся, по видимости благополучных и счастливых людей, тот тем самым выдает свое духовное нечувствие и нездоровье, равнодушие и самолюбие. Он никогда не сможет обрести в своей душе мир и спокойствие и по-настоящему полюбить других людей, даже если он прибегнет к услугам лучших психологов. При рассудительной мере и при совете с опытным священником только пост приносит душе мир, спокойствие, жертвенную любовь к Богу и ближним.

    Иеромонах Маркелл (Павук)



    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.